Информационно обеспечение управления в реализации концепции электронного правительства на Федеральном и Региональном управление
1. Что такое электронное правительство?
2. История формирования электронного правительства в России?
3. Информационное общество.
4. Концепция информационной политики.
1. Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки[1].
Электронное правительство является частью электронной экономики.
2.Прежде чем перейти к раскрытию ситуации с развитием электронного правительства в России, отметим очень серьезные традиции развития вычислительной техники в СССР (чего только стоят работы академика Глушкова). Наличие собственной архитектуры персонального компьютера (Машины серии ЕС) все-таки не привело к массовому использованию этих машин в повседневной жизни и государственном управлении, поскольку советские ЭВМ активно использовались в научно-исследовательской и оборонной деятельности. Тем не менее, можно утверждать, что в СССР существовала самостоятельная ИТ-отрасль, правда, в условиях закрытых границ и отсутствия глобальной конкуренции. Распад СССР привел к тому, что советская вычислительная техника и программное обеспечение были вытеснены зарубежными (в первую очередь, американскими) решениями.
Почти двадцатилетняя история информатизации в России, начавшаяся после распада СССР, также была связана сначала с разрозненными, а затем все более целенаправленными действиями по распространению использованию ИКТ в различных сферах, включая государственное управление. В целом, несмотря на сложнейшие проблемы социально-экономического переустройства (важнейшая из которых – информационное неравенство между субъектами Российской Федерации и слабое развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в масштабах всей страны), Россия уверенно шла по пути развития и использования ИКТ достаточно быстрыми темпами.
Развитие ИКТ в России выдержало даже такую проверку на прочность, как экономические кризисы 1998 и 2008 гг., которые не смогли существенно замедлить этот процесс. Проблема всегда была в другом. Высокий уровень образования и грамотности населения страны позволял легко и быстро осваивать пионерские технологии, однако страна не могла похвастать их массовым распространением и использованием в органах власти, бизнесом или населением. Так, позиции России в международном рейтинге ООН готовности государств к развитию электронного правительства заметно снизились (с 50 места в 2005г. до 60 места в 2008г.) из-за драматического снижения показателей веб-присутствия органов власти (падение с 56 места в 2005г. на 92 в 2008г.), сильнее всего повлиявшего на снижение итогового места России в рейтинге, тогда как показатели развития национальной ИКТ-инфраструктуры и человеческого капитала оставались примерно на одном и том же уровне.
Внедрение ИКТ в масштабах такой страны, как Россия, само по себе является сложнейшей задачей. В России же это происходило и происходит на фоне глубоких структурных изменений, отличающих процесс перехода от одной политической системы к другой. Внимание к социально-экономической модернизации и участию на равных в ключевых мировых событиях заставило руководство страны обратиться к потенциалу ИКТ.
Особенностью Российской Федерации является не наличие каких-то особенных проблем в сфере освоения ИКТ, а масштабность решаемых задач по внедрению и необходимость мобилизации значительных ресурсов для их решения. Смена политического режима и приоритетов развития Российской Федерации после распада СССР и до начала 2000-х годов мало повлияла на состояние бюрократического аппарата страны. Можно сказать, что в условиях глобализации, построения с нуля рыночной экономики в России, борьбы с драматическим падением уровня жизни населения и стремительно выросшим социальным расслоением страны, проблема неэффективности деятельности российской бюрократии не являлась первостепенной задачей.
3. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.