Создание основ советского права. 5 страница
Согласно требованиям ИТК деятельность исправительно-трудовых учреждений осуществлялась в строгом соответствии с принципом социалистической законности.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Мирные условия определили перестройку государственного аппарата. Упраздняются чрезвычайные органы военного времени, укрепляется законность в деятельности органов управления и юстиции, перестраивается армия.
В данный период происходит крупнейшее событие в области межнациональных отношений, в организации государственного единства Советской страны. Советский Союз, организованный четырьмя республиками, не остановился в своем развитии. Уже в 20-е годы количество его членов достигло семи.
Важными событиями ознаменовано и развитие советского права. Проводится кодификация советского права, оно оформляется в четкую систему кодексов. Наряду с кодификацией республиканского права все больше развивается и общесоюзное законодательство.
Тема № 15: СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
В ПЕРИОД НЭПа (1921 – 1928 ГГ.).
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
7. Новая экономическая политика и задачи Советского
государства.
8. Образование СССР. Конституция СССР 1924 года.
9. Создание органов государственной власти и управления СССР.
10. Военная и судебная реформы.
11. Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства в период НЭПа.
Заключение
Л и т е р а т у р а
9. История государства и права СССР. Часть П, Изд. МГУ, 1986.
10. История государства и права СССР. Часть П, М., 1981.
11. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.
12. Кореневский Е.И. Становление высших органов советского государственного управления. М., 1975.
13. Косицин А.П. Государство, рожденное Октябрем. М., 1987.
14. История Отечества. Учебное пособие. Псков. 1993.
15. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции.М., 1987.
16. Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1992.
В В Е Д Е Н И Е
Победа на фронтах гражданской войны положила начало новому периоду истории Советского государства и права – периоду мирного социалистического строительства. Гражданская война и интервенция опустошили огромные территории.
Хозяйственная разруха осложняла политическую обстановку. Многие рабочие, спасаясь от голода, вынуждены были уходить в деревню. Крестьяне, мирившиеся в годы войны с чрезвычайными мерами в области продовольственной политики, в условиях мира стали открыто выражать недовольство продразверсткой.
Во время гражданской войны и иностранной интервенции в основе взаимоотношений рабочего класса и крестьянства лежал военно-политический союз, который обеспечил победу над внутренней и внешней контрреволюцией. Но после окончания войны он не мог дальше служить основой взаимоотношений этих классов. В условиях завоеванного мира, указывал В.И. Ленин, на первый план выдвинулся вопрос, «как поставить экономические взаимоотношения между пролетарской государственной властью, имеющей в своих руках крупное производство, неслыханно разоренное, и как найти формы сожительства с мелкими земледельцами, которые, пока остаются мелкими земледельцами, не могут жить без обеспечения мелкого хозяйства известной системой оборота».
2. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
И ЗАДАЧИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
С переходом страны от войны к миру перед Советской страной встали новые сложные социально-экономические и идейно-политические проблемы. Нужно было отказаться от военно-коммунистических методов руководства в политике и экономике, от методов, которые в годы гражданской войны были необходимы для победы над врагом, но в мирное время могли стать очень опасными. Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства, введение НЭПа.
Х съезд РКП(б), принявший решение о переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике (нэп), указал на необходимость замены продовольственной разверстки продовольственным налогом. В интересах укрепления хозяйственного союза рабочего класса с крестьянством допускалось развитие товарно-денежных отношений через рынок, в определенной мере способствовавшее оживлению капиталистических элементов как в городе, так и в деревне.
В соответствии с указаниями Х съезда партии ВЦИК утвердил ряд декретов, определявших основные черты новой экономической политики. 21 марта 1921 года ВЦИК утвердил декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». В первой половине 1921 г. аналогичные декреты были изданы и в других советских республиках. В отличие от разверстки продналог изымал у крестьянина не все излишки произведенной продукции, а лишь часть их. Крестьянин вправе был по своему усмотрению распоряжаться остатком, в том числе мог продавать его на рынке. Значительная часть беднейшего крестьянства полностью освобождалась от налога. Первые шаги по подъему сельского хозяйства, сделанные на базе нэпа, в конечном счете преследовали главную цель – восстановление крупной промышленности.
Главным в перестройке промышленности в соответствии с новой экономической политикой был перевод ее на хозяйственный расчет. Начавшаяся перестройка промышленности потребовала коренного изменения сложившейся ранее системы управления. Оправданная в условиях войны, высокая степень централизации управления в годы восстановления превращалась в серьезный тормоз развития производительных сил.
Чтобы уяснить сущность НЭПа, необходимо определить основные отличия НЭПа от хозяйственной политики военного коммунизма:
Политика «военного коммунизма» | Н Э П |
1. Введение продразверстки. 1. Замена продразверстки продналогом.
2. Непосредственный продукто- 2. Торговля – основная форма эконо-
обмен между городом и мической смычки между городом
деревней. и деревней.
3. Запрещение аренды земли, 3. Разрешение аренды земли и
применение наемного труда применение наемного труда в с/х.
в сельском хозяйстве.
4. Национализация всей крупной 4. Сохранение в руках государства
промышленности. крупной и средней промышлен-
ности. Допуск частного капитала
в промышленности: концессии,
аренда мелких госпредприятий,
частные (мелкие) предприятия.
5. Запрещение частной торговли. 5. Разрешение частной торговли
гос.распределение продоволь- под контролем государства.
ствия и товаров по карточкам Развитие частной и кооперативной
и классовому принципу. торговли.
6. Введение трудовой повинности, 6. Отмена трудовой повинности,
создание трудовых армий. упразднение трудовых армий.
Обеспечение промышленности
рабочей силой через биржи труда.
7. Натурализация заработной 7. Укрепление денежной системы,
платы вследствие обесценива- переход к денежной зарплате,
ния денег, бесплатность отмена бесплатных услуг.
государственных услуг
(квартиры, транспорт и др.)
В первые годы восстановления народного хозяйства были приняты меры к последовательному проведению в жизнь принципа материальной заинтересованности трудящихся в результатах производства. Был осуществлен переход промышленности на мирные рельсы, отменены постоянные сверхурочные работы, восстанавливались ежегодные отпуска.
Исключительное значение в условиях нэпа имело овладение рынком, укрепление государственной торговли и регулирование денежного обращения.
Переход к нэпу потребовал коренного улучшения деятельности советского государственного аппарата в целом, и прежде всего его самых массовых органов – Советов. Кардинального изменения требовало и само направление деятельности государственного аппарата. Если ранее она была подчинена в первую очередь задачам обороны страны от внутренних и внешних врагов, то теперь главным, определяющим становилась мирная созидательная работа. Вместе с тем Советское государство продолжало выполнять функции подавления эксплуататорских классов и обороны страны.
Первые результаты новой экономической политики были видны уже весной 1921 года. Один за другим стали гаснуть очаги антисоветских мятежей. Трудящиеся получали возможность включиться в активную борьбу за восстановление народного хозяйства. Советское государство помогло рабочим и крестьянам пережить тяжелейшие последствия неурожая и последовавшего за ним голода 1921 года. Уже в этом году наметились существенные сдвиги в промышленности, наиболее быстрыми темпами шло восстановление легкой и особенно текстильной промышленности, начали оживать и крупнейшие металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Заметно увеличилась добыча каменного угля и нефти, а добыча торфа превысила уровень 1913года. Успешно шло строительство Балахнинской, Волховской, Каширской, Шатурской и других электростанций в соответствии с планом ГОЭРЛО. Первые итоги нэпа были подведены Х1 съездом РКП(б), собравшимся в марте 1922 года.
В сфере экономики удержаться на первоначальных позициях, допускавших обмен крестьянских товаров в рамках только местного оборота, не удалось. По всей стране шла бойкая купля-продажа. Ленин вскоре перестал посылать проклятия торговле, наоборот, убеждал своих молодых товарищей «учиться торговать». Торговый бум оказался благом, прилавки городов насыщались товарами. Городские газеты Питера жаловались осенью 1922 года на затоваривание магазинов апельсинами. Численность Красной Армии начала сокращаться, была отменена трудовая повинность. Появилась конкуренция на рынке труда, хотя и сопровождалась она ростом безработицы. Началась финансовая стабилизация. Каковы же итоги и перспективы? Ленин считал, что «политической власти совершенно достаточно», что «экономической силы в руках пролетарского государства совершенно достаточно для того, чтобы обеспечить переход к коммунизму». Не хватало же по Ленину, «культурности». Но главное в том, что отступление закончилось. Начинался новый этап – этап наступления. Пора было выходить из окопов.
Говоря о нэпе, мы, естественно, обращаем внимание, прежде всего на его хозяйственные успехи. Действительно, из страны, доведенной до голода за короткий срок, СССР стал страной относительного продовольственного благополучия. Уже в 1925 году валовой сбор зерновых превысил среднегодовой сбор пяти предвоенных лет (1909-1913 гг.). Исключительно быстрыми темпами восстанавливалась промышленность. И хотя развитие ее шло практически от нуля – ведь производство в сталелитейной промышленности находилось к 1921 г. на уровне последнего года царствования Петра 1, но 30-40% промышленного прироста ежегодно в 1922-1926 гг. нельзя не признать более чем высоким. Самым крупным успехом нэповского курса стала финансовая реформа. А ведь еще к концу 1921г. состояние финансов было катастрофическим. За счет невиданной эмиссии денежное обращение в стране увеличилось по сравнению с предвоенным в 127 раз, а стоимость рубля упала в 5600 раз. В конце концов свои собственные деньга стали печатать все кому не лень. На севере России, например, деньги печатались на оборотной стороне винных этикеток, невесть как в больших количествах попавших туда. В Приамурье возникла особая ремесленная отрасль – ремонт денег. В китайских и корейских кварталах появились лавочки с такими объявлениями: Руски деньга ломайла исправляй», «Деньги починяйла» и т.п. Сверх богачи 1921 г., своего рода «теневики» первого года нэпа, не были миллионерами, не были даже миллиардерами; они были триллионерами.
Денежная реформа назрела. Должность наркома финансов занимал неглупый и деятельный Г.Сокольников. Не идеологизируя по-комиссарски проблему, он привлек к работе группу опытных «буржуазных» специалистов, среди которых ведущую роль играли Л.Юровский и Н.Кутлер, один из помощников С.Витте по проведению первой денежной реформы в России в начале века, а также близкий сотрудник П.Столыпина. Этот «мозговой трест» и провел реформу финансов. Был восстановлен единый Государственный банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной основе. Восстанавливалась система налогообложения, пошлин и платежей за использование транспорта, средств связи, государственных фондов. Но главное, была пущена в оборот устойчивая валюта – червонец, все же остальные суррогатные деньги были постепенно объявлены утратившими силу. И хотя свободный обмен червонца на золото официально декретирован не был, советская власть фактически легализовала такой обмен на валютных биржах, строго придерживаясь реального паритета. На твердые дензнаки в итоге было обменено 886,5 квадриллионов (!!!) старых рублей. Фактически кульминацией новой финансовой политики стала отмена в 1925 году продналога и замена его денежным налогом. Деньги стали товаром, и причем товаром главным.
Укрепление денежного обращения способствовало укреплению крестьянского хозяйства. К 1926 г. фактически снимается запрет на аренду земли культурными, зажиточными хозяевами, одновременно снимается запрет на наем рабочей силы. Легализация этих явлений не ухудшила, а улучшила положение значительной части наемных сельскохозяйственных рабочих, придав их положению правовые формы. Подпольная, кабальная аренда земли, кабальный наем рабочей силы в сельском хозяйстве получили сильный удар. Крестьянам вновь было разрешено выходить на хутора и отруба, а в целях борьбы с аграрным переселением государство начало поощрять переселенческую политику. В Сибири ведь свободных земель действительно много. Таким образом, можно проследить своеобразную историческую преемственность между аграрной политикой в первое нэповское пятилетие и столыпинской аграрной реформой, хотя и без главного ее элемента – частной крестьянской собственности на землю.
Особая роль в аграрном секторе в России принадлежала кооперации. Как правило, крестьянин состоял в нескольких кооперативах: снабженческо-сбытовом, потребительском, кредитном, извозном, подсобного промысла и т.п. Государственное субсидирование кооперации было отменено и заменено кредитованием. При вступлении в кооператив крестьянин вносил вступительный и не менее одного паевого взноса. Для облегчения малоимущим паевые взносы устанавливались так, чтобы они не были сверхобременительными. Многие кооперативы отчисляли 5, а некоторые 20% в социальные фонды кооперирования бедноты. Независимо от количества внесенных паев каждый пайщик имел всего один голос. Классовые различия не признавались. Несомненно, что кооперация способствовала хозяйственному укреплению зажиточных крестьян. Но экономически она удовлетворяла и интересы середняков, а также и определенной части бедняков.
Однако особенностью хозяйственной ситуации было то, что денежные доходы крестьянства в значительной степени росли за счет подсобных промыслов, отходничества и т.п. Требовалось повернуть крестьянина к наращиванию производства сельхозпродуктов. Вот почему на рубеже первой и второй половины 20-х годов, в 1925 г., Н.Бухарин, ставший к тому времени ведущим идеологом нэпа, выдвинул свой знаменитый лозунг «Обогащайтесь!»
Зажиточность среднего крестьянина прежде всего становилась условием расширения крестьянского рынка, наращивания производства сельхозпродукции, создавала финансовую базу для вложения крестьянских средств и в промышленное производство.
Как отмечалось выше, развивалась и промышленность, хотя и неравномерно. Крупная государственная промышленность была реорганизована на основе самостоятельных, хозрасчетных трестов и синдикатов. Первоначально само по себе это «буржуазное» переименование встречало отпор многих твердолобых, но уже первые успехи поубавили у них стойкости. Прежде всего самыми быстрыми темпами развивалась легкая промышленность -–та, которая обслуживала крестьянский рынок, та, в которой быстро создалась реальная конкуренция за потребителя. Медленнее – тяжелая индустрия, находившаяся в госсобственности и не имевшая конкурентов. В добывающей и обрабатывающей отраслях, которые требовали крупных инвестиций, наращивание производства шло через интенсификацию мускульных усилий рабочих без существенного повышения заработной платы. Только к 1925 году заработная плата рабочих на шахтах, в металлургии и на железных дорогах достигла довоенного уровня. Нередки были забастовки, конфликты с администрацией. Участие рабочих в управлении повышало их политическую активность, но не давало им возможности участвовать в распределении прибылей. Материальная заинтересованность строго регулировалась начальством.
Состоявшийся в декабре 1925 г. Х1У съезд ВП (б), дал директиву «держать курс на индустриализацию страны», т.к. Ленин считал, что «единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие». Эта мысль была положена в основу ленинского плана социалистической индустриализации.
Уже первые шаги индустриализации превратили всю страну в огромную новостройку. Строились электростанции, сооружалось большое количество нефтеперегонных и лесопильных заводов, были заложены десятки новых угольных шахт и карьеров по разработке полезных ископаемых, начато сооружение гигантских металлургических комбинатов – Криворожского, Кузнецкого и Магнитогорского. Были достигнуты значительные успехи в строительстве предприятий легкой промышленности: бумажных комбинатов, текстильных фабрик, кожевенных и обувных заводов, предприятий пищевой промышленности. Успешно развивалось отечественное машиностроение, начали выпускаться первые отечественные фрезерные и сверлильные станки и сложное оборудование.
Создавалась техническая база для социалистической реконструкции сельского хозяйства. В Ростове и Саратове строились заводы сельскохозяйственного машиностроения, , в Сталинграде – тракторный завод.
2. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 ГОДА.
В период 1919-1922 гг. происходит процесс создания и конституционного оформления союзных республик.
Первой утвердила Основной закон Советская Латвия, Конституция была создана в ходе работы 1 съезда Советов объединенной Латвии. Она была самая короткая – 31 статья.
В 1919 году была утверждена Конституция Белоруссии и УССР, в сентябре 1920 г. 1Х съезд Советов Туркестана утвердил Конституцию Туркестанской республики, в мае 1921 года была принята Конституция Азербайджанской ССР, в 1922 г. – Армянской ССР и Грузинской ССР. В том же 1922 г. Азербайджан, Грузия и Армения объединились в ЗСФСР. 1 съезд Советов Закавказской Федерации принял в декабре 1922 г. ее Конституцию.
В 1921 г. были приняты и Конституции двух автономных республик – Дагестанской и Крымской.
Быстрое создание конституций Советских республик в 1919-1922 гг. обеспечивалось, главным образом, тем, при их составлении был образец –Конституция РСФСР.
Окончание интервенции и гражданской войны выдвинуло новые формы взаимоотношений советских республик с капиталистическими странами –мирные дипломатические и торговые. Развитие внешних политических и экономических связей советских республик безотлагательно требовало дальнейшего сплочения их в сфере международных отношений, где совместные выступления независимых советских республик становились все чаще.
Вместе с дипломатическим сотрудничеством советских республик шло объединение их усилий в организации внешней торговли, приобретавшей в мирное время большое значение. В целях достижения согласованности действий по этим вопросам союзные договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией и Азербайджаном и другие акты предусматривали объединение органов внешней торговли республик. Наркомвнешторг РСФСР имел своих представителей при правительствах Азербайджана, Украины, Белоруссии. Устанавливалось, что республики будут проводить общую внешнеторговую политику на основе единого импортно-экспортного плана. В 1922 году вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов при внешнеторговых операциях.
Одновременно было установлено, что между самими советскими республиками не может быть никаких таможенных границ. Будучи связанными тесными узами, независимые советские республики имели возможность выступать и как самостоятельные субъекты во внешнеторговых операциях с капиталистическими державами.
Вскоре всем советским республикам понадобилось выступить единым фронтом. Эта необходимость конкретно проявилась в связи с участием их в Генуэзской конференции. Предвидя, что в Генуе придется выдержать серьезную борьбу, независимые советские республики решили объединить свои силы. С этой целью в январе-феврале 1922 г. союзные с РСФСР республики поручили своим полномочным представителям при правительстве Советской России подписать протокол, доверяющий делегации РСФСР на Генуэзской конференции защиту прав и интересов этих республик. Кроме пяти социалистических республик (Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении) 22 февраля указанный протокол подписали две народные республики – Хорезм и Бухара и Дальневосточная республика.
Протокол зафиксировал, что объединение дипломатических усилий советских республик не ограничивается проведением Генуэзской конференции. РСФСР поручалось широкое представительство интересов восьми республик в сфере экономической и политической и притом по отношению к неограниченному кругу государств. Дипломатическое объединение советских республик явилось одним из условий победы советской делегации на Генуэзской конференции, стало шагом вперед в деле дальнейшего укрепления единства советских республик в международных отношениях.
В послевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. автономию получают все крупные и компактно живущие народы России. Образуются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская АССР, возникают Черкесская, Ойротская, Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области.
В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре этого года, когда здесь были окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собрание ДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы Советской России включить территорию республики в состав РСФСР.
Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, завершение становления Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Ре6спублик.
Образование СССР было вызвано теми же причинами, которые еще с 1917 г. определяли объединение независимых советских республик. Это прежде всего внутренние экономические факторы: исторически сложившееся разделения труда между отдельными экономическими районами страны, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов республик, вызвавшая необходимость объединения для более рационального их использования.
Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима империалистов на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь достигнуто не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно эти формы взаимоотношений с капиталистическим миром. Следовательно, и здесь нужно было добиться полного единства действий советских республик.
Взаимоотношения между советскими республиками строились в форме договоров. В 1922 г. формы договорных отношений республик стали недостаточными; отношения органов РСФСР и других республик в ряде случаев не были четко определены, и порой возникали разногласия, которые устранялись партийными органами. Ко второй половине 1922 г. были подготовлены все необходимые условия для создания единого союзного государства.
Объединение советских республик в союзное государство было делом сложным. И новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.
Высказывалась и прямо противоположная точка зрения. Предлагалось выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации. Ленин считал федерацию наиболее целесообразной формой государственного союза республик.
В октябре-декабре 1922 г. прошло всестороннее и повсеместное обсуждение партийными органами всех республик, съездами Советов, партийными и беспартийными конференциями, собраниями рабочих и крестьян вопроса об образовании СССР и везде получил одобрение. Утвержденные в конце ноября 1922 г. ЦК РКП(б) «Основные пункты Конституции», выработанные специальной комиссией, были направлены в союзные республики на обсуждение. В первой половине декабря 1922г. съезды УП Всеукраинский Съезд Советов, 1У Всебелорусский Съезд Советов и 1 съезд Советов ЗСФСР единодушно приняли решения об образовании СССР и одобрили «Основные пункты Конституции СССР». Съезды избрали своих полномочных делегатов на 1 съезд Советов СССР.
23-29 декабря 1922 г. состоялся последний Х Всероссийский съезд Советов с участием делегатов 1 Всесоюзного съезда от независимых республик. Обсудив вопрос об образовании СССР, съезд принял решение о создании СССР и вхождении в него РСФСР в качестве равноправной республики. Съезд одобрил Декларацию и Договор об образовании СССР и решил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик.
Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза Советских Социалистических Республик. Декларация и Договор об образовании СССР составили основу П Конституции СССР 1924 г. Решение о ее разработке также принято 1 съездом Советов.
Выполняя решения 1 съезда Советов, Президиум ЦИК СССР в начале января 1923 г. создал конституционную комиссию, которая начала предварительную работу над поправками и дополнениями союзных республик к Договору об образовании СССР.
Конституция СССР 1924 года состояла из 2-х разделов:
3) Декларация об образовании СССР
4) Договор об образовании СССР.
В Декларации
- подчеркивалась противоположность национальной политики Советского государства политике угнетения в капиталистическом мире;
- указывались причины объединения Советских республик в Союзное государство;
- принципы их объединения: (добровольность, равноправие, сохранение за каждой республикой суверенности и права свободного выхода из СССР).
Договор об образовании СССР состоял из 11 глав:
1 – О предметах ведения верховных органов власти СССР;
П – О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;
Ш – О съезде Советов СССР;
1У – О ЦИК СССР;
У - О Президиуме ЦИК СССР;
У1 – О СНК СССР;
УП – О Верховном Суде СССР;
УШ – О народных комиссариатах СССР;
1Х – Об Объединенном Государственном Политическом управлении;
Х – О Союзных Республиках;
Х1 – О гербе, флаге и столице СССР.
Конституция СССР 1924 г. окончательно оформила и закрепила образование принципиально нового государства – Союза Советских Социалистических Республик.
Основной Закон явился новым этапом в истории советского конституционного строительства. Тем не менее можно проследить определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь с Российской, а также с Закавказской.
Прежде всего – это идея федерации. Советский Союз подобно двум названным республикам был конституирован как федеративное государство.
Круг суверенных прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2 Основного Закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важные группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Кроме того, к общесоюзной компетенции отнесены некоторые вопросы, связанные с урегулированием межреспубликанских отношений, а также некоторые социально-культурные проблемы.
Конституция относит к компетенции Союза организацию и руководство Вооруженными Силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза СССР в сфере международных отношений – политических и экономических.
Конституция относила к ведению Союза представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.
К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.
Хозяйственное объединение республик по объему отличалось от военного и дипломатического. Если в сфере военной и внешних сношений республики передали Союзу все свои права, то в области экономической этого не произошло. То и другое явилось отражением воли республик, образовавших Советский Союз.