Тема и прагма-профессиональные задачи для срсп
Задание для СРСП № 1по теме: " Форма правления Республики Казахстан и РФ, США, Китая, Великобритании, Японии, Франции, Индии, Венгрии, Болгарии, Канады, Польши, Румынии, ФРГ (сравнительно-правовая характеристика)".
Примечание. Компоновка государств будет сделана преподавателем.
Актуальностьстуденческого научного исследования поуказанной проблематике обусловлена в первую очередь намечающейся конституционной реформой в Республике Казахстан, одним из направлений которой является уточнение роли и места президентской власти, парламента и правительства в системе разделения властей. Проблема разделения властей является одним из сложнейших вопросов современного конституционализма. Она является своего рода " стержнем" для изучения многих других институтов конституционного права.
Задачей исследования является привитие студентам навыков самостоятельной исследовательской работы в области конституционного права . С учетом этой задачи студент самостоятельно (в случае необходимости – с учетом рекомендаций преподавателя) формулирует план исследования, определяет его источники и формулирует выводы.
Цельюиндивидуального студенческого исследования является исследование студентом сложившейся формы правления в Республике Казахстан с учетом перспектив ее модификации в ближайшее время. Исходя из определения формы правления как порядка формирования и взаимоотношений главы государства, парламента и правительства, в центре внимания студента должно быть изучение взаимодействия всех ветвей власти в Республике Казахстан, способов их взаимного контроля.
Методами исследования являются: 1) компаративистский; 2) нормативно-правовой; 3) системно-функциональный; 4) исторический. Использование сравнительно-правового метода предполагает обращение к зарубежному опыту, хотя объем информации о форме правления иностранных государств не должен превышать соответствующий объем информации о форме правления в Республике Казахстан.
Правовой основой исследования должны быть: Конституция РК и конституции зарубежных стран, законы, решения Конституционного Совета РК, акты Президента РК, учебники конституционного права России и зарубежных стран, монографии и научные статьи, посвященные проблеме формы правления и разделения властей, помещенные в списке рекомендуемой литературы.
Объем студенческого научного исследования – не менее 15 с. машинописного текста одинарного интервала.
Презентация:
Индивидуальное студенческое исследование представляется студентом на семинарском занятии. Время презентации – 10–15 минут
Рекомендуемая литература:
Нормативно правовые акты
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г. с изменениями и дополнениями от 7.10.1998 г. и 22.05.2007 г.
2. Конституция Республики Казахстан. Алматы: "Жеты-Жаргы", 1993г.
3. Конституция Федеративной Республики Германии. 23 мая 1949 г.
4. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.
5. Конституция Соединенных Штатов Америки. 17 сентября 1787 г.
6. Конституция Французской Республики 4 октября 1958 г.
7. Конституция Японии 3 мая 1947 г.
8. Конституция Китайской Народной Республики. 1982 г.
9. Конституция Венгрии. 1949 г. (в ред. 1989г.), с изм. и доп. 1990г.
10. Конституция Болгарии.13 июля 1991 г.
11. Конституция Канады. 1982 г.
12. Конституция Республики Польша. 25 мая 1997г.
13. Конституция Республики Индии. 1950г.
14. Конституция Румынии. 21 ноября 1991 г.
15. Декларация КазССР "О государственном суверенитете КазССР" от 25.10.90 г. (Казахстанская правда. 28 октября 1990).
16. Конституционный закон Республики Казахстан "О государственной
независимости РК" от 16.12.91 г. (Ведомости Верховного Совета РК, 1991, №51, ст. 622)
17. Конституционный закон "О Президенте Республики Казахстан" от 26
декабря 1995 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, №24, Ст. 172).
18. Конституционный закон "О Правительстве Республики Казахстан" от
18.12.95 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995, №23, Ст. 145).
19. Конституционный Закон Республики Казахстан «О республиканском
референдуме» от 2 ноября 1995 г.//Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г.. .№ 22, ст. 131
20. Конституционный закон "О Парламенте Республики Казахстан и
статусе его депутатов" от 16.10.95 г.(Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995,№21.
21. Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей» от
25 декабря 2000 г. //Ведомости Парламента РК. 2000г. № 23.
22. Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28
сентября 1995 г. № 2464. //Ведомости Верховного Совета Республики
Казахстан, 1995 г., N 17-18 по состоянию на 1.01. 2009 г.
23. Указ Президента Республики Казахстан от 9 сентября 2005 года N 1643 "О мерах по реализации избирательных прав граждан Республики Казахстан"
24. Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2005 года N 924 "Об утверждении Правил образования областных (города республиканского значения, столицы) общественных наблюдательных комиссий"
25. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 9 июля 1999 г. № 13/206 "О рассмотрении в избирательных комиссиях обращений граждан о нарушении избирательного законодательства"
26. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 16 сентября 2005 года N 17/38 "Об утверждении Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, объявленных на 4 декабря 2005года"
27. Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан" от 20.12.91 (с изменениями и дополнениями)
28. Закон Республики Казахстан "О местном государственном управлении в РК» от 23 января 2001г. № 148. // Ведомости Парламента РК, 2001г.
29. Конституционный Закон "О Конституционном Совете Республики Казахстан от 28 декабря 1995 года (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995,№24,ст 173).
Литература
· Авакьян С.А. Президент РФ: эволюция конституционного статуса. – Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право М., 1998, № 1, с. 8–40.
· Авакьян С.А. Федеральное Собрание – Парламент России. М.: Рос. юрид. издат. дом, 1999.
· Ардан Ф. Франция: государственная система /Отв. ред. Л.М. ЭНТИН. М., ЮЛ, 1994.
· Баталов Э. Парламент и президент в конституциях зарубежных стран. – Российская Федерация. М., 1994, с. 58–62.
· Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. – Государство и право. М., 1997, № 3, с. 14–21.
· Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.: Норма, 1997.
· Васильева Т.А. Реформа государственных институтов в Италии. – Государство и право. М., 1993, № 3, с. 133–139.
· Газицкий А. Эволюция и современное понимание политической власти. – Актуальные проблемы социопсихологии в управленческой деятельности. М., 1991, с. 105–119.
· Горобец И.В. Парламент Российской Федерации. М., 1998.
· Гранкин И.В. Парламент России. М.: Изд-во АО " Консалт-банкир" , 1999.
· Данилов С., Правовое демократическое государство: очерки истории /Ин-т бизнеса и политики. М.: Хронограф, 1997.
· Демидов А.И. Судьба и идеи правового государства в российском обществе. – Известия вузов. Правоведение. СПб., 1995, № 3, с. 3–11.
· Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. М. М: Наука, 1993.
· Егоров С.А. Современная наука конституционного права США. М.: Наука, 1987.
· Еленин Н.В. Развитие конституционализма в России в 1905–1917 гг. – История государства и права.М., 1998, № 1, с. 4–7.
· Исполнительная власть в РФ: Пробл. развития /Бачило И.Л.. Гришковец А.А., Мелюхин И.С. и др. /Отв. Ред. Бачило И.Л. М.: Юрист, 1998.
· Козырева А. Во что обходятся налогоплательщикам ветви власти? – Российская газета. М., 1998. 15 октября.
· Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: (Руков. авт. кол. и отв. ред. – проф. Б.А.Страшун). М.: БЕК , 1996.
· Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 3. Особенная часть. Страны Европы: (Руков. авт. кол. и отв. ред. – проф. Б.А.Страшун). М.: БЕК, 1997.
· Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, конгресс, законодательство (опыт взаимодействия исполнительной и законодательной властей в Соединенных Штатах Америки). – Государство и право. М., 1998, № 1, с. 79–91.
· Окунева Л.С. Президентская республика: о чем говорит латиноамериканский опыт (Рецензия). – Московский журнал международного права. М., 1996, № 4, с. 136–148.
· Окуньков Л.А. Вето Президента. – Журнал российского права. М., 1998, № 2, с.11–28.
· Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия). – Журнал российского права. М., 1998, № 9, с. 3–8.
· Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
· Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах. – Государство и право. М., 1993, № 12, с. 105–114.
· Парламент и президент (опыт зарубежных стран). М.: Институт законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 1995.
· Перегудов С.Л. Разделение властей по-британски. – Британия и Россия. М., 1997, с. 42–53.
· Пособие по демократии. Функционирование демократического государства на примере Швейцарии. М., 1994.
· Правительства стран Восточной Европы постсоциалистического периода в системе разделения властей: конституционные модели. – Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование: Сб. ст. и обзоров /Отв. ред. д.ю.н., проф. В.В. Маклаков М.: ИНИОН РАН, 1995, с. 91–107.
· Президент-Правительство – исполнительная власть: российская модель /Под ред. И. Шаблинского. М., 1997.
· Разделение властей и парламентаризм /Редкол. Е.К.Глушко и др. М.: Ин-т государства и права РАН, 1992.
· Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом /Пер. с англ. Под общ. ред. проф. Дж. Тарбера. М.: Прогресс–Универс, 1994.
· Регламент Правительства Российской Федерации: Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. с изм. от 29 марта, 26 октября 1999 г. – Собрание Законодательства РФ. М., 1998. № 27. Ст. 3176; 1999. № 14. Ст. 1730; № 44. Ст. 5319.
· Ромашов Р.А. Конституционное государство (история, современность, перспективы развития). Красноярск, 1997.
· Российская государственность: истоки, традиции, перспективы /Под ред. В.В.Ильина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997
· Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 1994.
· Селезнев Л.И. Политические системы современности. СПб., 1995.
· Скакун О.Ф. Теория правового государства в дореволюционной России. – Советское государство и право. М., 1990, № 2, с. 113–120.
· Суворов В.Н. Глава российского государства (правовой статус, положение в системе власти). М., 2000.
· Суворов В.Н. Институт президентства: Российская конституционная модель и зарубежный опыт. – Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. М.: ИНИОН РАН, 1995.
· Суворов В.Н. Конституционные пределы полномочий Президента. – Труды Московской Государственной Юридической Академии. М., 1998, № 3, с. 3–19.
· Универсальное и региональное в концепции разделения властей: “Круглый стол”. – Вестник МГУ. Сер. 12 “Соц. - политич. исследования”. М., 1993, № 3, с. 3–39.
· Холмс С. Сверхпрезидентство и его проблемы.- Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М., 1993, № 4 (5); 1994, № 1(6), с. 22–25.
· Чиркин В.Е. Президентская власть. – Государство и право. М., 1997, № 5, с. 15–23.
· Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты. – Советское государство и право. М., 1990, № 8, с. 3–12.
· Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: Юрид. лит., 1995.
· Эско А. Традиция и практика взаимоотношений правительства и парламента в Финляндии. – Россия и современность. М., 1996, № 2, с. 91–95.
Рекомендации студентам:
Студент должен не только свободно владеть нормативным материалом и теорией конституционализма, но и ориентироваться в политических событиях, происходящих в РК, давать им правовую оценку.
Рекомендуется проследить историческую преемственность современной формы правления; охарактеризовать особенности формы правления, сложившиеся на сегодняшний день в РК.
Особое внимание необходимо уделить статусу главы государства, особенностям его конституционного оформления в нашей стране, а также взаимоотношениям главы государства, правительства и парламента.
ПРИЛОЖЕНИЕ: УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
В РК отсутствует конституционное регулирование института парламентского контроля в политической системе РК, что объясняется автором отнюдь не формой правления. И президентские и парламентские системы развитых стран Западной Европы и Северной Америки включают сильные институты парламентского контроля. В американской президентской системе по сравнению с британской парламентской системой возможности контроля исполнительных органов со стороны комитетов конгресса оценивается боле высоко благодаря тому, что функции расследования совмещаются с определенными властными полномочиями. Это уменьшает разрыв между замыслом и действительностью, концепцией и реализацией.
Студентам может быть предложено оценить определение типа политической системы под названием “ делегативной демократии”: в этой системе институт президентства выводится за рамки принципа разделения властей. Директор по науке Института международных исследований им. Келлога при Университете Нотр-Дам Г.О’Доннэлла пишет:“ Делегативные демократии основываются на предпосылке, что победа на президентских выборах дает победителю право управлять страной по своему усмотрению, при этом он ограничен лишь обстоятельствами существующих властных отношений и определенным конституцией сроком пребывания у власти. Президент рассматривается как воплощение нации, главный хранитель и знаток ее интересов. Предполагается, что эта фигура отечески заботится о всей нации, а политической базой президента должно быть движение, которое преодолевает фракционность и мирит политические партии. Как правило, в странах делегативной демократии кандидат в президенты заверяет, что он выше политических партий и групповых интересов...” Делегативная, или, по другим определениям, плебисцитарная демократия, не являясь авторитарной системой, в то же самое время отличается от представительной демократии. Горизонтальная подотчетность (подотчетность другой ветви власти) слаба или отсутствует в делегативной демократии. Блокирование горизонтальной подотчетности оправдывается, как правило, соображениями эффективности принятия решений. Сравнительный анализ ситуации в странах, находящихся в фазе перехода от авторитарных режимов к демократическим, показывает слабость и неэффективность делегативного типа в решении основных задач переходного периода. Возникает любопытное сочетание могущества и бессилия правительства. Антиинституциональная направленность делегативной демократии проявляется в ярко выраженной персонализации и концентрации полномочий в руках исполнительной власти Однако слабость состоит в том, что принятые решения реализуются недостаточно быстро. Для таких стран, как Латинская Америка, характерна лихорадка принятия решений (" декретизм" ). В Соединенных Штатах ситуация отличается. Постоянное чиновничество имеет более тесные связи с законодателями комитетов, которые утверждают и субсидируют федеральные программы чем с Президентом и членами кабинета, способными проявить неприязнь к делам учреждения.
Тип режима в РК некоторые исследователи определяют как массовую плебисцитарную вождистскую демократию, т.е. промежуточный тип политического режима (между рационально-правовым и харизматическим), где центральная роль принадлежит кандидатуре Президента, источником оправдания власти которого является плебисцит (т.е. всенародное голосование по формуле да или нет). Официальная идеология предполагает, что в переходный период такой президент может обеспечить национальную политическую интеграцию, верховный контроль над административной машиной государства и осуществления преобразований в самой системе. Для этого он наделяется правом единолично (на практике – под влиянием свиты) вне представителей демократических институтов и норм, принимать важнейшие решения национального масштаба, апеллируя к некоторой плебисцитарно выраженной воле народа. Такой режим внутренне нестабилен, поскольку он является гибридом плохо совместимых институтов – харизматических и бюрократических, воплощая при этом их наиболее слабые стороны. Административный штат формируется на принципах личной преданности, а его техническая подготовленность имеет небольшое значение. Режим не приемлет какую-либо систему формальных правил или абстрактных правовых принципов, а также процесса принятия рациональных правовых решений, ориентированных на такие принципы. Он с подозрением относится к юридическому мышлению, ориентированному на правовой прецедент. Мотивы, определяющие становление и трансформацию данного типа режима, связаны с материальными и статусными интересами членов свиты Президента, его административного штата, выдвиженцев, партийных функционеров и т.д. В связи с этим, плебисцитарные режимы прибегают к тактике, которую следовало бы определить, как “ направленную коррупцию”.
Студентам предлагается оценить эту точку зрения, опираясь на нормативную модель формы правления в РК.
Задание для СРПС № 2 по теме "Институт гражданства в зарубежном конституционном праве (на примере Республики Казахстан и РФ, США, Китая, Великобритании, Японии, Франции, Индии, Венгрии, Болгарии, Канады, Польши, Румынии, ФРГ ". Презентации студентами результатов исследований
Примечание. Компоновка государств будет сделана преподавателем.
Актуальность студенческого научного исследования по указанной проблематике обусловлена тем обстоятельством, что институт гражданства занимает одно из центральных мест в системе институтов конституционного права. Учитывая расширяющиеся контакты с зарубежными государствами, знание законодательства о гражданстве зарубежных стран имеет и непосредственное практическое значение.
Задачей исследования является привитие студентам навыков самостоятельной исследовательской работы в области конституционного права зарубежных стран, уяснение сути компаративистского метода исследования на примере сравнения институтов гражданства различных государств. С учетом этой задачи студент самостоятельно (в случае необходимости – с учетом рекомендаций преподавателя) формулирует план исследования, определяет его источники и формулирует выводы. Таким образом, индивидуальное студенческое исследование значительно шире по своим задачам, чем курсовая работа.
Целью индивидуального студенческого исследования является исследование студентом института гражданства, сложившегося в зарубежных странах. Сравнительно-правовой анализ института гражданства проводится на примере не менее двух государств. Исходя из определения гражданства как устойчивой, длящейся политико-правовой связи гражданина с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется полная юрисдикция данного государства, лицо обладает всей полнотой прав и несет все возложенные государством обязанности, в центре внимания студента должно быть изучение юридических аспектов политической связи гражданина и государства.
Методы исследования:
1) компаративистский; 2) нормативно-правовой; 3) системно-функциональный; 4) исторический.
Правовая основа исследования:
Правовую основу исследования составляют соответствующие конституции зарубежных стран, законодательство в области гражданства. Индивидуальное студенческое исследование предполагает также обращение к монографиям и научным статьям, посвященным проблеме гражданства (наиболее значительные работы помещены в списке рекомендуемой литературы).
Объем студенческого научного исследования – не менее 15 с. машинописного текста одинарного интервала.
Презентация:
Индивидуальное студенческое исследование представляется студентом на семинарском занятии. Время презентации – 10–15 минут.
Рекомендации студентам:
Студент должен свободно владеть соответствующим нормативным материалом, относящимся к институту гражданства не менее чем в двух государствах, давать ему правовую оценку. Автор индивидуального студенческого исследования должен уяснить понятия " апатриды" и " аполиды" , " двойное гражданство" , « право политического убежища" .
Рекомендуется проследить историческую преемственность института гражданства; отличия подданства от гражданств; охарактеризовать особенности института гражданства в том или ином государстве; основания приобретения и прекращения гражданства; правовой статус иностранных граждан.
Особое внимание желательно уделить практически значимым аспектами приобретения гражданства в зарубежных странах: квотам на въезд; испытательному сроку при приеме в гражданство.
Желательно проводить сравнение института гражданства на примере государств, принадлежащих к различным правовым системам (например, англо-саксонской и романо-германской).
Для облегчения усвоения студентами темы в Приложении предлагается краткий материал об институте гражданства в зарубежных странах.
Рекомендуемая литература
· Конституция Французской республики 1958 г.: Учебник французского юридического языка /Сост. и отв. ред. Н.Н.МАСЛОВА, Н.П.ХОМЯКОВА. М.: Междунар. отношения, 2000.
· Конституции государств Европейского Союза /Под ред. Л.А. ОКУНЬКОВА. М.: Норма, 1997.
· Конституции государств Центральной и Восточной Европы. /Отв. ред. к.ю.н. Н.В. ВАРЛАМОВА. Вступит. статья: д.ю.н., проф. Б.А. СТРАШУН. М.: Центр конституционных исследований. М.: МОНФ, 1997.
· Конституции зарубежных государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия): Учеб. пос. /Сост. проф. В.В. МАКЛАКОВ. М.: БЕК, 2000.
· Конституции зарубежных государств (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада): Учеб. пос. /Сост. проф. В.В. МАКЛАКОВ. М.: БЕК, 1996.
· Законодательные акты о гражданстве: В 4 т. Т. 1: Страны Европы. Т. 2–3. Страны Африки, Азии, Океании, Австралии. Т. 4. Страны Африки /Сост. П.М. ГРОМУШКИН. М.: Терра, 1993.
· Закон Королевства Нидерландов о гражданстве. – Законодательные акты о гражданстве. М.: Терра, 1993, Т.
· АЛЕБАСТРОВА И.А Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб пособие. М.: Юриспруденция, 2000.
· БОЯРС Ю.Р. Регулирование вопросов гражданства в скандинавских странах. – Известия вузов. Правоведение. СПб., 1984, № 2, с. 95.
· Голландская правовая культура. Компаративизм в праве : На материалах правовых систем Нидерландов и России. К столетию I Конгресса Сравнительного Правоведения /Отв. ред. В.В.Бойцова и Л.В.Бойцова. М.: Легат, 1998.
· ДЭВИ УЛЬРИКА. Правовые инструменты интеграции: проблемы получения гражданства в ФРГ.- Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М., 2000, № 2 (31), с. 33–39.
· ЗЛАТОПОЛЬКИЙ Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Правоведение". М.: Зерцало, 1999.
· Иностранное конституционное право /Под ред. проф. В.В. МАКЛАКОВА. М.: Юристъ, 1997.
· Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: (Руков. авт. кол. и отв. ред. – проф. Б.А.СТРАШУН). М.: БЕК , 1996.
· Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 3. Особенная часть. Страны Европы: (Руков. авт. кол. и отв. ред. – проф. Б.А.СТРАШУН). М.: БЕК, 1997.
· Конституционное (государственное) право: Справочник. М.: Юристъ, 1995.
· МИШИН А.А Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Белые Альвы, 1996.
· Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник /Гл. ред. А.Я.СУХАРЕВ. Авт. кол.: Ф.М.РЕШЕТНИКОВ, У.Э.БАТЛЕР, В.В.БОЙЦОВА, Л.В.БОЙЦОВА, В.Н.ДОДОНОВ, О.Р.МУЛУКАЕВА, Т.А.РЕШЕТНИКОВА, Л.Р.СЮКИЯЙНЕН. М.: Норма, Изд. группа Норма–Инфра-М, 2000.
· СИКЛОВА И., МИКЛУШАКОВА М. Отказывая в гражданстве цыганам Чешской Республики. Конституционное право восточноевропейское обозрение. М., 1998. № 4(25)1999, № 1 (26), с. 26–32.
· СМИРНОВА Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта. М.: ИПЭ, 1999.
· РАЧКОВ И.В. Правовая регламентация гражданства Европейского Союза. – Государство и право. М., 1999, № 8, c. 75–83.
· Сравнительное конституционное право /Ред. кол. проф. А.И. КОВЛЕР, проф. В.Е. ЧИРКИН, д.ю.н. Ю.А. ЮДИН. М.: Манускрипт, 1996.
· ЧИРКИН В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 1997.
· ЧИРКИН В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998.
· ЧИРКИН В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.: ИГП РАН, 1994.
· ЧУДАКОВ М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Курс лекций. Минск: Харвест, 1998.
·
ПРИЛОЖЕНИЕ: УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Термин " гражданин", " гражданство" известен в Древнем Риме и встречается даже в Библии. Когда апостолу Павлу грозило телесное наказание, он сослался на то, что он римский гражданин, и его нельзя наказывать.
Понятие "гражданин" и "подданство" иногда употребляются как синонимы, однако это далеко не всегда совпадающие синонимы. Во времена абсолютизма русское слово "подданство" означало "нахождение под данью", обязанность выплачивать дань: человек был подданным феодального правителя (сюзерена). У этого слова есть параллели в неславянских языках. По-французски подданный – sujet (suз) (предмет), – "подданство" – "sujection". По-английски (в американском варианте) – "citizen", а "гражданство" – "citizenship". В отличие от подданства, "гражданство" появилось в эпоху Французской буржуазной революции и его значение переросло из буквального (горожанина) в равенство всех носителей этого статуса перед законом. Когда французский Король предстал перед судом, его подчеркнуто именовали гражданином, приговор звучал примерно так: "Гражданин Бурбон осужден к смертной казни за нарушения прав и свобод французских граждан".. Кроме того, в современном употреблении понятие "подданство" звучит как нечто официальное – государственная принадлежность, гражданство – более простое и привычное. В странах, где форма правления республиканская, применяется, применяется термин "гражданство" (гражданин США), в монархиях – "подданство" (подданный ее Величества).
2 основных способа приобретения гражданства:
1) Филиация – приобретение гражданства по рождению – по праву почвы (jus soli) (ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился) и по праву крови (jus sanguinis) (ребенок приобретает гражданство родителей).
В ряде стран распространено приобретение гражданства по праву крови (Франция, ФРГ, Италия). В Латинской Америке гражданство приобретается по праву почвы. В большинстве стран применяется смешанный принцип – и право крови, и право почвы должны наличествовать одновременно, чтобы лицо приобрело гражданство. В США лицам, родившимся на территории США, отдается предпочтение. Ребенок, родившийся в Париже, не сможет стать американским Президентом.
2) Натурализация
Этот способ связан с явным и юридически выраженным желанием лица приобрести гражданство страны, на территории которой он проживает. Натурализация группы лиц - отдельный и редкий случай. Предоставление гражданства зависит от законодательства государства. Натурализованные граждане имеют некоторые правовые ограничения по сравнению с гражданами по рождению. Так, по Конституции США в Палату представителей может быть избрано лицо, если оно было не менее 7 лет после натурализации гражданином США (ценз проживания). Для выбора с Сената необходимо, чтобы натурализованный гражданин не менее 9 лет был гражданином США. Натурализованного гражданина (в отличие от гражданина по рождению) возможно лишить гражданства за проступки, порочащие звание гражданина США, и выслать из страны.
Условия натурализации в США: а) въезд в качестве законного иммигранта (на постоянное место жительства по иммиграционной визе) и проживание на территории США 5 лет; б) хорошее владение английским языком (возможность отвечать на вопросы, заполнять анкеты); в) лицо не является врагом существующего строя; г) лицо отказалось от верности своему государству. Для подтверждения соблюдения этих требований человек дает клятву верности США; д) вероисповедание (атеисты гражданства не получают). Не зря во всех присутственных местах и даже на деньгах пишется лозунг: "В бога мы верим".
3) способ приобретения гражданства – выбор гражданства в случае, когда меняется государственная принадлежность территории, на которой проживает данное население – оптация (трансферт). Например, после референдума, который прошел в области Саар (1957 г.), принадлежавшей Франции, эта область перешла к Германии, и жителям было предложено в течение 3 месяцев приобрести немецкое гражданство или сохранить французское. Эстония и Латвия после 1991 г. Должны были бы предложить неэтническим эстонцам и латышам такое право выбора, но их всех причислили, к иностранцам. Литовские власти не употребляли термин "оптация", но фактически его применяли (согласно нулевому варианту), все, кто проживал в Литве до восстановления ее независимости и не желали выйти из литовского гражданства, приобретал его автоматически. Кто не хотел этого, заявлял о желании получить иное гражданство.
4) способа приобретения гражданства – восстановление гражданства лица, утратившего его в связи с вынужденной эмиграцией иногда применяется термин "реинтеграция" – воссоединение с прежним государством. Обычно восстановление бывает индивидуальным, но в некоторых случаях – групповым.
5) способ приобретения гражданства – репатриация (восстановление родины) – применяется, когда гражданство теряли большие массы населения в силу важных исторических событий. После Второй мировой войны этнические армяне могли вернуться в Армянскую ССР; в СССР был издан специальный указ о репатриации армян (в т.ч. тех, кто никогда не жил на территории Армянской СССР, а всегда проживал в диаспоре – Греции, Турции, Иране. В результате геноцида 1915 г. В Турции они были разбросаны по всему миру. Возвращение евреев на историческую Родину – в Израиль – считается репатриацией, даже если они и их деды и прадеды никогда не были на территории государств, называемых Израилем, Иудеей, Самарией, но их далекие предки там проживали. Любой еврей, прибывший в Израиль, автоматически становится гражданином Израиля. Итак, гражданство предоставляется в порядке репатриации в упрощенном порядке.
6) способ – дарование гражданства. Дарование (октроированное гражданство) – предоставляется за особые заслуги и в особом порядке. Сенат США после высылки А.Солженицына из СССР в 1974 г. Своим специальным постановление предоставил ему и его семье право гражданства США.
Разновидностями натурализации или способами, облегчающими ее, являются: приобретение путем вступления в брак или в результате усыновления или удочерения. В некоторых арабских странах женщина, выходя замуж, приобретает гражданство мужа. В других странах вступившие в брак в упрощенном порядке приобретают гражданства супруга (супруги). Усыновленные и удочеренные дети приобретают гражданство родителей.
В некоторых странах дети, найденные (подкидыши, от которых отказываются матери) на территории государства, становятся его гражданами.
Способы прекращения гражданства
1) выход из гражданства (отказ от гражданства) по политическим (несогласие с политикой государства) и семейным (желание вступить в брак с лицом государства, которое не разрешает браки с иностранцами) мотивам.
2) утрата гражданства (автоматически) в силу, например, того, что гражданин поступает на государственную или военную службу другого государства, вступления в брак и иностранным гражданином.
3) лишение гражданства как санкция за определенные правонарушения ил преступления, обычно применяемая к натурализованным гражданам (США, ФРГ, Испания).
Апатриды или аполиды – лица без гражданства (лица без родины) – не имеют политических прав ни на территории, где они живут, ни в другом месте. В области гражданских (имущественных) прав ограничений нет. Они обязаны получить специальный документ (вид на жительство; зеленая карта в США, дающая право на получение постоянной работы). Лицами без гражданства часто являются политические эмигранты. В ряде стран политическим эмигрантам (в некоторых странах, например США, их называют беженцами) предоставляются определенные суммы на устройство жизни, их бесплатно учат языкам, оказывают помощь, обеспечивают охрану от покушений со стороны государства, из которого они уехали.
Двойное гражданство (бипатризм) – принадлежность гражданина к двум государствам. Распространено на континенте Южная Америка; в латиноамериканских странах таки случаи наиболее часты. У человека может быть паспорт Колумбии и паспорт Боливии; Аргентины и Бразилии.
Двойное гражданство не признается большинством государств как способ уклониться от юрисдикции государства Специальные соглашения между государствами иногда допускают двойное гражданство с оговорками. Например, в связи с проживанием на территории определенного государства полнота обязанностей и прав возникает по отношению к государству, где постоянно проживает лицо с двойным гражданством. Если же оно переезжает, то полнота прав и обязанностей возникает в отношении государства, на территорию которого человек переезжает. В некоторых случаях двойное гражданство бывает без договора между государствами, а как политическая акция. Например, все граждане еврейской национальности считаются гражданами Израиля. При прибытии в Израиль они не приобретают гражданство, а, получая паспорт, как бы восстанавливают утраченное. В Великобритании граждане Ирландии (республики Эйре) признаются британскими гражданами в силу исторических традиций (Ирландия граждан Великобритании своими гражданами не считает). Государство часто заключают договоры о способах ликвидации двойного гражданства.
Правовой статус иностранца отличается от правового статуса гражданина ограничением политическими прав. Однако в Великобритании иностранцы, постоянно живущие в Великобритании, имеют право голоса. В некоторых случаях иностранцы имеют право участвовать в выборах органов местного самоуправления.
Право на иммиграцию во многих странах ограничивается. Закон Уолтера-Маккарена 1952 г. (объем – 188 страниц), с изменениями и дополнениями 1965–1968 гг., Закон о беженцах 1953 г. Регулируют права иностранцев в США. В разделе 212 Закона Уолтера-Маккарена есть 39 причин отказа во въезде в страну: по состоянию здоровья, по психическому состоянию, требуется грамотность, проверяются привычки и склонности, трудоспособность, прошлые политические взгляды. США предоставляет в своих посольствах иммиграционные и неэммиграционные визы. Иммигранты допускаются на неопределенный срок, могут работать по найму, через 5 лет могут получить гражданство, если вели себя безупречно. Неэмигранты допускаются на определенный срок (дипломатические и консульские работники, лица, приезжающие по делу, туристы, транзитные пассажиры, члены экипажей судов и самолетов, студенты-иностранцы, временные рабочие, лица, приезжающие по программам культурного обмена)
Квоты на въезд: в США для стран восточного полушария число пребывающих из отдельной страны не должно превышать 20 000 человек. Для африканских стран это число может быть в 100 раз меньше. Сверх квоты в США могут приезжать лишь ближайшие родственники граждан США и иностранцы, более 20 лет находящиеся на государственной службе в США. Не ограничивается въезд в США профессиональных священнослужителей различных религиозных культов. Преференции – более льготные, облегченные варианты въезда в США – предоставляются детям граждан США, братьям и сестрам, мужьям и женам граждан США, высококвалифицированным деятелям науки и искусства, очень редким специалистам, беженцам и некоторым другим категориям.
Испытательный срок для приема в гражданство:
В США – 5 лет,
во Франции, Великобритании – 8 лет,
в Швейцарии – 12 лет.
Право политического убежища предоставляется иностранцам, преследуемым по веским мотивам, которые уважаются в стране, где они просят убежища. Нигде не признается экономическое убежище. В некоторых случаях может предоставляться политическое убежище, но гражданство не предоставляется. Высылка обычно может быть произведена по судебному решению.
Множественность гражданства создает опасность правового обеспечения положения человека в области международного частного права и ведет к спорам между государствами по поводу выполнения такими лицами обязанностей по отношению к государствам их правовой принадлежности.
Задание для СРСП № 3по теме: "Органы судебной власти Республики Казахстан и РФ, США, Китая, Великобритании, Японии, Франции, Индии, Венгрии, Болгарии, Канады, Польши, Румынии, ФРГ(сравнительно-правовая характеристика)".
Примечание. Компоновка государств будет сделана преподавателем.
Актуальностьстуденческого научного исследования поуказанной проблематике обусловлена в первую очередь намечающейся правовой реформой в Республике Казахстан, одним из направлений которой является независимость судебной системы.
Задачей исследования является привитие студентам навыков самостоятельной исследовательской работы в области сравнительного конституционного права. С учетом этой задачи студент самостоятельно (в случае необходимости – с учетом рекомендаций преподавателя) формулирует план исследования, определяет его источники и формулирует выводы.
Цельюиндивидуального студенческого исследования является исследование студентом сложившейся судебной системы в Республике Казахстан и зарубежных государствах Исходя из понятия конституционных основ судебной власти дать характеристику:
1) устройства судебных систем государств, их особенность в федеративных государствах и дуалистической судебной системы США;
2) функций судебной власти;
3)органы и учреждения, содействующие судебной власти.
Методами исследования являются: 1) компаративистский; 2) нормативно-правовой; 3) системно-функциональный; 4) исторический. Использование сравнительно-правового метода предполагает обращение к зарубежному опыту, хотя объем информации о форме правления иностранных государств не должен превышать соответствующий объем информации о форме правления в Республике Казахстан.
Правовой основой исследования должны быть: Конституция РК и конституции зарубежных стран, законы, решения Конституционного Совета РК, акты Президента РК, учебники конституционного права РК и зарубежных стран, монографии и научные статьи, посвященные судебной системе государств.
Объем студенческого научного исследования – не менее 15 с. машинописного текста одинарного интервала.
Презентация:
Индивидуальное студенческое исследование представляется студентом на семинарском занятии. Время презентации – 10–15 минут
Рекомендуемая литература:
Нормативно правовые акты
o Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей» от 25 декабря 2000 г. //Ведомости Парламента РК. 2000г. № 23.
o Указ Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года» // Казахстанская правда. 2009. 27 августа.
o Конституции зарубежных стран
Литература
· Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. - М.,
2001
· Амандыкова С.К. Конституционное право Республики Казахстан:
Учебное пособие для юрид. факультетов. - Караганда: Болашак-Бас-
па, 1998.-212 с.
· Ащеулов А.Т. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник, Алматы, КазГЮА,2001. Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан:Академический курс. - Алматы: Жет1 жаргы, 2002. - 528 с.
· Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996.
· Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. Изд.дом"Артикул", 1997. - 351 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ: УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
В соответствии с принципом разделения властей одна из трех (наряду с законодательной и исполнительной властью) судебная власть является одной из основополагающих и самостоятельных функций правового государства. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.
Суды призваны разрешать конфликты на основе действующего законодательства, т. е. реализовывать функцию правосудия. В этом по сути и состоит их основное назначение.
Судебная система поставляет собой совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи и цели, основанные на единых принципах связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов с одинаковой компетенцией.
В некоторых зарубежных странах наряду с системой судов общей юрисдикции (т. е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела) создается отдельная система административной юстиции (Италия, Франция и др. страны). Особое место в европейских государствах занимают конституционные суды, которые являются составной частью судебной системы. В ряде мусульманских государств наряду с государственными действуют шариатские суды.
Судебная система Республики Казахстан устанавливается Конституцией и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд и местные суды.
К местным судам относятся:
1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд - Военный суд Республики Казахстан, специализированные финансовые суды и другие);
2) районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный, специализированный суд - военный суд гарнизона и другие).
3. В Республике Казахстан могут создаваться специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).
В соответствии с конституционным законом судебная система Республики Казахстан состоит из трех звеньев: районные (и приравненные к ним суды), областные (и приравненные к ним суды), Верховный суд Республики Казахстан
Помимо деления судов на звенья законодательством предусмотрено их деление на судебные инстанции. Каждое судебное дело может быть рассмотрено в предусмотренной законом последовательности в нескольких судах, отличающихся друг от друга объемом, характером судебных полномочий по судебному рассмотрению и компетенцией.
В Республике все суды, включая и Верховный, являются судами первой инстанции, подсудность которых определена законами ( УПК, ГПК и др.).