Правовое обоснование принципа отделения религиозных институтов от государства
Осуществление свободы совести в качестве базового принципа государственно-вероисповедных отношений предполагает институциональное отделение религиозных объединений от государства. Данное положение, имеющее характер конституционного принципа (ст. 14 Конституции Российской Федерации), выступает одновременно как гарантия свободы совести и ее результат, являясь таким образом неотъемлемой составной частью либерального стандарта религиозной свободы.
Основополагающими условиями отделения религиозных организаций от государства при этом становятся: светский характер государства; равенство всех граждан перед законом независимо от их мировоззренческой ориентации и вероисповедной принадлежности; равенство перед законом религиозных объединений.
Светский характер государства согласуется с вышеуказанной ст. 14 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В настоящее время светскость рассматривается как один из правовых признаков демократического государственного устройства. Она имеет своим содержанием мировоззренческую нейтральностьгосударства, которое исходит из общих интересов всех своих граждан независимо от их идейно-духовной ориентированности (религиозно индифферентной, безрелигиозной) при условии их действий в рамках существующего законодательства и общественного правопорядка.
В соответствии с этим государство устраняется от какого-либо влияния на мировоззренческий выбор граждан, в том числе на определение человеком своего отношения к религии и конкретной вероисповедной принадлежности. Одновременно в рамках закона оно обеспечивает возможность для практической реализации мировоззренческого и вероисповедного выбора и ответственного действия на его основе.
Равенство всех граждан перед законом независимо от их мировоззренческой ориентации и вероисповедной принадлежности является следствием светского характера государства, которое, не связывая себя ни с какой идеологией (религиозной или безрелигиозной), лишается тем самым права устанавливать правоспособность гражданина, исходя из его мировоззрения и вероисповедания.
Равенство религиозных объединений перед законом предполагает единый правовой статус для всех существующих и возникающих в стране институционально оформленных вероисповеданий. В то же время оно исключает «особые отношения» государства с какой-либо одной вероисповедной структурой в ущерб другим. <…>
С учетом вышеизложенных базовых принципов постулируется своего рода разграничение сфер компетенции государства и религиозных объединений, предполагающее их невмешательство во внутренние дела друг друга при условии взаимного соблюдения сторонами действующего законодательства. <…> Идея о несводимости вероисповедного сообщества (Церкви) и государства друг к другу вследствие их иноприродности, а соответственно разграничения решаемых ими задач и применяемых для этого средств плодотворно разрабатывалась как русской религиозно-философской мыслью XIX-XX вв. (А.С.Хомяков, И.А.Ильин), так и зарубежной (К.Барт, М.Нёммлер). <…>
Секуляризация общественно-духовной жизни и ее последствия
Секуляризация (от латинского saecularis — мирской, светский) — понятие, возникшее и широко распространившееся в Европе в ходе антиклерикального движения XVI-XVIII вв., начало которому положила Реформация. Первоначально оно обозначало обращение церковной и монастырской собственности в государственную, а также изъятие из церковного ведения тех или иных сфер социальной или культурной жизни. В широком своем значении, которое получило повсеместное распространение в настоящее время, секуляризация рассматривается как глобальный процесс оттеснения религии на периферию духовной жизни, где место религиозных ценностей все более занимают аксиологические характеристики нерелигиозного характера.
Религия в развитых странах мира уже не является, как в прошлом, ультимативным источником абсолютных ценностей для значительного числа людей и не определяет полностью сознание и поведение современного человека. Внешне это выражается в сокращении числа верующих, идентифицирующих себя с какой-либо конфессией, и соответственно в увеличении количества людей, придерживающихся безрелигиозных, в том числе атеистических, убеждений.
В наибольшей мере данный процесс охватил страны Европы и Северной Америки. В течение последнего столетия (1900-2000) при росте численности населения Европы с 420 до 798 млн человек число неверующих на этом континенте возросло с 2 до 151 млн, достигнув 19% жителей европейских стран (включая европейские государства СНГ). В Северной Америке (США и Канада) за тот же период население увеличилось с 81,5 до 309 млн человек, а число неверующих — с 1 до 29,5 млн, составив 9,5%.
Примечательно, что в других регионах планеты рост религиозного индифферентизма проявляется в гораздо меньших масштабах. В Латинской Америке доля неверующих среди населения составляет 3,6%, а в Африке — всего 0,7%, хотя и там речь идет о миллионах человек, не придерживающихся никакой религиозной ориентации.
В Европе в течение последнего столетия происходило неуклонное снижение процента лиц, идентифицирующих себя с христианством: с 93,6 в 1900 г. до 67,7% — в 2000 г. Соответственно сокращалось и число приверженцев наиболее многочисленных христианских вероисповеданий: католиков — с 42,8 до 35,8%; православных — с 25,2 до 18,2%; лютеран - с 12,6 до 5,9%; англикан - с 6,7 до 2,1%; кальвинистов (реформатов, пресвитериан и конгрегационалистов) — с 3 до 1,8%.
Вместе с тем в Греции, Польше, Италии и Испании христианская религия все еще сохраняет весьма прочные позиции, о чем свидетельствует почти полная принадлежность населения этих стран к католической и православной Церквам. Несколько больше доля религиозно-индифферентных жителей в Швейцарии (7,5%), Финляндии (12,3%), Австрии (13%) и Германии (15%). Еще выше данный показатель в Болгарии (20%), Франции (22%), Бельгии (25%) и Великобритании (40%), а самыми безрелигиозными среди европейских стран являются Нидерланды (53%) и Чехия (55%), где неверующие составляют более половины всего населения.
Аналогичные процессы характерны и для Североамериканского континента: в США процент лиц, не принадлежащих ни к одному вероисповеданию, вырос с 1,3 до 9,1, в Канаде — с 0,2 до 12,6. Однако в отличие от Европы принадлежность к христианству продолжает играть важную роль в жизни американцев, несмотря на то что процент верующих, идентифицировавших себя с христианством, снизился с 95,7 до 88,9. Это произошло преимущественно за счет значительного роста числа эмигрантов из неевропейских стран, придерживающихся нехристианских вероисповеданий. В то же время основные христианские конфессии пока еще удерживают свои традиционные позиции на Североамериканском континенте.
Сам по себе процесс секуляризации, как уже говорилось выше, явился итогом объективных закономерностей общественного развития, но его последствия не могут быть оценены однозначно. Многие наблюдатели отмечают, что утрата человеком сознания высшего духовного начала, сконцентрированного в его религиозном мировоззрении, и утверждение в качестве доминирующих ценностных ориентаций сугубо утилитарного и прагматического характера в условиях практически неограниченной духовной свободы, лишенной осознания ответственности перед трансцендентным, привела западный мир к острому моральному кризису, несмотря на достаточно высокий материальный уровень жизни и относительное социальное благополучие. <…>
Для религии как таковой в секуляризованном мире места практически не остается, а сформированные в лоне традиционных вероисповедных систем нравственные предписания и культурные парадигмы лишаются позитивного смысла. Как следствие, в Европе в последнее время все чаще получают одобрительную санкцию нормы несовместимые с христианской (равно как и исламской) моралью: в большинстве европейских стран легализованы аборты, на очереди — признание законности гомосексуальных браков и эвтаназии (например, в Нидерландах то и другое наряду с потреблением наркотических веществ уже узаконено). <…>
Источник: Логинов А.В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – с.436-472.
Светское государство ( современное толкование понятия)
<…> Определение и существенные признаки светскости государства.
Как уже отмечалось, формулируя содержание понятия светскости государства, следует иметь в виду независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, а также иные значимые обстоятельства.
В данном случае под суверенностью понимаются верховенство и самостоятельность, обладание исключительной компетенцией, Так, государство не вмешивается в вопросы вероучительного характера, определения гражданами религиозной принадлежности, в вопросы внутренней самоорганизации религиозного объединения и др., а религиозные объединения не вмешиваются в вопросы государственного управления, в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов и пр.
Светскость, выражающаяся через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии (а корректнее - разделение государства и таковых объединений), предполагает, что в религиозных вопросах верующие являются хозяевами у себя и для себя, а государство не позиционирует себя в качестве религиозного арбитра[1].
Учитывая вышесказанное, предлагается выделить следующие существенные признаки (differentia specifica) светскости государства:
1. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.
2. Недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии.
Очевидно, что указание предложенных существенных признаков светскости государства явно недостаточно для полного описания содержания светскости государства, поэтому необходимо детально раскрыть эти признаки через характеризующие уже их признаки, что будет сделано ниже.
<…> Можно предложить следующие разработанные нами определения:
Светскость государства (фр.: la laïcite de I'Etat) - конституционная характеристика государства, отражающая независимость и суверенность государства и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.
Светское государство (фр.: I'Etat laïque; англ.: the secular state) - государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.
<…> Отделение религиозных объединений от государства - составная часть более общего, являющегося одним из существенных признаков светскости государства принципа отделения от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.
Существенные признаки отделения от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии:
1) Независимость государства и религиозных объединений, равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, в соответствующих сферах их компетенции:
•независимость формирования, устройства и деятельности государства, государственной правовой системы и государственно-правовых отношений от религиозного или идеологического санкционирования или давления, от религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии;
•независимость порядка формирования и деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также государственного управления от санкционирования или контроля религиозными объединениями и объединениями, деятельность которых направлена на распространение идеологии, за исключением осуществления общественного контроля за выполнением государством своих функций в соответствии с законодательством;
•недопустимость вмешательства государства, его органов и должностных лиц во внутренние дела законно действующих религиозных объединений, в том числе в вопросы внутреннего устройства религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии.
2) Недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии:
•недопустимость передачи (делегирования) государством религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, их органам управления, должностным лицам или служителям религиозного культа государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
•недопустимость создания и деятельности в органах государственной власти подразделений религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; недопустимость создания и деятельности в иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает осуществления ими образовательной, культурно-просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; сотрудничества с государством в социально значимых проектах; аренды или безвозмездного пользования ими зданиями, сооружениями или помещениями, находящимися в собственности государства;
•недопустимость создания в государственной судебной системе особых религиозных или идеологических судов, а также распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений или объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; недопустимость участия государства в реализации решений таких судов;
• недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений и идеологической деятельности объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
• недопустимость одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений или объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.
3) Недопустимость вмешательства религиозных объединений в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений:
• недопустимость преследования религиозными объединениями политических целей;
• недопустимость участия религиозных объединений, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в избирательных кампаниях по выборам в органы государственной власти, недопустимость вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, ведения предвыборной агитации, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной и иной помощи, что не исключает прав граждан - членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке.
4) Недопустимость установления религиозных или идеологических норм в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства):
• нормы религиозных или идеологических установлений (внутриконфессиональные установления, религиозное право, документы политических партий и т.д.) не являются источниками права в государстве (за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве);
• решения руководящих органов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, не имеют силы публично-правовых или частноправовых норм или актов, а государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии;
• правовой статус гражданского состояния личности определяется нормами государственного законодательства.
<…> Приведенный перечень существенных признаков отделения религиозных объединений от государства не является жестким, так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями, которые содержат элементы, несоответствующие некоторым пунктам этого перечня.
Как отмечает П.Н.Дозорцев: «Современное светское государство может обладать определенным набором признаков. Их состав не поддается какому-либо стандарту и зависит от многих факторов и обстоятельств. Для каждого конкретного государства, декларирующего себя как светское, присущ свой, во многом уникальный набор этих признаков».
Существующие сегодня в мире разнообразные типы светских государств - это результат длительных и сложных социальных процессов, на которые оказывают значительное влияние конкретные исторические, культурные, политические и иные особенности развития каждого общества.
<…>
Производные светскости государства.
Важнейшие производные конституционного принципа светскости государства - светскость государственной службы и светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях - являются фундаментальными принципами, соответственно, построения системы государственной службы и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Несмотря на то, что в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, к производным светскости государства также относятся светскость местного самоуправления и светскость муниципальной службы. Эти вопросы в настоящем исследовании не рассматриваются. Ограничимся лишь предложением авторских определений этих понятий.
Светскость местного самоуправления - фундаментальная характеристика местного самоуправления, отражающая независимость и суверенность местного самоуправления и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления общеобязательной религии или идеологии и разделением сфер компетенции местного самоуправления и религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.
Светскость муниципальной службы - религиозная и идеологическая нейтральность муниципальной службы, производная светскости местного самоуправления, характеристика муниципальной службы, отражающая или закрепляющая независимость муниципальной службы от религиозного или идеологического санкционирования или давления, от подчинения религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, и от их вмешательства.
<…>
Источник: Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. – с.48-74.