Муравьев никита михайлович
(1796—1843) — один из идеологов и организаторов Северного общества декабристов, капитан гвардии.
Свою политическую программу Муравьев изложил в трех проектах
822 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Конституции, последний из которых написан уже в тюрьме по требованию следственных властей, является и самым радикальным. При составлении своих проектов Муравьев изучал конституции американских штатов, а также Декларации и Конституции революционной Франции и постарался применить их революционные принципы к русской действительности.
С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. «Русский народ ¾ свободный и независимый — не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя».
Большим новшеством явилось провозглашение в Проекте Муравьева необходимости федерального (или союзного) правления, которое гарантировало бы согласное «сосуществование» «величия народа и свободы граждан», обеспечивало «благосостояние целого и частей» в государстве и избежало ситуации, при которой народы «страждут от внутреннего утеснения и бывают в руках деспота орудием притеснения и гибели соседних народов» и при которой быть свободными препятствуют «обширность земель, многочисленное войско» и др.
По проекту Муравьева все предусмотренные Конституцией гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Проект Пестеля, предполагавший введение Верховного
правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал.
Расхождения между Пестелем и Муравьевым по вопросу о формах государственного устройства заключались в различных выводах относительно будущего развития России:
Пестель выступал за представительно-демократическую республику, а Муравьев — за конституционную монархию.
При всем обилии и разнообразии взглядов на природу и способы обновления государственного устройства России разработчики конституционных проектов и программ в декабристском движении сумели выделить и обсудить такие существенные вопросы конституционного порядка, как представительное правление, тесная связь суда присяжных с гласностью и свободой, важность назначения чиновников под контролем общественности. По удачному обобщению А.И. Герцена, величие этих блестящих юношей из рядов гвардии, «оставивших гостиные и свои груды золота для требований человеческих прав, для протеста, для заявления» составило памятное событие истории. «Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство человеческого достоинства, стремление к независимости, ненависть к рабству, уважение к Западу и революции, веру в возможность переворота в России, страстное желание участвовать в нем, юность и непочатость сил...».
По образному выражению А.П. Щапова, в тайных обществах декабристов «теплился тусклый светильник конституции», и идея народного самоуправления, «еще не успевши созреть, развиться в духе народном, проникнуть
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 823
в массы, уже торжественно заявила в истории свое право».
НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович(1866—1924) — выдающийся русский философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей либерализма.
Новгородцев обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравственном сознании человека. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством, —одно из важнейших положений философии права Новгородцева, выдвинутое им в противовес позитивистскому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, воспроизводимых государством. Эту позицию ученый называл «философией легального деспотизма».
Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство. Новгородцев тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду. Развивая эту идею, Новгородцев подчеркивал, что в основе правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, таким образом именно нравственность являлась началом, связующим государство. Однако появившиеся в то время настроения разочарования относительно правового государства, которые философ усматривал в произведениях Брайса, Острогорского, Принса и других, а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма побудили его заняться феноменом, который он называл «кризисом правосознания».
Суть этого кризиса Новгородцев сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти лучшую форму общественно-политического устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противоречия, он считал утопией. Крушение веры в правовое государство — это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис — это кризис старых понятий, старой веры; кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы:
те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель. В действительности цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Новгородцев свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезличивающий и опустошающий человека, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал виделся Новгородцевым в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы», или «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и
824 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
всеобщность их объединения». Но этот общественный идеал находит свое выражение не в каких-то конкретных воплощениях, а в бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества.
Основные труды Новгородцева — «Кризис современного правосознания» (1909), «Об общественном идеале» и др.
Острогорский Моисей Яковлевич (1854—1919) ¾ юрист, писатель и общественный деятель. В политологии считается наряду с Дж. Брайсом и Р. Михельсом одним из «отцов партологии (дисциплины, изучающей политические партии).
Острогорский получил образование в Петербургском университете, после окончания которого служил в департаменте министерства юстиции. Затем следует отъезд во Францию и учеба в Парижской школе политических наук, которую он окончил в 1885 г., представив диссертацию «Истоки всеобщего избирательного права». В 1892 г. появилась первая работа Острогорского «Права женщин». Эту работу юридический факультет Парижского университета отметил премией имени Росси. В 1902 г. в Англии вышел в свет главный труд Острогорского «Демократия и организация политических партий», снискавший ему славу среди политологов Европы и Америки. В период революции 1905 г. Острогорский активно участвовал в политической деятельности, избирался депутатом I Государственной Думы. В составе делегации Думы он принимал участие в международной парламентской конференции в Лондоне.
После разгона I Государственной Думы Острогорский отошел от активной политической деятельности и уехал в США. Итогом поездки стала еще одна книга, вышедшая в свет в 1910 г., — «Демократия и партийная система в США».
Основным недостатком демократического строя США и Англии является, на взгляд Острогорского, партийная организация, «партийный формализм», уничтожающий в человеке всякую волю и самостоятельность. Он полагал, что только партии, организованные на принципах свободы и независимости их членов, могут образовывать начала демократии, и только тогда, когда демократия наполняется моральной ответственностью свободных и автономных личностей, может возникнуть жизнеспособное демократическое государство.
Пapeto Вильфредо (1848¾1923) ¾ итальянский экономист, социологи политолог, один из основоположников теории элит.
Исходный тезис Парето гласит: люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, ученый называл элитой, которую подразделял на правящую и неправящую. К правящей элите относятся, по его мнению, те группы, которые прямо или косвенно принимают участие в управлении. Именно правящая элита осуществляет власть в обществе, захватывая все командные высоты. Она не допускает появления в обществе талантливых людей, угрожающих ее существованию. В циркуляции
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 825
(круговороте) элит Парето усматривает главную движущую силу общественного развития.
По Парето, существуют два главных типа элит, которые последовательно сменяют друг друга. Первый тип — «львы», для них характерен крайний консерватизм, грубые «силовые» методы правления. Второй тип — «лисы», мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. Стабильная политическая система характери-зуется преобладанием элиты «львов», напротив, неустойчивая система требует элиты прагматически мыслящих энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Общество, в котором преобладает элита «львов», застойно. Элита «лис» придает обществу динамизм. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты с преобладанием в ней «лис», которые со временем перерождаются во «львов», сторонников жестокого подавления и деспотизма.
Власть, согласно Парето, осуществляется элитой одним из двух способом — при помощи силы либо с использованием хитрости и искусства «спекуляций». В своей концепции ученый отводил особое место обоснованию необходимости употребления властью силы. Сила — это проявление власти, гуманизм — признак ее слабости.
Основной труд В. Парето — трехтомный «Трактат по общей социологии» (1916). В 1920 г. вышел его сокращенный вариант «Компендиум по общей социологии».
ПАРСОНС Толкотт (1902¾1979) ¾ один из основоположников современной социальной науки. Ученый стоял у истоков зарождения профессиональной социологии, создания Американской социологической ассоциации, президентом которой являлся. Создатель теории действия и системно-функцио-нальной школы в социологии.
Парсонс рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Им вводится также понятие процесса — парного к понятию структуры. Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы. Фундаментальным для структурно-функционального подхода Парсонса является постулирование четырех основных функциональных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают ее сохранение и выживание: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения ¾ политическая подсистема, функцию интеграции ¾ правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели — система верований, мораль и агенты социализации (семья, учреждения образования и др.).
Разработанный Т. Парсонсом структурно-функциональный метод плодотворно используется современной политической наукой.
Основные работы Парсонса — «Структура социального действия»
826 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
(1937), «Социальная система» (1951), «Теория действия и человеческое существование» (1978).
ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович (1793¾1826) — один из идеологов декабризма, руководитель Южного общества декабристов, полковник, командир Вятского пехотного полка.
Декабристы являлись представителями радикального крыла дворянской оппозиции самодержавию, объединявшего преимущественно военную молодежь. Источниками декабристской идеологии явились идеи французских просветителей XVIII в., русских «вольнодумцев» конца XVIII ¾ начала XIX в. ¾ А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и их последователей, а также влияние освободительного духа вольнодумства, господствовавшего в начале XIX в. в Московском университете, Царскосельском лицее, в некоторых военных учебных заведениях, где учились будущие декабристы.
Большое влияние на формирование социально-политических идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года», рассматривая его как отправную дату своего политического воспитания. Победа в этой войне способствовала росту национального самосознания в России. Именно война 1812 г. поставила перед будущими декабристами вопросы о судьбах России и путях ее развития.
В основу деятельности Южной организации декабристов был положен документ под названием «Русская Правда», написанный П.И. Пестелем при участии А.П. Юшневского,
С.И. Муравьева-Апостола, А.П. Барятинского, В.Л. Давыдова и др.
«Русская Правда» Пестеля явила собой одну из первых республиканских конституционных программ в истории русской политической мысли. На становление республиканских конституционных предпочтений Пестеля сильно повлияли, по его признанию, комментарий Д. де Траси к «духу законов» Ш.Л. Монтескье, опыт Греции, США и Великого Новгорода.
В «Русской Правде» намечалось 10 глав: первая глава — о границах государства; вторая ¾ о различных племенах, Российское государство населяющих; третья — о сословиях государства; четвертая — «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая — «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая — обустройстве и образовании верховной власти; седьмая ¾ об устройстве и образовании местной власти; восьмая — об «устройстве безопасности» в государстве; девятая — «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая — наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции, и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, Русской Правдою учиненные».
По свидетельству Пестеля, написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей; четвертая и пятая главы были написаны начерно, а последние пять глав вовсе не были написаны,
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 827
материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных отрывков.
В методологии своих исследований Пестель придерживался естественно-правовой теории и договорной концепции происхождения государства. Он исходил из предположения о естественном равенстве всех людей и взаимной тяге к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда.
А.И. Герцен назвал Пестеля «первым социалистом до социализма» и считал вождя декабристов непосредственным предшественником теории «русского социализма».
ПЕЧЧЕИ Аурелио (1908¾1984) ¾ один из организаторов Римского клуба (неправительственной международной организации, созданной в 1968 г. для исследования глобальных проблем современности).
ПЛАТОН (437¾347 до н. э.) ¾ греческий философ и политический мыслитель.
Политические взгляды Платона изложены в диалогах «Государство». «Политик» и «Законы».
В диалоге «Государство» Платон одним из первых обратился к характеристике форм правления. Философом описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство — справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим «редким людям».
Конструируя идеальное государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия — правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремеслен-никами, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».
Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Платоновское идеальное государство мудро своими философами, мужественно — стражами, рассудительно — повиновением людей физического труда. Сочетание добродетелей рассудитель-ности, мужества и повиновения характеризует справедливый государственный строй.
ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827—1907) ¾ религиозный мыслитель, правовед и крупный политический деятель пореформенной России.
828 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Победоносцев вышел из духовной семьи московского клира. Дед его был священником, а отец — профессором словесности Московского университета. По окончании в 1846 г. училища правоведения К.П. Победоносцев работает в различных правительственных учреждениях, с 1860 по 1865 г. занимает кафедру гражданского права в Московском университете. В начале 60-х гг. ему было предложено преподавать законоведение наследнику цесаревичу Николаю Александровичу и великим князьям Александру Александровичу и Владимиру Александровичу. В 1868 г. Победоносцев назначается сенатором, в 1872 г. ¾ членом Государственного Совета, а в 1880 г. — обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода (в этой должности он работал 25 лет).
Победоносцев знал семь языков, им были написаны следующие произведения: «Курс гражданского права», «Ле Пле», «Московский сборник», «Историческая записка о Холмской Руси и г. Холме» и др. Издана переписка Победоносцева с Александром III и Николаем II.
До недавнего времени в отечественной литературе преобладал негативный образ К.П. Победоносцева: «русский Мефистофель», «злой рок России», «вампир России», «Кащей православия» и т.д.
Консервативные монархические взгляды Победоносцева основываются на его глубокой религиозности, традиционном видении характера народоправства на Руси. Самодержавие воспринималось Победоносцевым как освященная Богом традиционная и отвечающая национальному складу русского человека власть. Она может быть
хороша или плоха, но она освящена и поэтому истинна.
В системе Победоносцева негативной альтернативой самодержавию выступает парламентская демократия. Если славянофилы в середине XIX в. уделяли этой, в то время только оформлявшейся, «новомодной» системе государственного устроения сравнительно мало внимания, то для Победоносцева, очевидца в последние десятилетия прошлого века все большего ограничения монархической власти парламентами, а в ряде стран и полного торжества народовластия в республиканской форме, вопрос о духовной сущности и политической значимости парламентаризма стал одним из главнейших.
По мнению Г. Флоровского, очень многое в критике Победоносцевым западной цивилизации «прямо напоминает контрреволюционные апострофы Э. Бёрка. Победоносцев верил в прочность патриархального быта, в растительную мудрость народной стихии и не доверял личной инициативе. Он верил в просто народ, в силу народной простоты и первобытности, и не хотел разлагать эту наивную целостность чувства ядовитой прививкой рассудочной западной цивилизации».
Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» провел своеобразную параллель между Победоносцевым и Лениным: Победоносцев «был духовным вождем старой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождем новой коммунистической России». Эту мысль развивает С.Л. Франк: «Самый замечательный и трагический факт... русской политической
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 829
жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души, состоит во внутреннем сродстве нравственного облика типичного русского консерватора и революционера... Русский консерватизм, который... мечтал опираться на определенную религиозную веру и национально-патриотическую идеологию, обессилил и обесплодил себя своим... неверием в живую силу духовного творчества».
ПОППЕР Карл Раймунд(1902¾
1994) — известный английский философ, логик, социолог и политолог.
В работах «Нищета историцизма» (1944) и «Открытое общество и его враги» (1945) Поппер подверг критике такие подходы к социально-политическим явлениям, как историцизм и утопическая социальная инженерия, которые, по его мнению, способствовали появлению тоталитаризма («закрытого» общества).
Историцизм для Поппера — это социально-философская концепция, настаивающая на том, что тенденции в истории общества следует рассматривать как законы или их можно вывести из всеобщих законов — из законов психологии, как у О. Конта и Дж. С. Милля, или из законов диалектического материализма, как в марксизме.
В сфере политической деятельности, подчеркивал Поппер, принципы утопической социальной инженерии требуют определить конечную политическую цель, или идеальное государство. Ученый отрицал идею о том, что поиски счастья — это законная цель государства; он категорически отвергал революционные предложения
о замене существующего социального порядка справедливым бесклассовым идеальным обществом.
Поппер разработал оригинальную концепцию демократии. Раскрывая ее суть, ученый подчеркивает, что она очень проста и в то же время существенным образом отличается от веками утвердившейся теории демократии. Во всех прежних теориях, начиная с Платона, главным вопросом демократии был вопрос: «Кто правит?» Поппер же предлагает поразмыслить над тем, как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без кровопролития и насилия.
ПШЕВОРСКИЙ Адам ¾ американский политолог. Являлся одним из основных участников международного проекта «Переходы от авторитаризма к демократии», который завершился изданием в Университете Дж. Гопкинса (США) материалов в 4 томах, содержащих анализ особенностей перехода от авторитаризма к демократии в Южной Европе и Латинской Америке.
Основные работы А. Пшеворско-го — «Капитализм и социал-демократия» (1985), «Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке» (1991).
РАСТОУ Д.А.¾ американский политолог, один из родоначальников транзитологии (анализа и моделирования переходов от диктатуры к демократии).
РУССО Жан Жак (1712¾1778) ¾
830 ИМЕНН0Й СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
французский философ, моралист и политический мыслитель.
Стержнем политической теории Руссо, которую он в наиболее систематизированном виде изложил в своем главном труде «Об общественном договоре, или Причины политического права» (1762), является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля в свою очередь выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления.
Основную задачу общественного договора Руссо видел в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор — это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность превращается в нераздельную часть целого. В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Коль скоро воля гражданина неотчуждаема, то естественным способом ее выражения признается прямая демократия.
В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение
своей судьбы. Правительство — лишь временный агент суверенного народа (как у Дж. Локка). Но у Локка народ вручает органам управления власть исполнительную, законодательную и судебную, а Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях.
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Великой французской революции.
САВИЦКИЙ Петр Николаевич
(1895-1968) — географ и экономист, идеолог евразийства.
Евразийство ¾ идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции 20 — 30-х гг. XX в. Главными представителями евразийской мысли являлись Н.С. Трубецкой (1890¾1938), П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин (1882¾1952), Г.В. Флоровский (1893¾1979) и др. Евразийцы пытались обосновать развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 831
«единой культурно-государствен-ной евразийской идеологией правящего слоя», выдвигаемого путем отбора из народа.
В 1921 г. вместе с Н.С. Трубецким Савицкий возглавил евразийское движение. На протяжении десяти лет его истории был редактором евразийских изданий, в которых ему принадлежат исследования по вопросам экономики и геополитики.
Основные работы П.Н. Савицко-го ¾ «Географические особенности России. Часть 1 -я. Растительность и почва» (1927), «Россия — особый географический мир» (1927) и др.
САРТОРИ Джованни (1924) ¾ итальянский политолог.
Начиная с 60-х гг. приобрел прочную репутацию одного из крупнейших специалистов по теоретическим проблемам политологии,и, в частности, по теории демократии. Сартори ¾ автор ряда сравнительных исследований политических систем Италии и других стран Запада, политических институтов, политического поведения в демократических странах.
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич(1853¾1900) ¾ религиозный философ.
Наиболее полно политико-правовые взгляды Соловьева сформулированы в «Оправдание добра (1897) и «Право и нравственность» (1897).
Своей концепцией «все-единства», Соловьев отстаивал неразрывную связь права и государства с религиозно-нравственными ценностями, с Духом Христовым. Он видел в государстве и праве необходимые средство и форму для осуществления «абсолютной
идеи», что не позволяло сводить право к торжеству чьих бы то ни было интересов, а государство ¾ к грубому насилию. Таким образом, в религиозно-нравственной систе-ме Соловьева не государство создает право, а само государство является воплощенным правом. Для того чтобы быть деятельно нравственным, государство должно иметь нравственное начало, быть свободной теократией.
К.Н. Леонтьев назвал Соловьева «самым блестящим, глубоким и ясным философом-писателем в современной Европе».
СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович(1772¾1839) ¾ граф, политический мыслитель, теоретик законодательства, государственный и общественный деятель.
Оценивая деятельность М.М. Сперанского как идеолога реформ и политического деятеля, В.В. Леонтович пишет: «Сперанский вообще мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах» (Леонтович В.В. История либерализма в России (1762¾1914). М., 1995. С.94).
Проанализировав русскую историю, Сперанский делает вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции. Его «План государственного преобразования...» предусматривал установление в России «истинной
832 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
монархии», основанной на прочных «коренных» или «непременных» законах. «Истинная монархия» в понимании Сперанского — это не только цель, но и средство государственных преобразований.
Считая государственный строй России деспотическим, Сперанский призывал Александра I к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ и предлагал разнообразные конституционные проекты. Их суть: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет (типа палаты лордов) как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение властей: исполнительная ¾ у Совета министров, законодательная — у Государственной думы сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), которая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть — тоже сверху донизу — должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом.
Идеи Сперанского о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917 г., и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии.
Реализация проектов Сперанского растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II, а ограничение верховной власти «на непременном законе» опоздало на сто
лет и было произведено только при Николае II.
СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870¾1944) ¾ крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик - член ЦК кадетской партии, депутат II Государственной Думы.
Либерализм Струве, как он неоднократно подчеркивал, основывается на философской идее индивидуализма, идее «верховной ценности личности и служебного значения социального организма».
Струве был ярко выраженным государственником. Его этатизм претерпел определенную и довольно значительную эволюцию. В своих первых работах русский мыслитель в полемике с марксизмом подчеркивает, что государство является не только организацией господства (таковым «оно является в обществе, в котором подчинение одних групп другим обусловливается его экономической структурой»), но и организацией порядка. Позже он отказывается от данной трактовки, считая, что сущность государства составляет «текучее общественно-правовое отношение между людьми».
В 1908 г. Струве приходит к признанию особой, мистической сущности государства. Он пишет, что мистичность государства заключается в том, что власть государства над людьми обнару-живается в их подчинении отвлеченной для большинства идее внешней государственной мощи, причем подчинении не внешнем, а внутреннем, моральном, признании государственного могущества как общественной ценности.
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 833
Таким образом, государство, согласно Струве, представляет собой надклассовую организацию, имеющую всеобщий общественный характер, стоящую выше общества, государство — своего рода «соборная» личность, стоящая выше всякой личной воли.
Власть в концепции П.Б. Струве «не есть просто необходимое орудие упорядочения общежития, средство рационального распорядка общественной жизни», она также носит мистический характер. Он определяет власть как «орудие внешней мощи государства», и в качестве такового «она держит в подчинении себе людей».
Струве заложил принципиальные основы «либерально-консервативного миросозерцания», руководствуясь понятиями середины, меры, объединяющими в равновесии государство и нацию, власть, ответственность и свободу.
Основные работы Струве — «Марксова теория социального развития» (1905), «Идеи и политика в современной России» (1907), «Размышления о русской революции» (1921) и др.
ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844¾1886) — политический мыслитель, публицист, член руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества «Народная расправа», издатель журнала «Набат», представитель бланкистской ветви народничества.
Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его статей и критических рецензий: «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Революция и государство» (1876), «Народ и революция»
(1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип национальности »(1878).
Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие «коммунистического инстинкта» у русского народа. Но, в отличие от Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.
Полемизируя с анархистами, Ткачев в противоположность последним доказывает, что власть — не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она «не воплощает в себе интересов какого-либо сословия» и «только издали кажется силой». Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, «ничтожную кучку автократов».
Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революци-онеров на осознание народного идеала и его осуществление. «Ни в настоящем, ни в будущем народ, сам себе предоставленный, не в силах осуществить социальную революцию. Только мы, революционное меньшинство, можем это сделать, и мы должны это сделать как можно скорее», ¾