Русский язык предпушкинской поры. Спор западников и славянофилов. Роль А.С.Пушкина в формировании русского языка
Происхождение русского языка. Этапы развития.
По происхождению русский язык связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий из индоевропейского языка и служил средством общения славянских племён до 5-6 веков. Русский язык имеет многовековую историю развития.
Основные периоды развития:
1) 5 - 14 век. В это время восточные славяне выделились в своеобразную этническую группу из общеславянского единства. С этого же времени существует древнерусский язык, на котором говорили восточнославянские племена, образовавшиеся в 9 веке в пределах Киевского государства.
· Появление письменности. Создатели славянской азбуки проповедники Кирилл и Мефодий – «Кириллица».
· В 803г они были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую дружину, где занимались переводом греческих книг на славянский. Параллельно существует письменный старославянский язык.
· 988г – крещение Руси. Было введено христианство князем Владимиром Святославовичем.
2) 14 – 15 век. Происходит распад Киевского государства. Возникают 3 языка на основе древнерусского: русский, украинский, белорусский. Славянский язык:
· Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).
· Западные славяне (польский язык, чешский, словацкий, лужицкий).
· Южные славяне (болгарский, македонский, словенский, сербско-хорватский).
3) С середины 17в до первой части 19в.
· Происходит формирование русской нации и русского литературного языка.
· Появление научных терминологий.
· Ограничение сферы использования старославянского языка.
· Увеличение заимствований из западно-европейских языков (при Петре 1).
4) С середины 19в – наст. время. Формируется современный русский литературный язык. Создатель – А.С.Пушкин. 142 млн. человек говорят на русском языке.
Роль Петра 1 и М.В.Ломоносова в формировании языка русской нации.
1) Петр 1:
· Увеличивает заимствование из западно-европейских языков.
· Введение в 1708 г. гражданского шрифта для печатания светской литературы создало предпосылки для появления русского литературного языка, окончательно превратив церковнославянский язык в собственно церковный.
· Обогащение русского языка множеством иностранных слов и формирование русской научной терминологии.
2) М.В.Ломоносов:
· Создает первую российскую грамматику, в которой впервые была предоставлена научная система русского языка. Создан первый свод грамматических правил.
· Добивается первого университета в Москве.
· Добивается, чтобы в число приёма студентов принимали разночинцев.
· Желает поднять престиж русского языка. Доказывает, что лекции нужно читать на русском языке (лекции читали на немецком и латинском языках, т.к. профессоры были из-за границы).
· Ограничивает употребление старославянизмов, которые уже в то время были непонятны, усложняли речь деловой официальной литературы.
Русский язык предпушкинской поры. Спор западников и славянофилов. Роль А.С.Пушкина в формировании русского языка.
Карамзин и его сторонники (западники) – одна сторона. Карамзисты считают, что:
· Язык должен быть освобожден от церковно-славянского языка.
· Ориентироваться нужно на французский язык.
· Нужно придать ясность и достойность дли широкого круга людей.
· Нужны исключить архаизмы и специальные термины различных ремесел и грубые остроречия.
· Необходимо создать новые слова для новых вводимых понятий, например, влюбленность, общественность, промышленность.
Шишков и славянофилы – другая сторона, противники. Придерживались противоположного мнения. Они считали, что старославянский язык должен стать основой литературной речи.
Существовала другие демографичнонастроенная интеллигенция. Грибоедов и Крылов считали, что вопрос о составе языка не должен решаться без мнения народа. Считали, что в состав русского языка должны войти элементы живой народной речи.
А.С.Пушкин. Он придерживался принципа соразмерности и сообразности. Он говорил, что художественному произведению любое слово уместно, если оно точно, ярко, образно передает мысль автора. Поэтому в своих произведениях он использует и старославянизмы, и заимствование, и элементы устойчивого народного творчества. Он призывает молодых поэтов собирать фольклор и использовать в своем творчестве.