Политология как учебная дисциплина. Состояние политической науки в современной России. Концепция высшего образования по специальности «политология».
Политология как академическая дисциплина формировалась с середины XIX в. Первую самостоятельную кафедру политической науки создал и возглавил в 1856 г. при Колумбийском колледже (США) немецкий эмигрант Ф. Либер.
С начала XX в. образуются национальные объединения политологов (первое в США в 1903 г.). В 1949 г. была учреждена Международная ассоциация политических наук (МАПН), которая организует проведение всемирных конгрессов политологов.
Современная политика - особый род занятий, требующий серьезной подготовки, высокого профессионализма, разделения труда, так как ошибки в принятии политических решений могут стоить очень дорого, привести то или иное сообщество (как мировое, так и национальное) на грань политического краха. В совокупности специализаций, связанных с политологией, некоторые требуют политологического образования, другие (помимо этого) сопряжены с различными видами исследовательской либо аналитической работы. В США факультеты политологии существуют не только в каждом университете, но и в большинстве колледжей. Их выпускники в основном профессионально занимаются политической практикой.
Среди групп профессий в области политики, для которых необходимо политологическое образование, самыми массовыми являются следующие: политики, посредники, помощники, эксперты; к ним примыкают и идеологи. Политики - это не только те, кто непосредственно участвуют в осуществлении власти на разных ее уровнях (публичные политики), это и управленцы-администраторы (чиновники), партийные функционеры (т.е. работники аппаратов партий). Посредники (медиаторы) заняты связью политиков, общественных и корпоративных структур с гражданами (лоббисты, функционеры разных организаций, движений, компаний, фондов и т.д.). К этой же группе принадлежат и специалисты по связям с общественностью, организаторы сетевых и виртуальных взаимодействий.
Самой большой группой являются помощники, обслуживающие собственно политическую деятельность (советники, сотрудники политических или административно-управленческих аппаратов, аналитики, политтехнологи, имиджмейкеры и др.); независимые эксперты, к которым относятся работники аналитических и информационных центров, сотрудничающие с государственными структурами, партиями, корпорациями, банками, с крупными СМИ. Именно такие центры, зачастую финансируемые из бюджета, призваны обеспечивать общество качественной политической информацией. В составе данной группы преобладают наиболее авторитетные и компетентные сотрудники научно-исследовательских учреждений и университетов.
Идеологи, часть журналистов и пиар-работников, которые выступают как замаскированные агитаторы, способствуют поддержанию в обществе влияния каких-либо идеологий, учений, идеологизированных трактовок.
В России, по мнению профессора А.А. Галкина, современная политология родилась во второй половине XIX в. Ее развитие шло по двум направлениям: политическая публицистика и академическая политическая наука. Этапом зарождения (конец XIX -начало XX в.) стало время после отмены крепостного права и последующих реформ с 1861 г. до 1905 г. Именно в этот период началось становление гражданского общества, появился интерес к изучению механизмов, работающих в сфере политики.
Я.А. Пляйс приводит периодизацию А.А. Галкина, где второй этап намечается после 1905 г. и длится до 1917 г. Этот этап характеризуется появлением новых сфер изучения, расширением общественного интереса к политическим явлениям.
После 1917 г. политология как специальная наука фактически исчезает и потому, что на нее нет общественного заказа, и по причине «утечки мозгов». Возрождение интереса к политологии происходит (по А.А. Галкину) во время «оттепели».
Несколько иной позиции придерживается Г.Г. Дилигенский, по оценке которого периодизация политологии выглядит следующим образом: дореволюционная политология; советский период; период частичной либерализации, когда появились смельчаки, заявившие о необходимости политической науки, (Ф. Бурлацкий, Г. Шахназаров, А. Галкин).
Институционализация политологии в России и начавшееся вслед за этим формирование ее инфраструктуры не решило всех проблем, связанных с ее становлением. Но с состоянием неопределенности было покончено. Легализация политической науки в 1989 г., писал Ю.С. Пивоваров, стала последним актом в затянувшейся истории признания этой обществоведческой дисциплины. А первым шагом на этом пути стало создание в декабре 1960 г. Советской ассоциации политических наук (САПН). Вторым - проведение в Москве в 1979 г. XI Всемирного конгресса МАПН. Во второй половине 1980-х гг. политология становится востребованной для решения реальных задач.
Начиная со второй половины 1991 г., в ВУЗах России стали создаваться кафедры политологии, была введена учебная дисциплина «политология». Стали появляться первые учебники, основой которых явились наработки западных политологов, читаться первые лекционные курсы, проводиться научные семинары, конференции. В январе 1991 г. вышел в свет первый номер журнала «Полис».
В феврале 1998 г. в Москве состоялся I Всероссийский конгресс политологов.
В это время в России насчитывалось не более 2,5 тыс. политологов. В 2001 г. Т.А. Алексеева приводит данные о том, что в современной России действуют свыше 300 кафедр политологии или смежных дисциплин, формально в политологическое сообщество входят более 3 тыс. человек; если считать сотрудников академических институтов, аналитических и исследовательских центров, политтехнологов, то эта цифра увеличивается в несколько раз. По сравнению со США или Индией это немного, но у нас «уже есть вполне работоспособная и весьма активная группа исследователей и преподавателей»2. В стране сложилось несколько научных школ, высок уровень преподавательского состава - порядка 11 % преподавателей имеют докторские степени по политической науке или смежным дисциплинам.
Вслед за «Полисом» или опережая его, в начале 1990-х гг. появляются и другие журналы и газеты, посвященные анализу политики: «Полития», «Власть», «Коммерсантъ-Власть», «Профиль», «Эксперт», «Итоги», «Независимая газета».
В июне 2003 г. ведущими научными и аналитическими центрами страны создан фонд «Единство во имя России», президент фонда - известный политолог Вячеслав Никонов. Он же является главным редактором журнала «Стратегия России».
В 2004 г. только в Москве успешно функционировали 10 факультетов и отделений политологии. Осенью 1999 г. первый набор политологов провели МГИМО и Высшая школа экономики.
Характеризуя основные (московские) центры подготовки политологов, Т.А. Алексеева отмечает, что «сюда следует добавить большую группу политологических отделений и факультетов в регионах, многие из которых создают собственные научные школы и уже представили ряд ярких имен исследователей и специалистов. В стране издано множество учебников, особенно по общему курсу политологии для ВУЗов разного профиля, немало серьезных монографий, стабильно выходят базовые политологические журналы».
Обсуждая проект нового Федерального государственного образовательного стандарта по политологии, опираясь на определенный опыт подготовки политологов, мы считаем, что концепция высшего профессионального образования должна соизмерять теоретические модели образования с системой качеств, востребованных на практике. Трудоустроены по профессии и делают успешную карьеру те выпускники, которые умеют обеспечить идеологическую и организационную работу партий и движений; способны эффективно организовать деятельность администраций, их подразделений, органов законодательной власти; успешно трудятся медиаторами политических конфликтов; работают квалифицированными консультантами, аналитиками, менеджерами избирательных компаний; красноречивы и коммуникативно успешны; совмещают подготовку по основной специальности со знаниями и навыками переводчика.
От большинства факультетов и отделений политологии российских ВУЗов жизнь требует не только эрудированных теоретиков, но и, прежде всего, управленцев высшей квалификации. Теоретические знания приобретают новую значимость в качестве прочной базы прикладных умений и навыков.
Возвращаясь к проблеме, затронутой в конце предыдущего вопроса, нельзя не согласиться с В.И. Коваленко, Т.А. Алексеевой и рядом других известных и авторитетных специалистов в области подготовки политологов, выступающих против возможности замены теоретической политологии ее прикладными аспектами. В.И. Коваленко пишет, что «ставка лишь на политические технологии, маня искусом мнимой эффективности ближайших политических результатов и выгод, будет вести к утверждению в политологической среде стандартов интеллектуального и политического цинизма, в конечном итоге неизбежно обернется непрофессионализмом и даже профессиональным крахом. Речь, таким образом, должна идти не о механической смене приоритетов, а о нахождении оптимума в сочетании теоретических и прикладных аспектов политической науки».
Т.А. Алексеева считает, что «политическая теория во всем богатстве ее традиций и "школ" пока еще нами не освоена в полном объеме. При подготовке политолога, например, в Институте политических наук Парижа почти три года (почти полный бакалаврский курс) отводится на изучение истории политических учений». Ученый приводит слова М.А. Бакунина, писавшего еще в 1867 г.: «...в политике не может быть честной и полезной практической деятельности без теории и ясно определенной цели».
Таблица № 1
ПОЛИТОЛОГИЯ |
Теоретическая полито- | Прикладная политология - | |
логия -решает научные | изучает проблемы,связанные: | |
проблемы, связанные: | ||
а) с преобразованием поли- | ||
а) с формированием фунда- | тической действительности, | |
ментального знания о поли | анализом путей и средств | |
тической сфере и жизни; | воздействия на политиче- | |
ские процессы; | ||
б) с объяснением процессов | ||
политического развития; | б) с изучением общественно- | |
го мнения, особенностей по- | ||
в) с разработкоц концеп- | литической ориентации и по- | |
туального аппарата полито- | литического поведения раз- | |
логии, методологии и мето- | личных социальных групп. | |
дов политических исследо- | ||
ваний. | ||
Таблица № 2
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ |
ПОЛИТОЛОГИЕЙ. |
Категории других | ||
социально-экономических | Собственные категории | |
и гуманитарных наук | ||
Общество | Политика | |||
Свобода | Политическая власть | |||
Власть | Политические отношения | |||
Государство | Политическая сфера | |||
Правовое государство | Политическая система | |||
Общественное мнение | Политический режим | |||
Гражданское общество | Политические интересы | |||
Большие и малые социальные | Политическая партия | |||
группы | ||||
Политическая культура | ||||
Общественное мнение | ||||
Политическое сознание | ||||
Демократия | ||||
Политическая идеология | ||||
Диктатура | ||||
Политический плюрализм | ||||
Идеология | ||||
Политический конфликт | ||||
Культура | ||||
Политическая стабильность | ||||
Оппозиция | ||||
Политическая деятельность | ||||
Плюрализм |
и другие и другие
Таблица № 3
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Познавательная функция | Инструменталистская | |
призвана познавать полити- | функция призвана исполь- | |
ческую реальность и давать | зовать научные выводы в | |
знания о природе и источ- | политической практике, | |
никах властных отношений, | государственном управле- | |
способах их рациональной | нии, партийной стратегии и | |
организации | тактике, в процессах при- | |
нятия решений и техноло- | ||
гиях их реализации |
Воспитательно- социали- | Диагностическая функ- | |
зационная - призвана | ция призвана определять | |
формировать демократичес- | соответствие программ по- | |
кую политическую культуру | литических курсов как тен- | |
граждан, воспитывать инди- | денциям социального про- | |
вида как гражданина своей | гресса, так и реальным воз- | |
страны и как вообще “по- | можностям и состоянию | |
литического человека” | развития конкретного об- | |
щества |
Функция политической | Прогностическая функция | |
рефлексии призвана выра- | призвана разрабатывать | |
батывать способность раци- | желаемые и возможные ва- | |
онально-критически оцени- | рианты развития полити- | |
вать политические процес- | ческих процессов, учиты- | |
сы, свободно самоопреде- | вая действие различных | |
ляться в политической | факторов | |
жизни. |
Таблица № 4
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Методы | На чем акцентируют | Как изучают политику |
политологии | внимание | |
Институци- | На функционировании и | Анализ официальных |
ональный | взаимодействии политичес- | структур и формаль- |
ких институтов: права, госу- | ных правил принятия | |
дарства, политических пар- | решений | |
тий и движений и т.д. | ||
Историче- | На политических явлениях | Анализ изменений по- |
ский | и процессах во времени и | литических норм, от- |
пространстве | ношений, институтов в | |
контексте связи прош- | ||
лого, настоящего и бу- | ||
дущего | ||
Социологи- | На зависимости политики | Анализ политики как |
ческий | от социальных факторов: | сферы целенаправлен- |
экономики, социальной | ных взаимодействий | |
структуры, культуры и т.д. | социальных групп, | |
преследующих свои | ||
интересы | ||
Бихевио- | На личностном измерении | Анализ систематичес- |
ристский | политики, поведении от- | ки наблюдаемого по- |
дельного человека | ведения индивида, воз- | |
можность измерения | ||
его мотивации | ||
Психологи- | На субъективных механиз- | Анализ индивидуаль- |
ческий | мах политического поведе- | ных качеств, черт ха- |
ния: побуждения, желания, | рактера, бессознатель- | |
страсти и т.д. | ных психических про- | |
цессов, влияющих на | ||
политическое пове- | ||
дение | ||
Системный | На целостности политики и | Анализ характера вну- |
характере ее взаимоотноше- | тренних связей между | |
ний с внешней средой | составляющими поли- | |
тику элементами |
Таблица № 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | ||
ПОЛИТОЛОГИИ |
Фундаментальные | Прикладные | |
исследования | исследования |
- объективные условия, обеспечи- | - динамика политических про- | |
вающие устойчивость общества в | цессов и систем; | |
целом, политической системы в | - разработка концепций и мето- | |
частности; | дик современного государствен- | |
- диалектическое соотношение ко- | ного управления; | |
личественных и качественных пере | - процесс принятия политических | |
ходов и взаимопереходов в поли- | решений на различных уровнях | |
тической жизни; | управления; | |
- закономерности возникновения, | - электоральный процесс,полити- | |
развития и совершенствования | ческий менеджмент и маркетинг; | |
политической системы; | - влияние политической культуры | |
- о степени, глубине и форме вме- | на политические процессы и дея- | |
шательства политики в объектив- | тельность людей; | |
тивный процесс развития госу- | - содержание, направленность и | |
дарства и общества; | эффективность политико-комму- | |
- диалектика взаимотоношений | никационных процессов в об- | |
государства и гражданского об- | ществе; | |
щества; | - политологическая экспертиза | |
- тенденции развития политичес- | социально - экономических и | |
кой культуры; | иных программ развития; | |
- методология исследования поли- | - тенденции политического учас- | |
тических систем, партий и орга- | тия и др. | |
низаций, политического поведения | ||
граждан; | ||
- разработка нового типа научных | ||
категорий и понятий и др. | ||
Семинарское занятие
- Объект политологии. Политика и ее взаимосвязь с другими социальными явлениями (экономикой, моралью, правом, государством).
- Предмет политологии. Теоретическая и прикладная политология.
- Методы изучения политических явлений. Категории науки о политике.
- Соотношение политологии с другими социальными науками. Место политической науки в структуре политологического знания.
- Функции политологии как науки.
Словарь
- Политические Технологии
Одна из областей деятельности политиков, тесно связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение различных способов манипуляции общественным мнением. Под политическими технологиями можно понимать действия, повышающие эффективность политических групп и организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Политические технологии включают в себя два основных типа методов: методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии (универсалистский компонент политических технологий); а также методы и механизмы, ориентированные на тщательный учёт и места, и времени (конкретно-эвристический компонент политических технологий). В условиях российских реалий происходит массовое применение политических технологий в целях укрепления оккупационного режима, узурпировавшего власть в России. В первую очередь идёт поголовное насаждение идеологии государственного патриотизма в среде мелких и средних чиновников, что делает их весьма зависимыми от центрального аппарата власти. Далее происходит «прикорм» ручной оппозиции в лице старых коммунистов (по крайней мере, их лидеров) и новых «демократов», которые призваны канализировать все протестные настроения, уведя их в безопасное для режима русло. И, наконец, происходит жёсткая и бескомпромиссная борьба, выливающаяся в силовые акции с нарушением всех норм демократии (при их декларировании, конечно) и свобод личности с настоящей оппозицией, представленной националистами и патриотами. Естественно, что в первую очередь давится русский национализм, как наиболее опасный для правящего режима, т. к. подавляющее большинство населения России являются Русскими и в той или иной степени поддерживают националистов.
2. Образование Политическое
Процесс и результат усвоения систематизированных политических знаний, приобретения навыков участия в политической жизни (см. Политическая социализация). О.п. позволяет приобщиться к таким важным, компонентам гражданской культуры, как: научные представления об отношениях между гражданами, гражданином и обществом; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость и др.; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.
3. Политология
Систематическое изучение государственного управления и политики. Политология имеет дело с областью выработки и воплощения государственной политики (public policy) посредством решений, рассматриваемых как авторитетно-властные (authoritative) и обязательные для данного общества. В плане предметного содержания развитие дисциплины шло в прошлом веке от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах и правовых отношениях к проявлению интереса к процессам, поведению индивидов и групп и неформальным отношениям. Первоочередность критериев для выделения предмета политологии сдвигалась от институциональных концептов государства и государственного управления (government) к концептам процессов или отношений - таким, как власть (power), принятие решений и политическая система. В методологическом плане ранее преобладавший в политологии правовой, исторический и дескриптивный анализ был дополнен методами и подходами (perspectives) современной бихевиориальной науки. Предметное содержание основных разделов дисциплины - хоть внутридисциплинарная специализация и не выражена в жестко фиксированном размежевании - обычно составляют: управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановой (cross-national) анализ; политика и (политическое) поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическая теория; публично-административная деятельность (public administration) и организационное поведение; международные отношения. См. также: Политика. Реальное значение. И с точки зрения предметного содержания, и в методологическом плане в политологии смешалось прошлое и настоящее; не существует в ней и общего согласия относительно разграничения с другими дисциплинами, определения основного круга ее интересов, а также ее исследовательской методологии. Бихевиористы преисполнены желанием укреплять связи с другими дисциплинами обществоведческого цикла, перенимая их методы, заимствуя концепции и данные. Традиционалисты, не выступая против междисциплинарных подходов, до сих пор склонялись к заимствованиям более в вопросах предметного содержания, чем в методологии. Некоторые из практиков хотят видеть (look for) субстанцию политики в любого рода социальных группах; других же - и таких, пожалуй, большинство - притягивают политические системы, претендующие на обладание монополией на легитимное применение физической силы и принимающие решения, обязательные для всего общества. Различны у политологов и представления о целях [своей научной деятельности]. Некоторые стремятся к получению знания ради него самого, мысля его в ценностно нейтральном контексте или в контексте общественных ценностей, как они уже даны. Другие ищут практических приложений [знания] к проблемам выработки и осуществления государственной политики. Не приходится ожидать в ближайшем будущем какого-либо прочного синтеза всех этих перекрещивающихся потоков, но их совместное течение образовало научное пространство, полное жизни, плодотворного брожения.
4. Политика
Человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются. Множество значений, в каких употребляется это слово, невозможно отразить в единой формулировке. Термином "политика" обозначается деятельность или процесс, тогда как "политическая система" подразумевает наличие структур и типовых (patterned) отношений. В практическом обиходе политика получила название "искусства возможного", "искусства управлять", определена как попечение о том, "кому что, когда и как получать". Ее обычно отождествляют с оказанием влияния, борьбой за власть и конкуренцией между индивидами и группами по поводу распределения внутри общества вознаграждений и "благ". Говоря о политике, имеют также в виду, что она охватывает процесс социального руководства, включая выдвижение и достижение коллективных целей. В многочисленных своих обличьях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы. Однако в политическом дискурсе понятие политики в большинстве случаев относят скорее к сфере публичных действий и распределительных мер (policies and allocations), чем к процессам внутри частных организаций. См. также: Влияние; Политология; Политическая система; Власть (как властное могущество вообще). Реальное значение. Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу, и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. Как описательный термин "политика" остается удобным обозначением множества видов человеческой деятельности, занимающих политолога. Полезность же термина как инструмента анализа ограничена из-за аморфности и широты его концептуального содержания.