Русский язык предпушкинской поры. Спор западников и славянофилов. Роль А.С.Пушкина в формировании русского языка

Происхождение русского языка. Этапы развития.

По происхождению русский язык связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий из индоевропейского языка и служил средством общения славянских племён до 5-6 веков. Русский язык имеет многовековую историю развития.

Основные периоды развития:

1) 5 - 14 век. В это время восточные славяне выделились в своеобразную этническую группу из общеславянского единства. С этого же времени существует древнерусский язык, на котором говорили восточнославянские племена, образовавшиеся в 9 веке в пределах Киевского государства.

· Появление письменности. Создатели славянской азбуки проповедники Кирилл и Мефодий – «Кириллица».

· В 803г они были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую дружину, где занимались переводом греческих книг на славянский. Параллельно существует письменный старославянский язык.

· 988г – крещение Руси. Было введено христианство князем Владимиром Святославовичем.

2) 14 – 15 век. Происходит распад Киевского государства. Возникают 3 языка на основе древнерусского: русский, украинский, белорусский. Славянский язык:

· Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

· Западные славяне (польский язык, чешский, словацкий, лужицкий).

· Южные славяне (болгарский, македонский, словенский, сербско-хорватский).

3) С середины 17в до первой части 19в.

· Происходит формирование русской нации и русского литературного языка.

· Появление научных терминологий.

· Ограничение сферы использования старославянского языка.

· Увеличение заимствований из западно-европейских языков (при Петре 1).

4) С середины 19в – наст. время. Формируется современный русский литературный язык. Создатель – А.С.Пушкин. 142 млн. человек говорят на русском языке.

Роль Петра 1 и М.В.Ломоносова в формировании языка русской нации.

1) Петр 1:

· Увеличивает заимствование из западно-европейских языков.

· Введение в 1708 г. гражданского шрифта для печатания светской литературы создало предпосылки для появления русского литературного языка, окончательно превратив церковнославянский язык в собственно церковный.

· Обогащение русского языка множеством иностранных слов и формирование русской научной терминологии.

2) М.В.Ломоносов:

· Создает первую российскую грамматику, в которой впервые была предоставлена научная система русского языка. Создан первый свод грамматических правил.

· Добивается первого университета в Москве.

· Добивается, чтобы в число приёма студентов принимали разночинцев.

· Желает поднять престиж русского языка. Доказывает, что лекции нужно читать на русском языке (лекции читали на немецком и латинском языках, т.к. профессоры были из-за границы).

· Ограничивает употребление старославянизмов, которые уже в то время были непонятны, усложняли речь деловой официальной литературы.

Русский язык предпушкинской поры. Спор западников и славянофилов. Роль А.С.Пушкина в формировании русского языка.

Карамзин и его сторонники (западники) – одна сторона. Карамзисты считают, что:

· Язык должен быть освобожден от церковно-славянского языка.

· Ориентироваться нужно на французский язык.

· Нужно придать ясность и достойность дли широкого круга людей.

· Нужны исключить архаизмы и специальные термины различных ремесел и грубые остроречия.

· Необходимо создать новые слова для новых вводимых понятий, например, влюбленность, общественность, промышленность.

Шишков и славянофилы – другая сторона, противники. Придерживались противоположного мнения. Они считали, что старославянский язык должен стать основой литературной речи.

Существовала другие демографичнонастроенная интеллигенция. Грибоедов и Крылов считали, что вопрос о составе языка не должен решаться без мнения народа. Считали, что в состав русского языка должны войти элементы живой народной речи.

А.С.Пушкин. Он придерживался принципа соразмерности и сообразности. Он говорил, что художественному произведению любое слово уместно, если оно точно, ярко, образно передает мысль автора. Поэтому в своих произведениях он использует и старославянизмы, и заимствование, и элементы устойчивого народного творчества. Он призывает молодых поэтов собирать фольклор и использовать в своем творчестве.

Наши рекомендации