Теории происхождения государства
Возникновение государства сложный и длительный процесс. Существует множество теорий происхождения государства, объясняется различным временем их создания, разнообразием взглядов авторов и факторов ,оказавших влияние на их появление.
Основные теории:
Теологическая (религиозная ) теория
Сторонники(Фома Аквинский; Аврелий Августин)
Суть теории :государство возникло по воле Бога , его власть вечна , незыблема , свята и не зависит от воли человека. Монарх является выразителем воли Бога на земле , поэтому народ обязан ему подчиняться.
Достоинства теории :Единая роль религии в формировании государства, которая препятствует насилию , революциям , гражданским войнам ,переделу власти и собственности и способствует укреплению гражданского согласия в обществе и усилению духовности.
Недостатки теории :Ненаучна
Патриархальна теория
Сторонники(Аристотель, Филмер ,Конфуций)
Суть теории: государство возникло по модели семьи , своеобразная большая семья , состоящая из множества обычных семей. Власть правителя является продолжением отцовской власти в семье. Монарх является отцом всего народа, действует во благо подданных, охраняет и защищает их.
Достоинства теории: Частично имеет научную основу( семья , родственные кланы сыграли значительную роль в формировании ряда государств), способствует сплочению общества , почитанию государственной власти .
Недостатки теории : Прямое отождествление государства и семьи , власти монарха и отца .Монарх –представитель публичной власти , отделенной от народа ,он не является родственником подавляющего большинства населения , власть его сильно формализована , осуществляется через чиновников , подкреплена законами и опирается на аппарат принуждения.
Органическая теория.
Сторонники: ( Спенсер , Вормс )
Суть теории :государство возникает и развивается подобно биологическому организму , люди образуют государство как клетки – живой организм, государственные институты подобны частям организма , правители – головной мозг ,коммуникации-транспорт, финансы –кровеносная система, рабочие и крестьяне –руки ,ноги . Между государствами ,как в живой среде , идет конкуренция ,и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные ,а все ненужное отсекается.
Достоинства теории :Восприятие государства как единого целого , взаимосвязанного организма .Признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма. Эволюция человеческих групп частично напоминает эволюцию живых существ .Оригинальность теории.
Недостатки теории :Не все биологические законы применимы к обществу и государству. Государство является организмом социальным.
Договорная теория
Сторонники ( Спиноза , Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев )
Суть теории : В основе государства лежит общественный договор , смысл в следующем : первоначально люди находились в до государственном ( первобытном ) состоянии , каждый преследовал свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к войне всех против всех , в результате неорганизованное общество могло уничтожить само себя ,чтобы этого не случилось , люди заключали общественный договор ,в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания, в результате был создан институт согласованных интересов , совместной жизни и взаимной защиты – государство.
Люди передают ему часть естественных прав , чтобы оно соблюдало порядок и осуществляло управление.
Достоинства теории: Договоры действительно имели место , заключались договоры правителей с элитой общества ,провозглашались декларации , в которых закреплялись основополагающие права и свободы, государство регулирует отношения между людьми , наказывает преступников ,создает условия для жизни , защищает от внешней опасности ,а народ соблюдает законы , платит налоги ,выполняет воинскую и др повинности .В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и воспользоваться правом поменять власть ,путем восстания.
Недостатки теории: Общественный договор скорее идеал, т к зачастую государства возникали другими путями – войнами ,насилием .Договоры правителей с народом или передовой частью общества ,были исключением из правил, т к заключались , как правило , не добровольно , а под влиянием восстаний ,войн.
Общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов, т к оно разделено на классы , сословия , общины и враждебно относятся друг к другу.
Ирригационная теория
Сторонники (Виттфогель )
Суть теории : Государство возникло для организации ирригационных работ.
В странах Древнего Востока , земледелие было не возможно без организации орошения и массового строительства крупных оросительных систем в долинах рек.
Крестьянин индивидуалист , а также группа крестьян не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства т к для рытья каналов , строительства плотин была необходима мобилизация усилий всех людей , живущих вдоль реки.
Достоинства теории :Первые государства действительно возникли в долинах крупных рек и имели в своем появлении ирригационную основу.
Недостатки теории :Данная теория не применима к большинству других стран с холодным климатом , в которых ирригация не играла роли в экономике.
Психологическая теория
Сторонники (Петражицкий , Фрейд)
Суть теории: Государство возникает вследствие особенностей психики людей (желании –одних быть защищенными и подчиняться более сильным , а других более сильных –повелевать , оказывать психологическое воздействие на массы ,а также желание отдельных членов общества не подчинятся обществу , бросить ему вызов , сопротивляться власти , совершать преступления .)
Достоинства теории :Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессы образования государства .
Недостатки теории :Теория не учитывает другие факторы , благодаря которым возникло государство-социальные , экономические.
Теория насилия
Сторонники(Шан Ян, Тард )
Суть теории : Государство возникло путем насилия одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным ) меньшинством , расширении территорий.
Для поддержания установленного порядка , завоеванных благ ,требовалось насилие –армия , чиновники.
Достоинства теории : Насилие – ключевой инструмент образования государства и поддержания власти. Сбор налогов , правоохранительная деятельность , комплектование вооруженных сил – основные факторы на которых основывается государство.
Недостатки теории :Насилие не единственный фактор , повлиявший на появление государства.
Экономическая (Марксистская –классовая)теория
Сторонники ( Маркс, Энгельс , Ленин.)
Суть теории :Государство возникает в результате развития производительных сил, появления прибавочного продукта , частной собственности , публичной власти , разделения общества на классы .Государство необходимо чтобы проводить в жизнь волю господствующего класса .
Достоинства теории :Классовый подход близок к реальной жизни ,экономические факторы сыграли значительную роль в образовании государства.
Недостатки теории :Появление государства объясняется слишком односторонне
( упрощенный экономизм ). Не правильно рассматривать государство как аппарат господства экономически сильных классов над другими.
4.Функции государства: понятие, основные признаки
Функции государства – это основные направления его внутренней и внешней деятельности, в которых выражаются сущность, социальное назначение, цели и задачи государства.
Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства.
Основные признаки функций государства:
·
они всегда отражают классовую и социальную сущность государства;
·
в них реализуется разнообразная практическая деятельность государства внутри страны и на международной арене;
·
они возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства в конкретный исторический период.
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают (функция классовой борьбы), другие – углубляются и изменяют свое содержание (охрана прав и свобод граждан, различных прав собственности), третьи – возникают вновь (функция охраны окружающей среды).
^ Классификация функций государства
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения.
В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства:
1. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач:
·
внутренние и внешние;
2. По продолжительности их существования и деятельности:
·
постоянные и временные;
3. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности:
·
основные и неосновные;
4. По принципу разделения властей:
·
законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные;
5. По сферам их приложения и осуществления:
·
политические, идеологические, социальные, экономические;
6. По формам их реализации:
·
правотворческие, правоохранительные, правоприменительные;
7. По важности в общественной жизни:
·
основные и неосновные функции.
Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и практически охватывают все сферы общества и государства. К ним относятся:
Экономическая функция – обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами, прежде всего, посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.
Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.
Вмешательство государства в экономику сводится, как правило, к:
·
выработке экономической политики;
·
управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
·
установлению правовых основ рынка и ценовой политики;
·
регулированию внешнеэкономических отношений государства.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.
Социальная функция – это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции — обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.
Рассматриваемая функция государства, прежде всего, направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и религиозных организаций.
Правоохранительная функция – это функция по установлению и охране правопорядка, деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами.
Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств.
Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
В центре правоохранительной деятельности государства - гражданин, его безопасность, социальные и имущественные права.
В современном государстве правоохранительной деятельности уделяется особое внимание, потому что ее эффективность - один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.
Экологическая функция (ранее она называлась природоохранной функцией) в последнее время приобретает все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных.
Она обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивное использование природных ресурсов, применение современных технологий нарушают баланс в естественной среде и, таким образом, изменяют условия жизни на земле.
Во многих государствах разработано обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.
Культурная функция – это деятельность по развитию образования, науки, учреждений культуры. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Внешние функции государства являются логическим продолжением его внутренней деятельности.
Оборонная функция – направление деятельности государства, нацеленное на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Эту функцию хорошо можно отразить на примере нашей страны.
Согласно Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
Согласно этому закону: все мужчины – граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем.
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
Функция сотрудничества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:
·
сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка.
Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов.
·
экономическое, торгово-финансовое сотрудничество.
Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым рыночно-экономическим законам, подчиняя себе новые страны и регионы.
Общую координацию международно-экономического, торгово-финансового сотрудничества осуществляет ^ ООН и ее специализированные учреждения.
·
культурное и научно-техническое сотрудничество.
В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.
По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий, и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен.
·
международная охрана окружающей среды.
Экологическая обстановка с каждым годом продолжает ухудшаться и ставит под угрозу перспективу нормальной жизнедеятельности человека на Земле. Загрязнение природы «не признает» национальные границы и распространяется на всю окружающую среду, что требует координированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится как в рамках специализированных органов ООН, так и других межгосударственных организаций.
6. Форма государства: понятие, элементы
Форма государства – целостная политико-правовая характеристика государственной власти представляющая единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного (территориального) устройства и формы государственно-политического режима.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» – кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества и т.п.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
·
форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением;
·
форма государственного (территориального) устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами;
·
форма государственного (политического) режима – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.
рисунок
^ Форма государственного правления: понятие, виды
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
·
как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
·
как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
·
как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
·
в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
·
монархические (единоличные, наследственные);
·
республиканские (коллегиальные, выборные).
Монархия, как форма правления: понятие и виды
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (королем, царем, шахом и т.п.) и переходит, как правило, по наследству, не ограничена временем.
Основные признаки монархии:
·
существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
·
наследственный порядок передачи верховной власти;
·
представительство монархом государства по своему усмотрению;
·
юридическая безответственность монарха.
Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную.
Абсолютная (неограниченная) монархия – (Россия XVII–XVIII вв., Саудовская Аравия) – это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие.
По формуле Петровского Воинского устава – "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Конституционная (ограниченная) монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом и особым правовым актом – конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом – монархом и коллективным органом – парламентом.
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
Парламентская (парламентарная) монархия (Великобритания, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Люксембург, Бельгия, Дания и др.) – форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, ответственному перед парламентом.
Признаки парламентской монархии:
·
правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;
·
лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте, становится главой государства;
·
в законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха – символическая (право отлагательного вето, право роспуска парламента в исключительных случаях, право помилования преступников с согласия парламента, награждение государственными наградами и др.);
·
законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом;
·
правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями менталитета, то есть национальным мышлением.
Дуалистическая монархия (Иордания, Марокко, Бутан и др.) – форма правления, при которой государственная власть имеет двойственный характер: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – парламенту, который фактически подчинен монарху.
Дуалистическая монархия является переходной формой правления от абсолютной монархии к парламентской.
Признаки дуалистической монархии:
·
монарх выполняет функции реального главы государства.
·
наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти парламент и правительство.
·
некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентской монархии, где парламент избирается народом).
·
члены правительства назначаются монархом и правительство несет ответственность лично перед ним.
^ Республика, как форма правления: понятие, виды
Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республиканской формы правления:
·
верховная власть осуществляется выборными органами;
·
источником власти является народ, который реализует ее через периодично проводимые выборы высших и местных органов власти;
·
срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
·
наличие юридической и политической ответственности главы государства и других должностных лиц.
Виды республик:
1. Парламентская (парламентарная) республика (Болгария, Венгрия, Индия, Германия и др.) – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Признаки парламентской республики:
·
верховная власть принадлежит Парламенту;
·
президент избирается парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;
·
правительство формируется из депутатов Парламента, главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;
·
объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство должно уйти в отставку.
^ 2. Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, Туркменистан) – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Признаки президентской республики:
·
Президент является главой государства и главой правительства.
·
Президент получает свой мандат непосредственно от народа в ходе всеобщих выборов.
·
Президент обладает значительными полномочиями, он формирует правительство, которое несет ответственность перед ним, а не парламентом.
^ 3. Смешанные республики (Франция, Египет, Перу, Россия и др.) – это республики с элементами президентской и парламентской республик.
В смешанной республике наряду с сильным президентом, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. Правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом.
^