Порядок образования изб.округов и изб.участков

Ст.14. Выборы Президента проводятся по единому изб.округу, составляющему всю территорию РБ.

Ст.15. Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на тер.РБ образуется 110 изб.округов.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются изб.округа:

по выборам в обл.Совет депутатов – от 40 до 60 изб.округов;

по выборам в Минский гор.Совет депутатов – от 40 до 60 изб.округов;

по выборам в рай.Совет депутатов – от 25 до 40 изб.округов;

по выборам в гор.Совет депутатов (обл.подчинения) – от 25 до 40 изб.округов;

по выборам в гор.Совет депутатов (райподчинения) – от 15 до 25 изб.округов;

по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов – от 11 до 15 изб.округов.

Средняя численность избирателей на изб.округ по выборам депутатов Палаты представителей по РБ устанавливается Центр.комиссией не позднее 5 месяцев до окончания срока полномочий Палаты представителей действ.созыва, в местный Совет депутатов устанавливаются соотв.местным Советом депутатов не позднее 5месяцев до окончания срока полномочий местного Совета депутатов действ.созыва.

Численность избирателей в изб.округе определяется исходя из числа граждан, обладающих изб.правом, проживавших на территории, входящей в изб.округ, при проведении последних выборов или референдума.

Изб.округа образуются с примерно равной численностью избирателей: отклонение числа избирателей в изб.округе по выборам депутатов Палаты представителей от средней числ-ти избирателей, приходящихся на изб.округ по РБ, а в изб.округе по выборам депутатов соотв.местного Совета депутатов – от ср.численности избирателей, приходящихся на изб.округ по выборам в данный местный Совет депутатов, как правило, не может превышать 10 %. Изб.округ составляет единую территорию: не допускается образование изб.округа из территорий, не граничащих между собой.

Списки изб.округов с указанием их наименований, номеров, границ, числа избирателей и мест нахождения изб.комиссий публикуются: по выборам депутатов Палаты представителей – Центр.комиссией не позднее чем на 5й день после назначения выборов в Палату представителей, по выборам депутатов местных Советов депутатов – террит.изб.комиссиями не позднее чем за 80дней до выборов в местные Советы депутатов.

От каждого избирательного округа избирается один депутат.

Ст.16. Изб.округапо выборам депутатов Палаты представителейобразуются Центр.комиссией по представлению обл.и Минского гор.исполкомов.

Изб.округа по выборам в обл., Минский гор., рай., гор.(городов обл.и рай.подчинения), поселковые и сельские Советы депутатов образуются террит.изб.комиссиями по выборам в соотв.местные Советы депутатов по представлению соответственно обл., Минского гор., рай., гор., поселковых и сельских исполкомов.

Ст.17. Участки для голосования

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента РБ, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования.

Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей, участников референдума. Могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и др.стационарных лечебно-профилактических учреждениях. Участки для голосования образуются также в воинских частях.

Ст.18. Порядок образования участков для голосования

Участки для голосования по проведению выборов, референдума, отзыва депутата образуются в районах и городах районными, гор.(в городах обл.подчинения) исполкомами, а в городах с рай.делением – рай.администрациями. В воинских частях участки для голосования образ-ся в таком же порядке по представлению командиров в/ч.

За пределами РБ участки для голосования по выборам Президента РБ, депутатов Палаты представителей, респ.референдуму для граждан РБ, пребывающих на территории иностранных гос-в, образуются рук-лями дипломат.представительств (консульских учреждений) РБ, действующих на территории соотв.иностранных гос-в, в порядке, устанавливаемом Центр.комиссией.

Участки для голосования образуются не позднее чем за 2 месяца до выборов и не позднее чем за 25 дней до референдума.

При проведении отзыва депутата участки для голосования образуются не позднее 7 дней после назначения дня голосования об отзыве депутата.

Образование участков для голосования производится при проведении выборов Президента, депутатов местных Советов депутатов и референдума по согласованию с соотв.рай., гор., рай. в городах террит.комиссиями по выборам Президента, рай., гор.изб.комиссиями по выборам депутатов местных Советов депутатов, рай., гор., рай.в городах комиссиями по референдуму, а при проведении выборов депутатов Палаты представителей – по согласованию с окружными изб.комиссиями.

Органы, образовавшие участки для голосования, обязаны не позднее чем в 10дневный срок оповестить избирателей, участников референдума о границах каждого участка для голосования с указанием места нахождения участковой комиссии и помещения для голосования.

СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Ст.19. Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах П РБ, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдуме, голосовании об отзыве депутата Палаты представителей, депутата местного Совета депутатов, составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.

Городские, поселковые, сельские исполкомы, а в городах с райделением – райадминистрации, райисполкомы в городах и поселках гор.типа, где не образованы гор.и поселковые исполкомы, обеспечивают учет избирателей, участников референдума и передают участковым комиссиям списки граждан РБ, проживающих на территории соотв.участков для голосования и имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, подписанные председателями соотв.исполкомов, а в городах с райделением – главами райадминистраций.

Списки граждан – военнослужащих, находящихся в в/ч, а также членов семей военнослужащих и др.избирателей, участников референдума, проживающих в районах расположения в/ч, составляются на основе данных, представляемых командирами в/ч. Военнослужащие, проживающие вне в/ч, включаются в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, по месту жительства на общих основаниях.

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, по участкам для голосования, образованным в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и др.стационарных лечебно-профилактических учреждениях, составляются на основе данных, представляемых рук-лями указанных учреждений.

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах П РБ, депутатов Палаты представителей, респ.референдуме, по участкам для голосования, образованным за пределами РБ, составляются на основе данных, представляемых рук-лями дипломат.представительств (консульских учреждений) РБ, действующих на тер.соотв.иностранных гос-в.

Фамилии граждан в списке указываются в порядке, удобном для проведения голосования.

Ст.20. Порядок включения в список граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включаются все граждане РБ, достигшие ко дню или в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата 18 лет, пост.или врем.проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата.

Гражданин, имеющий право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, может быть включен в список только на одном участке для голосования.

В список граждан, имеющих право участвовать в выборах П РБ, депутатов Палаты представителей, респ.референдуме, на участке для голосования, образованном за пределами РБ, включаются граждане РБ, проживающие на территории иностранного гос-ва или находящиеся в длительной заграничной командировке. В этот список при обращении в участковую комиссию включаются также граждане РБ, прибывшие в иностранное гос-во в связи с частной, служ., деловой или тур.поездкой.

Ст.21. Списки граждан, имеющих право участвовать, представляются для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, а на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, – за 2 дня.

Граждане, имеющие право участвовать, но поселившиеся на территории участка для голосования после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, доп.включаются участковой комиссией в список на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих проживание на территории данного участка для голосования.

Гражданам обеспечивается возм-ть ознакомиться со списком и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии.

Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о гражданине. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в 2дневный срок, а накануне и в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования – немедленно. Решение участковой комиссии может быть также обжаловано не позднее чем за пять дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата в рай, гор.суд, который обязан рассмотреть жалобу в 3дневный срок. Решение рай, гор.суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением вышестоящей комиссии или суда производится участковой комиссией немедленно.

Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, уточняются участковой изб.комиссией накануне каждого тура голосования.

ВОПРОС 47

Ответственность за нарушение законодательства о выборах

Ответственность за нарушение избир прав гра­ждан, а также ответственность должностных лиц за нару­шение законодательства о выборах закреплена в главе 12 Избир кодекса Республики Беларусь. Помимо это­го предусмотрена административная и уголовная ответст­венность.

В КоАпе предусмотрено привлечение к адм ответственности в следующих случаях:

· проведение агитации в день выборов, референдума либо незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума или мероприятий, на­правленных на реализацию права законодательной ини­циативы граждан, либо непредставление Центральной ко­миссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму необходимых документов или невыполнение их решений, а также другие нарушения зако­нодательства о выборах, референдуме, если эти деяния не влекут уголовной ответственности (ст. 9.10 КоАП 2003 г.);

· умышленные уничтожение или повреждение инфор­мационных либо агитационных печатных материалов, раз­мещенных в соответствии с законодательством на здани­ях, сооружениях или иных объектах с согласия их собст­венника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесе­ние надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы (ст. 9.11 КоАП 2003 г.);

· нарушение председателем или членом комиссии по выборам Президента, избирательной комиссии, комиссии по референдуму установленного за­коном порядка подсчета голосов (ст. 9.12 КоАП 2003 г.).

Воспрепятствование осуществлению гражданином РБ права свободно избирать и быть избран­ным, участвовать в референдуме, вести агитацию по рефе­рендуму либо воспрепятствование работе избир комиссий, комиссий по референдуму, совершенное с при­менением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом; то же деяние, совершенное группой лиц по пред­варительному сговору либо должностным лицом с исполь­зованием служебных полномочий влечет уголовную ответ­ственность (ст. 191 Уголовного кодекса РБ1999 г.).

Подлог документов по выборам, референдуму либо нарушение тайны голосования, либо заведомо неправиль­ный подсчет голосов, либо иное искажение результатов голосования, совершенное членом избир комис­сии, комиссии по референдуму, либо иным лицом, при­нимающем в установленном законодательством порядке участие в подготовке и проведении выборов, референдума влечет уголовную ответственность (ст. 192 Уголовного кодекса РБ1999 г.)

Наши рекомендации