Классический легистский позитивизм.
1. Государство рассматривается как некая социальная сила, право же представляется продуктом этой социальной силы.
2. С точки зрения легистской онтологии права бытие права ассоциируется с бытием закона.
3. С точки зрения генезиса права прослеживается неразрывная связь с государством.
4. Шершеневич: право – функция государства, поэтому оно немыслимо без государства и до государства.
5. Проблема генезиса права сводится к правотворчеству (формам и процедурам государственной деятельности по закреплению правил поведения в законе).
6. Право, таким образом, связывается с процессом его позитивации.
7. Содержание правил поведения не принимается во внимание.
8. С точки зрения правовой аксиологии легизма ценность права – в том, что оно выступает как средство упорядочения общественных отношений. Содержательное обоснование устанавливаемого порядка для легизма безразлично.
9. Государство способно любым образом конструировать общественные отношения. Существует лишь один ограничивающий фактор – государство должно быть в состоянии своей силой принудительно поддерживать установленный порядок (мысль, высказанная Четверниным).
10. Шершеневич: гипотетически государственная власть может установить даже социалистический строй.
11. Наряду с ценностью порядка допускается определенный перекос в сторону рассмотрения в качестве ценности самого государства, откуда возникает концепция самоценности государства и инструменталистские подходы к праву.
12. Право, таким образом, – это произвол государства, ограниченный его возможностями.
13. Легисты утверждают о производности права в субъективном смысле от права в объективном смысле, то есть – о производности правоотношений от правовых норм.
14. В этой связи нельзя говорить в рамках этого течения о связанности государства правом. Сама традиционная концепция правового государства в рамках классического легизма бессмысленна, если только не сводить правовое государство к соблюдению всеми субъектами норм закона (в этом случае даже фашистское государство необходимо будет признать правовым).
15. В рамках классического легизма сложно обосновать существование конституционного права, так как оно, по идее, также должно быть обеспечено силой государства и получается, что государство само себя принуждает. Сложно обосновать существование международного права, так как право производно от эффективной социальной институции и обеспечивается силой этой институции, а международное право не обеспечено такой наднациональной силой.
16. Рассмотрим аксиологию легизма с точки зрения правовой оценки явлений социальной действительности.
17. Критерием оценки здесь будет выступать формальное соответствие жизненных обстоятельств предписаниям правовых норм. Само же право будет оцениваться с точки зрения того, способен ли данный комплекс правовых норм обеспечить надлежащий порядок в какой-либо области. Нормативные акты оцениваются с формальной стороны – доступность, ясность, непротиворечивость – в чистом виде законодательная техника.
18.Изучение права сводится к изучению текста закона. Фактически такой подход привел к созданию законодательной техники, которая в рамках легизма отождествляется с юридической техникой. Таким образом, легизм, по сути, стал «юриспруденцией понятий».)))
№ 6
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА)
Англосаксонская правовая семья. Широко распространено из-за господствующего правотворчества → судебного. Первоосновой права признается не текст закона, а реальные правоотношения, складывающиеся между людьми. Это связано с тем, что право в англосаксонской семье складывалось в процессе признания субъективных прав индивидов и иных лиц государством путем предоставления таким правам судебной защиты (государство признает типичность и надлежащий с точки зрения порядка характер общественных правоотношений → признак позитивизма, большая роль государства, государственное принуждение). Предписания статутного права в этом смысле понимаются как обобщение и предвидение определенного порядка общественных отношений. Концепция «мертвого» статутного права и «живого» права судебных прецедентов. Право – это то, что можно защитить в суде, то есть притязания субъектов, которые могут получить судебно-правовую защиту. Объективное право производно от субъективного права. Признанный порядок общественных отношений также может впоследствии развиваться в судебных решениях.
Право – это реальный порядок общественных отношений, при котором субъекты связаны определенными правами и обязанностями, обеспеченными государственным принуждением.
Изучение права направлено на социальные факторы, под воздействием которых складывается тот или иной порядок общественных отношений. Особое значение признается за психологической составляющей судебного процесса, социально-экономическими факторами (уровнем экономического развития общества), общественным мнением – то есть общественные предпочтения, получившие широкое распространение в той или иной сфере (пример – сегрегация в США в известное время не противоречила принципу равенства прав субъектов – люди пользуются равными правами, но раздельно – мнение Верховного Суда США под влиянием общественного мнения). Таким образом, содержание права может быть любым и единственным ограничителем здесь будет являться зависимость от вышеперечисленных факторов – типичная черта позитивизма.
В то же время, данная концепция является не вполне позитивистской, так как право – это то, что сказал судья, то есть индивид и только потом – представитель публичной власти. Также признаются определяющими требования концепции «надлежащей правовой процедуры» (право – это то, что создано с ее применением) → то есть формальной судебной процедуры, направленной на обеспечение независимости и беспристрастности судей – таким образом, подчеркивается содержательный аспект права, что нетипично для позитивизма.
Романо-германская правовая семья. В странах романо-германской правовой семьи также признается социологический позитивизм, классическими представителями которого признаются последователи немецкой исторической школы права. Право возникает и развивается как продукт народного духа и является имманентным развитию определенной эпохи и органичным этой эпохе.
Право – это обычные нравы данной общности, то есть – де факто реальные общественные отношения. Роль законодательства – это фиксация и конкретизация уже реально сложившихся общественных отношений. Строго позитивистской чертой данной концепции является признание в качестве ценности порядка и взгляд на право как на средство устранения неопределенности отношений. Право поддерживается силой привычки, то есть средством, имманентным ему самому. Содержание порядка отношений не имеет значения, если данный порядок утвердился в обществе. Привычка рассматривается как основа справедливости, в этой связи – рабство справедливо в свою эпоху. Консервативно-охранительные позиции. Право связано с борьбой социальных интересов. Конечный продукт → мотивы целесообразности. Чем сильнее социальная опора определенного порядка отношений, тем больше шансов у этого порядка стать правом – Иеринг. Объективированная любым способом политическая воля.
Габриэль Тард. Основная движущая сила общества - это изобретение новых форм. Далее действует механизм социального подражания, которое внедряет эти новые формы в жизнь общества. Одной из таких форм, возникшей в результате действия механизма подражания, является право.
+