Рождение штурмовой авиации СССР. В Советском Союзе всегда уважали авиаторов и гордились их достижениями
В Советском Союзе всегда уважали авиаторов и гордились их достижениями. В предвоенный период – особенно. В те годы был буквально культ летчиков. В такой обстановке в авиацию попадали действительно лучшие из лучших.
Подготовке летных кадров уделялось большое внимание. На 1937 год в стране имелось 18 летных и технических заведений, в которых училось более 20 тысяч курсантов. Будущему летчику нужно было пройти две ступени обучения: вначале пройти школу аэроклуба (здесь молодые люди получали первичный летный опыт), затем, закончить летную школу (военное училище).
После этого их направляли или в ВВС, или в гражданский флот, или в Осоавиахим, или в запас.
Немалая часть летного состава Красной Армии прошла через вооруженные конфликты в Китае, Монголии, Испании, Финляндии, где получили бесценный боевой опыт.
«Да здравствуют советские летчики». Советский агитационный плакат. 1939 год
Между тем в конце 1930х – начале 1940х годов отечественная авиация переживает острый кадровый кризис.
Его причины коренятся в жестком тоталитарном режиме, сложившемся в стране. Свою отрицательную роль сыграла чрезмерная идеологизация общества. Так 80–90% будущих летчиков набирали из рабочих или крестьян. Это оказало негативное влияние на квалификацию и интеллектуальный потенциал рядового и командного состава ВВС.
Сталинские соколы
Страшный удар по авиации нанесли репрессии. В 1937 году по политическим мотивам из ВВС был уволен каждый тридцатый, а аресту подверглось 1590 человек.
В последующие годы репрессии продолжались. Их жертвами становились преимущественно командиры, люди с большими опытом, в том числе, с боевым. Были уничтожены или заключены в тюрьмы и лагеря выдающиеся деятели авиации: председатель Главного Военного совета ВВС Яков Алкснис, теоретик авиации А.Меднис и многие другие.
На 1937 год в стране имелось 18 летных и технических заведений, в которых училось более 20 тысяч курсантов
На должности начальника штаба ВВС в эти страшные годы сменилось пять человек, и все они погибли. Сгущались тучи над героями локальных войн Я.Смушкевичем, П. Рычаговым. Их расстреляли в конце 1941 года.
По ложным обвинениям в шпионаже было арестовано большинство командиров, стажировавшихся в 1927–1932 годах в Германии. Это не позволило использовать их знания о будущем противнике.
Репрессии нанесли тяжелый удар по авиационным кадрам. Качество офицерского корпуса и генералитета в его высшем и старшем звене резко снизилось. Высшее военное образование к началу войны имели лишь 7% офицеров, 37% не имели полного среднего военного образования. К лету 1941 года около 75% командиров и 70% политработников работали в своих должностях не более одного года.
Заключенные Соловецкого лагеря особого назначения
Им придется набираться опыта в условиях войны с Германией.
Репрессии повлияли даже на тех, кого они не затронули непосредственно. Их прямым следствием стало культивирование таких качеств как косность, излишняя робость, безынициативность, отсутствие творческого подхода. А ведь эти качества не приемлемы для боевого летчика! «Излечить» эти психологические «раны» было делом непростым.
«Каждый колхоз, каждый завод летчика даст в наш воздушный флот! Плакат 1937 года»
Выводы
Уже сейчас, в преддверии рассказа о событиях Великой Отечественной войны, мы можем назвать несколько причин, тех неудач, которые постигли советскую авиацию в 1941 году.
Основу материальной части советских ВВС составляла морально устаревшая авиатехника.
Перевооружение на истребители и бомбардировщики нового поколения не было завершено.
Внедрение первоклассных штурмовиков «Ил-2» только началось, и они не смогли сыграть своей роли в начале войны.
Недооценка роли самолетов-разведчиков.
Освоение новых самолетов либо вообще не началось, либо находилось на начальной стадии.
Советский летчик. Фотография 1936 года
Резкое падение квалификации офицеров среднего и высшего звена, вызванное политическими репрессиями 1937 – 1941 годов.
Излишняя «робость» советских пилотов, как следствие политического климата в стране и тех же репрессий.