Раздел 7. Управление общественными отношениями
62. Общественные отношения в современном российском обществе.
Общественные отношения появляются и развиваются как определенные связи между субъектами по поводу различных видов деятельности и их результатов в историческом процессе разделения и кооперации труда. Возникновение и развитие общественного разделения труда и как следствие — необходимость взаимного обмена деятельностью — являются причиной возникновения и существования общественных отношений. «Истина отношения состоит в опосредовании», т. е. не просто в зависимости, а во взаимной определяемости соотносящихся субъектов. В условиях, когда каждый отдельный человек не может удовлетворить свои потребности без использования труда других людей, когда общество «заставляет» его работать на других, а других на него, общественные отношения необходимы, они формируются на основе и в связи с человеческой жизнедеятельностью как ее общественная форма.
Любая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, результат и сам процесс. В зависимости от своего характера человеческая деятельность в обществе подразделяется на два основных типа: свободную (частную) и несвободную (публичную).
Свободная деятельность, каковой является деятельность любого частного лица как члена общества, основана на собственном интересе лица, на свободе воли, на возможности выбора цели, средств ее достижения, результата деятельности и процесса ее осуществления. Несвободная (публичная) деятельность базируется на функциональной заданности цели (организация общества)
Характер деятельности (свободная или несвободная) определяет и тип субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность. В одном случае — это свободные частные лица как члены общества (гражданского общества), а в другом — специально созданные (организованные) и предназначенные для определенного функционального типа деятельности публичные органы (органы гражданского общества), прежде всего государственные органы.
На ранних ступенях развития общества индивид еще не выработал всей полноты своих отношений и не противопоставил их себе в качестве не зависимых от него общественных сил и отношений. С развитием общества в результате прогрессирующего разделения труда и обособления людей по видам деятельности возникает общественная потребность не только в регуляции отдельного вида деятельности (саморегуляции), но и в обеспечении кооперирования видов деятельности и регулирования этого процесса. В итоге организационно-регулятивные отношения обособились, обрели свою специфику и форму существования в виде социальных (публичных) институтов.
Под социальными (публичными) институтами следует понимать определенные формы организации и регулирования общественной жизни, упорядочивающие отношения между частными лицами и обеспечивающие устойчивость общественных отношений и общества в целом. Основными публичными институтами являются государство и право как политико-юридическая надстройка общества.
63. Общественное мнение как структурный элемент общественных отношений. Общественные отношения в политике, бизнесе, органах власти.
Выбор средств взаимодействия с целевыми аудиториями является исключительно творческой задачей, требующей профессионального чутья, опыта и вдохновения.
У организаторов ПР-деятельности большой выбор средств и методов взаимодействия.
Некоторые используемые в процессе управления общественными отношениями формы и средства взаимодействия:
- специальные вечера, тематические недели, месячники;
- встречи, семинары, «круглые столы», конференции, съезды;
- годовщины, юбилеи, знаменательные даты;
- дни открытых дверей, экскурсии, пресс-туры;
- соревнования, викторины, шоу;
- церемонии открытия новых объектов, закладки первого камня;
- организация конкурсов, учреждение премий, специальных стипендий;
- митинги, публичные слушания или дебаты;
- специальные акции – установление рекордов, занесение в книгу Гиннеса и т.д.
Устоявшиеся теории общ.мн-ия сложились к середине прошлого века.Общ.мн-ие обладает определенностью:оно движет людей к тем или иным конкретным дейст-ям,оно всегда движется по направл-ю к какому-то решению.Явл-сь совокуп-ю суждений и оценок доминирующей тенденцией общ.мн-ие предст-ет собой динамический процесс,а не застывшее образование.Общ.мн-ие не всегда отражает события в обществе,т.е. он о м/б предвзятым и односторонним,может основываться на предрассудках и заблуждениях,велика роль стереотипов и установок.Структура общ.мн-ия:массовыенастроения,эмоции,формализованные оценки и суждения.Характер-ки общ-го мн-ия:-внутр.противоречив-тьи несбаланс-ть;-зависимость от динамики полит-их др.изменений;-относит-ая устойчив-ть основных сформулир-ых позиций;-упрощенность оценок;Функции обш.мн-ия:социализация граждан,включение их в сферу полит-их отнош-ий;-закрепление легитимности опред-ых полит. сил или групп влияния;-обеспеч-ие обратной связи в системе гос-го упр-ия. Общ.мн-ие выступает как “конечный” объект упр-ия.Изменить общ.мн-ие по какоц-либо проблеме гораздо труднее чем его изначально сформировать.
64. Связи с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
Работа со средствами массовой информации определилась как ведущий раздел «связи с общественностью». Владение информацией о СМИ и определенная система работы с журналистами позволяет грамотно построить взаимоотношения с ними.
Важны такие моменты, как: в каких СМИ опубликованы статьи или появились телесюжеты, частота упоминаний, объемы материалов в прессе, радио, ТВ и т.д.
Владение информацией о СМИ и определенная система работы с журналистами позволяют грамотно построить взаимоотношения с ними для создания и продвижения имиджа организации в настоящий момент.
Важной составной частью процесса взаимодействия органов власти с внешней средой, обеспечивающего надежную коммуникацию явл. медиапланирование. Оно позволяет соотнести, с одной стороны, цели, ресурсы организации, с др. – возможности медиа (пресс-конференции, пресс-туры, интервью) и найти самый экономный и эффективный вариант размещения информации.
Система работы с журналистами включает в себя:
Спланированная на год периодичность проведения пресс-конференций (брифингов), приемов для журналистов.
Наличие договоров со СМИ по поводу освещения деятельности организации.
Мониторинг СМИ, отслеживание обратной связи. Система работы со СМИ требует постоянного анализа информационного рынка.
Создание информационных поводов для СМИ, которые вызовут интерес и будут освещены.
Правовое обеспечение взаимоотношений со СМИ (готовность грамотно защитить интересы организации в случае судебных разбирательств).
Подготовка выступлений шефа или других лидеров организации в СМИ.
Продвижение имиджа руководителя организации в СМИ.
65. Обращение граждан и юридических лиц: правовое регулирование, порядок рассмотрения.
Ст.33 Конституции РФ закрепляет право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Современное правовое регулирование осуществляется федеральным законом. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: федеральный закон от 2 мая 2006 г. 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами в советский период – это важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепление связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства.
Как одна из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Процессуальные правое право граждан на обращения. Статья 5 ФЗ об обращениях устанавливает, какими правами граждане пользуются при рассмотрении их обращения:
а) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
в) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения;
г) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии (вторичная жалоба);
д) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Гарантии.
1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности органов и должностных лиц либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
3. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Организация работы с устными обращениями. Обращения могут быть устными и письменными. Устные обращения подаются при личном приеме граждан. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Новое, в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов
Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны иметь в официальных помещениях в доступных местах постоянную информацию о днях и часах приема, а также в доступной форме (через газеты, телевидение, радио и другие общедоступные средства распространения информации) информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы с обращениями граждан.
Организация работы с письменными обращениями.
В письменном обращении должны быть указаны:
- наименование адресата (государственного органа или органа местного самоуправления) либо фамилия, имя, отчество должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилия, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации;
- суть предложения, заявления или жалобы,- личная подпись;- дата.
В случае необходимости прилагаются документы и материалы либо их копии.