Психология административной деятельности органов внутренних дел
Психология административной деятельности органов внутренними делами
Управление внутренними делами — основанная на законах, указах Президента Республики Казахстан, постановлениях Правительства исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченных органов государства по обеспечению общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод граждан, общества и государства. Понятие "управление внутренними делами" выражает социальную цель — создание такого общественного порядка и правопорядка, которые отвечают требованиям обеспечения прав и свобод человека и гражданина, общества и государства.
Органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно - розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
Между управлением внутренними делами и общественным порядком и правопорядком имеется прямая связь. Учитывая, что в нормативных правовых актах чаще всего употребляется понятие "общественный порядок", необходимо объяснить, чем это вызвано и в чем заключается разница между общественным порядком и правопорядком.
Общественный порядок рассматривается как система общественных отношений, которая возникает в процессе применения не только норм права, но и морали, обычаев, традиций. Таким образом, результат этой работы возникает под воздействием не только специальных правовых средств. Поэтому и соответствующие органы внутренних дел в ходе выполнения своих задач закономерно прибегает и к мерам общественного, воспитательного и правового воздействия.
Основу общественного порядка составляют права, свободы человека и гражданина, которые и получают свое закрепление в нормах гражданского общества и права. Но правопорядок отличается от общественного порядка тем, что он поддерживается и обеспечивается исключительно с помощью норм права и отражает состояние правоотношений, которые возникают под воздействием права. Этим и объясняется, что согласно сложившимся точкам зрения по данной проблеме правопорядок подытоживает социальные результаты правового регулирования, упорядочения общественных отношений с помощью права.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан" Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 года, деятельность данных органов связана с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, предупреждением и пресечением правонарушений и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
Общее руководство сферой внутренних дел осуществляют Президент и Правительство Республики Казахстан.
Задачи органов внутренних дел
1. Задачами органов внутренних дел являются:
1) охрана общественного порядка и обеспечение общественной
безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного
положения;
2) предупреждение, выявление, пресечение преступлений и
административных правонарушений, раскрытие и расследование
преступлений, а также розыск преступников;
3) осуществление предварительного следствия, дознания и
административного производства в пределах их компетенции,
установленной законодательством;
4) исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных,
отбывающих наказания в следственных изоляторах органов внутренних
дел, и административных взысканий;
5) обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания
лиц в следственных изоляторах внутренних дел и местах содержания
административно арестованных;
6) выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
7) в необходимых случаях оказание содействия органам
противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности;
8) государственный надзор и контроль за обеспечением
безопасности дорожного движения;
9) охрана государственных и иных объектов, физических лиц,
конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении
актов терроризма, освобождении заложников;
10) осуществление паспортной и визовой работы, контроль за
соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства
правил пребывания на территории Республики Казахстан;
11) выполнение отдельных задач в системе территориальной
обороны Республики Казахстан в военное время;
11-1) участие в проведении совместно с иными государственными
органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в
том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным
органам в борьбе с браконьерством;
11-2) осуществление лицензионной и разрешительной
деятельности в соответствии с законодательством Республики
Казахстан;
11-3) осуществление режимных и охранных мероприятий на особо
важных и особорежимных объектах, территориях Республики Казахстан;
12) осуществление международного сотрудничества по вопросам,
отнесенным к ведению органов внутренних дел.
2. Иные задачи на органы внутренних дел могут быть возложены
только законом.
Президент Республики Казахстан, являясь главой государства, определяет меры по обеспечению общественной безопасности и реформированию системы правоохранительных органов1. Он также издает указы, направленные на регулирование общественных отношений по обеспечению общественной безопасности, созданию организационных и иных условий предупреждения правонарушений (достаточно вспомнить деятельность Совета безопасности и других подразделений, обеспечивающих деятельность Президента, разрабатывающих рекомендации, в том числе и по вопросам общественной безопасности и порядка); обеспечивает согласованное взаимодействие всех ветвей власти по созданию необходимых гарантий прав и свобод человека и гражданина, ответственность органов власти перед народом.
Система органов внутренних дел
Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство
внутренних дел Республики Казахстан (далее - Министерство
внутренних дел), входящие в его состав департаменты и иные
структурные подразделения, подчиненные ему управления внутренних
дел областей, города республиканского значения, столицы
Республики, на транспорте, городские, районные, районные в
городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, следственные
изоляторы органов внутренних дел, внутренние войска, учебные
заведения, учреждения и иные организации.
В составе органов внутренних дел образуются: криминальная
полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также
военно - следственные органы и военная полиция Министерства
внутренних дел, имеющие статус воинского формирования.
Создание, реорганизация и упразднение криминальной,
административной и иных служб полиции, а также военно -
следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел
осуществляются Министром внутренних дел Республики Казахстан.
Типовая организационная структура и лимит штатной численности
органов внутренних дел, финансируемых из республиканского бюджета,
утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению
Министра внутренних дел Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления безопасности государства, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; координирует деятельность правоохранительных органов.
. Министр внутренних дел Республики Казахстан
1. Министерство внутренних дел возглавляет Министр внутренних
дел Республики Казахстан, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по
представлению Премьер - Министра Республики.
2. Министр внутренних дел:
1) осуществляет руководство органами внутренних дел;
2) устанавливает структуру и штатную численность системы
органов внутренних дел в пределах лимита штатной численности,
утвержденного Правительством Республики Казахстан, а штатную
численность органов внутренних дел, финансируемых из местных
бюджетов, устанавливает по согласованию с Акимами областей,
городов Астаны и Алматы не ниже нормативов численности,
утвержденных Правительством Республики Казахстан;
3) назначает на должности и освобождает от должностей,
устанавливает порядок назначения на должности и освобождения от
должностей руководителей системы органов внутренних дел, при этом
назначение на должности и освобождение от должностей руководителей
подразделений органов внутренних дел, финансируемых из местных
бюджетов, осуществляется по согласованию с Акимами областей,
городов Астаны и Алматы;
3-1) представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру
для назначения на должность командующего внутренними войсками;
4) от имени Министерства внутренних дел издает акты,
обязательные к исполнению органами внутренних дел, а также в
пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными
государственными органами, организациями, должностными лицами и
гражданами;
5) осуществляет иные полномочия, возложенные на него
настоящим Указом, нормативными правовыми актами Республики
Казахстан, а также Положением о Министерстве внутренних дел,
утверждаемым Правительством Республики.
Центральным исполнительным органом управления внутренними делами является Министерство внутренних дел Республики Казахстан. Деятельность министерства и его структурных подразделений осуществляется в нескольких организационно-правовых формах:
1. административная;
2. оперативно-розыскная;
3. уголовно-процессуальная;
4. деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы.
Административная деятельность направлена на обеспечение законных прав и интересов граждан и юридических лиц, в
связи с чем органы внутренних дел правомочны осуществлять административный надзор и контроль за соблюдением общественного порядка, дорожной безопасности, установленных правил приобретения, регистрации и обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми, сильнодействующими, наркотическими, психотропными, ядовитыми и другими веществами, проведения в жизнь правил паспортной системы, режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Казахстана.
Кроме того, на органы внутренних дел могут быть возложены иные задачи, установленные актами Президента, Парламента и Правительства, а также МВД и местными органами государственного управления в пределах их полномочий. В частности, в соответствии с Законом Республики Казахстан" О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" от 5 июля 1996 года в локализации и преодолении их последствий могут быть задействованы и органы внутренних дел. В задачу данных органов может входить также обеспечение общественного порядка при шествиях и митингах.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения достоинства личности в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законодательством, регулирующими статус правоохранительных органов, их взаимодействие в оперативно-розыскной деятельности. Задачи оперативно-розыскной деятельности, которые возложены на органы внутренних дел, можно классифицировать с учетом основных элементов общественной безопасности:
1) защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и их имущества от противоправных посягательств;
2) обеспечение безопасности общества и государства;
3) проведение мероприятий по предупреждению и раскрытию правонарушений;
4) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и в иных случаях, предусмотренных законодательством;
5) оказание содействия судебным приставам и исполнителям, иным лицам в порядке, установленном законодательством, в обеспечении государственной защиты судей и других лиц, розыска лиц, пропавших без вести, и розыска имущества.
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел осуществляется криминальной и административной полицией и другими органами внутренних дел (должностными лицами), правомочными в соответствии с законодательством выполнять функции дознания и предварительного следствия. Данный вид деятельности, как правило, связан с расследованием уголовных и административных правонарушений и направлен не только на раскрытие, привлечение к ответственности виновных лиц, но и предупреждение правонарушений.
Деятельность по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы включает:
1) обеспечение эффективного функционирования уголов-но-исполнительной системы, учреждений и органов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы;
2) обеспечение законности и правопорядка в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
3) создание безопасных условий труда осужденных; охрана персонала, работающего с осужденными;
4) исполнение и соблюдение норм исправительно-трудового законодательства.
Деятельность органов местного государственного управления и самоуправления в области внутренних дел.
В связи с реформированием системы правоохранительных органов Республики Казахстан заметно возрастает роль местных органов управления и самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности на подведомственных территориях.
Местная администрация в пределах своих полномочий:
1) осуществляет руководство органами внутренних дел;
2) финансирует указанные органы в установленном порядке за счет средств местного бюджета;
3) привлекает органы внутренних дел к ликвидации стихийных бедствий и катастроф;
4) содействует органам и учреждениям уголовно-исполни-тельной системы;
5) выделяет за счет местных бюджетов средства на содержание дополнительной численности органов внутренних дел;
6) предоставляет служебные помещения участковым службам — помещения для работы на обслуживаемых участках, оборудованные средствами связи, мебели и транспортом.
Служба в органах внутренних дел
Прохождение службы в органах внутренних дел включает порядок приема на службу, перемещение по службе, присвоение специальных званий, прекращение службы и т. д.
Служба в органах внутренних дел имеет свою специфику, определенную теми задачами, которые они выполняют в процессе осуществления своей деятельности.
Порядок приема на службу в органы внутренних дел, прохождения службы сотрудниками, их полномочия и ответственность регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "Об органах внутренних дел Республики Казахстан "от 21 декабря 1995 года, Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. К сотрудникам органов внутренних дел может применяться трудовое законодательство в той мере, в какой оно не противоречит названным Указу и Положению.
При приеме на службу в органы внутренних дел учитывается ряд условий и требований. Прежде всего на службу принимаются в добровольном порядке граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе 18 лет.
Прием на службу может осуществляться также путем заключения контракта между гражданином и соответствующим начальником органа внутренних дел, на основе которого последний издает приказ о приеме на службу. Форма и условия контракта определяются министром внутренних дел.
Не являются препятствиями при поступлении на службу национальность, пол, социальное происхождение, имущественное и должностное положение, отношение к религии, убеждения. Однако при этом учитываются такие требования, как способность по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, а также состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.
При приеме на службу в органы внутренних дел существует ряд ограничений. К ним относятся возраст гражданина, состояние его здоровья, наличие у лица судимости. Запрещено прохождение службы в одном органе внутренних дел сотрудников, состоящих между собой в близком родстве, если их работа связана либо с непосредственной подчиненностью, либо подкон-трольностью одного из них другому, а также лиц, уволенных по отрицательным мотивам с государственной службы иных правоохранительных органов, судов и органов юстиции. Должность сотрудника органа внутренних дел не совместима с депутатским мандатом, занятием предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой.
Прием лиц, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел, может сопровождаться установлением испытательного срока. Эти лица в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение и стажировку.
Поступая на службу, сотрудники принимают Присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан.
Служба в органах внутренних дел предполагает присвоение специальных званий. Они присваиваются сотрудникам персонально с учетом квалификации, образования, отношения к служебным обязанностям, выслуги лет и занимаемой должности. Специальные звания присваиваются последовательно, одно за другим.
Все сотрудники, состоящие в кадрах органов внутренних дел, делятся на составы, и им присваиваются соответствующие специальные звания.
На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются лица в возрасте не старше 32 лет, среднего и старшего начальствующего состава — не старше 40 лет.
В целях формирования высокопрофессионального личного состава органов внутренних дел проводится аттестация.
В процессе ее проведения определяется служебное соответствие каждого сотрудника предъявляемым к нему требованиям.
За добросовестное выполнение своих служебных обязанностей и за успехи, достигнутые по службе, к сотрудникам органов внутренних дел применяются меры поощрения. К ним относятся объявления благодарности, денежная премия, награждение Почетной грамотой, нагрудным знаком, именным оружием, государственными наградами и др.
Республики Казахстан.
Сотрудники органов внутренних дел имеют право на пенсию за выслугу лет, а ставшие инвалидами при наличии условий, предусмотренных законом,— на пенсию по инвалидности.
В случае гибели или смерти сотрудника органов внутренних дел члены его семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
§ 2.3. Полиция
Полиция, В широком смысле под П. разумеется деятельность государства, направленная на охрану безопасности населения, общественного порядка, здоровья и имущества граждан, равным образом на содействие благосостоянию населения. Полицейская деятельность центральных правительственных органов приняла особенно широкое развитие со времени усиления абсолютизма. Жизнь и деятельность граждан становится под опеку правительства, которое не только охраняет безопасность населения, но пытается регламентировать частную хозяйственную жизнь и административными мероприятиями содействовать оживлению промышленности и торговли. В законодательстве одного из типичнейших полицейских государств, Пруссии, конца XVIII и начала XIX в., в прусск. общем земск. праве широко охвачена вся совокупность полиц. деятельности, с разделением ее на П. безопасности и П. благосостояния. В России в задачи министерства внутренних дел входят оба указан. вида П.: охрана безопасности и заботы о благосостоянии граждан. В Зап. Европе с преобразованием государственного строя на основах политической и экономической свободы полиц. деятельность была сужена и сведена к охране безопасности, розыску виновных в преступлении и исполнению поручений судебной власти. В России высшее управление П. принадлежит министру внутренних дел, который является также шефом корпуса жандармов. Непосредственное общее заведование П. возлагается на одном из товарищей министра, а по корпусу жандармов на его командира. Центральным органом является департамент П., в котором сосредоточены также дела о политических преступлениях на всем пространстве Империи. На местах общая П. по всей губернии вверена генерал-губернаторам, губернаторам и губернским правлениям, в уездах - исправникам и уездным полицейским управлениям, в селах - становым приставам и уездной полицейской страже (из урядников и стражников) и сельской П. Сельская П. находится в ведении волостных старшин и состоит из выбираемых на сельских сходах десятских. В городах, посадах и местечках имеются особые городские полицейские управления с полицеймейстерами, обер-полицеймейстерами или градоначальниками (в СПБ. и нек. др. городах) во главе. Кроме общей П.; имеются особые органы политической полиции, см. Жандармы. От общей П. выделяются особые управления сыскной П. для розыска преступников, судебной П. для выполнения поручений судов, речной и портовой для охранения порядка судоходного движения и пр., фабрично-заводской П. (с 1899), горно-полицейской стражи (на золотых приисках Урала и Сибири с 1900), дворцовой П. Наиболее широкое развитие получила организация политической П. Кроме жандармерии раскинулась по по всей империи сеть органов тайной II. с многочисленными агентами-сыщиками.
Указом Президента Республики Казахстан "О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан" от 22 апреля 1997 года в Министерстве внутренних дел и его органах на местах образованы криминальная и административная полиция.
Криминальная полиция осуществляет возложенные на нее задачи по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по которым проводится производство предварительного следствия. В ее обязанности входят организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, и иные действия, предусмотренные законом.
Криминальная полиция
Основными задачами криминальной по являются: выявление,
предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование
преступлений, производство дознание по делам о преступлениях,
относящихся к ведению органов внутренних дел, организация и
осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и
суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести
пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством
Республики Казахстан .
Криминальную полицию образуют оперативно - розыскные,
следственные, научно - технические и иные подразделения,
необходимые для решения стоящих перед ней задач, непосредственно
подчиненные Министерству внутренних дел Республики Казахстан.
Начальники криминальной полиции области, города, района являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
Административная полиция обеспечивает личную безопасность граждан, охрану общественного порядка и профилактику административных правонарушений и преступлений. В состав административной полиции входят подразделения, осуществляющие дознание, профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, патрульно-постовые службы, охранные службы и другие, необходимые для решения стоящих перед ней задач.
Начальники административной полиции являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
В соответствии с законом должностные лица административной полиции правомочны требовать от граждан соблюдения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения противоправных действий в целях обеспечения правил паспортной системы, порядка въезда в Казахстан и выезда из Республики Казахстан иностранных граждан.
При осуществлении полномочий по осуществлению административного производства должностные лица административной полиции составляют протоколы, налагают взыскания, доставляют нарушителей, проводят административные задержания, личный досмотр, изъятие предметов и документов в установленных законом случаях.
Действующее законодательство предусматривает возможность привлечения административной полиции к участию в мероприятиях по оказанию содействия:
пограничным войскам: а) в обеспечении охраны и режима государственной границы; б) по недопущению противоправных действий в отношении объектов пограничных войск, военнослужащих и гражданского населения; в) выполняют иные действия, предусмотренные законом.
исполнительным органам по чрезвычайным ситуациям: а) для ликвидации чрезвычайных ситуаций; б) для пресечения противоправных действий или бездействия должностных лиц и граждан и привлечения их к административной ответственности в случаях их виновности и недобросовестного выполнения нормативов, стандартов и правил в условиях чрезвычайных ситуаций; в) для содействия спасателям при исполнении ими своих служебных обязанностей. В современных условиях особую остроту обретает проблема социальной безнадзорности и неразрывно связанной с ней преступности несовершеннолетних. Противоправные деяния, совершаемые несовершеннолетними, остаются одним из существенных факторов, определяющих кри -миногенную ситуацию в стране. В связи с этим, вопросы профилактики правонарушении среди несовершеннолетних требуют особого внимания, поскольку динамика роста или снижения количества совершаемых ими правонарушений напрямую зависит от того, насколько эффективны принимаемые сегодня воспитательно-правовые меры в отношении подростков и молодежи. Наряду с другими причинами, недостаточное и несвоевременное реагирование на совершение подростками административных правонарушений приводит к формированию у них ощущения безнаказанности и вседозволенности, следствием чего является последующее совершение несовершеннолетними уголовно-наказуемых деяний.
Значительный объем функций по предупреждению правонарушений, совершаемых несовер -шеннолетними, среди специализированных структур возложен на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Данные подразделения являются элементом механизма государственной системы профилактики, включающей также деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, а также иных служб органов внутренних дел.
Правовое положение подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, их права и обязанности, основные направления деятельности, полномочия отражены в широком перечне нормативных правовых актов. Так, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», одной из задач органов внутренних дел является выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1]. В соответ -ствии с Законом Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» органы внутренних дел выявляют, ведут учет и проводят меры индивидуальной профилактики в отношении несовершеннолетних, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правона -рушений, антиобщественных действий либо совершающих в отношении детей другие противоправные деяния, а также родителей и законных представителей несовершеннолетних, педагогов, воспитателей, других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, и принимают меры по привлечению их к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан; оказывают содействие органам образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их родителей и других законных представителей и т.д. [2]. Документом, регламентирующим вопросы организации и деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, является приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил по организации деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» [3]. Данный приказ определяет цели, основные направления организации работы, а также задачи и обязанности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.