Уголовный и гражданский процесс

Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат прежде всего законодательные акты, по большей части регулирующие одновременно и вопросы судоустройства. К их числу относятся законы о Верховном суде 1981 г., о магистратских судах 1980 г., о присяжных 1974 г. (с последующими изменениями), об обжаловании по уголовным делам 1968 г., а также законы об уголовном правосудии 1925 г. и ряда последующих лет, в том числе закон 1988 г. Среди актов, изданных за последнее десятилетие, большое значение имеют Закон о преследовании за преступления 1985 г., Закон об отправлении правосудия 1985 г. и особенно Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г. (в нем подробно регламентируется деятельность полиции по расследованию преступлений, в том числе вопросы, связанные с производством обысков и арестов, предварительным заключением обвиняемых, рассмотрением жалоб на действия полицейских при расследовании, а также оценкой некоторых доказательств, в частности полученных с помощью компьютерных устройств). Что касается норм прецедентного права, то и в области уголовного процесса, несмотря на обилие законодательных актов, их роль остается весьма существенной: она состоит и в толковании положений, в общей форме изложенных в отдельных законодательных актах, и в устранении пробелов в законодательстве.

Правовая комиссия, представившая в 1989 г. проект уголовного кодекса для Англии и Уэльса, предлагает в будущем, после принципиального одобрения проектов Общей и Особенной частей УК, разработать в качестве третьей части этого же кодекса раздел под названием “Доказательства и процедура”, т.е., по существу, процессуальную часть общего уголовного и уголовно-процессуального кодексов. Однако подготовка этого раздела еще не началась.

Источниками гражданского процессуального права в Англии являются прежде всего законодательные акты судоустройственного характера, определяющие структуру, компетенцию и некоторые вопросы деятельности судов соответствующих уровней (Закон о Верховном суде 1981 г., Закон о судах графств 1984 г., Закон о судах и юридических услугах 1990 г. и др.). Важную роль в регулировании гражданского судопроизводства играют законы об отправлении правосудия, в частности 1985 г., а также правила Верховного суда и правила других судов, которые разрабатываются создаваемыми для этого комитетами, состоящими из небольшого числа судей и других высококвалифицированных юристов. Эти правила утверждаются лордом-канцлером (он же непосредственно возглавляет комитет по правилам Верховного суда) и вступают в силу, если их проекты не встречают возражений со стороны парламента.

Шотландия

Право Шотландии, которая была насильственно присоединена к Англии в середине XVII в., а официально объединена с нею в 1707 г., в силу исторических причин по-прежнему существенным образом отличается от английского права. Оно возникло как самостоятельная система принципов и судебных прецедентов на базе практики шотландских судов, использовавших применительно к местным условиям многие положения и институты римского права.

Последующее сильное влияние английского права, дающее себя знать и поныне, не изменило самостоятельной природы шотландского общего права. Оно существенно отличается от английского общего права и по содержанию, и по терминологии, и в особенности по принципам применения его судами. В известном смысле шотландское право обнаруживает больше сходства с правом континентальных европейских буржуазных государств, но и по отношению к нему оно представляет собой совершенно самостоятельную систему. Важная особенность шотландского общего права состоит в том, что оно включает в себя не только судебные прецеденты, но и некоторые трактаты шотландских юристов, пользующихся исключительным авторитетом.

Наряду с общим правом все более возрастающую роль в качестве источника права для Шотландии играют законодательство и подзаконные акты. Постепенное, но неуклонное расширение сферы законодательного регулирования приводит к усилению влияния английского права. В Шотландии действуют те акты британского парламента, которые либо содержат указание о том, что они распространяются на ее территорию, либо изданы только для Шотландии, что отражено в названии, например Закон об уголовном правосудии (для Шотландии). Сохраняют свое действие и многие акты, изданные некогда (до 1707 г.) существовавшим парламентом Шотландии. Созданная в 1965 г. Правовая комиссия для Шотландии с функциями, аналогичными английской комиссии, при подготовке проектов консолидированных и кодифицирующих актов опирается прежде всего на традиции шотландского общего права и опыт английского законодательства.

В Шотландии регулирование отношений собственности, особенно земельной собственности, где во многом сохраняются категории феодального права, существенно отличается от установлений действующего английского законодательства. В области торговых отношений и авторского права, напротив, влияние английского права сказывается самым очевидным образом. Как и в Англии, в Шотландии получил широкое распространение институт доверительной собственности, однако его применение здесь имеет известные особенности.

Некоторые виды договоров, предусмотренные шотландским правом (заем, поклажа), ведут свое происхождение от римского права, другие (купля-продажа, наем) - регулируются по правилам, в основном совпадающим с нормами английского права. Ответственность за правонарушения регулируется весьма своеобразными нормами, лишь отчасти тождественными английскому праву. В частности, здесь не находит применения институт строгой ответственности, позволяющий в Англии при определенных обстоятельствах не требовать доказательств вины правонарушителя.

В Шотландии традиционно допускается не только заключение брака путем религиозного обряда или гражданской регистрации, но и признание его действительным в результате фактического совместного проживания. В качестве оснований для развода предусматривается весьма широкий перечень обстоятельств. Относительно наследования традиционно признается свобода завещания, ограниченная лишь обязательной долей для пережившего супруга и детей. Завещание, составленное в письменной форме, не требует присутствия свидетелей при его оформлении. С 1964 г. отменено сохранявшееся со средних веков преимущество в наследовании, которым пользовались старшие (“первородные”) дети и лица мужского пола.

Уголовное право, как и большинство других отраслей шотландского права, остается некодифицированным. Круг деяний, признаваемых преступлениями, определяется по большей части статутами, однако признаки большинства преступлений перечислены в нормах общего, а не статутного права. Многие вопросы Общей части уголовного права трактуются в Шотландии иначе, нежели в английском праве. Например, никогда не признавалась традиционная классификация преступных деяний, деление на фелонии и мисдиминоры, существенно отличаются виды умысла и смягчающие обстоятельства, ответственность за соучастие определяется по иным правилам, чем предусмотрены английским правом, и т.п. Значительно отличается от английской и систематизация видов конкретных преступлений и их признаки, в том числе применительно к наиболее опасным и распространенным (убийства, кражи, мошенничество).

Испытывая влияние английского права, шотландское право оказывает, в свою очередь, известное обратное воздействие на него. За последние десятилетия некоторые положения, давно уже сформулированные в шотландском праве, были воспроизведены в английском уголовном законодательстве (например, институт уменьшенной вменяемости). Правовая комиссия для Шотландии, в отличие от английской, в настоящее время не ставит своей целью подготовку проекта уголовного кодекса, который пришел бы на смену нынешней системе источников уголовного права Шотландии.

Уголовный процесс в Шотландии в своих основных чертах весьма существенно отличается от английского, и исторически он был более близким к французской системе судопроизводства. Юридическими источниками для него до недавнего времени служили Судебные правила 1936 и 1965 гг., однако британский парламент по представлению Правовой комиссии для Шотландии издал Закон об уголовном процессе (для Шотландии) 1975 г., представляющий собой, по существу, уголовно-процессуальный кодекс, составленный в соответствии с шотландской системой права и вобравший в себя нормы как законодательства, так и прецедентного права. Важным дополнением к нему служат законы об уголовном правосудии (для Шотландии) 1980 и 1987 гг. Таким образом, в отличие от Англии, нормы уголовного процесса в Шотландии ныне кодифицированы.

Гражданский процесс в Шотландии, прежде многое заимствовавший из римского права, ныне регулируется в основном некодифицированными законодательными актами и судебными правилами, в выработке которых важнейшая роль принадлежит Сессионному суду. Большое место в его регулировании занимают также нормы шотландского прецедентного права, своеобразно трактующие вопросы допущения и оценки доказательств, а также ряд других процессуальных институтов.

Северная Ирландия

В Северной Ирландии, которая была отторгнута от Ирландии в 1921 г. и с тех пор остается административно-политической частью Соединенного Королевства, право имеет лишь некоторые отличия от собственно английского права. В частности, суды Северной Ирландии используют в своей правоприменительной практике в качестве источников права не только британское законодательство, но и акты ирландского парламента, принятые до 1921 г., а также акты парламента Северной Ирландии, учрежденного в 1920 г. и распущенного британскими властями в 1972 г. Круг судебных прецедентов, используемых ими в качестве источников права, также более широк, поскольку включает в себя решения ирландских судов, принятые на территории всей Ирландии как до, так и после 1921 г. Что касается решений шотландских судов, то в Северной Ирландии они имеют силу лишь “убеждающего”, а не “обязывающего” прецедента. В настоящее время британским парламентом издаются для Северной Ирландии законы, как правило, копирующие акты, принятые им для Англии и Уэльса.

Исключение составляют лишь акты чрезвычайного законодательства, вызванного к жизни попытками решить проблемы Северной Ирландии насильственными методами, в том числе и путем усиления уголовной репрессии. Некоторые из них действуют только на территории Северной Ирландии, другие - на всей территории Соединенного Королевства, и, наконец, имеются такие, что действуют на остальной территории Соединенного Королевства, кроме Северной Ирландии. В чрезвычайных законах, в частности в законе “О предупреждении терроризма (временные положения)” 1989 г. (прежде действовали под тем же названием законы 1974, 1976 и 1984 гг.) и в законе “О Северной Ирландии (чрезвычайные положения)” 1978 г., как и в издававшихся с 1973 г. других законах под тем же названием, многие вопросы уголовного права и процесса регулируются особым образом. В них содержится перечень организаций, деятельность которых запрещена в Северной Ирландии или на всей территории Соединенного Королевства. Членство в этих организациях, их финансовая и иная поддержка караются в качестве серьезных самостоятельных преступлений. В отношении лиц, подозреваемых в принадлежности к запрещенным организациям либо в террористической деятельности, допускается превентивный арест на срок до одного года и издание приказа о высылке либо запрете въезда на территорию Северной Ирландии или всего Соединенного Королевства сроком на три года. В сфере уголовного процесса эти акты периодически расширяли полномочия полиции производить аресты и обыски, вводили внесудебные или упрощенные формы рассмотрения некоторых категорий уголовных дел, существенно ограничили право на защиту и компетенцию суда присяжных.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также только по гражданским делам - Шотландии. От имени Палаты лордов дела рассматриваются судом Палаты лордов, который состоит из возглавляющего его лорда-канцлера, “ординарных лордов по апелляции” и тех пэров - членов Палаты лордов, которые в прошлом занимали высшие судебные должности, в том числе все бывшие лорды-канцлеры. “Ординарные лорды по апелляции” назначаются в Палату лордов из опытных юристов, как правило, членов Апелляционного суда. Принято, чтобы двое из них были шотландскими юристами. Их число составляет от 7 до 11 человек. Дела в суде Палаты лордов от имени всей Палаты рассматривают не менее трех лордов, каждый из которых выступает с речью. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передается в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов.

Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения - Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны. Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений и рассматривает в коллегиях из трех или более судей апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд - главный судья (возглавляет гражданское отделение) и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов - апелляционных судей. Высокий суд имеет три отделения - королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд-канцлер и другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Отделение королевской скамьи занимается, главным образом, рассмотрением по первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры магистратских судов по уголовным делам. На правах составных частей Отделения королевской скамьи самостоятельно функционируют Суд Адмиралтейства, в котором рассматриваются споры по морским перевозкам, столкновениям кораблей и возмещению связанных с этим убытков и т.д., и Коммерческий суд, которому подсудны многие споры торгового характера. Канцлерское отделение рассматривает, чаще всего в качестве суда первой инстанции, гражданские дела, связанные с управлением имуществом, доверительной собственностью, деятельностью компаний, банкротствами и др. На правах одной из составных частей Канцлерского отделения функционирует Патентный суд, который рассматривает обращенные к нему ходатайства генерального контролера по вопросам патентов, дизайна и торговых марок. Семейное отделение занято в основном рассмотрением жалоб на решения магистратских судов по всем вопросам семейных отношений, в том числе развода, раздельного проживания супругов, выплаты алиментов, опеки и попечительства. Разбирательство дел по первой инстанции в отделениях Высокого суда проводится судьями единолично, рассмотрение апелляций - обычно в коллегиях из двух или трех судей. В Отделении королевской скамьи при определенных условиях дело может слушаться с участием присяжных.

Суд короны, созданный в 1971 г. взамен ряда прежних судебных учреждений, рассматривает по первой инстанции, обязательно с участием присяжных (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, т.е. о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов. Считающийся единым судом, Суд короны регулярно проводит заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается и участие в процессе 10 или 11 присяжных. Согласно Закону об уголовном правосудии 1967 г., вместо необходимого раньше единогласия присяжных для вынесения вердикта о виновности ныне допускается большинство голосов в 10 из 11 или 12 присяжных либо в 9 из 10 присяжных. Оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных, апелляционному обжалованию не подлежат. Если не требуется участие присяжных, дела в Суде короны рассматриваются судьями единолично. В качестве судей в Суде короны выступают судьи Высокого суда, окружные судьи (их должность учреждена в 1971 г. для пополнения судейского корпуса Суда короны и судов графств), а также рекордеры - юристы, исполняющие обязанности судей “по совместительству”. Апелляционные жалобы судьи или рекордеры рассматривают с участием 2-4 мировых судей.

Все названные суды относятся к категории высших. К низшим в Англии и Уэльсе относятся суды графств и магистратские суды. Суды графств (их насчитывается свыше 350) - основные органы гражданского правосудия, в которых по первой инстанции рассматривается около 90 % гражданских дел. Границы района, в котором действует соответствующий суд графства, определяются лордом-канцлером. Он же вправе упразднять, объединять или учреждать новые суды графств. В каждом суде графства обычно имеется один или два постоянных судьи. Компетенция судов графств ограничена по сравнению с Высоким судом, также рассматривающим гражданские дела по первой инстанции, размерами исков, различающимися в зависимости от категории иска (например, до 5 тыс.ф.ст. по искам из договоров и деликтов). Дела в судах графств слушаются окружными судьями или рекордерами в большинстве случаев единолично либо же с присяжными, если судья удовлетворит заранее заявленное ходатайство об этом одной из сторон (число присяжных в суде графства - не менее восьми). Решения судов графств могут быть обжалованы в Апелляционный суд, но только с согласия суда, вынесшего решение, и, как правило, лишь по вопросам права либо допущения доказательств, а не по вопросам факта.

Магистратские суды рассматривают в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (до 98 % в год). Они могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо лишению свободы на срок, как правило, до шести месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что обвиняемый заслуживает более сурового наказания, они передают дело на рассмотрение Суда короны. Магистраты проводят также предварительное слушание по делам, преследуемым по обвинительному акту. В ходе этих слушаний они решают вопрос, имеется ли достаточно доказательств для предания обвиняемого Суду короны. Гражданская юрисдикция магистратов крайне ограниченна и связана прежде всего с разбирательством споров о взыскании долгов и по некоторым вопросам семейного права. Магистраты, иногда по традиции называемые мировыми судьями (их насчитывается свыше 20 тысяч), в большинстве своем не являются профессиональными юристами и не обязательно имеют юридическое образование. Они рассматривают дела лишь в коллегиях, чаще всего из двух-трех человек. Особую, достаточно малочисленную группу составляют платные магистраты: они назначаются лишь из юристов и рассматривают дела единолично. Некоторые магистратские суды по решению собрания судей получают право рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. В состав образуемого коллегией из трех таких судей суда по делам несовершеннолетних обязательно включается одна или две женщины-судьи. Этот суд рассматривает дела о правонарушениях, совершенных подростками и молодыми людьми в возрасте до 21 года.

Наряду с названными судами общей юрисдикции в Англии и Уэльсе имеются специализированные суды различной компетенции, некоторые из которых носят название трибуналов, что подчеркивает, как правило, их второстепенное значение по сравнению с судами. В частности, в 1964 г. были учреждены промышленные трибуналы, состоящие из трех членов (под председательством профессионального юриста). Они рассматривают споры между предпринимателями и работниками, в том числе жалобы на неправильное увольнение, на отказ в выплате пособий по беременности и родам и т.п. Решения промышленных трибуналов могут быть обжалованы в Апелляционный трибунал по трудовым спорам, учрежденный в 1975 г. Он состоит из судей Высокого суда или Апелляционного суда и дополнительных членов трибунала - специалистов либо представителей предпринимателей и работников. Апелляционный трибунал рассматривает также жалобы на постановления административных органов относительно регистрации профсоюзов и по другим вопросам трудовых отношений.

Особое место среди учреждений специальной юрисдикции занимает Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства, учрежденный в 1956 г. Он рассматривает соглашения о ценах и условиях поставок товаров и услуг, с тем чтобы не допустить монополизации производства и торговли, а тем самым и искусственного удержания высокого уровня цен. Суд рассматривает иные жалобы на нарушения правил добросовестной торговой практики, а также разбирает просьбы об освобождении от налогообложения какого-либо вида товаров по соображениям общественного интереса. Суд состоит из трех судей Высокого суда, назначаемых лордом-канцлером, одного судьи Сессионного суда Шотландии, одного судьи Верховного суда Северной Ирландии, а также 10 других лиц, назначаемых на три года из специалистов по вопросам производства и торговли. Дела в нем обычно рассматривают коллегии из одного профессионального судьи и двух специалистов.

В 1967 г. в Великобритании была учреждена Служба парламентского уполномоченного по делам администрации. С помощью своих сотрудников он проводит расследования по жалобам на действия правительственных учреждений, обычно после соответствующего обращения к нему члена Палаты общин. О результатах такого расследования парламентский уполномоченный докладывает обратившемуся к нему депутату и соответствующему правительственному учреждению, а в некоторых случаях - Палате общин.

Все судейские должности в Великобритании замещаются по назначению, а не в результате выборов. Судьи высших судов назначаются королевой по рекомендации лорда-канцлера, судьи низших судов назначаются лордом-канцлером. Традиционно судьи высших судов назначались лишь из числа адвокатов привилегированной категории - барристеров, но за последнее время возможность занятия судейской должности более высокого уровня предоставлена при определенных условиях и солиситорам. Судьи Верховного суда назначаются из числа барристеров с не менее чем десятилетним стажем, окружные судьи - из числа барристеров с таким же стажем или из числа рекордеров, занимающих эту должность не менее трех лет. В свою очередь, рекордером, т.е. частично занятым в этом качестве судьей, может быть назначен либо барристер с не менее чем 10-летним стажем, либо солиситор с таким же стажем. Судьи высших судов назначаются на должность пожизненно. В возрасте 72 и 75 лет, в зависимости от должности, они уходят в отставку, а до этого могут быть смещены со своего поста лордом-канцлером по причине недееспособности или за недостойное поведение. Рекордеры назначаются на свои должности на определенный срок. Мировые судьи уходят со своих постов практически по достижении 70 лет, а платные магистраты - 65 лет, но и те и другие до этого могут быть смещены лордом-канцлером без указания причин.

Расследование уголовных дел осуществляется, как правило, полицией, которая в лице начальников участков (главных констеблей) располагает широкими полномочиями отказаться от передачи дела в суд, ограничившись вынесением официального “предостережения” подозреваемому. Традиционно обвинение в английских судах по большинству уголовных дел поддерживалось либо полицией, либо отдельными гражданами, и только по наиболее серьезным преступлениям расследование проводилось ведомством директора публичных преследований, которое брало на себя и поддержание обвинения в суде по этим и некоторым другим делам. За последнее время в этой области произошли серьезные изменения. Закон о преследовании за преступления 1985 г. учредил для Англии и Уэльса службу государственных (“коронных”) обвинителей, возглавляемую директором публичных преследований, который назначается генеральным атторнеем и работает под его руководством. Основная функция государственных обвинителей - поддержание обвинения в судах всех уровней по делам, расследованным полицией, а также в некоторых случаях возбуждение и участие в расследовании уголовных дел.

Функции представителей сторон в гражданском процессе, зашиты по уголовным делам и оказания иных юридических услуг выполняются адвокатами, которые в Англии издавна делятся на две категории - барристеров и солиситоров. Барристеры - это юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (как и солиситоры, они вправе выступать также в судах низших инстанций). Для того чтобы стать барристером, необходимо пройти стажировку у опытного барристера и длительный курс обучения и после сдачи соответствующих экзаменов быть принятым в члены одного из четырех “иннов” - объединений, входящих в корпорацию барристеров. Деятельность барристеров связана со многими традиционными правомочиями и ограничениями. В частности, они должны общаться с клиентами лишь через солиситоров, носить тогу и парик и т.п. Наиболее опытные и квалифицированные барристеры назначаются королевой по рекомендации лорда-канцлера на должность “королевского советника”, что дает им дополнительные правомочия и привилегии. Корпорация барристеров является самостоятельной и возглавляется сенатом и советом барристеров.

Солиситоры - значительно более многочисленная категория юристов. Они дают консультации своим клиентам, часто на постоянной основе, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Корпорация солиситоров возглавляется Юридическим обществом, управляемым выборным советом. Кандидаты в солиситоры должны иметь юридическое образование либо пройти курс обучения при Юридическом обществе, они сдают специальные экзамены и проходят двухлетнюю стажировку.

За последние годы большое развитие получила система оказания бесплатной или льготной юридической помощи малоимущим. Согласно принятому в 1988 г. закону, Совет по юридической помощи неимущим, который назначается из опытных барристеров и солиситоров, учреждает специальный фонд, из которого и распределяет средства на оказание бесплатной или льготной юридической помощи. Такая помощь в Англии оказывается как по уголовным, так и по гражданским делам, причем при необходимости проводится проверка имущественного положения лица, обратившегося за юридической помощью. Еще ранее, в 1986 г., был издан действующий ныне закон о бесплатной юридической помощи для Шотландии.

Шотландия

Судебная система Шотландии существенно отличается от английской и сохраняет по отношению к ней значительную самостоятельность. По уголовным делам в качестве высшей и окончательной инстанции выступает расположенный в Эдинбурге Высокий суд юстициариев (юстициарием в средние века на Британских островах называли чиновника, выполнявшего функции главы исполнительной либо судебной власти в отсутствие короля или по его поручению на территории Ирландии или Шотландии). Он состоит из возглавляющего его лорда-генерального судьи Шотландии, лорда-судьи-клерка и лордов-членов Высокого суда юстициариев. Судья этого суда вместе с 15 присяжными слушает по первой инстанции дела о наиболее серьезных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (такие процессы проводятся в Эдинбурге, Глазго и других городах Шотландии). В качестве апелляционной инстанции Высокий суд юстициариев в составе трех или более его членов рассматривает жалобы на приговоры любых шотландских судов, в том числе и вынесенные судьей этого же суда.

Постановления Высокого суда юстициариев играют весьма важную роль в развитии шотландского уголовного права и процесса.

Высшая судебная инстанция по гражданским делам - Сессионный суд, заседающий в Эдинбурге. В его состав входят лорд-генеральный судья Шотландии, называемый в качестве его главы лордом-президентом Сессионного суда, лорд-судья-клерк (он стоит во главе одного из отделений Сессионного суда) и сессионные лорды, одновременно являющиеся членами Высокого суда юстициариев. Сессионный суд имеет внешнюю палату и внутреннюю палату. В суде внешней палаты судьи рассматривают дела по первой инстанции либо единолично, либо с участием 12 присяжных. В суде внутренней палаты, состоящей из наиболее опытных и квалифицированных судей, в коллегиях из четырех членов рассматриваются жалобы на решения суда внешней палаты. Постановления Сессионного суда, в отличие от постановлений Высокого суда юстициариев, могут быть обжалованы в британскую Палату лордов.

Важное звено судебной системы Шотландии - шерифские суды, относящиеся уже к системе низших судов. Шерифы - профессиональные судьи, они делятся на две категории - главных шерифов (каждый возглавляет одно из шерифств, на которые поделена вся территория Шотландии), и более многочисленных шерифов, иногда называемых шерифами-заместителями. В сфере уголовной юстиции и главный шериф, и шериф вправе рассматривать с участием 15 присяжных дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, либо же единолично - дела о преступлениях, преследуемых в порядке суммарной юрисдикции. По гражданским делам главный шериф рассматривает в основном жалобы на решения, вынесенные шерифами. В свою очередь, рядовые шерифы рассматривают по первой инстанции основную массу гражданских дел: их компетенция не ограничена какой-либо суммой иска.

Низшей инстанцией по уголовным делам в Шотландии являются окружные суды, в которых либо единолично платные магистраты, либо два или более мировых судей рассматривают дела о малозначительных правонарушениях. Платные магистраты и мировые судьи вправе разбирать также некоторые категории гражданских споров, чаще всего семейного характера.

Судьи шотландских судов назначаются на свои должности либо британским монархом по рекомендации государственного секретаря по делам Шотландии, либо, когда речь идет о мировых судьях, самим государственным секретарем.

В Шотландии, в отличие от Англии и Уэльса, давно уже существует развитая система органов публичного уголовного преследования. Ее возглавляют лорд-адвокат и выступающий в качестве его заместителя генеральный солиситор Шотландии, а на местах представляют прокураторы-фискалы. Органы публичного уголовного преследования по своему усмотрению принимают решение о целесообразности передачи в суд и поддержания обвинения по делу, расследованному полицией (наиболее сложные уголовные дела могут расследоваться прокураторами-фискалами). Обвинение в Высоком суде юстициариев поддерживает генеральный солиситор Шотландии или помощники лорда-адвоката. В шерифских судах, а иногда и в окружных судах, обвинение поддерживается прокураторами-фискалами, пользующимися большой самостоятельностью при решении многих вопросов. Лорд-адвокат, генеральный солиситор и прокураторы-фискалы могут участвовать и в процессах по гражданским делам, выступая в защиту Короны либо “публичного интереса”.

Функции защитников обвиняемого по уголовным делам и представителей сторон в гражданском процессе в Шотландии выполняют профессионально подготовленные юристы. Как и в Англии, они делятся на две категории - адвокатов (их профессиональное объединение называется Факультетом адвокатов) и солиситоров (они объединены в Юридическое общество Шотландии). Подобно английским барристерам, адвокаты имеют право выступать в любых судах и давать советы и заключения по адресованным им правовым вопросам. Наиболее опытные адвокаты по представлению лорда-генерального судьи назначаются королевскими советниками (назначение производится королевой). Солиситоры, прежде традиционно называемые “юридическими агентами”, выполняют в основном функции поверенных и ведут работу по подготовке дел к слушанию. Они вправе выступать в шерифских и иных низших судах.

Северная Ирландия

Судебная система Северной Ирландии во многом копирует английскую. Верховный суд Северной Ирландии включает в себя Высокий суд (с отделениями королевской скамьи, канцлерским и семейным), Апелляционный суд и Суд короны. Все они наделены функциями, аналогичными функциям соответствующих английских судебных инстанций. Гражданские дела, кроме наиболее важных, рассматривают суды графств, малозначительные уголовные дела и некоторые мелкие гражданские споры - магистратские суды. Организация деятельности и процедура разбирательства дел в судах графств и магистратских судах несколько отличаются от принятых в английских судах.

* * *

Высшая апелляционная инстанция для судов колоний, зависимых территорий и некоторых государств, входящих в Содружество, - Судебный комитет Тайного совета, возглавляемый лордом-канцлером. Его суждения по спорным правовым вопросам, возникающим при рассмотрении конкретных судебных дел, носят характер рекомендаций, однако считаются весьма авторитетными.

(Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира:

Справочник. М., 1993)

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

Французская республика - государство, расположенное в Западной Европе.

Кроме метрополии, “собственно Франции”, в состав государства входят также четыре “заморских департамента” - Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Гвиана, “заморские территории” - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и две “территориальные единицы” с особым статусом - острова Майотта, Сен-Пьер и Микелон.

Франция - унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты - на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы, избираемые населением сроком на шесть лет с обновлением состава наполовину каждые три года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых президентом. В коммунах местная власть осуществляется муниципальными советами, избираемыми населением на шесть лет. Муниципальные советы выбирают мэра.

По форме правления Франция - республика, в которой элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция - Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит президенту. Он избирается на семь лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрасигнации, однако наиболее важные права осуществляются президентом лично. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат президент может передать на референдум законопроект, “касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора” (ст. 11). В случае одобрения законопроекта президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции.

Что касается отношений президента с парламентом, то здесь прежде всего необходимо отметить такое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты парламента. Однако это решение он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12). В двух случаях - в течение года с момента выборов и в период осуществления президентом чрезвычайных полномочий - роспуск Национального собрания невозможен.

Достаточно широки прерогативы президента и в сфере управления. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению - других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 “производит назначения на гражданские и военные должности”. В области внешней политики президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, президент – “гарант независимой судебной власти”. Он осуществляет право помилования. Кроме перечисленных выше обширных прав, осуществляемых президентом в нормальных условиях, ст. 16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия “в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы”. Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредоточена вся полнота власти.

Законодательный орган Республики - парламент - с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на пять лет. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. В Сенат входят представители департаментов, “заморской Франции” и французов, проживающих за границей. В составе Сената - 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на треть. Парламент собирается на очередные сессии два раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий.

Основная функция парламента - принятие законов - значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего, ст. 34 точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов в осуществлении ими законодательной инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат (ст. 42). Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Статья 47 устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока положения законопроекта могут быть введены в действие путем издания правительством соответствующего акта.

Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Статья 49 предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. С целью производства парламентских расследований палаты могут образовывать комиссии, проверяющие те или иные факты и дающие по ним свои заключения.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме. Так как ст. 37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные “в область законодательства, решаются в административном порядке”, т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт правительства заменяет закон. Кроме того, согласно ст. 38, правительство с разрешения парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона. Ордонансы должны быть утверждены специально изданным законом “до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание”. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку.

В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, может в любое время выступить в палате парламента, наконец, может требовать, на основании ст. 38, передачи правительству законодательных полномочий.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе девять человек, назначаемых на девять лет. Три члена Совета назначаются президентом, три - председателем Сената и три - председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.

Экономический и социальный совет - консультативный орган при правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Совет вправе и сам участвовать в разработке этих проектов. Он, кроме того, может высказывать свое мнение о выполнении экономических планов. Члены совета могут выступать перед делегатами парламента с изложением своих суждений по основным вопросам экономической и социальной политики. Поскольку Экономический и социальный совет - консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

Основные политические партии: Движение левых радикалов - ДЛР, Национальный центр независимых и крестьян - НЦНК, “Национальный фронт”, Объединение в поддержку республики - ОПР, Объединенная социалистическая партия - ОСП, Республиканская партия - РП, Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов - РПР-РС, Французская коммунистическая партия - ФКП.

Наши рекомендации