А. б. агапов 29 страница
На стадии организации общественно-политического мероприятия геральдические символы Российской Федерации, субъектов РФ, атрибуты и символы общественных объединений (эмблемы, флаги и др.) используются в целях проведения предварительной агитации, в соответствии с которыми изготавливаются листовки, плакаты, транспаранты с изображением соответствующей символики, применяются флаги, транслируются аудио- и видеозаписи гимна Российской Федерации, гимнов субъектов РФ либо используются иные пропагандистские средства[595]. Порядок применения государственных и иных публичных символов в указанных случаях устанавливается Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и иным законодательством. Трансляция гимнов и иных музыкальных произведений определяется техническими регламентами, в соответствии с которыми допускается применение звукоусиливающих технических средств определенного вида[596]. Организатор общественно-политического мероприятия обязан указать о своем намерении использовать технические средства в уведомлении, передаваемом в орган исполнительной власти субъекта РФ или в муниципальный орган в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения указанного мероприятия[597].
При проведении публичного мероприятия используются музыкальные произведения, символизирующие политические устремления его участников, флаги, эмблемы и иная символика общественного объединения[598]. Уведомительная процедура проведения публичного мероприятия предполагает письменное оповещение государственных (муниципальных) органов: организаторы мероприятия сообщают о намерении использовать свое конституционное право и выразить свое мнение по проблемам социально-экономической и внешней политики посредством проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Место проведения публичной акции, а также организационно-правовые формы ее проведения, указанные в уведомлении, должны быть согласованы с органом исполнительной власти, муниципальным органом, на подведомственной территории которого предлагается провести общественно-политическую акцию. Требования публичного органа изменить указанные условия проведения акции обязательны для ее организаторов.
Приостановление и прекращение проведения публичного мероприятия допускается только при осуществлении экстремистской деятельности, а также при наличии реальной угрозы причинения вреда законным интересам граждан и юридических лиц (в том числе угрозы причинения имущественного ущерба или телесного (физического) вреда)[599]. Таким образом, право граждан на проведение общественно-политических мероприятий, установленное ст. 31 Конституции РФ, может быть ограничено при приостановлении проведения публичного мероприятия или запрете его проведения, причем установление государственным (муниципальным) органом запретов влечет за собой временное прекращение общественно-политической деятельности граждан, политических партий и иных негосударственных объединений. Приостановление проведения публичного мероприятия или запрет его проведения относятся к санкциям, применяемым правоохранительными органами к нарушителям в целях пресечения или прекращения противоправных действий; такие санкции применяются независимо от привлечения нарушителей к мерам административной ответственности, установленным ст. 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики).
На стадии подготовки публичного мероприятия, а также при его проведении не допускается использование атрибутов и символов, используемых в экстремистских целях, т.е. в целях пропаганды насильственных действий против государственной власти или совершения иных общественно опасных действий, квалифицируемых в качестве экстремистской деятельности (экстремизма). К экстремистской деятельности, в частности, относится пропаганда и публичное демонстрирование нацистских атрибутов и символов, а также иной символики, используемой в экстремистских целях[600]. К мерам административного пресечения указанной экстремистской деятельности относятся письменные предупреждения, направляемые органом исполнительной власти субъекта РФ или муниципальным органом гражданину или общественному объединению, организующему публичное мероприятие, указывающее на недопустимость использования экстремистской символики[601]. К юридическим предпосылкам вынесения таких предупреждений относится наличие информации, свидетельствующей о возможности совершения правонарушения, т.е. в данном случае организатор публичной акции является лицом, подозреваемым в совершении правонарушения[602]. Независимо от вынесения таких предупреждений использование экстремистской символики может быть пресечено непосредственно при ее применении во время проведения публичного мероприятия. К превентивным правоохранительным действиям в этих случаях относятся приостановление или прекращение общественно-политического мероприятия.
Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия регламентируется административным законодательством. Денежные средства, необходимые для изготовления и применения символики, как правило, предоставляются их организатором, при этом используются финансовые средства граждан, политических партий и иных негосударственных отечественных общественных объединений. Использование в указанных целях бюджетных средств допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Правительства РФ или законами субъектов РФ[603].
Правовая регламентация проведения публичных мероприятий. К источникам правовой регламентации проведения публичных мероприятий относятся федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, а также правоприменительные акты. Порядок проведения публичного мероприятия определяется его организатором с учетом обязанностей по проведению мероприятий, указанных в уведомлении. При этом организатор обязан соблюдать форму публичного мероприятия, время его начала и окончания, а также иные обязанности, установленные законодательством[604]. К таким обязанностям относится соблюдение рассмотренных выше запретов и ограничений, установленных КоАП РФ, УК РФ, другими федеральными законами. Контроль за их соблюдением обеспечивается организатором мероприятия, уполномоченными им лицами, а также должностными лицами органов внутренних дел (ОВД), органа исполнительной власти (муниципального органа), назначаемыми специально в указанных целях[605]. Такие лица вправе применять меры пресечения по устранению противоправных действий (например, требовать от участников публичного мероприятия прекратить использование запрещенной символики или распространение экстремистских материалов). Несоблюдение требований влечет за собой приостановление проведения общественно-политического мероприятия или прекращение его проведения. Эти меры применяются публичными должностными лицами органа исполнительной власти (муниципального органа) по согласованию с сотрудниками ОВД или при их непосредственном участии[606].
Права, обязанности публичных должностных лиц, организаторов и участников публичного мероприятия регламентируют сферу реализации правомочий, установленных ст. 31 Конституции, и могут быть введены только федеральным законом, в соответствии с которым определяются меры властного принуждения к нарушителям (в том числе и санкции, применяемые к указанным публичным должностным лицам, нарушающим конституционное право граждан на проведение общественно-политических мероприятий, включая и публичные наказания, установленные ст. 5.38 КоАП РФ, ст. 149 УК РФ). Законы субъектов РФ, а также подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти определяют методы осуществления прав, обязанностей, запретов и ограничений, установленных соответствующим федеральным законом. В этих целях указами Президента РФ определяется порядок проведения публичных мероприятий на территории Московского Кремля, а постановлениями Правительства РФ регламентируется сфера материально-технического обеспечения проведения общественно-политических мероприятий (например, правила аккумуляции и расходования денежных средств, порядок привлечения средств отечественных инвесторов и бюджетных средств и т.д.)[607].
В правовой регламентации осуществления права граждан на проведение общественно-политических мероприятий особую значимость имеют акты индивидуального применения, которые, в свою очередь, подразделяются на процессуальные и правоохранительные.
К актам процессуального обеспечения относятся письменные уведомления и распоряжения, принимаемые публичными должностными лицами, организаторами и участниками общественно-политического мероприятия в целях его подготовки и проведения, такие как уведомление о проведении мероприятия, документы, выданные организатором и удостоверяющие полномочия участников мероприятия, обеспечивающие его финансирование[608]. Правоприменительные акты публичных органов и их должностных лиц фиксируют осуществление обязанностей, определенных законом (к ним относится, например, документ, подтверждающий получение уведомления организатора общественно-политического мероприятия), устанавливают должностных лиц, контролирующих порядок его проведения (в этих случаях принимаются распоряжения)[609].
К актам процессуального обеспечения, принимаемым организатором общественно-политической акции по согласованию и при непосредственном участии публичных должностных лиц, санкционирующих ее проведение, относится регламент проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, фиксирующий план его проведения с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа. Регламент включает в себя обязательства, указанные в уведомлении о проведении публичной акции, а также права и обязанности участников общественно-политической акции и публичных должностных лиц, обусловленные изменением места и времени проведения акции. Орган исполнительной власти субъекта РФ, муниципальный орган вправе требовать изменения места и времени проведения акции, а также целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении. Организатор общественно-политической акции должен письменно подтвердить свое согласие с изменениями в регламенте ее проведения, в противном случае публичная акция не может быть проведена[610]. Государственный (муниципальный) орган запрещает проведение публичной акции, выражая свое несогласие с предлагаемыми организатором условиями ее проведения, в случаях, если коллизии не будут устранены до начала проведения акции. Таким образом, удовлетворение указанных публичных требований является решающим условием проведения общественно-политического мероприятия.
Акты процессуального обеспечения принимаются не только публичными органами (их должностными лицами), но и лицами, реализующими правомочия, установленные в ст. 31 Конституции РФ.
Акты публичного санкционирования принимаются публичными должностными лицами в целях пресечения противоправных действий организаторов общественно-политического мероприятия и их участников. К таким актам относится письменное распоряжение о прекращении мероприятия, в котором указываются юридические предпосылки его принятия. Распоряжения всегда принимаются по факту совершенного правонарушения в течение суток после его квалификации; они подтверждают правонарушение и принятую санкцию.
Правоохранительные (административные) акты выносятся должностным лицом ОВД при возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.38 КоАП РФ (нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании). К таким актам относятся протокол об административном правонарушении, протокол об административном задержании и иные процессуальные документы, предусмотренные КоАП РФ. Нарушение организатором, участником публичного мероприятия либо должностным лицом органа исполнительной власти муниципального органа или сотрудником полиции указанного законодательства влечет за собой применение административного наказания, установленного ст. 5.38 КоАП РФ (а в некоторых случаях и меры пресечения в виде административного задержания). К административным правонарушениям, предусмотренным указанной статьей, относится воспрепятствование должностными лицами полиции, органов исполнительной власти или муниципальных органов проведению предварительной агитации, изготовлению или распространению листовок, плакатов, транспарантов и других действий, не противоречащих законодательству РФ и совершаемых в целях подготовки и проведения общественно-политической акции.
Должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального органа) вправе отказать в проведении общественно-политической акции, указанной в уведомлении, только при наличии надлежащих правовых предпосылок. К ним относится намерение провести акцию на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам, на территории пограничной зоны и в других местах, установленных ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» или специально предусмотренных другим федеральным законом[611]. Публичные должностные лица не вправе запрещать проведение общественно-политических акций в других местах. Условия проведения публичной акции, указанные в уведомлении, не нарушающие рассмотренных выше запретов, подлежат удовлетворению, и акция должна быть санкционирована. Должностные лица, отклонившие уведомление о проведении публичной акции вопреки указанным требованиям, незаконно препятствуют ее проведению и являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ.
Организатор публичного мероприятия вправе осуществлять действия по проведению акции с момента подачи уведомления (некоторые подготовительные меры, например оповещение возможных участников акции предшествуют такому уведомлению)[612]. К незаконным организационным действиям относится изготовление средств наглядной агитации с призывами к осуществлению экстремистской деятельности или с изображениями экстремистской символики. Такие действия должны быть пресечены организаторами общественно-политического мероприятия (или правоохранительными органами) еще на стадии его подготовки. Публичные должностные лица, запрещающие распространять листовки, демонстрировать плакаты, вести устную пропаганду, предшествующую проведению общественно-политической акции, либо препятствующие ее проведению в местах и во время, указанных в уведомлении, совершают административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.38 КоАП РФ[613]. Сотрудники органов внутренних дел — субъекты рассматриваемого проступка —привлекаются в этих случаях к дисциплинарной ответственности. В случае воспрепятствования указанными должностными лицами организации или проведению предвыборной агитации, агитации по проведению референдума такие лица несут административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ).
Организаторы публичной акции привлекаются к административной ответственности при совершении следующих правонарушений:
а) проведение предварительной агитации до направления уведомления о проведении публичной акции в государственный (муниципальный) орган;
б) совершение рассмотренных выше экстремистских действий на стадии организации публичной акции либо при ее проведении;
в) проведение публичных мероприятий в местах (во время), не согласованных с органом исполнительной власти (муниципальным органом). Мотивированный отказ такого органа от условий проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, указанных в уведомлении, означает запрет проведения соответствующей публичной акции. Проведение ее вопреки запрету квалифицируется по ст. 5.38 КоАП РФ.
Санкции в виде приостановления действия публичного мероприятия и его прекращения применяются к организатору общественно-политической акции (например, к политической партии) независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности.
Таким образом, использование экстремистской символики участниками общественно-политической акции, иные экстремистские действия влекут за собой рассмотренные выше меры публичной ответственности, применяемые к организаторам и участникам акций.При этом наряду с уголовными и административными наказаниями к физическим лицам, публичные санкции применяются также к общественным объединениям.
Корпоративная ответственность общественных объединений персонифицируется с противоправными действиями организаторов и участников публичной акции. К общественным объединениям, виновным в совершении экстремистских действий при подготовке собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования либо при их проведении, могут быть применены санкции в виде приостановления деятельности организации или ее ликвидации. Корпоративной ответственности, как правило, предшествует применение меры пресечения в виде предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Такие предупреждения выносятся органом юстиции либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему прокурором[614].
18.11. Ответственность за использование экстремистских атрибутов и символов
В соответствии с правилами п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий представляют собой разновидность экстремистской деятельности (экстремизма).
Экстремистские атрибуты и символы относятся к ограниченно оборотоспособным объектам: распространение вещей, содержащих указанные выше графические изображения, допускается только в исследовательских, научных целях, а также для удовлетворения некоммерческих потребностей лица, например в целях коллекционирования. Деятельность по незаконному обороту экстремистской символики квалифицируется в качестве административного правонарушения.
Административная ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики установлена в ст. 20.3 КоАП РФ. Указанные противоправные действия с применением иной экстремистской символики, совершаемые при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или при организации данных публичных мероприятий, квалифицируются по ч. 1 и 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
В Российской Федерации запрещены пропаганда и публичное демонстрирование атрибутов и символов фашистских государств Италии и Германии, а также атрибутов и символов организаций, признанных преступными Международным военным трибуналом в Нюрнберге: руководящего состава НСДАП, СС, СД и тайной государственной полиции — гестапо (Geheime Staatspolizei). Понятие фашизма (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение) законодательно не определено. В научной литературе под фашизмом, как правило, понимается экстремистское политическое течение, однако его политико-правовые атрибуты не могут быть однозначно установлены. Государство, опирающееся на идеологию фашизма, впервые было создано в Италии в 1923 г. и просуществовало до 27 апреля 1945 г[615]. По смыслу нормы ст. 20.3 КоАП РФ под фашистской атрибутикой или символикой понимается также атрибутика и символика нацистской Германии 1933—1945 гг. При этом необходимо учитывать объективные идеологические различия доктрин итальянского фашизма и национал-социализма, исключающие отождествление понятий «фашизм» и «национал-социализм» в их юридическом толковании. Под нацистской (фашистской) атрибутикой по смыслу данной статьи понимаются сущностные отличительные признаки, свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству. К ним относятся жесты и пароли, относимые к партийным приветствиям, например знак вытянутой правой рукой, возглас «Heil Hitler!» и т.п.
Нацистская (фашистская) атрибутика воспроизводит определяющие внешние признаки НСДАП (Национал-социалистической немецкой рабочей партии) и фашистской партии Италии, а также элементы униформы и сопутствующей ей экипировки НСДАП, штурмовых отрядов — военизированных подразделений НСДАП (Sturmabteilung, SA), охранных отрядов CC (Schutzstaffeln), воинских подразделений СС, непосредственно участвовавших в боевых действиях, структурных подразделений СС, например службы безопасности (Sicherheitsdienst, SD).
К нацистской атрибутике относятся кепи, фуражки, мундиры старших офицеров и выпускников командных школ, коричневые рубашки СА, кинжалы СА, СС, сабли СС, петлицы, нарукавные повязки, манжетные ленты, воспроизводящие свастику, геральдические знаки НСДАП, содержащие партийные лозунги или призывы, например девиз СС «Meine Ehre heißt Treue» («Моя честь в верности»), выгравированный на кинжалах СС.
К нацистской атрибутике относятся также сувениры НСДАП, содержащие партийные геральдические символы и призывы, кубки, тарелки и т.п. с изображением свастики, которые воспроизводят партийный лозунг «Deutschland, Erwache!» («Германия, пробудись!»), нашивки на головных уборах СС (полевых кепи, фуражках, шапках и т.п. с изображением орла, свастики и эмблемы СС).
К нацистской (фашистской) символике относятся партийные награды и памятные знаки НСДАП — ордена: Орден крови (Blutorden), Германский орден (Deutscher Orden), Орден Германского орла (Orden vom Deutscher Adler), медаль «За службу НСДАП», почетные значки НСДАП (характерной особенностью указанной символики является наличие основного геральдического символа — свастики; в редких случаях этот символ отсутствует на некоторых памятных партийных значках), а также почетные награды СС — кольцо «Мертвой головы» («Totenkopfring»).
Принадлежность символики рейхсвера, вермахта (наименования вооруженных сил Германии соответственно в 1933—1934, 1935—1945 гг.), родов вооруженных сил — ВВС, ВМС, сухопутных войск, органов оперативного управления ВС Германии — главного командования вооруженных сил (Oberkommando der Wehrmacht, OKW); главного командования сухопутных войск (Oberkommando der Heeres, ОКН); генерального штаба, штаба оперативного руководства ВВС (Oberkommando der Luftwaf fe, OKL); штаба ВМС (Oberkommando der Kriegsmarrine, OKM); знаков отличия резервистов, ветеранов и полувоенных организаций (Ассоциации ветеранов Первой мировой войны (Kuf fhäuserbund), Национал-социалистического немецкого союза фронтовиков (Первой мировой войны, NSDFB), вспомогательной сельской полиции (Landwacht), муниципальной полиции (Gemeindepolizei), охранной полиции (Schutzpolitzei), пожарной охраны (полиции, Feuerschutzpolizei), тайной полевой полиции (Geheime Feldpolizei) — нарукавных повязок, кокард, значков, нашейных блях и т.п., а также символики Гитлерюгенда (Hitlerjugend) — молодежной организации, действовавшей под контролем НСДАП, нагрудные (квалификационные) знаки, удостоверяющие принадлежность к Гитлерюгенду, эмблемы, нарукавные нашивки (повязки), ножи членов Гитлерюгенда и т.п., к фашистской символике во всяком случае оспорима, так как в соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге к преступным организациям были отнесены руководящий состав НСДАП, СС, СД и гестапо.
Поскольку военные награды фашистской Германии всегда содержали изображение основного фашистского геральдического символа — свастики, такие награды также относятся к фашистской символике. К ним относятся Железный крест 2-го и 1-го класса, Рыцарский крест Железного креста (в 1939—1944 гг. было учреждено пять степеней этой военной награды). Не относятся к фашистской символике «денацифицированные» военные награды, т.е. указанные боевые награды с удаленными изображениями фашистского геральдического символа.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие средства внешнего выражения государственной власти относятся к публичным атрибутам и символам?
2. Расскажите о публичном статусе Государственного флага РФ.
3. Назовите составы административных правонарушений, связанных с незаконным использованием Государственного флага РФ.
4. Расскажите о публичном статусе Государственного герба РФ.
5. В чем может быть выражено надругательство над Государственным гербом РФ?
6. Каков публичный статус Государственного гимна РФ?
7. Дайте характеристику публичного статуса государственного языка РФ.
8. Каков порядок применения атрибутов публичной символики?
9. Приведите примеры государственных наград РФ?
10. Расскажите о юридической ответственности за использование экстремистских атрибутов и символов.
Глава 19. Особые административные режимы
В результате изучения данной главы учащийся должен:
знать о публичном предназначении особых административных режимов;
уметь продемонстрировать публичные отношения в сферах таможенной деятельности, при осуществлении пограничного режима, правового режима чрезвычайного положения и иных особых административных режимов;
овладеть навыками аналитического использования предписаний публичного законодательства.
19.1. Понятие особого административного режима
Особые административные режимы (административные режимы) вводятся в интересах обеспечения общегосударственных потребностей и предусматривают установление бессудных (административных) ограничений частноправовой и публичной деятельности. Административные режимы вводятся только в тех случаях, когда цели общегосударственного воздействия не могут быть достигнуты на основе иных методов публичного регулирования.
Административные режимы различаются по срокам применения: их введение может быть обусловлено конкретным сроком (режимы военного положения и чрезвычайного положения), либо такие режимы действуют постоянно применительно к регулируемым отношениям (таможенный режим, пограничный режим, режим ЗАТО)[616]. Бессрочные административно-правовые режимы прекращаются только в случаях изменения или прекращения данных общественных отношений (например, упразднения таможенного режима, изменения территории ЗАТО).
Административные режимы различаются в зависимости от устанавливаемых ими ограничений. Срочные административные режимы предусматривают сочетание различных ограничений публичной и частноправовой деятельности лица (органа), вплоть до ее приостановления. В данном случае применение одного ограничения осуществляется независимо от применения другого. Установление бессрочного административного режима влечет за собой и отдельные ограничения, по преимуществу в сферах предпринимательской деятельности либо публичной деятельности (например, запрет на проведение митингов, демонстраций и иных массовых социально-политических акций в пограничной зоне), т.е. в данном случае применяется конкретное цивилистическое или публичное ограничение.
Административный режим предусматривает ограничения прав и свобод лица, поэтому его установление допускается только федеральным конституционным законом (применительно к режимам военного положения и чрезвычайного положения) либо федеральным законом (в случае установления других административных режимов). Введение административного режима, т.е. его применение, осуществляется, как правило, в соответствии с подзаконным актом. Срочные административные режимы вводятся на территории РФ или в ее отдельных местностях Президентом РФ. Изменение или прекращение ограничений, обусловленных применением бессрочного административного режима, регулируется федеральным законом или подзаконным актом — как правило, постановлением Правительства РФ.
В отличие от ограничений, установленных административным режимом и применяемых уполномоченным должностным лицом (на бессудной основе), меры ответственности назначаются судом.
19.2. Таможенный режим
Понятие разрешительных и квазилицензионных процедур
Под таможенным режимом понимается превентивная правоохранительная деятельность таможенных органов, осуществляемая в целях таможенного контроля. Таможенный режим включает в себя различные публичные процедуры, реализация которых сопряжена с ограничением имущественных прав субъектов предпринимательства. Осуществление таможенного режима предусматривает регламентацию экономической деятельности и установление особых разрешительных методов ее осуществления. К методам публичного санкционирования относятся разрешительные и квазилицензионные процедуры, отнепубличнаясенные к ведению таможенных органов и их должностных лиц.
Пользование и распоряжение движимыми вещами, находящимися под таможенным контролем, допускается в соответствии с разрешением таможенного органа. Разрешения выдаются субъектам предпринимательства в целях использования товаров на единой таможенной территории Таможенного союза (см. п. 1 ст. 2 ТКТС)[617]. Разрешениями регламентируется не только коммерческое использование потребительских свойств вещей (например, их переработка), но и любые действия, связанные с улучшением рыночных атрибутов имущества.
Лицензирование и иные традиционные виды публичного санкционирования в таможенной сфере не применяются. Вместо них используются квазилицензионные процедуры ведения реестров субъектов таможенной деятельности[618]. Включение коммерческих организаций в соответствующий реестр и исключение их из реестров тождественно административным процедурам выдачи лицензии и ее аннулирования. Субъекты предпринимательства наделяются гражданской правоспособностью в полном объеме после их включения в реестр и утрачивают ее после исключения их из реестра таможенным органом. Таким образом, упомянутые разрешительные процедуры осуществляются на административной (бессудной) основе. Таможенные органы включают субъекты предпринимательства в реестр на основе разрешительных документов, выданных федеральными органами исполнительной власти. К таким документам относятся лицензии (применительно к таможенным перевозчикам)[619], а также свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица — субъекта предпринимательства. Иногда для включения заявителя в реестр необходимо подтвердить его соответствие квалификационным требованиям, установленным таможенным законодательством РФ[620]. Аннулирование квалификационного аттестата влечет за собой отзыв свидетельства о включении коммерческой организации в реестр с последующей утратой статуса субъекта таможенной деятельности[621].