II. Бихевиористская концепция власти.
Английское слово behavior, behaviour в переводе означает «поведение». Политический бихевиоризм сводится к стремлению манипулировать поведением на уровне отдельного человека ради стабильности политической системы. Власть рассматривается как выходное начало, которым детерминируются все политические действия личности. Исходя из этого, очерчиваются такие подходы к определению власти:
1. Власть как «воля к власти». На этом построена «силовая модель» политического процесса.
2. Политические отношения рассматриваются как рынок власти. В соответствии с этим разрабатывается «рыночная модель» политического процесса, в ходе которого власть продаётся и покупается в соответствии с правилами рынка, где действуют спрос и предложение, желание выгоды, конкуренция продавцов и покупателей.
3. Связь рынка власти и власти государства. При таком подходе государство рассматривается как структура, которая упорядочивает власть, определяет правила политической игры, ограничивает рыночную стихию власти.
4. Политический рынок как соревнование субъектов власти. На этой основе строится «игровая модель» политического процесса. В её объяснении политический мир рассматривается как театр, поле игры, где успех власти зависит от возможностей, силы субъекта, его способности превращаться, настаивать и т. д.
Наиболее выдающимися представителями бихевиоризма являются Ч. Мерриам, Дж. Кетлин, Г. Лассуелль, Ж. Бюрдо, А. Лаксело и другие. Большое влияние на бихевиористское направление оказал Ницше. Ему принадлежит утверждение о том, что власть – это то благо, с помощью которого человек может занять собственное место в жизни. Власть – это движущая сила и конечная причина всех форм поведения.
В рамках этого направления находится теория власти Б. Рассела «Манифест Рассела-Эйнштейна». В этой работе утверждается, что человек наделён с рождения стремлением к власти и стремлением к славе. Власть является производителем определённых результатов, обусловленных индивидуальными проявлениями этих страстей.
Сторонники бихевиористского направления рассматривают власть как отношение внутри человека, а не вне его. Поэтому объектом социального воздействия является каждый человек. Бихевиористы рассматривают власть как «власть над кем-то» и «ласть для кого-то».
III. Реляционная концепция власти.
Латинское слово relatio означает «донесение». Власть выступает как отношения между личностями, которые дают возможность одному индивиду или их группе изменять поведение другого индивида или группы. Здесь основное внимание фокусируется на ролевых отношениях между субъектом и объектом власти.
В соответствии с реляционной концепцией формулируются определения власти. Согласно Р. Далю, власть – это такие отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц (контролирующие единицы). Дж. Френч и Б. Рейвен понимают власть как потенциальную способность, которой располагает группа или индивид, чтобы с её помощью влиять на другого. П. Блау сохраняет момент принудительности в понимании власти, характерный для М. Вебера, и определяет это понятие как способность одного индивида или группы осуществлять свою волю над другими через страх, либо в форме отказа от обычных вознаграждениях, либо в форме наказания и, несмотря на неизбежное сопротивление, при этом оба способа воздействия представляют собой негативные санкции.
Общий момент этих определений состоит в том, что властные отношения интегрируются в них прежде всего как отношения двух партнёров, воздействующих друг на друга в процессе интеракции.
Реляционная трактовка власти рассматривается с точки зрения трёх вариантов теорий:
1) теории «сопротивления» (делается акцент на психологический аспект властных отношений);
2) теории «обмена ресурсами» (социологический аспект);
3) теория «разделения зон влияния» (политический акцент).
Теория «сопротивления» основное внимание уделяет классификации различных форм и ступеней противостояния в системе властных отношений, противостоянии, подвластном давлению со стороны субъекта власти. Основными представителями этой теории являются Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен и другие.
Теория «обмена ресурсами» за основу анализа властных отношений берёт неравное разделение ресурсов между обладателем власти и подвластным. Желание подвластного к получению определённых благ обусловливает существование власти у того, кто имеет такие блага. Таким образом, власть является функцией зависимости индивида от раздела ресурсов. Представители этой теории: П. Блау, Д. Хиксен, К. Хайнингс и другие.
Д. Ронг, автор теории «разделения зон влияния» считает, что в системе властных отношений личности постоянно обмениваются ролями – обладатель власти и её объект.
В рассматриваемой концепции типы власти трактуются как социальное благо, обладание которым обеспечивает властвующему получение от подвластного определённых ценностей, будь то повышение производительности труда, уплата налогов, помощь, желаемое поведение и т.п. Подобные теории можно с основанием отнести к утилитаристским теориям социальных феноменов, основывающихся на том постулате, что человеческим поведением руководит поиск максимальной выгоды или максимального удовлетворения.
Если теории, ставящие в центр внимания исследователя «сопротивление», оказываемое субъекту власти со стороны её объекта, можно отнести к психологическому по типу объяснения этого явления, то теории «обмена ресурсами» носят социологический характер. Внимание наиболее известного создателя этой концепции – П. Блау концентрируется на ситуациях, когда взаимность влияния проявляется преимущественно через обмен ресурсами между индивидами или группами индивидов. Неравное распространение ресурсов приводит к тому, что те, кто их лишён и одновременно нуждается в них, находятся в худшей ситуации, чем те, кто ими обладает. Эти последние могут трансформировать свои излишки ресурсов во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишён в обмен на желаемое социальное поведение.
Реляционный подход, таким образом, охватывает широкий круг теорий от психологических (теорий сопротивления) до социологических (теорий обмена) и политических (разделы сфер влияния). Но все эти теории имеют некоторые общие черты. Они принадлежат к социальному действию, в основе которого лежит рациональная мотивация, рационально действующие акторы, (не)обладающие специфическими преимуществами (ресурсами), будучи помещёнными в организационную сеть принуждений и возможностей их избежать, стремятся по мере возможности достичь своих целей.
По сравнению с системным подходом, толкующим власть как безличное свойство системы, у реляционных концепций имеются некоторые особенности, которые заслуживают внимания. Это тот факт, что индивид или группа индивидов располагает властью только по отношению к другим индивидам или группам, которые единогласно и придают смысл власти и делают возможным её существование в данном социальном отношении.
По мнению некоторых исследователей, преимуществом или особенностью реляционной концепции является подчёркивание асимметричной природы власти. По мнению же других, – это недостаток, преодолеваемый, в частности, в концепции «разделения зон влияния».
Тем не менее реляционным концепциям адресовывается целый ряд замечаний. Главное из них состоит в том, что власть представлена здесь как свойство акторов в отношении, а не как свойство самого отношения. Этот упрёк относится к теориям сопротивления, их психологическим объяснительным принципам. Поэтому положительным моментом других реляционных концепций можно считать перенос мотивации вовне индивида, указывающее на зависимость властных отношений от факта обладания ресурсами.