Задание 4. Письменно ответьте на следующие вопросы:
Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Охарактеризуйте структуру административно-территориального деления Беларуси в конце XVIII – первой половине XIX вв.?
2. Перечислите полномочия генерал губернатора и губернатора, чем они отличились?
3. На каком уровне управления действовал нижний земский суд, какие функции он выполнял?
4. Какие вопросы местного управления находились в ведении станового пристава и волостного головы?
5. Охарактеризуйте изменения в составе и компетенции судебных органов на территории Беларуси в конце XVIII – 1-й половине XIX вв.?
6. Почему в изучаемый период в Беларуси стали формироваться новые социальные категории в обществе – буржуазия и наемные рабочие?
7. Каким образом изменилось социально-правовое положение дворян после включения Беларуси в состав Российской империи?
8. Дискуссионный вопрос: Почему российские власти ликвидировали униатскую церковь? Какое значение это решение имело для белорусского народа?
9. Охарактеризуйте особенности социально-экономического и правового положения различных категорий крестьян после включения Беларуси в состав Российской империи?
10. Какие права и привилегии имели почетные граждане городов, кого относили к данной категории лиц?
11. Что такое «черта еврейской оседлости»? Как ее наличие сказалось на правовом положении еврейского населения?
12. Охарактеризуйте причины необходимости отмены крепостного права?
13. Какими мерами государственные власти пытались сдержать рост эксплуатации и обнищание крестьян?
14. Опишите ход подготовки отмены крепостного права?
15. Почему царское правительство не согласилось с предложением помещиков западных губерний Беларуси освободить крестьян без земли?
16. На основании каких нормативных актов проводилась реформа 1861 г. на территории Беларуси?
17. Почему различными способами, и каким образом проводилось крестьянская реформа в Беларуси?
18. Какие недостатки проведения крестьянской реформы препятствовали экономическому развитию Беларуси?
19. Как повлияло восстание 1863 г. на отмену крепостного права на территории Беларуси?
20. Расскажите о целях учреждения и компетенциях должности мирового посредника?
21. Охарактеризуйте систему органов сельского самоуправления?
22. Перечислите компетенции волостного собрания?
23. Какие вопросы местного самоуправления находились в ведении волостной управы и волостного председателя?
24. Охарактеризуйте структуру судебных учреждений в соответствии с реформой 1864 г.?
25. В чем состоят особенности проведения судебной реформы 1864 г. в Беларуси?
26. Перечислите прогрессивные принципы и положения судебной реформы?
27. Перечислите важнейшие мероприятия, предусмотренные Положением о губернских и поветовых земских учреждениях 1864 г.?
28. Опишите систему выборов в земские органы власти? В чем заключались ее сословные ограничения?
29. Перечислите вопросы компетенции земств?
30. Почему на территории Беларуси земская реформа проводилась со значительным опозданием, какие цели преследовало царское правительство, учреждая земства на территории Беларуси?
31. Опишите по каким правилам проходили выборы в городские органы самоуправления?
32. Перечислите компетенции городской думы и управы?
Задание 5. (10 баллов)
Составьте партфолио (тематический подбор документов, материала из учебной и научной литературы, интернет источников и т.д.).
План создания партфолио:
1. Дать название работе.
2. Введение (обосновать выбор темы, ее актуальность, можно сформулировать в виде эссе).
3. Представить перечень рубрик (вопросов), по которым будет осуществляться работа (от 5 до 7).
4. Подобрать материал для каждой из рубрик:
a. сделать опорный конспект в виде схемы;
b. подобрать отрывки из художественной литературы (если есть возможность);
c. написать тезисы на основании научной статьи и составить аннотацию;
d. описать материал из интернет ресурсов (в конце описание разместить перечень интернет адресов, явившихся источником информации);
e. подобрать графический материал;
f. сделать выводы.
5. Сделать заключение.
Тема партфолио должна быть направлена на раскрытие отдельных аспектов истории Беларуси конца XVIII – начала XX. Партфолио может быть посвящено одному из деятелей указанного периода, раскрывать те или иные процессы или отдельно взятые события.