Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология».

Политоло­гия как академическая дисциплина формировалась с середины XIX в. Первую самостоятельную кафедру политической науки создал и возглавил в 1856 г. при Колумбийском колледже (США) немецкий эмигрант Ф. Либер.

С начала XX в. образуются национальные объединения поли­тологов (первое в США в 1903 г.). В 1949 г. была учреждена Ме­ждународная ассоциация политических наук (МАПН), которая организует проведение всемирных конгрессов политологов.

Современная политика - особый род занятий, требующий серьезной подготовки, высокого профессионализма, разделения труда, так как ошибки в принятии политических решений могут стоить очень дорого, привести то или иное сообщество (как ми­ровое, так и национальное) на грань политического краха. В со­вокупности специализаций, связанных с политологией, некото­рые требуют политологического образования, другие (помимо этого) сопряжены с различными видами исследовательской либо аналитической работы. В США факультеты политологии сущест­вуют не только в каждом университете, но и в большинстве кол­леджей. Их выпускники в основном профессионально занимают­ся политической практикой.

Среди групп профессий в области политики, для которых не­обходимо политологическое образование, самыми массовыми яв­ляются следующие: политики, посредники, помощники, экспер­ты; к ним примыкают и идеологи. Политики - это не только те, кто непосредственно участвуют в осуществлении власти на раз­ных ее уровнях (публичные политики), это и управленцы-администраторы (чиновники), партийные функционеры (т.е. ра­ботники аппаратов партий). Посредники (медиаторы) заняты свя­зью политиков, общественных и корпоративных структур с граж­данами (лоббисты, функционеры разных организаций, движений, компаний, фондов и т.д.). К этой же группе принадлежат и спе­циалисты по связям с общественностью, организаторы сетевых и виртуальных взаимодействий.

Самой большой группой являются помощники, обслужи­вающие собственно политическую деятельность (советники, со­трудники политических или административно-управленческих аппаратов, аналитики, политтехнологи, имиджмейкеры и др.); не­зависимые эксперты, к которым относятся работники аналитиче­ских и информационных центров, сотрудничающие с государст­венными структурами, партиями, корпорациями, банками, с крупными СМИ. Именно такие центры, зачастую финансируемые из бюджета, призваны обеспечивать общество качественной по­литической информацией. В составе данной группы преобладают наиболее авторитетные и компетентные сотрудники научно-исследовательских учреждений и университетов.

Идеологи, часть журналистов и пиар-работников, которые выступают как замаскированные агитаторы, способствуют под­держанию в обществе влияния каких-либо идеологий, учений, идеологизированных трактовок.

В России, по мнению профессора А.А. Галкина, современная политология родилась во второй половине XIX в. Ее развитие шло по двум направлениям: политическая публицистика и акаде­мическая политическая наука. Этапом зарождения (конец XIX -начало XX в.) стало время после отмены крепостного права и по­следующих реформ с 1861 г. до 1905 г. Именно в этот период на­чалось становление гражданского общества, появился интерес к изучению механизмов, работающих в сфере политики.

Я.А. Пляйс приводит периодизацию А.А. Галкина, где второй этап намечается после 1905 г. и длится до 1917 г. Этот этап ха­рактеризуется появлением новых сфер изучения, расширением общественного интереса к политическим явлениям.

После 1917 г. политология как специальная наука фактически исчезает и потому, что на нее нет общественного заказа, и по причине «утечки мозгов». Возрождение интереса к политологии происходит (по А.А. Галкину) во время «оттепели».

Несколько иной позиции придерживается Г.Г. Дилигенский, по оценке которого периодизация политологии выглядит сле­дующим образом: дореволюционная политология; советский пе­риод; период частичной либерализации, когда появились смель­чаки, заявившие о необходимости политической науки, (Ф. Бур­лацкий, Г. Шахназаров, А. Галкин).

Институционализация политологии в России и начавшееся вслед за этим формирование ее инфраструктуры не решило всех проблем, связанных с ее становлением. Но с состоянием неопре­деленности было покончено. Легализация политической науки в 1989 г., писал Ю.С. Пивоваров, стала последним актом в затя­нувшейся истории признания этой обществоведческой дисцип­лины. А первым шагом на этом пути стало создание в декабре 1960 г. Советской ассоциации политических наук (САПН). Вторым - проведение в Москве в 1979 г. XI Всемирного конгресса МАПН. Во второй половине 1980-х гг. политология становится востребованной для решения реальных задач.

Начиная со второй половины 1991 г., в ВУЗах России стали соз­даваться кафедры политологии, была введена учебная дисциплина «политология». Стали появляться первые учебники, основой кото­рых явились наработки западных политологов, читаться первые лекционные курсы, проводиться научные семинары, конференции. В январе 1991 г. вышел в свет первый номер журнала «Полис».

В феврале 1998 г. в Москве состоялся I Всероссийский кон­гресс политологов.

В это время в России насчитывалось не более 2,5 тыс. поли­тологов. В 2001 г. Т.А. Алексеева приводит данные о том, что в современной России действуют свыше 300 кафедр политологии или смежных дисциплин, формально в политологическое сооб­щество входят более 3 тыс. человек; если считать сотрудников академических институтов, аналитических и исследовательских центров, политтехнологов, то эта цифра увеличивается в не­сколько раз. По сравнению со США или Индией это немного, но у нас «уже есть вполне работоспособная и весьма активная груп­па исследователей и преподавателей»2. В стране сложилось не­сколько научных школ, высок уровень преподавательского со­става - порядка 11 % преподавателей имеют докторские степени по политической науке или смежным дисциплинам.

Вслед за «Полисом» или опережая его, в начале 1990-х гг. появляются и другие журналы и газеты, посвященные анализу политики: «Полития», «Власть», «Коммерсантъ-Власть», «Профиль», «Эксперт», «Итоги», «Независимая газета».

В июне 2003 г. ведущими научными и аналитическими цен­трами страны создан фонд «Единство во имя России», президент фонда - известный политолог Вячеслав Никонов. Он же является главным редактором журнала «Стратегия России».

В 2004 г. только в Москве успешно функционировали 10 фа­культетов и отделений политологии. Осенью 1999 г. первый на­бор политологов провели МГИМО и Высшая школа экономики.

Характеризуя основные (московские) центры подготовки по­литологов, Т.А. Алексеева отмечает, что «сюда следует добавить большую группу политологических отделений и факультетов в регионах, многие из которых создают собственные научные шко­лы и уже представили ряд ярких имен исследователей и специа­листов. В стране издано множество учебников, особенно по об­щему курсу политологии для ВУЗов разного профиля, немало серьезных монографий, стабильно выходят базовые политологи­ческие журналы».

Обсуждая проект нового Федерального государственного об­разовательного стандарта по политологии, опираясь на опреде­ленный опыт подготовки политологов, мы считаем, что концеп­ция высшего профессионального образования должна соизмерять теоретические модели образования с системой качеств, востребо­ванных на практике. Трудоустроены по профессии и делают ус­пешную карьеру те выпускники, которые умеют обеспечить идеологическую и организационную работу партий и движений; способны эффективно организовать деятельность администра­ций, их подразделений, органов законодательной власти; успеш­но трудятся медиаторами политических конфликтов; работают квалифицированными консультантами, аналитиками, менедже­рами избирательных компаний; красноречивы и коммуникативно успешны; совмещают подготовку по основной специальности со знаниями и навыками переводчика.

От большинства факультетов и отделений политологии рос­сийских ВУЗов жизнь требует не только эрудированных теорети­ков, но и, прежде всего, управленцев высшей квалификации. Тео­ретические знания приобретают новую значимость в качестве прочной базы прикладных умений и навыков.

Возвращаясь к проблеме, затронутой в конце предыдущего вопроса, нельзя не согласиться с В.И. Коваленко, Т.А. Алексее­вой и рядом других известных и авторитетных специалистов в области подготовки политологов, выступающих против возмож­ности замены теоретической политологии ее прикладными аспек­тами. В.И. Коваленко пишет, что «ставка лишь на политические технологии, маня искусом мнимой эффективности ближайших политических результатов и выгод, будет вести к утверждению в политологической среде стандартов интеллектуального и поли­тического цинизма, в конечном итоге неизбежно обернется не­профессионализмом и даже профессиональным крахом. Речь, та­ким образом, должна идти не о механической смене приоритетов, а о нахождении оптимума в сочетании теоретических и приклад­ных аспектов политической науки».

Т.А. Алексеева считает, что «политическая теория во всем богатстве ее традиций и "школ" пока еще нами не освоена в пол­ном объеме. При подготовке политолога, например, в Институте политических наук Парижа почти три года (почти полный бака­лаврский курс) отводится на изучение истории политических учений». Ученый приводит слова М.А. Бакунина, писавшего еще в 1867 г.: «...в политике не может быть честной и полезной прак­тической деятельности без теории и ясно определенной цели».

Таблица № 1

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

 
ПОЛИТОЛОГИЯ
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru
 
 
Теоретическая полито-   Прикладная политология -
логия -решает научные   изучает проблемы,связанные:
проблемы, связанные:    
    а) с преобразованием поли-
а) с формированием фунда-   тической действительности,
ментального знания о поли   анализом путей и средств
тической сфере и жизни;   воздействия на политиче-
    ские процессы;
б) с объяснением процессов    
политического развития;   б) с изучением общественно-
    го мнения, особенностей по-
в) с разработкоц концеп-   литической ориентации и по-
туального аппарата полито-   литического поведения раз-
логии, методологии и мето-   личных социальных групп.
дов политических исследо-    
ваний.    
     
     
     
     

Таблица № 2

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПОЛИТОЛОГИЕЙ.
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru
Категории других
социально-экономических Собственные категории
и гуманитарных наук

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Общество Политика
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Свобода   Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическая власть
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru        
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Власть   Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политические отношения
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru        
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Государство   Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическая сфера
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru        
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Правовое государство   Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическая система
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru        
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Общественное мнение Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru   Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политический режим
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru        
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Гражданское общество Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru   Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политические интересы
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru        
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Большие и малые социальные   Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическая партия
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru группы      
      Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическая культура
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Общественное мнение Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru      
      Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическое сознание
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Демократия Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru      
      Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическая идеология
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Диктатура Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru      
      Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политический плюрализм
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Идеология Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru      
      Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политический конфликт
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Культура Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru      
      Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическая стабильность
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Оппозиция Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru      
      Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политическая деятельность
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Плюрализм Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru      

и другие и другие

Таблица № 3

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

Познавательная функция   Инструменталистская
призвана познавать полити-   функция призвана исполь-
ческую реальность и давать   зовать научные выводы в
знания о природе и источ-   политической практике,
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru никах властных отношений,   государственном управле-
способах их рациональной   нии, партийной стратегии и
организации   тактике, в процессах при-
    нятия решений и техноло-
    гиях их реализации

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

Воспитательно- социали-   Диагностическая функ-
зационная - призвана   ция призвана определять
формировать демократичес-   соответствие программ по-
кую политическую культуру   литических курсов как тен-
граждан, воспитывать инди-   денциям социального про-
вида как гражданина своей   гресса, так и реальным воз-
страны и как вообще “по-   можностям и состоянию
литического человека”   развития конкретного об-
    щества

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

Функция политической   Прогностическая функция
рефлексии призвана выра-   призвана разрабатывать
батывать способность раци-   желаемые и возможные ва-
онально-критически оцени- Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru рианты развития полити-
вать политические процес-   ческих процессов, учиты-
сы, свободно самоопреде-   вая действие различных
ляться в политической   факторов
жизни.    

Таблица № 4

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Методы На чем акцентируют Как изучают политику
политологии внимание  
Институци- На функционировании и Анализ официальных
ональный взаимодействии политичес- структур и формаль-
  ких институтов: права, госу- ных правил принятия
  дарства, политических пар- решений
  тий и движений и т.д.  
Историче- На политических явлениях Анализ изменений по-
ский и процессах во времени и литических норм, от-
  пространстве ношений, институтов в
    контексте связи прош-
    лого, настоящего и бу-
    дущего
Социологи- На зависимости политики Анализ политики как
ческий от социальных факторов: сферы целенаправлен-
экономики, социальной ных взаимодействий
структуры, культуры и т.д. социальных групп,
  преследующих свои
  интересы
Бихевио- На личностном измерении Анализ систематичес-
ристский политики, поведении от- ки наблюдаемого по-
дельного человека ведения индивида, воз-
  можность измерения
  его мотивации
Психологи- На субъективных механиз- Анализ индивидуаль-
ческий мах политического поведе- ных качеств, черт ха-
ния: побуждения, желания, рактера, бессознатель-
страсти и т.д. ных психических про-
  цессов, влияющих на
  политическое пове-
  дение
Системный На целостности политики и Анализ характера вну-
характере ее взаимоотноше- тренних связей между
ний с внешней средой составляющими поли-
  тику элементами

Таблица № 5

     
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru
  ПОЛИТОЛОГИИ  
Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Фундаментальные   Прикладные
исследования   исследования

       
  Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru   Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru Политология как учебная дисциплина. Состояние по­литической науки в современной России. Концепция высше­го образования по специальности «политология». - student2.ru

- объективные условия, обеспечи-   - динамика политических про-
вающие устойчивость общества в   цессов и систем;
целом, политической системы в   - разработка концепций и мето-
частности;   дик современного государствен-
- диалектическое соотношение ко-   ного управления;
личественных и качественных пере   - процесс принятия политических
ходов и взаимопереходов в поли-   решений на различных уровнях
тической жизни;   управления;
- закономерности возникновения,   - электоральный процесс,полити-
развития и совершенствования   ческий менеджмент и маркетинг;
политической системы;   - влияние политической культуры
- о степени, глубине и форме вме-   на политические процессы и дея-
шательства политики в объектив-   тельность людей;
тивный процесс развития госу-   - содержание, направленность и
дарства и общества;   эффективность политико-комму-
- диалектика взаимотоношений   никационных процессов в об-
государства и гражданского об-   ществе;
щества;   - политологическая экспертиза
- тенденции развития политичес-   социально - экономических и
кой культуры;   иных программ развития;
- методология исследования поли-   - тенденции политического учас-
тических систем, партий и орга-   тия и др.
низаций, политического поведения    
граждан;    
- разработка нового типа научных    
категорий и понятий и др.    
     

Семинарское занятие

  1. Объект политологии. Политика и ее взаимосвязь с другими социальными явлениями (экономикой, моралью, правом, государством).
  2. Предмет политологии. Теоретическая и прикладная политология.
  3. Методы изучения политических явлений. Категории науки о политике.
  4. Соотношение политологии с другими социальными науками. Место политической науки в структуре политологического знания.
  5. Функции политологии как науки.

Словарь

  1. Политические Технологии

Одна из областей деятельности политиков, тесно связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение различных способов манипуляции общественным мнением. Под политическими технологиями можно понимать действия, повышающие эффективность политических групп и организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Политические технологии включают в себя два основных типа методов: методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии (универсалистский компонент политических технологий); а также методы и механизмы, ориентированные на тщательный учёт и места, и времени (конкретно-эвристический компонент политических технологий). В условиях российских реалий происходит массовое применение политических технологий в целях укрепления оккупационного режима, узурпировавшего власть в России. В первую очередь идёт поголовное насаждение идеологии государственного патриотизма в среде мелких и средних чиновников, что делает их весьма зависимыми от центрального аппарата власти. Далее происходит «прикорм» ручной оппозиции в лице старых коммунистов (по крайней мере, их лидеров) и новых «демократов», которые призваны канализировать все протестные настроения, уведя их в безопасное для режима русло. И, наконец, происходит жёсткая и бескомпромиссная борьба, выливающаяся в силовые акции с нарушением всех норм демократии (при их декларировании, конечно) и свобод личности с настоящей оппозицией, представленной националистами и патриотами. Естественно, что в первую очередь давится русский национализм, как наиболее опасный для правящего режима, т. к. подавляющее большинство населения России являются Русскими и в той или иной степени поддерживают националистов.

2. Образование Политическое

Процесс и результат усвоения систематизированных политических знаний, приобретения навыков участия в политической жизни (см. Политическая социализация). О.п. позволяет приобщиться к таким важным, компонентам гражданской культуры, как: научные представления об отношениях между гражданами, гражданином и обществом; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость и др.; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.

3. Политология

Систематическое изучение государственного управления и политики. Политология имеет дело с областью выработки и воплощения государственной политики (public policy) посредством решений, рассматриваемых как авторитетно-властные (authoritative) и обязательные для данного общества. В плане предметного содержания развитие дисциплины шло в прошлом веке от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах и правовых отношениях к проявлению интереса к процессам, поведению индивидов и групп и неформальным отношениям. Первоочередность критериев для выделения предмета политологии сдвигалась от институциональных концептов государства и государственного управления (government) к концептам процессов или отношений - таким, как власть (power), принятие решений и политическая система. В методологическом плане ранее преобладавший в политологии правовой, исторический и дескриптивный анализ был дополнен методами и подходами (perspectives) современной бихевиориальной науки. Предметное содержание основных разделов дисциплины - хоть внутридисциплинарная специализация и не выражена в жестко фиксированном размежевании - обычно составляют: управление на национальном и местном уровнях; сравнительный или межстрановой (cross-national) анализ; политика и (политическое) поведение; публичное право и судебно-правовое поведение; политическая теория; публично-административная деятельность (public administration) и организационное поведение; международные отношения. См. также: Политика. Реальное значение. И с точки зрения предметного содержания, и в методологическом плане в политологии смешалось прошлое и настоящее; не существует в ней и общего согласия относительно разграничения с другими дисциплинами, определения основного круга ее интересов, а также ее исследовательской методологии. Бихевиористы преисполнены желанием укреплять связи с другими дисциплинами обществоведческого цикла, перенимая их методы, заимствуя концепции и данные. Традиционалисты, не выступая против междисциплинарных подходов, до сих пор склонялись к заимствованиям более в вопросах предметного содержания, чем в методологии. Некоторые из практиков хотят видеть (look for) субстанцию политики в любого рода социальных группах; других же - и таких, пожалуй, большинство - притягивают политические системы, претендующие на обладание монополией на легитимное применение физической силы и принимающие решения, обязательные для всего общества. Различны у политологов и представления о целях [своей научной деятельности]. Некоторые стремятся к получению знания ради него самого, мысля его в ценностно нейтральном контексте или в контексте общественных ценностей, как они уже даны. Другие ищут практических приложений [знания] к проблемам выработки и осуществления государственной политики. Не приходится ожидать в ближайшем будущем какого-либо прочного синтеза всех этих перекрещивающихся потоков, но их совместное течение образовало научное пространство, полное жизни, плодотворного брожения.

4. Политика

Человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются. Множество значений, в каких употребляется это слово, невозможно отразить в единой формулировке. Термином "политика" обозначается деятельность или процесс, тогда как "политическая система" подразумевает наличие структур и типовых (patterned) отношений. В практическом обиходе политика получила название "искусства возможного", "искусства управлять", определена как попечение о том, "кому что, когда и как получать". Ее обычно отождествляют с оказанием влияния, борьбой за власть и конкуренцией между индивидами и группами по поводу распределения внутри общества вознаграждений и "благ". Говоря о политике, имеют также в виду, что она охватывает процесс социального руководства, включая выдвижение и достижение коллективных целей. В многочисленных своих обличьях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы. Однако в политическом дискурсе понятие политики в большинстве случаев относят скорее к сфере публичных действий и распределительных мер (policies and allocations), чем к процессам внутри частных организаций. См. также: Влияние; Политология; Политическая система; Власть (как властное могущество вообще). Реальное значение. Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу, и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. Как описательный термин "политика" остается удобным обозначением множества видов человеческой деятельности, занимающих политолога. Полезность же термина как инструмента анализа ограничена из-за аморфности и широты его концептуального содержания.

Наши рекомендации