Государство в Древнем Риме
Царский период (VIII—VI вв. дон.э.) Центр будущей великой державы Рим возник в 754—753 гг. до н.э. на левом берегу Тибра. Эта территория была заселена еще в глубокой древности, так как она была удобна и для земледелия, и для скотоводства Легенда связывает образование Рима с именами братьев-близнецов Рема и Ромула.
Все свободное полноправное население Рима — римский народ— было поделено на роды (по преданию 300), союзы родов — курии (30 по 10 родов) и три племени (3 трибы по 10 курий). Каждый римский гражданин как член рода и племени имел земельный надел, мог требовать себе от рода помощи и защиты, имел право на наследование надела и имущество рода, должен был участвовать во всех мероприятиях.
Главы родов составляли совет старейшин (сенат), который со временем стал важнейшим органом управления, ведал многими текущими делами управления, предварительно обсуждал дела, решения по которым должно было принять народное собрание.
Во главе города стоял реке (царь). Первоначально к полноправному населению относились только патриции. Другая часть на-J селения, не вошедшая в родовую организацию, называлась плебеями. Плебеи поступали в услужение к римской знати и на определенных условиях получали земельные наделы. Многие из них занимались ремеслом и торговлей.
Развитие имущественных отношений, социальная дифференциация, в том числе и среди самих патрициев, породило особую форму социальных отношений — клиентелу. Клиенты были чужаками в Риме, и для того чтобы совершать сделки, решать свои f хозяйственные вопросы, они искали патрона среди патрициев, который их опекал.
В течение первого периода развития Рима сменилось семь царей. Власть царя первоначально была близка к власти племенного вождя, то есть была ограничена сенатом и комициями, на которых цари избирались. Но со временем власть царя укрепилась, и уже члены сената стали назначаться царями из узкого круга патрицианских родов. Это превратило сенат в замкнутый орган римской знати.
Реформа Сервия Туллия (578—534 гг. до н.э.). Сервий Туллий воцарился в Риме как узурпатор, ибо он не был избран комициями, не был рекомендован сенатом. Во внешней политике он продолжал линию прежних царей, вел войны с этрусскими городами, умножая владения Рима. Но во внутренней политике он многое изменил своими знаменитыми реформами. Все римское население (патриции и плебеи) в зависимости от имущества было разделено на 6 классов (разрядов). За основу был взят земельный надел, а позже был введен ценз в денежном выражении. Беднейшее население составило разряд пролетариев, так как они имели только потомство (proles). На основе распределения по разрядам комплектовалось войско. Первый разряд выставлял 98 центурий: 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, защищенных бронзовым шлемом, круглым щитом, панцирем, вооруженных железным мечом и копьем, кроме того, 18 центурий всадников. Второй разряд выставлял 20 центурий пехотинцев, вооруженных, как и первый разряд, но с продолговатым щитом. Третий и четвертый разряды — по 20 центурий, пятый — 30 центурий с более легким и дешевым вооружением для каждого разряда. К этим центуриям были добавлены 4 центурии ремесленников и музыкантов. Пролетарии не подлежали набору, так как не могли экипироваться, но им все-таки была дана возможность составить одну центурию. На основе центурий возник новый вид народных собраний — центуриатные комиции. Каждая центурия имела один голос. Таким образом, дела стали решаться голосами самых богатых, имевших 98 центурий из 193.
Римскаяреспублика (509—27 гг. до н.э.) После изгнания Тарквиния Гордого в Риме установилось республиканское правление. Прерогативы царской власти были разделены между двумя консулами.
Был создан римско-италийский союз, в котором все союзники подчинялись Риму. Жители Апеннинского полуострова были разделены на четыре группы: первую группу составляли жители древних полисов Лациума. которые были признаны полноправными римскими гражданами. Латинские, аврун-ские, этрусские города составляли вторую группу. Их жители не имели права голосования. К третьей группе относились союзнические общины, которые не имели никаких прав в Риме. Четвертую группу составляли «сдавшиеся». Они были бесправны в Риме, но имели ограниченное самоуправление.
Население самого Рима делилось на свободных (квиритов) и рабов. Среди свободного населения выделялись рабовладельцы (землевладельцы и торговцы), мелкие производители (земледельцы, ремесленники), городская беднота (люмпен-пролетариат). Только те, кто обладал статусом свободы, гражданства и семьи, были полностью правоспособны. Рабство первоначально носило патриархальный характер, но с развитием Рима рабство становится все более развитым и приобретает классический характер, при котором раб считается «говорящим орудием» и не имеет никаких прав. Источниками рабства были плен, покупка, естественное воспроизводство, ограниченная долговая кабала и самопродажа. Рабы были государственными ичастновладельческими. Рабство быстро стало основой римской экономики. Власть над рабами в Риме была практически неограниченной.
Государственное управление.Рим был республикой, в которой сочетались демократические и аристократические черты. Продолжали собираться народные собрания. Главными оставались центуриатные собрания, но имели место также трибутные и ку-риатные. Центуриатные комиции принимали законы, избирали высших должностных лиц (магистраты), объявляли войну, решали вопросы о смертной казни (по жалобам на приговор). Трибутные комиции избирали квесторов, эдилов и других низших должностных лиц, рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов. Куриатные комиции имели большое значение в царский период истории Рима, а в период республики за ними сохранилось лишь право формально вводить в должность избранных лиц на других собраниях. Кроме того, плебеи получили право созывать свои сходки, на которых они избирали плебейских трибунов, защищавших их интересы.
Важную роль играл сенат, численность которого менялась: вначале в нем было 300 сенаторов (по числу родов), потом 600 и 900 человек. Члены сената не избирались. Цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших высшие государственные должности. Сенат контролировал законодательную деятельность центуриатных, а позже и плебейских собраний, утверждал их решения, предварительно рассматривал законопроекты, вел международные дела, утверждал международные договоры. Устанавливач налоги, определял необходимые финансовые расходы, занимался вопросами культа. Сенат разрешал набор в армию, распределял легионы между командующими армиями, мог принять решение об установлении диктатуры.
Государственные должности (магистратуры) в Риме делились на ординарные (выборные) и экстраординарные (назначаемые). Ординарные магистратуры, в свою очередь, делились на высшие, которые избирались в центуриатных комициях, и низшие, избираемые в трибутных комициях. Все магистратуры были коллегиальными: на одну должность избиралось несколько человек. Только диктатор назначался один. Каждый магистрат в Риме имел право принимать решение самостоятельно. Это решение могло быть отменено его коллегой. Власть магистратов делилась на высшую (imperium) и общую (potestas).
Систему магистратур возглавляли консулы. Они осуществляли набор в армию, командовали ею, назначали командиров, заключали перемирие, распоряжались военной добычей. С середины IV в. до н.э. появились преторы, первоначально как помощники консулов, а затем стали самостоятельной магистратурой. Они управляли городом, руководили судопроизводством, издавали постановления. Цензоры, как уже упоминалось выше, составляли списки римских граждан, распределяли их по трибам, по разрядам и центуриям. Они также составляли списки сенаторов. Позже в их компетенцию было включено наблюдение за нравственностью граждан. Квесторы вначале были помощниками консулов, выделившись в отдельную магистратуру, они стали ведать финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали праздники и зрелища.
Среди магистратур особое место принадлежало народным трибунам, которые имели право вето на любое решение, кроме диктатора, и пользовались им для защиты интересов плебеев от произвола патрицианских магистратов.
Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных ситуациях, когда Риму грозила опасность. К ним относились децемвиры — должностные лица, назначенные для записи законов, начальник конницы, коллегия 4-х для вывода колоний, коллегия 3-х для наделения землей и диктатор. Диктатор назначался одним из консулов по предложению сената на 6 месяцев. Распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, за свои действия он ни перед кем не нес ответственности.
Принципат (27 г. до н.э.—193 г.). Хотя Октавиан провозгласил в 27 г. до н.э. восстановление республики, фактически принципат был монархией. Старые республиканские магистратуры сохранялись, но вся власть сосредоточилась в руках принцепса, который пользовался высшим авторитетом, имел верховную военную власть, пожизненную трибунскую власть, звание верховного понтифика, по желанию принимал звание консула, проконсула (командующего всеми вооруженными силами), цензора, издавал законы и по своему усмотрению вел внешнюю полигику. Под личным контролем принцепса находились провинции, казна, чеканка монеты, он назначал военных командиров и управленческий аппарат.
Параллельно с республиканскими магистратурами возник императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса. Опорой принцепса была постоянная армия.
Сенат продолжал существовать, официально он считался верховным органом государства, но имел скорее почетные, чем реальные права: управлял провинциями, в которых не было войск (под контролем императора), он утверждал некоторые законы и новых императоров, которые назначались усыновлявшими их предшественниками или приходили к власти в результате борьбы за престол.
В первые века новой эры римляне продолжали завоевывать мир. покоряя соседние народы. Но такая большая территория трудно контролировалась. Некоторые полководцы узурпировали власть, провозглашая себя императорами.
В I—II вв. в Риме сложилась новая социальная структура: кроме рабовладельцев и рабов, которые являлись основными классами общества, возникло сложное сословное деление. Высшими сословиями были сенаторы и всадники. Сенаторы — представители крупной знати, доход которых составлял не менее 1 млн. сестерций. Из их числа назначались высшие магистраты, военачальники, наместники. Всадники — лица из высших чиновников, военных командиров, имевшие имущество не менее 400 тыс. сестерций. Представители этого сословия назначались на должности судей, префектов претория и др. Декурионы — верхушка городских землевладельцев — также входили в число привилегированных сословий, они входили в состав городских советов, в магистраты. Этим благородным сословиям противостоял плебс, делившийся на городской плебс (торговцы, ремесленники, наемные работники) и на сельский плебс (мелкие землевладельцы, арендаторы-колоны).
Доминат(284—476). В конце III в. начался новый этап развития Римской империи. Рим превратился в монархию с абсолютной властью императора. Напуганная массовыми народными восстаниями знать временно признала необходимость сильной центральной власти. Диоклетиан приказал именовать себя августом и доминусом (хозяином), что подчеркивало неограниченный характер его власти. Он стабилизировал обстановку: подавил восстания бежавших рабов и колонов, вернул их владельцам.
Старые республиканские учреждения потеряли свое значение. Сенат превратился в совет города Рима. Доминусу подчинялся Государственный совет, который обсуждал основные вопросы политики, готовил проекты решений. Важнейшими стали Финансовое ведомство и Военное. Сложился развитый аппарат чиновников. Чиновники получили особую организацию, им присваивалась форма одежды, они получали привилегии, а по окончании службы — пенсии.
Причины падения Западной Римской империи.После Константина в Римской империи обычно правили два императора: один в Западной, а другой в Восточной. В 395 г. при сыновьях Феодосия I империя окончательно была разделена на две части. Достигнутая при Константине стабилизация оказалась непрочной. Снова началась борьба, принимавшая форму восстаний провинциальных узурпаторов, некоторые вступали в союз с королями варваров. Закабаляемые колоны и крестьяне поддерживали варваров в войнах против Рима в надежде обрести свободу и собственность на землю. Кризис рабовладельческого строя усиливал внутренние противоречия. Римляне не желали защищать свою огромную территорию, они не хотели служить в армии и предпочитали нанимать рабов и иноплеменников, которые не особенно заботились о целостности империи. Вторжения варварских племен стали постоянным явлением. Риму не хватало сил не только для новых завоеваний, но и для обороны уже завоеванных территорий. Иссяк приток рабов, стало сокращаться производство. Начался экономический кризис. Для того чтобы как-то поддержать производство римляне, стали беречь рабов: их стали «сажать на землю», давая им пекулий. Латифундии стали делиться на участки и отдаваться в аренду рабам и сельской бедноте. Система колоната дополняла эту картину. Так в недрах рабовладельческого строя появились новые феодальные отношения. Толчок дальнейшему развитию феодального уклада дали варварские завоевания. Варвары извне, арабы изнутри подрывали основы Римской империи. Кризис Римской империи совпал свеликим переселением народов: нападения готов, гуннов, вандалов было поддержано колонами и рабами в самой империи, а особенно — на ее периферии. Варвары захватывали территории Римской империи и создавали свои варварские государства. Императоры становились марионетками в руках германских вождей, командовавших армией Рима. В 476 г. Одоакр, командовавший императорской гвардией, сверг последнего императора Западной Римской империи Ро-мула Августула, азнаки императорского достоинства отослал в Константинополь. Западная Римская империя перестала существовать. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. и пала в результате завоеваний турок-османов.
Развитие римского права
Римское право является наиболее развитой правовой системой древности. В его более чем тысячелетней истории выделяются три периода: древнейший, классический и постклассический.
Древнейший период (VI—сер. III вв. до н.э.).Право в этот период характеризуется архаичностью, полисной замкнутостью, неразвитостью основных институтов. Основными источниками этого периода были обычай, традиция, законы римских царей (например, Сервия Туллия), Законы XII Таблиц, решения народных собраний и сената.
I В этот период господствующей правовой системой было квиритское право, которое было связано с деятельностью жрецов-понтификов. Очень строго соблюдалась торжественность судебных обрядов. Для римлян форма имела огромное значение, так как в эту эпоху формализм был условием поддержания устойчивого порядка. С развитием отношений собственности появляются договоры (контракты). Древнейший контракт представлял собою стипуляцию. Первые контракты делились на вербальные (устные), которые появились раньше, и литеральные (письменные). Обязательства вытекали не только из договора, но и из деликта. Есть сведения об уплате штрафа за порубку деревьев, о возмещении нанесенного ущерба и др.
Классическийпериод (сер. III в. до н.э. — конец Ш в.). В этот период право в Риме достигает расцвета. Изменяются источники права. Важнейшим источником все еще остаются Законы XII Таблиц, хотя к концу периода они теряют свою актуальность и почитаются больше как памятник права. Появляются новые источники, такие как эдикты, конституции, институции, дигесты и др. Важную роль в развитии права играли эдикты преторов. Вступая в должность, каждый претор обнародовал свой эдикт, на основе которого он собирался поддерживать порядок и вершить суд. Срок эдикта составлял один год. Положения эдикта не имели силы закона, но были обязательны для исполнения. В 125—136 гг. юрист Юлиан составил «вечный эдикт», обязательный для всех магистратов.
Императоры, вступая на престол, также публиковали свои эдикты. Кроме того, источниками права были рескрипты, декреты и мандаты императоров.
Важным источником права в классический период становится деятельность юристов. Знаменитые римские юристы (Катон Старший, Квинт Муций Сцевола, Сервий Сульпиций и др.) обобщали судебную практику и систематизировали цивильное право. Появились комментарии цивильного и прегорского права. Результатом деятельности юристов стало появление таких источников права, как институции (систематическое изложение римского права в учебных целях — Институции Гая, 143 г.) и дигесты.
В это время право делится на публичное и частное. Римляне считали, что публичное право стоит выше частного, но частное было лучше развито.
В классический период активно развивается институт частной собственности, а с ним и некоторые новые отрасли права. Понятие вещного права еще не оформилось, но уже появились различия между вещными и личными исками. Различались собственность, владение и держание. Вещи делились на движимые и недвижимые, главные и побочные, простые и сложные, потребляемые и непотребляемые и т.д. Появились новые формы договоров: реальные, консенсуальные, договор найма, поручения, мены, заклада идр. Активно развивалось брачно-семейное и наследственное право.
Постклассический период(IV—VI). Изменения в римском праве в этот период связаны с его систематизацией и приспособлением к развивавшимся в недрах рабовладельческого строя феодальным отношениям. Среди источников права больший удельный вес приобретают конституции императоров. Деятельность юристов как источник права сокращается. В 426 г. был принят Закон «О цитировании юристов», в котором указывались пять самых авторитетных юристов Рима (Папиниан, Павел, Ульпиан, Мадестин и Гай), на труды которых можно было опираться при решении сложных юридических вопросов. Большое внимание уделялось созданию кодификаций. В V в. появился Кодекс Феодосия (кодификация императорских конституций), а в VI в. вышел в свет «Свод законов Юстиниана». Фактически в этот период развитие римского права прекратилось.
Брачно-семейное и наследственное право.Только римский гражданин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью. Брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов.
Отцовская власть над детьми ослабла. Прекратилась продажа детей, а убийство детей стало рассматриваться как тяжкое преступление.
Брак прекращался в случае обращения в рабство одного из супругов, при утрате гражданства, по воле мужа или главы семьи (домовладыки).
Развод был возможен для мужчины при всех формах брака, а для женщины — только в форме брака «без власти мужа».
После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, то следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества для себя и на малолетних детей, если такие оставались после смерти отца. Наследники могли не делить хозяйство и вести его сообща.
Судебный процесс.Древнейшей формой судебного рассмотрения спорных случаев был легисакционный процесс. Со временем легисакционный процесс заменился простым формулярным процессом.К концу классического периода (в эпоху домината) получил распространение экстраординарный процесс.