Частная методика изучения дисциплины 8 страница

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления».

Австрийское движение против абортов обратилось в правительство за разрешением на демонстрацию. Такое разрешение было дано, однако позднее движение решило перенести демонстрацию в другое место.

Власти заявили, что в таком случае полиция, возможно, не сможет обеспечить безопасность демонстрантов от участников контрдемонстрации. Столкновение между сторонниками движения против абортов и контрдемонстрантами действительно произошло. По мнению австрийского движения, в данном случае власти нарушили ст. 11 Конвенции 1950 г. тем, что не обеспечили безопасность демонстрации.

Нарушена ли статья 11 Конвенции 1950 г.?

Защищает ли ст. 11 Конвенции 1950 г. право профсоюзов на организацию забастовок?

25. Статья 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит: «Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права».

Защищает ли ст. 12 Конвенции 1950 г. право на создание гомосексуальной семьи? На усыновление ребенка? На усыновление ребенка гомосексуальной семьей? На заключение брака между заключенным и женщиной, находящейся на свободе?

Гражданину Ирландии Джонстону было отказано в разводе с его женой и, соответственно, в заключении брака с другой женщиной. Г-н Джонстон со своей женой фактически не живет. В законодательстве Ирландии существует ряд норм, запрещающих развод.

Нарушена ли ст. 12 Конвенции 1950 г.? Защищает ли эта статья право на развод?

26. Статья 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит:

«1. Суд[8] может принимать дело к рассмотрению, только если были использованы все внутренние средства защиты, и рассматривать дело в соответствии с общепризнанными нормами международного права и лишь в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения национальными органами.

2. Суд не рассматривает любую жалобу, которая:

является анонимной, или является но существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена судом или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит относящейся к делу новой информации.

3. Суд считает неприемлемой любую жалобу.., которую он считает несовместимой с положениями настоящей Конвенции, явно необоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы».

Какие внутренние средства защиты гражданина существуют в РФ? В какой момент гражданин РФ, считающий, что его права нарушены на основании Федерального закона, может обратиться в Европейский суд по правам человека:

- после вынесения решения судом первой инстанции;

- после вынесения решения судом в кассационной инстанции;

- после отклонения судом протеста прокурора в порядке надзора;

- после вынесения Конституционным Судом РФ решения по заявлению гражданина?

Можно ли считать эффективным средством правовой защиты:

- институт Уполномоченного по правам человека РФ;

- комиссии по помилованию в субъектах РФ?

Приведите примеры жалоб, поданных в Европейский Суд по правам человека:

- несовместимых с положениями Конвенции;

- явно необоснованных;

- злоупотребляющих правом подачи жалобы.

27. Ознакомьтесь со следующей заметкой «...Основной соперник нынешнего губернатора Приморья Виктор Черепков заявил, что «намерен в ближайшие дни обратиться в Европейский суд в Страсбурге с просьбой аннулировать итоги минувших выборов, поскольку убежден, что решение о его отстранении противоречит положениям Всеобщей декларации прав человека в части права избирать и быть избранным». В. Черепков по итогам первого тура выборов находился на втором месте и за три дня до второго тура был исключен из списка кандидатов в губернаторы из-за неоплаченного выступления в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы». Примечательно, что победитель выборов также выступил на этой радиостанции бесплатно, однако его регистрацию Приморский краевой суд оставил в силе».

Действительно ли в данной ситуации обращение в Европейский суд по правам человека? Должен ли суд защитить его права и каковы возможные последствия вынесения соответствующего решения?

Тематика и основные вопросы содержания рефератов (факультативно)

1. Международное сотрудничество по вопросам прав человека. Его необходимость, направления, регламентация. Основные изменения в международном праве в вопросе о правах человека.

2. Основные международные договоры и документы о правах человека. Права человека и ОБСЕ. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991 г. Другое законодательство РФ о правах человека.

3. Международно-правовые обязательства Российской Федерации в связи с принятием ее в Совет Европы. Виды и характер обязательств, процедура их реализации в законодательстве и правозащитной практике РФ.

4. Международная борьба с геноцидом, апартеидом и расовой дискриминацией.

5. Международная защита прав женщин и детей. Международные договоры о политических правах женщин, о гражданстве замужней женщины, о ликвидации дискриминации женщин и другие. Конвенция прав ребенка 1989 г.

6. Конвенции по вопросам условий труда, о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

7. Правовое положение национальных меньшинств и малочисленных народов: международно-правовые вопросы.

Т е м а 15. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов

(лекция - 2 часа; семинарское занятие - 2 часа; практическое занятие - 2 часа)

Основания правомерного использования вооруженный силы в международных отношениях. Законы и обычаи войны и их кодификация. Гаагские конвенции 1907 г. о законах и обычаях войны. Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны. Дополнительные протоколы к ним 1977 г. Международно-правовые нормы, относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного характера.

Начало войны и ее международно-правовые последствия. Объявление войны и состояние войны. Сношения между воюющими.

Театр военных действий. Участники военных действий: комбатанты и некомбатанты. Правовой статус участников национально-освободительных войск, партизан, разведчиков, лазутчиков (шпионов). Парламентеры. Международная противоправность наемничества.

Запрещенные способы войн.

Нейтралитет во время войны. Права и обязанности нейтральных государств. Понятие невоюющего государства. Военная контрабанда.

Защита жертв войны. Режим больных и раненых. Режим военного плена. Защита гражданского населения во время войны. Режим военной оккупации. Защита культурных ценностей.

Приостановление военных действий. Перемирие. Окончание военных действий. Капитуляция. Прекращение состояния войны и его международно-правовые последствия. Мирные договоры. Вопросы о мирном договоре с Японией.

Л е к ц и я 15. Занятие 1. Международное гуманитарное право

в условиях вооружённых конфликтов

Время: 2 часа.

Учебные вопросы:

1. Понятие, источники и принципы права вооружённых конфликтов.

2. Правовое положение участников боевых действий и миротворческих операций. Средства и методы ведения войны.

3. Правовые последствия начала и окончания войны. Режим военной оккупации и нейтралитет.

С е м и н а р 15. Занятие 2. Право вооружённых конфликтов

Время: 2 часа.

Учебные вопросы:

1. Источники права вооружённых конфликтов. Средства и методы ведения войны.

2. Правовое положение участников миротворческих операций и вооружённых конфликтов.

3. Режим военной оккупации и нейтралитет. Правовые последствия начала и окончания войны.

Темы докладов (сообщений)

1. Обзор СМИ и нормативно-правовых актов по проблемам международного права.

2. Источники права вооружённых конфликтов. Средства и методы ведения войны.

3. Правовое положение участников миротворческих операций и вооружённых конфликтов.

4. Режим военной оккупации и нейтралитет. Правовые последствия начала и окончания войны.

П р а к т и ч е с к о е з а н я т и е 2. Занятие 3. Международное право о допустимых

средствах и методах ведения войны

Время: 2 часа.

Учебные вопросы:

1. Обучающая программа «Право войны».

2. Решение задач по материалу модуля:

- Определить ситуацию по фабуле (установление нарушенных норм).

- Определить применимое право (выбор нормативных актов и определение квалификации состава нарушения).

- Принять решение (определение меры воздействия).

Задания на самостоятельную работу

1. Подготовить конспект литературы и источников в соответствии с планом практического занятия и контрольными вопросами к нему.

2. Решить задачи соответствующего раздела практикума Бекяшева К.А., Волосова М.Е. и данных методических рекомендаций.

На практическом занятии

Пока один из обучающихся, выполнивших задание выступает, остальные действуют в качестве экспертов - внимательно следят за правильностью выполнения задания, задают вопросы, делают замечания, вносят дополнения.

Литература

Биньон Ф. МККК и Советский Союз (1917-1991). МККК. - 1998.

Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. - М, 1984.

Гассер X. Международное гуманитарное право. Введение. МККК. - 1995.

Давид Р. Принципы права вооруженных конфликтов. МККК. - 2000.

Давид Р. Дети и война. Сборник статей. МККК. - 1995.

Дюнан А. Воспоминания о битве при Сольферино. МККК. - 1995.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. МККК. - 1997.

Зайбт X. Сборник задач по международному гуманитарному праву. МККК. - 1998.

Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. Сборник статей. МККК. - 1995.

Имплементация международного гуманитарного права. Статьи и документы. МККК. - 1998.

Кальсховен Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. МККК. - 1994.

Комитеты и другие органы, создаваемые для содействия имплементации международного гуманитарного права на национальном уровне. Отчет о совещании экспертов. МККК. 1998.

Комментарий к Дополнительному протоколу II // Под ред. К. Свинарски и др. МККК. - 1998.

Котляров И.И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. - М., 1984.

Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских и иных соглашений. МККК. - 1995.

Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. - М., 1989.

Морис Ф. и Ж. де Куртен. Действия МККК в интересах беженцев и гражданских перемещенных лиц. МККК. - 1994.

Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. МККК. – 1994.

Пресечение нарушений международного гуманитарного права. Статьи. МККК. - 1998.

Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высших военных учебных заведений. // Отв. ред. проф. В.А. Карташкин.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Пикте Ж. Основополагающие принципы Красного Креста. МККК. - 1997.

Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. МККК. - 1982.

Полторак А.И, Савинский JI.M. Вооруженные конфликты и международное право. - М., 1976.

Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. - М., 1997.

Свинарский К. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как система защиты человека. МККК. - 1997.

Соколов В.Л. Правовые формы прекращения состояния войны между государствами - М., 1963.

Томан И. Россия и Красный Крест (1917-1945). МККК. - 1998.

Шиндлер Д. МККК и права человека. МККК. - 1998.

Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. - Киев, 1986.

Эмблема. История и современность. Статьи и документы МККК. - 1998.

Юридические советники в вооруженных силах. Статьи. МККК. - 1999.

Нормативные акты

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. - М., МККК. – 1997.

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. - М., 1957. - С. 71-100.

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. - М., 1957. - С. 101-124.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. - М., 1957. - С. 125-204.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. // СДД СССР. Вып. XVI. - М., 1957. - С. 204-280.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г. (Протокол I) // СМД СССР. Вып. XLVI. - М., 1993. - С. 134-182.

Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г. // Там же. - С. 182-191.

Гаагские конвенции 1907 г. (опубликованы в сборнике «Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских и иных соглашений»). МККК. - 1995.

Гаагская конвенция об открытии военных действий 1907 г.

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.

V. Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.

VI. Гаагская конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 г.

Гаагская конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.

Гаагская конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.

IX. Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г.

X. Гаагская конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1907 г.

XI. Гаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.

XIII. Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г.

Международные договоры, запрещающие отдельные средства и методы ведения военных действий

Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. // ДМП. - Т. 2. - М., 1997. - С. 573-574.

Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы 1899 г. // Там же. - С. 574.

Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль 1899 г. // Там же. - С. 574-575.

Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г. // СДД СССР. Вып. V. – М., 1930. - С. 3-5.

Правила действия подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г. // СДД СССР. Вып. IX. М., 1938. - С. 497-498.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. // СДД СССР. Вып. XIX. - М., 1960. - С. 114-143.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. // СДД СССР. Вып. XXVI. - М., 1973. - С. 45-49.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXVIII. - М., 1974. - С. 43-46.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. // СДД СССР. Вып. XXXI. - М., 1977. - С. 58-61.

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. // ВВС СССР. - 1984. - № 3. - Ст. 50.

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // ДМП. - Т. 2. - М., 1997. - С. 812-819.

Парижская конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. // СЗ РФ. - 1998. - № 6. - Ст. 682.

Дополнительный протокол к конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1995 г. // МЖМП. - 1997. - № 1. - С. 199-200.

Протокол 1996 г. о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. (Протокол II), прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие // МЖМП. - 1997. - № 1. - С. 200-216.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г. // ДМП. - Т. 2. - М., 1997. - С. 338-398.

Акты, регулирующие международную уголовную ответственность физических лиц

Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого органа. Приняты в 1950 г. на второй сессии Комиссии международного права ООН // МПП. Сб. документов. - Т. 2. - С. 101-102.

Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран «оси» 1945 г. // СДД СССР. Вып. XI. - М., 1955. - С. 165-172.

Резолюция 808 (1993) от 22 февраля 1993 г. об учреждении Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии. //ДМП. - Т. 1. - М., 1996. - С. 744-759.

Резолюция 808 (1993) от 22 февраля 1993 г. об учреждении Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды. // Там же. - С.759-772.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. // СДД СССР. Вып. XXVI. - М., 1973. - С. 118.

Специальные термины

Аннексия, разделада, война, военная контрабанда, вооруженный конфликт международного характера, вооруженный конфликт немеждународного характера, военный объект, гражданский объект, доброволец, законы и обычаи войны, интернирование, капитуляция, комбатант, наемник, нейтралитет, некомбатант, партизаны, перемирие, разведчик, реквизиция, оккупация, открытый город, театр войны, шпион, casus belli.

Контрольные вопросы

1. Что регулирует международное право вооруженных конфликтов?

2. Основные институты международного права вооруженных конфликтов.

3. В чем особенности международного права вооруженных конфликтов по сравнению с другими отраслями международного права?

4. С какими отраслями международного права тесно взаимодействует международное право вооруженных конфликтов?

5. Дайте характеристику источников международного права вооруженных конфликтов.

6. Сформулируйте основные принципы международного права вооруженных конфликтов.

7. Какие универсальные международные договоры заключены в сфере международного права вооруженных конфликтов? Дайте им краткую характеристику.

8. Применяется ли обычай в международном праве вооруженных конфликтов?

9. Какова роль ООН и ее органов в формировании и реализации норм международного права вооруженных конфликтов?

10. Какова роль международных неправительственных организаций в формировании и реализации норм международного права вооруженных конфликтов?

11. Какие международные организации действуют в области международного права вооруженных конфликтов?

12. Каков механизм урегулирования споров в сфере международного права вооруженных конфликтов?

13. В чем особенности ответственности за совершение правонарушений в области международного права вооруженных конфликтов?

14. Каковы правовые последствия начала войны?

15. Какие существуют способы прекращения военных действий?

16. Какова пространственная сфера действия международного права вооруженных конфликтов?

17. Виды вооруженных конфликтов. В чем отличие вооруженного конфликта международного характера и вооруженного конфликта немеждународного характера?

18. Какие средства и методы ведения военных действий запрещены международным правом?

19. Дайте характеристику правового статуса Международного комитета Красного Креста.

20. Каков правовой статус: комбатантов; наемников; раненых и больных; военнопленных; гражданского населения?

21. Чем отличается шпион от разведчика?

22. Каким образом во время вооруженного конфликта осуществляется защита: культурных ценностей; окружающей среды; гражданских объектов?

23. В чем состоит отличие реализации норм международного гуманитарного права от реализации норм других отраслей международного права?

24. Какие мероприятия включает в себя процесс имплементации норм международного гуманитарного права?

Задания

1. Подготовьте проект соглашения о перемирии.

Статья 15 Женевской конвенции 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях гласит:

«Каждый раз, когда это позволят обстоятельства, будут заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими». Составьте такое соглашение.

2. Какие меры следует предпринять для имплементации норм международного права вооруженных конфликтов в правовую систему Российской Федерации? Сформулируйте свои предложения.

3. Подготовьте сообщение о деятельности и роли в развитии международного права одного из следующих общественных деятелей: А. Дюнан, Г. Муанье, Ф.Ф. Мартенс, С.Н. Рерих.

4. Проведите слушание дела по поводу возможных нарушений норм права международных вооруженных конфликтов.

З а д а ч и

1. К причинам войны относятся: непрерывный рост населения; национализм; патриотизм; национальное соперничество; стремление к независимости; религиозный фанатизм; борьба за рынки сбыта товара; борьба за источники сырья; желание государств получить выход к морю; желание малых государств стать великими державами; желание отдельных личностей «войти в историю».

Какие из этих факторов наиболее влияют на возникновение войн? Можно ли эти факторы устранить до того, как они привели к возникновению войны? Какая причина войны является наиболее важной?

2. Существует мнение, что война, которая ведется в соответствии с требованиями международного гуманитарного права, будет длиться дольше, чем война, не сдерживаемая никакими ограничениями.

Значит ли это, что все ограничения действий воюющих должны быть сняты в целях быстрого окончания войны? Что предпочтительнее: более длительная война или более разрушительная?

3. Принцип (оговорка) Мартенса закреплен в преамбуле к IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.:

«... Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания...»

О чем идет речь:

- о субсидиарном действии норм морали;

- о субсидиарном действии международно-правовых обычаев;

- о расширительном толковании норм международного гуманитарного права;

- о приоритете норм обычного права над нормами международных договоров;

- о приоритете норм морали над международно-правовыми нормами;

- о действии принципов международного гуманитарного права в качестве средства восполнения пробела?

4. Ж.Ж. Руссо писал: «Война - это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, и не как человеческие существа, и даже не как граждане, а как солдаты...»

Как данное высказывание отражается в международном гуманитарном праве?

5. Являются ли принудительные меры, осуществляемые на основании резолюции Совета Безопасности ООН, актами войны? Если нет, то действуют ли во время операций, осуществляемых под эгидой ООН, нормы международного гуманитарного права?

6. В каких случаях война является правомерной? Как понимать выражение: «справедливая война»? Можно ли сказать, что правомерная война и справедливая война – это одно и то же?

7. Как понимать такие термины, как: дипломатическая война; партизанская война; экономическая война; демилитаризация; нейтрализация; интернационализация.

8. Допустимы ли отступления от правил Женевских конвенций 1949 г. в порядке применения репрессалий? Если противник отдал приказ «не брать пленных», возможно ли принятие соответствующей встречной меры?

Можно ли оправдать невыполнение законов и обычаев войны крайней необходимостью, учитывая то, что крайняя необходимость может пониматься как «общий принцип права, признанный цивилизованными нациями»?

9. Какие средства реагирования на нарушения международного гуманитарного права являются наиболее эффективными:

- возражение и порицание действий противника; возражение и порицание действий воюющих со стороны нейтрального государства;

- вмешательство нейтрального государства; вмешательство международной организации; приглашение начать переговоры; репрессалии.

10. Какое значение имеет разграничение между сферами действия права сухопутной и права морской войны? Распространяются ли правила морской войны на военные действия, осуществляемые на реке?

11. В Постановлении Государственной Думы РФ от 12 марта 1997 г. дается следующее определение вооруженному конфликту в Чеченской Республике:

«...Под вооруженным конфликтом, указанным в пункте 1 Постановления об объявлении амнистии, следует понимать противоборство между:

а) вооруженными объединениями, отрядами, дружинами, другими вооруженными формированиями, созданными и действовавшими в нарушение законодательства Российской Федерации (далее – незаконные вооруженные формирования), и органами внутренних дел, подразделениями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

б) незаконными вооруженными формированиями, созданными для достижения определенных политических целей;

в) лицами, не входившими в незаконные вооруженные формирования, но участвовавшими в противоборстве».

Можно ли считать вооруженный конфликт в Чеченской Республике: вооруженным конфликтом международного характера? Гражданской войной? Вооруженным конфликтом немеждународного характера?

12. Введение советских войск в Польшу вслед за вторжением туда Германии в 1939 г. обосновывалось следующими мотивами. Польское государство фактически перестало существовать. В интересах обороны Советское Правительство обязано было остановить гитлеровские войска подальше от жизненных центров СССР. Оно сочло своим долгом вмешаться, чтобы взять под защиту своих братьев – украинцев и белорусов из Западной Украины и Западной Белоруссии.

Соответствуют ли эти аргументы международному праву?

13. Ознакомьтесь со ст. 1-3 III Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.

Статья 1. Договаривающиеся державы признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны.

Статья 2. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным державам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения, каковое может быть сделано даже по телеграфу. Однако нейтральные державы не могут ссылаться на отсутствие оповещения, если будет установлено с несомненностью, что на деле они знали о состоянии войны.

Каковы правовые последствия объявления военных действий в отношении воюющих сторон? В отношении нейтрального государства? Если война не объявлена, что это влечет? В ст. 1 говорится о предварительном предупреждении. Каков должен быть минимальный срок между предупреждением и началом военных действий?

14. Входят ли в район войны следующие территории: открытое море; территория нейтрального государства; космическое пространство; Антарктида?

15. Теряют ли во время войны силу следующие договоры: о правовой помощи; о гарантиях инвестиций; о борьбе с преступлением геноцида; о помощи раненым и военнопленным; о консульских иммунитетах?

Восстанавливают ли эти договоры силу после окончания военных действий?

16. Ознакомьтесь со статьями 40–41 IV Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.

Наши рекомендации