НАЦИОНАЛИЗМ. Н. Эберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер
Национализм — это идеология, основанная на убеждении, что народ, обладающий общими свойствами, такими как язык, религия или этничность, составляет особую политическую общность. Националисты стремятся сохранить это социальное своеобразие, чтобы защитить те социальные блага, которые являются результатом национальной идентичности и принадлежности к нации. Национализм отождествляет политическую легитимность государства с самоуправлением нации. Часто утверждается, что национализм как политическая доктрина не существовал до XVIII в. и что возникновение национальных движений совпадает с развитием наций-государств в Европе в посленаполеоновский период. Однако в конце XIX в. многие обществоведы-теоретики предполагали, что национализм будет приходить в упадок и его место займут интернационализм и космополитизм. Подобные толкования индустриального общества предполагали, что: 1) развитие торговли приведет к стиранию специфических различий между обществами; 2) конфликты будут отражаться скорее в классовых, нежели национальных идеологиях; 3) у рабочего класса сформируется приверженность к идеологии интернационального социализма. Первая мировая война, которая велась на основе националистических принципов, развеяла эти ожидания, поскольку организованное антивоенное движение не получило широкой поддержки рабочего класса. Впоследствии национализм тесно связывался с движениями за самоопределение и против империализма в третьем мире.
В наше время существуют три наиболее распространенные интерпретации национализма: 1) как романтическое движение, связанное с объединением Германии и Италии и впоследствии экспортированное европейским колониализмом в Азию и Африку; 2) как ответная политическая реакция на колониализм в обществах, в которых традиционные формы социальной организации разрушились вследствие социальных перемен, осуществленных внешним колониализмом; 3) как следствие неравномерного развития капитализма, порождающее глубокое неравенство между отдельными регионами, и стремления периферийных регионов использовать националистическую политику, чтобы добиться более равномерного распределения богатства. В качестве примера третьей интерпретации, рассматривающей национализм в развитых капиталистических обществах как реакцию на внутренний колониализм, ссылаются на шотландский национализм в Соединенном Королевстве.
Национализм часто рассматривается как искусственная, паразитическая идеология, так как во многих случаях невозможно указать ни на одну черту, свойственную всем членам общества, претендующим на принадлежность к той же нации. С этой точки зрения национализм — это миф, созданный интеллектуалами, проповедниками романтических представлений о национальном языке, народном наследии и национальной идентичности. По той же логике национализм ассоциируется с политическим экстремизмом и Ксенофобией. Однако свойственное либерализму отождествление национализма с фашизмом заслоняет политические достижения националистических движений в третьем мире, добившихся самоуправления и определенного социального прогресса.
Классическому марксистскому подходу к национализму присущи три общих положения: 1) национализм был буржуазной идеологией, так как он обслуживал классовые интересы набиравшей силу буржуазии в ее борьбе против традиционной аристократии, управлявшей, например, по принципу богом дарованного права; 2) становление нации-государства было тесно связано с экономическими потребностями раннего капитализма, но национализм обречен на упадок, поскольку поздний капитализм становится интернациональным; 3) национальная борьба была специфической формой классовой борьбы, часто называемой "внешней классовой борьбой", проходившей скорее на интернациональном, чем национальном уровне. Политические события XX в. не подтвердили правильности этих положений. Национализм часто ассоциируется также с радикализмом рабочего класса, так как националистическая политика может подразумевать социальное равенство всех членов нации. Он может также быть частью революционной социалистической борьбы за национальную автономию, против иностранного господства или внутренней эксплуатации, как, например, во время мексиканской революции 1910—1917 гг. Кроме того, не убедительно рассматривать национальную борьбу как особую форму классовой борьбы, и некоторые марксисты доказывали, что национализм следует интерпретировать как "автономную силу" в политической борьбе.
Поскольку национализм может развиваться в различных политических направлениях — к демократии, фашизму или коммунизму — и может ассоциироваться с различными классами, высказывались мнения, что общая теория национализма невозможна. Нет такой теории, которая могла бы точно указать на какой-либо социальный процесс (например индустриализацию), объясняющий возникновение всех форм национализма или определяющий сущностные и универсальные черты националистических движений. Однако этот отрицательный вывод разделяют немногие. Большинство обществоведов считают, что национализм, при всей его эмпирической сложности, имеет следующие общие черты:
1) он основан на требовании, что правительства и управляемые должны обладать культурной идентичностью;
2) культурный национализм стремится сохранить или восстановить национальное наследие, например, посредством возрождения языка в африканской стране, и подготавливает почву для политического национализма, который добивается самоопределения и политического верховенства;
3) развитие современных систем массовых коммуникаций облегчает распространение объединяющей националистической идеологии;
4) националистические идеологии весьма привлекательны для подчиненных классов, обеспечивая для них некоторую защиту от эксплуатации инонациональными группами, но обычно содержание идеологии разрабатывается маргинальными интеллектуалами, например чернокожими, которые не имели доступа в образовательные учреждения и были привлечены национализмом;
5) в XX в. национализм ассоциируется с деколонизацией и экономическим развитием обществ третьего мира и с борьбой за региональное равенство в капиталистических обществах.