Внутренняя и внешняя политика правительства Елизаветы Петровны
Елизавета Петровна вступила на трон под лозунгом возвращения к основным принципам политики своего великого отца. Это способствовало укреплению ее авторитета в патриотически настроенных кругах российского дворянства и офицерства. На первые роли в управлении страной выдвинулись лица, окружавшие Елизавету с детских и юношеских лет, происходившие из старинных русских дворянских фамилий: Шуваловы, Воронцовы. Внешнеполитическое ведомство возглавил граф А. П. Бестужев-Рюмин. Наследника трона Елизавета Петровна должна была избрать из числа ближайших родственников. Ее выбор пал на племянника, голштинского принца Карла Петера Ульриха. Он был сыном ее старшей сестры Анны, вышедшей в свое время замуж за голштинского герцога Карла Фридриха. Карл Петер Ульрих прибыл в Россию, принял православие и получил новое имя — Петр Федорович. Его невестой в результате довольно сложных расчетов российских и зарубежных дипломатов стала принцесса из небольшого Ангальт-Цербстского княжества София Фредерика Августа. Ее пригласили в Россию, где она приняла православие, получила имя Екатерина Алексеевна и стала женой наследника престола.
10 Правление Елизаветы Петровны продолжалось 20 лет. Ею был осуществлен ряд важных преобразований, особенно в сфере торговли и финансов. В 1753 г. упразднялись все внутренние торговые пошлины, что значительно расширило свободу торговли на внутреннем рынке, способствовало его развитию вширь и вглубь. В 1754 г. в России были впервые учреждены банки: дворянский и купеческий, созданные государством.
11 В области внешней политики Россия заявила о себе как одна из ведущих европейских держав, приняв активное участие в Семилетней войне, крупнейшем международном конфликте XVIII в. После Северной войны Россия стремилась закрепить свои завоевания на берегах Балтики и
вела активную политику по продвижению в Северном Причерноморье. В связи с этим она находилась в конфронтации со Швецией и Османской империей. Традиционно эти державы опирались на поддержку Франции, которая соперничала за гегемонию в Европе с империей Габсбургов, обычно называемой Австрией. Однако усиление королевства Пруссии, угрожавшего Франции и Австрии, привело к союзу этих держав. К ним присоединилась и Россия: правительство в Петербурге также стремилось пресечь гегемонистские устремление Пруссии, что вело к нарушению равновесия сил в Европе. В ходе Семилетней войны русские войска активно действовали против Пруссии, нанесли ей ряд поражений, в 1760 г. даже заняли на несколько дней ее столицу Берлин. В 1761 г., когда Россия была уже на пороге победы, умирает Елизавета Петровна. На трон вступил ее племянник под именем императора Петра III. Будучи страстным поклонником прусского короля Фридриха II, он немедленно прекратил военные действия и заключил мир, отказавшись от всех завоеваний России. Более того, он объявил о подготовке войны с Данией, намереваясь отторгнуть часть ее владений, когда-то принадлежавших его предкам — голштинским герцогам. Это вызвало крайнее недовольство армии и гвардии, значительной части российского дворянства.
12 Ситуацию усугубило крайнее непочтение, проявляемое новым императором к православной церкви, к российским традициям, его откровенное ребяческое поведение на публике. Даже освобождение дворянства от обязательной службы, объявленное Петром III в манифесте от 18 февраля 1762 г., не замедлило падение его авторитета среди российского дворянства. Напротив, все больше симпатий вызывала его супруга Екатерина, которая становилась все более популярной в среди российского дворянства, в придворных кругах и гвардии, демонстрировала свою приверженность православию. В результате в окружении императрицы созрел заговор, и 28 июня 1762 г. Петр III был свергнут при активном участии солдат и офицеров гвардии, на престол была возведена его супруга под именем Екатерины II.
13 Дворцовые перевороты: сущность и предпосылки
С воцарением Екатерины II в России завершилась так называемая эпоха «дворцовых переворотов», которая началась, очевидно, с кончины Петра I в 1725 г. Это был период политической нестабильности, когда были свергнуты правящие монархи (Иоанн VI и Петр III). Кроме того, в одночасье лишались власти и могущества лица, находившееся практически у кормила правления империей, как А. Д. Меншиков в 1727 г. и Э. И. Бирон в 1740 г. Да и воцарение Екатерины I в 1725 г., и «затейка верховников» в 1730 г. свидетельствуют о той же политической турбулентности в стране. Даже длительные и относительно стабильные царствования Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны не меняют картины — ведь после кончины той и другой самодержицы их преемники были довольно быстро свергнуты. С одной стороны, эти перевороты не меняли существенно политический или социально-экономической строй в России, имели верхушечный характер, борьба шла в основном внутри правящей элиты, почему они и называются именно «дворцовыми переворотами». Но все же вопрос о причинах подобной нестабильности и мотивах политической борьбы не раз поднимался в исторической науке. В качестве объяснения, лежащего
на поверхности, называют беспорядок в престолонаследии, вызванный указом Петра I о том, что наследника по своему завещанию определяет правящий монарх. Обращают внимание и на пресечение прямой мужской линии династии Романовых с кончиной Петра II, и на то, что часто у власти оказывались либо несовершеннолетние, либо женщины, которые не стремились к активной самостоятельной государственной деятельности. При этом крайне возрастала роль лиц, имевших особое влияние на монарха, так называемых фаворитов. Поэтому и их насильственное отстранение от власти также можно отнести к числу дворцовых переворотов.
14 Современные исследователи пытаются понять более глубокие причины политической нестабильности, приводившей к частым переворотам. Их можно видеть в определенной незавершенности петровских реформ. В условиях Северной войны Петру I удалось создать сильную регулярную армию, которая оказывала большое влияние на обстановку в стране. Немало было сделано и для строительства государственного аппарата, но все же новые органы власти еще не укоренились и бюрократия была относительно слаба. Именно это и обусловило власть и влияние фаворитов — при недостаточном развитии органов управления возрастала роль лиц в окружении монарха. Конструкция власти таким образом оказывалась неустойчивой. Ее легко было опрокинуть с опорой на военную силу, на ее авангард — гвардию. Так и происходило во всех случаях дворцовых переворотов.