Субъекты международного публичного права
Субъекты занимают центральное положение в международном праве, которое призвано регулировать их взаимоотношения. Особенность положения субъектов международного права состоит в том, что они не только выступают носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм. Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.
В самом общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.
Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.
Субъекты международного права также:
1) являются коллективным образованием. Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и «в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие органы и т. д.
2) обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) – не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.
Только наличие вышеуказанных элементов дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права.
Существует две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).
Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
Государства являются первичными субъектами международного права (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им национального суверенитета и признаются носителями международных прав и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного их участия в международных отношениях.
Государства выступают наиболее полновластными организованными субъектами международного права, имеющими решающие средства воздействия на международные отношения и обладающими универсальным правом участвовать в любых международно-правовых действиях. Государство характеризуют три элемента: население, территория и суверенная власть. Территориально-организационная структура государства может быть различной.
Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К правам относятся право на независимость и свободное осуществление своих законных прав, юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов, равноправие с другими государствами, право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения. Обязательства государств закреплены в признанных ими постулатах международного права.
Для приобретения государством статуса субъекта международного права чаще всего используется институт признания. Признание есть односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно заявлено о том, что оно рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.
Обязанности признания не существует. Это право государства. Есть две формы официального признания: де-юре и де-факто. Признание де-юре – полное и окончательное; оно влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений в полном объеме. В отдельных случаях промежуточным этапом к ним может быть налаживание консульских связей. Признание де-факто, на практике довольно редкое, означает официальное, но неполное признание, если государство считает полное признание преждевременным.
Международные межправительственные организации выступают как производные (несуверенные) субъекты международного права. Производными субъектами международного права считаются межправительственные организации и государственно-служебные образования, создаваемые первичными субъектами международного права. Учреждая таковые, государства наделяют их международно-правовой правосубъектностью, необходимой для осуществления ряда функций. Правосубъектность межгосударственной организации является специальной, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые регламентированы соответствующими учредительными документами. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.
Среди основных прав международных организаций в первую очередь нужно назвать следующие: право участвовать в создании международно-правовых норм; пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемыми государствами-участниками.
Международная организация (учреждение) – это объединение государств, созданное первичными субъектами международного права на основе международного договора для выполнения каких-либо функций или достижения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.
В отличие от международных межправительственных организаций международные неправительственные организации не являются субъектами международного права.
Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования: вольный город и город-государство (государ-ствоподобные образования) — например, Ватикан и Мальтийский орден.
Вольный город – это самостоятельное территориально-политическое образование с правовым режимом, установленным международным договором и гарантированным государством или международными организациями.
Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.).
В международном праве нашли отражение концепции международно-правовой субъектности народа (нации), который борется за создание независимого государства.
Правопреемство в международном праве — это переход от одного субъекта международного права к другому прав и обязанностей или отдельных прав. Правопреемство может осуществляться в силу закона, договора или иных юридических оснований.
Правопреемство государств (распространяется и на международные межгосударственные организации) возникает при: социальной революции; 'возникновении новых независимых государств; образовании нескольких государств на территории их предшественника и при образовании нового государства в результате объединения двух или более государств; территориальных изменениях.
Правопреемство государств имеет для новых государств конкретные практические последствия, когда заново решаются такие вопросы, как пересмотр международных договоров, их денонсация (отмена), членство в международных организациях, проведение национализации, правопреемство собственности. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров; в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
Правопреемство правительств – правопреемство прав и обязанностей при внутренних изменениях в государстве. Так, при смене правительства неконституционным путем встает вопрос об отношении нового правительства к договорам и соглашениям, заключенным с иностранными государствами прежним правительством.
Ответственность в международном праве. В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.
С юридической точки зрения в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения. Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.
Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты).
Международное преступление – это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Международные преступления - это агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.
Преступление международного характера - это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.
К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. Это нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций; невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т. д.
Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная (политическая).
Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.
Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т. д.). Репарация – это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами.
Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.
Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов). Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.
Контрольные вопросы
1. Определите сущность международного права как особой правовой системы.
2. Охарактеризуйте систему международного права.
3. Перечислите основные принципы международного права.
4. Выделите источники международного права.
5. Дайте оценку институту международно-правовой ответственности.
Библиографический список
Бирюков П. Н. Международное право: Учеб. пособие. М., 2005. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. М. Кузнецов. М., 2006.
Международное право: Учебник/ Под ред. К. А. Бекяшева. М., 2007. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2006.
Международное публичное право: Сборник документов: В 2 т. М., 2003. Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. М., 2005.
Правоведение: учеб. пособие / Н. Н. Аверьянова, О. Ю. Апарина, Ю. Б. Барзилова; под ред. Г.Н. Комковой. М, 2009.