Ведущий ток-шоу. Актёр драмтеатра?
Развитие электронных средств массовой информации естественным образом повлекло за собой возникновение нового вида журналистской профессии – ведущий телевизионных и радиопрограмм. Особой разновидностью профессии ведущего является ведущий ток-шоу. Он является обязательным связующим звеном между её элементами и отдельными участниками. «Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создаёт звёзд, а звёзды создают ток-шоу. Такому взаимовлиянию, взаимодействие формы и её создателя, в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее»[46]. Для ведущего-шоумена важны мгновенная реакция, остроумие, личное обаяние, то есть качества, характерные для зрелищных профессий.
«Характерной особенностью жанра ток-шоу является необходимость быстрого ролевого переключения. Личная значимость ведущего ток-шоу, умение встать на один уровень с собеседником, реагировать на ситуации, жестко вести основную линию – главные качества ведущего ток-шоу»[47]. Владимир Познер, например, в своём ток-шоу «Познер» бесспорно стоит на одном уровне с собеседником.
Особые качества Познера являются также ярким примером влияния ведущего на зрителей. «Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряжённое коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей. Эти передачи не сводятся к звучащей в них вербальной (словесной) информации, здесь всё важно: выражения лиц, сомнения, паузы – и скрепляющая всё печально-оптимистическая улыбка ведущего»[48]. Немалое значение в профессии ведущего ток-шоу имеет способность тонко чувствовать камеру. При просмотре ток-шоу Познера возникает ощущение, что ведущему легко удаются перемещения по залу, от человека к человеку. Но за этой лёгкостью стоит тщательная, невидимая на первый взгляд работа с камерой. Познер никогда не заслоняет других участников шоу от объекта телекамеры и не выпячивает свою персону на первый план. Он «выступает не перед своей аудиторией, он работает внутри неё. Это - «высший пилотаж», доступный лишь немногим»[49]. В КАКМ ШОУ
«Общими качествами для любого ведущего являются личное обаяние, способность вызывать симпатию аудитории (харизма), мгновенная реакция на события, хорошая память и разносторонняя образованность. Харизматичность ведущего мало изучена, но она постулируется как обязательное качество для этой профессии. Она почти не связана с внешними качествами ведущего, мало связана с образованием и, по сути дела, представляет собой сложный комплекс врождённых и приобретённых особенностей личности»[50].
Ещё одно личностное качество, которым должен овладать ведущий ток-шоу – это умение слушать. Очень важно уметь обнаружить в потоке речи главную мысль или случайный факт, упомянутый вскользь, но ухватившись за который частенько можно вывести разговор на другую, более интересную и полезную для зрителя тему. Кажется, что может быть легче, чем сидеть и просто слушать, но ведущий ток-шоу должен проявлять не только личные качества, необходимые для выполнения своей работы, но и профессиональные.
Важно уметь удерживать внимание аудитории и формировать из разных характеров, пристрастий и темпераментов единую картинку, которая будет иметь влияние на зрителя. Эта работа требует больше актёрских навыков, чем журналистских. Елена Ханга, считает, что ведущий ток-шоу может получится из «массовика-затейника. Из человека, который умеет "держать" аудиторию, чувствует, когда надо ускориться, когда – спровоцировать аудиторию, когда лучше помолчать, не перебивать. Специфика образования (точнее вуз) не столь важна. Обязательное условие – чтобы ведущий был образованным, иначе бессмысленно приглашать в студию интересных героев. Там должен происходить взаимный обмен энергетикой»[51].
Один из проницательных театральных критиков А.Свободин справедливо заметил: «Чтобы стать телевизионным ведущим, не то, чтобы нужны какие-то особые черты личности, скорее необходимо отсутствие некоторых черт, которые телеэкран неизменно обнажает»[52].
У ведущего ток-шоу особые отношения со временем. У передачи есть свой хронометраж. Нужно, чтобы все это время было заполнено. Сюжетами, разговором. «Закончить раньше нельзя - будет дыра. А фильм после новостей должен начаться вовремя, иначе полетит вся "сетка". Значит, программный отдел поставит какой-нибудь музыкальный клип. А зрители уйдут на другие каналы. Нужно, чтобы были сюжеты для новостей, вопросы для гостя. Но и "перебирать" нельзя. Кино должно начаться вовремя, как написано в телегиде. А есть интересные сюжеты, их придется выбросить. А есть важные вопросы, и их некогда задать. А если еще разговор идет не по принципу "спросить об этом, об этом и об этом", есть какой-то сценарий и на финал времени не остается - вообще чушь получится»[53]. Неопытность ведущего в этом вопросе может стать большой проблемой для ток-шоу, проходящего в прямом эфире.
Ведущий должен «следить за тем, чтобы успеть задать все вопросы, которые он считает важными, которые обязательно нужно задать. Следить за тем, чтобы вопросы не закончились раньше, чем кончится эфир. То есть он должен заранее рассчитать, сколько он может задать вопросов, исходя из времени, которое требуется на ответ, а это где-то просто "да", где-то целая лекция. А еще это зависит от скорости речи отвечающего, от того, где он ставит главную мысль - в начале или в конце ответа, то есть можно или нет его перебить, задать следующий вопрос. Но на всякий случай у него в голове должна быть запасная тема. Если заявленная тема разговора трагическим образом исчерпана, взлетаем с запасного аэродрома. Это неуклюже, но это лучше, чем дыра в эфире. Он должен следить за тем, чтобы разговор был интересным. Следить за тем, чтобы разговор шел по сценарию, если сценарий есть. Кульминация в таком случае должна быть в нужном месте, не раньше - иначе дальше уже слушать будет не интересно, и уж точно не после эфира. В голове он должен держать три вопроса. Первый - тот, который он задаст следующим. Второй - тот, который он задаст, если на следующий ответ будет дан односложный ответ. И третий, запасной,- на всякий случай. Быть готовым сменить тему разговора. Если услышит что-то, что стоит смены темы»[54].
За всё это несёт ответственность ведущий. Он следит за временем программы, чтобы всё задуманное по возможности было выполнено, но в то же время не должен торопиться, иначе из-за его спешки гости попросту могут умолчать о важной информации под предлогом «и без этого есть о чем поговорить». Ведущий должен уметь «правильно» перебить гостя, заранее чувствовать направление в русле беседы. Для примера возьмем уже закрытую программу Владимира Соловьёва «К барьеру!». Ведущему в этих передачах очень часто приходится перебивать гостей, чтобы ситуация не накалялась, а в противном случае уходить на перерыв. А Андрей Малахов в ток-шоу «Пусть говорят» частенько не даёт договорить кому-нибудь из аудитории, когда тот начинает уходить от темы или чересчур агрессивно ведёт себя по отношении к гостям.
По сути дела ведущий ток-шоу является общим координатором всей работы на площадке. Именно от ведущего зависит к кому обратиться с вопросом, кого перебить, а кому предоставить слово. От этого зависит работа оператора, звукорежиссёра и всей команды в целом.
Ведущий должен помогать участникам передачи формулировать свои мыли, но, ни в коем случае, не должен навязывать своё мнение или искажать чужие слова. Александр Гордон в «Закрытом показе» прибегает к таким методам для экономии времени передачи, чтобы человек, высказывающий свою точку зрения не чувствовал, что весь эфир в его распоряжении. «Шоумен проявляет свою индивидуальность лишь в продуманной постановке вопроса – такого, до которого не додумался бы обыкновенный телезритель, но направленного на получении интересной для всех информации»[55]. Например, Александр Гордон в ток-шоу «Гордон-Кихот» не принимает активного участия в обсуждении. Он лишь изредка вставит пару фраз, направит беседу в нужное русло, оставляя гостям возможность свободно общаться.
Евгений Енин в своей книге «Дао разговорной программы» говорит о том, что ведущему следует быть дилетантом. «Ему же лучше будет. Он должен разбираться в теме ровно настолько, насколько это позволит ему придумать вопросы, которые раскроют тему и будут интересны зрителям. Если ты не дилетант или "переготовился" - бывает и такое, - то возникают трудности»[56].
Так как талант ведущего ток-шоу – больше актёрский, чем журналистский, у людей этой профессии есть свои приемы и методы наиболее выгодного поведения во время эфира. «Ведущие сегодня охотно пользуются прикрытием, чтобы вести беседу о сокровенном, порой подменяя искренность искусной её имитацией. Это маски, скрывающие лица людей, преодолевших порог откровенности, людей, которые дают нам возможность заглянуть на чёрную, оборотную сторону их жизни, в своеобразной инверсии катарсиса, исповедуясь в самом постыдном. Это маски, под которыми прячутся действующие в той же роли актёры, в гротескном и порой безнравственном шарже имитируя настоящее, истинное откровение. Это маски людей, облечённых властью, которые, декларируя свою абсолютную компетентность во всём, тем не менее, признаются в полном незнании причин и следствий или туманно рассуждают о неких «не подлежащих пока разглашению» обстоятельствах. И наконец, это маски популярных ведущих, к которым мы уже привыкли и кого узнаём по единому тембру голоса и от которых ждём правды, только правды и ничего, кроме правды. А они раз за разом, не снимая привычной маски, пытаются изо всех сил соответствовать облику интеллектуального препаратора, и мы в очередной раз узнаём, «что» и «почему», но никогда не знаем «только ли это» и «на самом ли деле». Подобная ролевая позиция может привести к отказу от реальной жизненности (типажности) облика телеведущего: маска может прирастать, заменяя лицо и делая его натуральность иллюзорной»[57].
Енин считает, что один из критериев успеха работы ведущего – это «наличие у него лёгкого склероза». Т.е. герои постоянно должны видеть на лице собеседника маску неподдельного интереса. Такую маску всегда держала Елена Ханга в ток-шоу «Принцип домино» и «Про это».
Задача ведущего ток-шоу - «поддерживать определенный эмоциональный накал в студии, задавая вопросы, предоставляя слово гостям или зрителям. Как правило, он работает по сценарию, который написан не им. Именно поэтому мы видим в качестве ведущих ток-шоу такое количество приглашенных "звезд" из разных областей шоу-бизнеса. "Шоу" есть, полдела сделано. Попадаются товарищи, которые вообще говорить не умеют, соотношение "бэ, мэ, э" и прочих звуков к нормальным словам примерно два к трем. "Шоу" есть, "тока" нет. Видимо, не стоит такая задача. В дневных ток-шоу продюсеры часто ставят пару: человека, который может задавать осмысленные вопросы, и блондинку. Чтобы глаз отдыхал»[58]. Примером такого ток-шоу является «Принцип домино».
«Сейчас возникла мода ставить телеведущими (не хочу никого конкретно называть) актеров, певцов, представителей других профессий, - высказывается по этому поводу Елена Ханга. - Если это талантливый человек, то неважно, кто он по специальности. Но в ведущие иногда берут только потому, что лицо "раскрученное" или красивая внешность. А у телеведущих работает, так сказать, другая группа мышц. В другом жанре он, может быть, великолепен. Но в ток-шоу нужна реакция. Если ее нет, то видно, что человек сидит и мучительно ждет подсказки, а подсказка идет с задержкой в две секунды, это заметно. Теряется накал, о непринужденности и речи нет…»[59].
Часто ведущего ток-шоу называют интервьюером или модератором. Эти профессии очень похожи, но всё-таки у них есть различия.
Интервьюера больше интересует сам факт, он чаще пользуется такими конструкциями как «а кстати, расскажите о…», «можно об этом подробней». Интервьюеру больше свойственна «железная» логика и волевые качества, но в то же время он должен охватить собеседника своей симпатией. Яркий пример такого сочетания – Владимир Познер.
«Ведущий ток-шоу более активно участвует в разговоре, чем интервьюер, он более эмоционален, позволяет себе спорить с собеседником, может сменить тему, может рассказать анекдот, может хоть чечетку бить»[60].
Модераторами чаще всего называют ведущих так называемых «круглых столов», теледебатов или дискуссий. «Эти жанры склонны к импровизации, поэтому роль ведущего-модератора в таких программах особенно велика. Он должен быть артистичен и находчив, уметь быстро реагировать на реплики присутствующих и вместе с тем быть предельно лаконичным, жёстко направлять разговор в нужное русло, следить за регламентом и быть способным обобщить сказанное»[61]. «Модератор следит за справедливым распределением времени высказываний. Его задача – не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета спора, который может быть очерчен и в предварительной беседе, до эфира. Всегда есть и другая опасность – потерять горячность и спонтанность, т.е. как раз то, что является особенностью передачи. Важнейший принцип - ведущий дискуссии не является её участником, не становится на сторону кого-либо из собеседников»[62]. Таким модератором можно считать Владимира Соловьёва. Также качествами модератора обладает Михаил Швыдкой («Культурная революция»). Всегда тщательно подготовленный, он умеет афористично и выразительно сформулировать выводы. Он всегда собран и вместе с тем подвижен. Если в редких случаях спор утихает, Швыдкой своим поведением сохраняет динамичность программы, не давая эмоциям зрителя идти на спад.
Конечно же, внешний облик ведущего тоже играет свою роль. «Именно этой профессии свойственны не только сугубо журналистские, но и определённые внешние качества. Речь ведущего, его манера, тембр голоса и внешность должны оставаться в рамках принятых норм. Например, борода или густые усы практически никогда не принимаются массовой аудиторией. Нормой для ведущего является искренность, открытость, способность сопереживать и естественность. Это очень трудная роль, которой следует научиться»[63].
Внешность ведущего зависит и от тематической направленности передачи. Например, если это серьёзное политическое ток-шоу, ведущий обязан выглядеть соответствующе (деловой костюм, не яркий макияж у женщин, выдержанные тона в одежде). Ведущий развлекательных ток-шоу может позволить себе цветной пиджак или стильные очки, а то и вовсе прийти в спортивной кофте. Например, программа «Малахов +», где обстановка должна быть тёплой и дружеской. Иногда поджанровые особенности ток-шоу не соответствует облику ведущего. Тогда это выглядит комично. Но, тем не менее, внешние качества – не являются гарантией того, что человек справится с работой ведущего ток-шоу. Определяющими признаками всё же остаются харизма, обаяние и быстрота реакции.
Заключение.
Сегодняшнее состояние телевидения основывается на развлекательном элементе, однако все вокруг бьют тревогу о разложении общества, о теленяне под названием «Дом 2», о бесполезности «Битвы экстрасенсов» и прочей ерунде. Телевидение, бесспорно, является механизмом влияния на общество. Мы – то, что мы едим – известное выражение. Сегодня правильнее будет сказать: мы – то, что мы смотрим. Все вокруг хотят быть образованными, ну или хотя бы выглядеть таковыми. Но как тут, спрашивается, садится смотреть канал «Культура» после тяжёлого трудового дня, когда хочется просто «отключить» мозг? Ток-шоу, сочетающее в себе развлекательные, информационные и аналитические элементы – выход из положения. Зрители, смотря очередную «Культурную революцию» или «Пусть говорят» могут черпать для себя важную информацию, быть в курсе социальных процессов и одновременно получать удовольствие от просмотра. Суггестивность ток-шоу играет особую роль. Заражаясь эмоциями ток-шоу, зритель отвлекается от собственных проблем, но в то же время он может находиться в русле жизни – вот что так его привлекает. Проследив историю создания и развития ток-шоу, я выяснила, что этот жанр не только быстро захватил эфирное время телеканалов, но и стремительно начал развиваться. Из-за склонности к изменчивости так сложно вогнать ток-шоу в жанровые рамки. Меняется план подготовки передачи, ведущие ток-шоу приобретают новые личные и профессиональные качества. Драматургия ток-шоу очень изменчива и пластична, но в каком бы направлении ни развивалось ток-шоу, неизменными останутся три вещи: ведущий, гости и аудитория.
Список используемой литературы.
1) Вакурова Н.В Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. – М.: Издательство Московского университета, 1997. – 384 с.
2) Гаймакова Б.Д. Мастерство эфирного выступления: Учебное пособие / Б.Д. Гаймакова, С.К. Макарова, В.И. Новикова, М.П. Оссовская. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 283 с.
3) Енин Е. Дао разговорной программы / Е. Енин. – Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2006. – 224 с.
4) Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: Учебное пособие / Г.В. Кузнецов. – М.: Издательство Московского университета, 2004. – 400 с.
5) Кузнецов Г.В. ТВ журналист / Г.В. Кузнецов. – М,: Издательство Московского университета, 1980. – 256 с.
6) Мясникова М.А. Художественные программы на телевидении: Учебный комплект / М.А. Мясникова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. – 296 с.
7) Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: Учебное пособие / О.Р. Самарцев; под общей редакцией Я.Н. Засурского. – М.: Академический Проект, 2007. – 527 с.
8) Саруханов В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов / В.А. Саруханов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
9) Телевизионная журналистика: Учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2005. – 368 с.
10) А вы смотрите теледебаты? // Власть. – 2009. - №2.
11) http://www.kp.ru/print/article/24158.3/372384 / Е.Павлова «За «Секс с Анфисой Чеховой платят 800 рублей»
12) www.library.cjes.ru/online/ Самарцев О.Р. Современный коммуникативный процесс: Учебное пособие.
13) www.library.cjes.ru/online/ Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учебное пособие.
14) http://www.mediajobs.ru/career/120 Ведущий ток-шоу: что кроется за внешним блеском профессии?
15) http://psyfactor.org/debaty.htm Сороченко В А Теледебаты как избирательная технология.
16) http://www.relga.ru/Environ/WebObjects /Э. Могилевская «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования» // RELGA. – 2006. - №15
17) http://revolution.allbest.ru/journalism/00061404_0.html
[1] Э. Могилевская «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования»
[2] Э. Могилевская «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования»
[3] Э. Могилевская «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования»
[4] Э. Могилевская «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования»
[5] Э. Могилевская «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования»
[6] http://revolution.allbest.ru/journalism
[7] http://revolution.allbest.ru/journalism
[8] Н.В Вакурова «Типология жанров современной экранной продукции». – 156 с.
[9] Ю. Москаленко «Кто был автором идеи первого телемоста СССР – США?»
[10] Н.В Вакурова «Типология жанров современной экранной продукции». – 165 с.
[11] В.А. Сороченко «Теледебаты как избирательная технология»
[12] В.А. Сороченко «Теледебаты как избирательная технология»
[13] В.А. Сороченко «Теледебаты как избирательная технология»
[14] http://www.kommersant.ru / А вы смотрите теледебаты?
[15] http://www.kommersant.ru / А вы смотрите теледебаты?
[16] Н.В Вакурова «Типология жанров современной экранной продукции». – 169 с.
[17] О.Р.Самарцев «Современный коммуникативный процесс. Теория и методология журналистики». – 96 с.
[18] Телевизионная журналистика. – 193 с.
[19] Телевизионная журналистика. – 193 с.
[20] А.А. Князев «Основы тележурналистики и телерепортажа». – 242 с.
[21] Телевизионная журналистика. – 195 с.
[22] М.А. Мясникова «Художественные программы на телевидении». – 74 с.
[23] О.Р.Самарцев «Современный коммуникативный процесс. Теория и методология журналистики». – 132 с.
[24] А.А. Князев «Основы тележурналистики и телерепортажа». – 243 с.
[25] Телевизионная журналистика. – 194 с.
[26] Телевизионная журналистика. – 194 с.
[27] О.Р. Самарцев «Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики». – 39 с.
[28] Г.В. Кузнецов «Так работают журналисты ТВ». – 78 с.
[29] Е. Енин «Дао разговорной программы». – 139 с.
[30] http://www.mediajobs.ru/career/120 / «Ведущий ток-шоу: что кроется за внешним блеском профессии?»
[31] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 133 с.
[32] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 134 с.
[33] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 134 с.
[34] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 135 с.
[35] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 137 с.
[36] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 138 с.
[37] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 131 с.
[38] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 47 с.
[39] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 54 с.
[40] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 56 с.
[41] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 64 с.
[42] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 45 с.
[43] Е.Павлова «За «Секс с Анфисой Чеховой» платят 800 рублей»
[44] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 141 с.
[45] Е. Енин «Дао разговорной программы». - 82 с.
[46] Телевизионная журналистика. – 195 с.
[47] О.Р. Самарцев «Творческая деятельность журналиста». – 123 с.
[48] Телевизионная журналистика. – 235 с.
[49] Телевизионная журналистика. – 235 с.
[50] О.Р. Самарцев «Творческая деятельность журналиста». – 50 с.
[51] http://www.mediajobs.ru/career/120 / Ведущий ток-шоу: что кроется за внешним блеском профессии?
[52] Телевизионная журналистика. – 237 с.
[53] Е. Енин «Дао разговорной программы». – 85 с.
[54] Е. Енин «Дао разговорной программы». – 68 с.
[55] Телевизионная журналистика. – 229 с.
[56] Е. Енин «Дао разговорной программы». – 69 с.
[57] Е. Енин «Дао разговорной программы». – 69 с.
[58] Е. Енин «Дао разговорной программы». – 124 с.
[59] http://www.mediajobs.ru/career/120 / Ведущий ток-шоу: что кроется за внешним блеском профессии?
[60] Е. Енин «Дао разговорной программы». – 127 с.
[61] М.А. Мясникова «Художественные программы на телевидении». – 74 с.
[62] Телевизионная журналистика. – 236 с.
[63] [63] О.Р. Самарцев «Творческая деятельность журналиста». – 47 с.