Владеть: историческим понятийным аппаратом и навыками исторического анализа
1.1. Матрица формирования профессиональных компетенций [glasunova1] в процессе освоения дисциплины
Темы, разделы дисциплины | Количество часов | Компетенции | |||||||||||||
ОК-1-ОК-3, ОК-9, ОК-10 | ОК-4-ОК-7 | ОК-11, ОК-12 | ПК-7 | ПК-13 | ПК-16 | ПК-24 | ПК-42 | ||||||||
Тема 1. Введение. Восточные славяне до образования государства. Древняя Русь(IX-первая треть XII в.) | + | + | + | ||||||||||||
Тема 2. политической раздробленности (первая треть XII-XV вв.) | + | + | + | + | |||||||||||
Тема 3. Русское централизованное государство (конец XV-XVII вв.) | + | + | + | ||||||||||||
Тема 4. Российская империя в XVIII-первой половине XIX в. | + | + | + | + | |||||||||||
Тема 5. Россия на пути превращения в буржуазную монархию (1856-1916 гг.) | + | + | + | ||||||||||||
Тема 6. Россия перед политическим выбором: 1917-1929 гг. | + | + | + | + | + | ||||||||||
Тема 7. Советский Союз в условиях административно-командной системы (1920-е-1991 гг.) | + | + | + | + | + | ||||||||||
Тема 8. Россия на исходе XX века. Российская Федерация и постиндустриальное общество начала третьего тысячелетия | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Итого | |||||||||||||||
Место дисциплины в структуре образовательной программы
2.1. Учебная дисциплина (модуль) «ИСТОРИЯ» относится к базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими (история читается в самом первом семестре и все гуманитарные дисциплины идут параллельно!) дисциплинами: риторика[glasunova2] , введение в специальность
Знания: социально-экономических, политических, идеологических предпосылок и причин исторической эволюции властных и управленческих структур в России; закономерностей и особенностей процесса возникновения, совершенствования и реформирования системы государственной власти и управления в России и за рубежом; содержания принципов, норм внутренней организации и деятельности государственных органов всех уровней и государственного аппарата, механизмы их формирования и реформирования в РФ; закономерностей и основных этапов исторического процесса, основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей; основных событий и процессов мировой и отечественной истории;
Умения: правильно выявлять общее и особенное в развитии российского государства и его властно-управленческих структур на различных исторических этапах; использовать знание исторического опыта российского и зарубежного управления при изучении других дисциплин и на практике, в том числе при оценке происходящих современных политических процессов
Навыки: использование основных исторических понятий и категорий, закономерностей развития общества; применение понятийно-категориального аппарата, основных законов исторической науки в профессиональной деятельности, корректное использование в своей деятельности профессиональной исторической лексики
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин,для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: история государственного управления, история мировых цивилизаций
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Форма обучения: очная
Вид работы | Трудоемкость (в акад.часах) | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Лабораторная работа | ||
Самостоятельная работа | ||
Контроль | ||
Виды текущего контроля | экзамен | |
Вид промежуточного контроля | тестирование |
Форма обучения: очно-заочная
Вид работы | Трудоемкость (в акад.часах) | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Лабораторная работа | ||
Самостоятельная работа | ||
Контроль | ||
Виды текущего контроля | экзамен | |
Вид промежуточного контроля | тестирование |
Форма обучения: заочная
Вид работы | Трудоемкость (в акад.часах) | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Лабораторная работа | ||
Самостоятельная работа | ||
Контроль | ||
Виды текущего контроля | экзамен | |
Вид промежуточного контроля | тестирование |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план дисциплины для очной/очно-заочной/заочной форм обучения
Наименование темы | Всего часов | В том числе, час. (очно/очно-заочно/заочно) | Формы контроля (очно/очно-заочно/заочно) | ||||||
Аудиторная работа | Самост.работа | Контроль | |||||||
лекции | практич. занятия | Лабораторные занятия | |||||||
всего | Из них в интерактивной форме | всего | Из них в интерактивной форме | ||||||
Тема 1. Введение. Восточные славяне до образования государства. Древняя Русь(IX-первая треть XII в.) | 4/8/4 | 2/2/- | 2/2/2 | 2/2/- | -/-/- | -/-/-/ | 2/4/10 | УО/-/- | |
Тема 2. Русские земли в период политической раздробленности (первая треть XII-XV вв.) | 10/8/8 | 4/2/- | -/-/- | 4/2/- | 2/2/2 | -/-/-/ | 2/4/10 | УО/-/- | |
Тема 3. Русское централизованное государство (конец XV-XVII вв.) | 8/8/8 | 2/2/- | 2/2/2 | 4/2-/ | -/-/- | -/-/-/ | 2/4/10 | УО/-/- | |
Тема 4. Российская империя в XVIII-первой половине XIX в. | 10/8/10 | 4/2/2 | 2/2/2 | 4/2/- | -/-/- | -/-/-/ | 2/4/10 | Т/-/- | |
Тема 5. Россия на пути превращения в буржуазную монархию (1856-1916 гг.) | 10/8/10 | 4/2/2 | -/-/ | 4/2/- | 2/2/2 | -/-/-/ | 2/4/12 | УО/-/- | |
Тема 6. Россия перед политическим выбором: 1917-1929 гг. | 10/10/12 | 2/2/2 | -/-/- | 4/2/2 | 2/2/2 | 2/2/- | 2/4/12 | Т/-/- | |
Тема 7. Советский Союз в условиях административно-командной системы (1920-е-1991 гг.) | 14/14/12 | 4/4/- | -/-/- | 4/2/2 | 2/2/2 | 2/2/2 | 4/6/12 | УО/Т/Т | |
Тема 8. Россия на исходе XX века. Российская Федерация и постиндустриальное общество начала третьего тысячелетия | 6/6/8 | 2/2/- | 2/2/2 | 2/-/- | -/-/- | -/-/-/ | 2/4/11 | УО/-/- | |
ИТОГО | 108/108/108 | 24/18/6 | 8/8/8 | 26/14/4 | 8/8/8[glasunova3] | 4/4/2 | 18/36/87 | 36/26/9 | |
ВСЕГО | |||||||||
Итоговый контроль | 108/108/108 | 36/26/9 | Экзамен[glasunova4] |
УО – устный опрос
Т - тестирование
Программа дисциплины
Тема 1. Введение. Восточные славяне до образования государства. Древняя Русь(IX-первая треть XII в.)
Население Восточной Европы к середине первого тысячелетия до н.э. Происхождение и этническая принадлежность славян. Проблемы генезиса славян в современной исторической науке. Славянский мир в эпоху Великого переселения народов, основные направления колонизации Восточно-Европейской равнины.
Восточные славяне в VIII–IX вв. Этногеография восточного славянства. Влияние природного фактора на образ жизни восточнославянских племен. Путь «Из варяг в греки» и его значение для развития восточных славян. Хозяйственные занятия. Общественная организация, образование племенных союзов. Религия, быт и традиции. Соседи восточных славян: финно-угорские и прибалтийские племена, кочевники Великой степи, Византия, норманны – особенности их взаимоотношений. Предпосылки возникновения государственности у восточных славян. Объединение племенных союзов в суперсоюзы на северо-западе славянских земель и в Поднепровье. Летопись о призвании варягов на Русь. Готская, норманнская и славянская теории происхождения государства у восточных славян. Критика норманнской теории.
Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья, их задачи и деятельность (Олег (879–912), Игорь (912–945), Ольга (945–957), Святослав (957–972)). Расширение территории государства. Значение сбора дани. Изменение порядка обложения и сбора дани при княгине Ольге. Политическая организация Древнерусского государства IX–X вв.: князь, дружина и старцы градские; роль и значение веча. Социальная структура населения. Основные направления внешней политики. Русь и Хазарский каганат. Отношения с варягами и финно-угорскими племенами. Походы на Византию (907, 911, 941, 944, 969–971 гг.). Основное содержание и значение подписанных договоров. Первая усобица в доме Рюриковичей. Начало правления Владимира I Святославича (980–1015) и необходимость идеологического укрепления государства. Религиозная реформа князя Владимира I. Языческая Киевская Русь и монотеистические религии. Принятие христианства Киевом (988). Взгляды современных историков на процесс и значение крещения Руси. Организация и развитие русской православной церкви.
Киевская Русь XI–XII вв. Укрепление государства при князе Ярославе Мудром (1019–1054). Создание первого письменного свода законов – «Русской правды». «Русская правда» – основной источник по социально-экономической истории древнерусского периода. Экономическое развитие русских земель в XI–XII вв. Социальная структура общества и основные группы населения. Принципы внешней политики Ярослава. Порядок наследования великокняжеского стола. Завещание Ярослава Мудрого и начало новой усобицы. Ухудшение международного положения Руси: половецкая угроза. Значение Любечского княжеского съезда 1097 г. Социальная борьба в конце XI – начале XII в. Владимир II Мономах (1113–1125) и временная стабилизация Киевского государства. Распад Киевской Руси после смерти Мстислава Великого. Точки зрения современных историков на причины и хронологию периода политической раздробленности Руси.
Основные термины: бояре, вече, историография, исторический источник, князь, натуральное хозяйство, общественно-экономическая формация, рабовладение, смерды, феодализм, цивилизация.
Тема 2. Русские земли в период политической раздробленности (первая треть XII–XV вв.)
Развитие русских земель до нашествия Батыя.Образование самостоятельных государств (городов-государств) Древней Руси. Общая характеристика основных древнерусских земель домонгольского периода: Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгородская республика). Особенности развития, основные черты политической организации и управления, внутренняя логика удельного строя. Русские земли в системе международных экономических, политических, культурных и религиозных отношений накануне монгольского нашествия. Материальная и духовная культура Древней Руси.
Исторические судьбы русских земель в XIII в. Развитие русских городов-государств в первой четверти XIII в. Отношения с соседями. Союз русских князей и половцев против монголов, битва на р. Калке (1223). Походы Батыя на Русь и в Европу. Образование Золотой Орды и установление ига. Вассальная зависимость русских земель от Орды, особенности социально-политического развития и управления. Последствия монгольского завоевания для Руси. Православная церковь и Золотая Орда. Народные восстания против ордынцев.
Ситуация на северо-западных границах русских территорий в первой половине XIII в. Борьба Новгородской республики против шведских и немецких феодалов. Невская битва (1240) и Ледовое побоище (1242), их итоги. Внешнеполитическая линия князя Александра Ярославича Невского. Юго-Западная Русь. Феодальная борьба князей и бояр. Внешняя политика. Князья Роман Мстиславович Волынский и Даниил Романович Галицкий. Образование Великого княжества Литовского и вхождение в его состав западных и южных земель Киевской Руси, особенности их развития. Формирование русской, украинской и белорусской народностей.
Северо-Восточная Русь в XIV–XV вв. Стабилизация и начало подъема экономики Северо-Восточной Руси на рубеже XIII–XIV вв. Развитие земледелия. Укрепление феодальных отношений, вотчины и поместья. Развитие ремесла и торговли, восстановление городов. Категории зависимого населения. Политическая система Северо-Восточной Руси. Появление новых политических центров.
Историки о факторах возвышения Московского княжества. Деятельность первых московских князей по расширению территории княжества. Вступление московских князей в борьбу за великокняжеский ярлык. Москва и Тверь. Основные итоги княжения Ивана I Данииловича Калиты (1325–1340). Московское княжество в середине XIV в. Дмитрий Иванович Донской (1359–1389) и зарождение объединительной политики. Итоги войны с Тверью 1374–1375 гг. Православная церковь и ее отношения с княжеской властью. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Ухудшение отношений с Ордой. Русско-монгольские военные столкновения 1377 и 1378 гг. Куликовская битва и ее значение для развития русской государственности. Русь на рубеже XIV–XV вв.
Положение Московского княжества в системе княжеств Северо-Восточной Руси в первой половине XV в. Феодальная война 1428–1453 гг.: причины, участники, результаты, оценки историками. Усиление позиций Русской Православной Церкви. Отношение к Флорентийской унии 1439 г. и автокефалия русской церкви. Падение Византии и окончательное освобождение от византийской церковной зависимости.
Основные термины: автокефалия, вассалитет, вотчина, дворянство, национальная культура, поместье, феодализм, централизация,.
Тема 3. Русское централизованное государство (конец XV–XVII вв.)
Образование централизованного государства. Завершение главных объединительных процессов и образование централизованного государства при Иване III (1462–1505). Свержение ордынского ига. Внешняя политика Московской Руси конца XV – начала XVI в. Политический строй государства, формирование самодержавной власти, ее идейно-политическое обоснование. Судебник 1497 г.
Россия в XVI в. Социально-экономическое развитие Руси в первой половине XVI в Правления Василия III (1505–1533) и Елены Глинской. Завершение собирания земель вокруг Москвы и попытки проведения реформ. Центральная власть и местное самоуправление. Борьба за власть боярских группировок при малолетнем Иване IV. Годы правления Ивана IV Грозного (1533–1584) и их оценка в отечественной историографии. Реформы Избранной рады, их итоги. Цели и последствия опричнины. Государство и церковь в XVI в. Основные направления внешней политики при Иване Грозном. Особенности и общая характеристика русской культуры XIV–XVI вв.
«Смутное время» (конец XVI – начало XVII в.).Предпосылки и причины Смуты. Хозяйственное разорение 70-х – 80-х гг. XVI в. Введение заповедных и урочных лет. Учреждение патриаршества. Обострение социальных противоречий, народные выступления начала XVII в. Пресечение династии Рюриковичей и борьба за власть. Воцарение Бориса Годунова (1598–1605). Периодизация «Смуты». Появление Лжедмитрия I, его сторонники. Вмешательство Речи Посполитой в дела русского государства. Правление самозванца в Москве (1605–1606). Московское восстание 1606 г. и избрание на царство Василия Шуйского (1606–1610). Поход на Москву Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Ухудшение внутриполитической ситуации в России и начало иностранной интервенции. «Семибоярщина» и призвание на русский престол королевича Владислава. Вмешательство шведов. Оккупация русских городов. Роль православной церкви в организации борьбы с интервентами. Национально-патриотический подъем русского народа. I и II ополчения (1611–1612). Освобождение Москвы и созыв Земского собора. Состав, задачи и ход Земского собора 1613 г. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова.
Россия при первых Романовых. Социально-экономическое положение России в XVII в. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Появление первых мануфактур. Начало формирования всероссийского рынка. Вотчинная и поместная система землевладения. Окончательное закрепощение крестьян. Соборное уложение 1649 г. Обострение социальных противоречий. Положение жителей городского посада и слобод. Городские восстания XVII в., их особенности и итоги. Восстание под предводительством Степана Разина (1667–1671).Усиление самодержавной власти при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Роль Земских соборов и Боярской Думы. Приказная система. Местное управление. Попытки реформирования вооруженных сил страны. Русская церковь в XVII в. Двоевластвие Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Патриарх Никон и основные направления церковной реформы. Церковный раскол и его влияние на развитие страны. Старообрядчество.
Основные задачи и направления внешней политики России. Отношения с Речью Посполитой, Швецией, Турцией и Крымским ханством. Освободительная война украинского народа против польско-литовских феодалов и воссоединение Украины с Россией. Развитие отношений с государствами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Сторонники реформ и сближения с Западом (Ф.М.Ртищев, А.П.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын). Борьба за власть придворных группировок после смерти Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Стрелецкое восстание 1862 г., период «троевластного правления» (1682–1689). Первые годы самостоятельного правления Петра I. Причины и предпосылки внутренних преобразований в стране. Значение Азовских походов и Великого посольства. Главные тенденции развития русской культуры в XVII в.
Основные термины: заповедные лета,Земский собор,крепостное право, приказы, Смута, Соборное Уложение,