Разграничение компетенции

Это один из наиболее сложных вопросов. Компетенция- совокупность законодательно зафиксированных полномочий.

1.Исключительная компетенция союза (федеральное законодательство, высшие ОГВ, деньги, внешняя политика, вооруженные силы)

2.исключительная компетенция субъекта (местный бюджет, культура, общественный порядок, местные законы)

3.совместная компетенция

4.остаточная компетенция (Компетенция, не отраженная в К).

все К можно разделить:

1.Закрепляют только исключительную компетенцию федерации, остальное считается исключительной компетенцией субъектов. Совместная компетенция сложилась в ходе официального толкования и применения К.

2.Детально регулируют исключительную компетенцию субъектов и федерации.

3.Закрепляют исключительную компетенцию субъектов и федерации, а также совместную компетенцию.

4.австрийская модель. Закрепляет все 4 варианта компетенции.

Федеральное принуждение возможно при угрозе революции, ЧС, попытке выхода из федерации.

Местное самоуправление.

ПонятиеМС, самоуправления трактуется по-разному:

· форма народовластия

· субъективное коллективное право граждан

Местное управление –деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Соотношение между местным управлением (МУ), и МС имеет исторические и теоретические формы.

Теоретически разграничение между ними находят свое отражение в том, что в науке КП сформировались 2 основных теории

Может быть 2-х, 3-х ….5-и звенное деление.

1. общинная и примыкающая к ней общественно-хозяйственная.Теория свободной общины, возникла в середине 19 века в Бельгии и Франции. Вопросы местного значения д. решаться самой общиной. Община самостоятельно формирует ОМС, не являющиеся частью аппарата государственного управления. Государство не должно давать указания, может передавать МС отдельные государственные полномочия и контролировать их. МС – это естественное и неотъемлемое право. Государство не создает общину, а лишь признает ее независимость.

2. Государственная.Появляется одновременно с общинной (Штейн и Гнейст). МУ является частью государственного управления. Местных жителей для осуществления МС привлекает государство. Государство наделяет ОМС полномочиями только потому что их решение на местном уровне будет более эффективным.

Эти теории различаются по 3 критериям:

· По способу формирования местных органов

· По характеру подведомственных им дел

· По характеру взаимоотношений с центральными государственными органами.

Естественные административно-территориальные единицы –населенные пункты, которые возникли объективно.

Искусственные– различныеграфства, области, возникшие при разделении территории государства актами государственной власти.

Система организации.

По Чиркину:

1.Англосаксонская

2.Романо-германская

3.Иберийская (в Бразилии)

4.Советская

По Фадееву:

1.англосаксонская

2.Французская

3.Германская

Осавеюк: американская и Европейская.

В основу классификаций положена принадлежность к той или иной правовой семье.

По соотношению ОМС и ОМУправления:

1.На территориальных уровнях ниже государственной власти стоят только ОМС.

2.Сочетание ОМС и ОМУ на всех или некоторых территориальных уровнях.

3.Доминирование ОМУ над ОМС

4.Отсутствие ОМС на всех территориальных уровнях (например, Советы)

Структура органов.

В структуру ОМС входит, как правило, представительный и исполнительный орган. Представительный орган м. иметь разные названия (совет графства, муниципальный совет). Он избирается обычно на прямых выборах избирателями по мажоритарной системе. Срок от 2 до 6 лет в разных странах.

Формой работы представительных органов являются сессии, которые проводятся 1-2 раза в месяц, раз в квартал или раз в полугодие.

3 механизма формирования:

1.На территориальных уровнях публичной власти ниже государства в ОМС

2. Сочетание ОМС и ОМУ на всех территориальных уровнях

3. Доминирование ОМУ над ОМС

4. Отсутствие ОМС на всех территориальных уровнях.

47. общая характеристика конституции Британии.В Великобритании нет писаной консти­туции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Юридическая кон­ституция Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в док­трине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции. Конституция Вели­кобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными до­кументами ее важной составной частью являются неписаные конститу­ционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядо­вые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты — спике­ра — на его почетное место), а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.). Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источ­ников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников. Статут — акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства — монархом. Все законы обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конститу­ционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: Великую хартию воль­ностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и под­данных, преимущественно знати), хабеас корпус акт 1679 г. (он предус­матривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о пра­вах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шот­ландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько), несколько актов о граждан­ских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (послед­ний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к администра­тивному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая некото­рые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы, но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами. Судебный прецедент — это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении ана­логичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предше­ствующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и преце­денты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В.нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных). Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности выс­ших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи опре­деляют, например, неприменение монархом права вето, порядок форми­рования правительства, существование и роль кабинета министров, ста­тус министров). Доктринальные источники — это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парла­мент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулиро­вании. Содержание конституции. В отличие от конституции США, кото­рая хотя и носит прагматический характер, но все же регулирует в систе­ме некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не толь­ко не урегулированы, но даже не упоминаются. По конституции Великобритания — парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), госу­дарство с демократическим режимом в условиях действия двухпартий­ной системы. Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко при­спосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фик­ций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, кон­ституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, вли­яние, сила измеряются только их авторитетом.

48. судебный прецедент как один из источников права в Британии.Судебный прецедент — это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении ана­логичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предше­ствующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и преце­денты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В.нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

50. парламент Британии.Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламен­ту, но по точному смыслу британской конституции парламент — трие­диное учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически — палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически — палату простолюдинов). Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении — нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет при­надлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодоле­но нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых па­латой общин, выдвигает очень редко. Хотя глава государства по конституционной доктрине является со­ставной частью парламента, с точки зрения концепции разделения влас­тей он относится все же к исполнительной власти. Палата общин состоит из 651 члена. Она избирается по одномандат­ным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты (в Великобритании их принято называть чле­нами парламента) обладают индемнитетом и ограниченным иммуните­том, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Они имеют трех оплачиваемых государством помощ­ников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расхо­ды. Жалованье, выплачиваемое депутатам (31 тыс. ф. ст. в год), считает­ся чуть ли не самым низким в мире. Депутаты активно работают в своих избирательных округах, так как их переизбрание в конечном счете зави­сит от избирателей, даже если руководство партии вновь выдвинет их кандидатуры. По выходным дням организуются встречи с избирателями. Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту и т.д. Мест­ные партийные организации оказывают помощь депутатам своей партии. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, имеющий трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спи­кер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным (он не вправе даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разде­лились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов па­латы и выступать сам. Избирает/ся спикер с соблюдением конституцион­ного обычая: он упирается, когда идет к председательскому месту, и его как бы силой ведут два дюжих депутата. В период абсолютизма действи­тельно никто не хотел быть спикером, так как он должен был передавать королю решения парламента, которые отнюдь не всегда нравились мо­нарху, что нередко влекло печальные последствия для спикера. Как и в других парламентах, в палате общин Великобритании образу­ются постоянные и временные комитеты. Они предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, про­водят парламентские расследования и т.д. До реформы 70-х годов в пала­те существовали только неспециализированные комитеты, что отличало внутреннюю структуру британского парламента от большинства других парламентов мира. Они имели буквенную нумерацию — А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и сейчас. Их персональный состав опреде­ляется пропорционально численности партийных фракций специальным комитетом палаты по отбору. Эти комитеты довольно многочисленны (до 50 человек). Спикер передает им законопроекты по своему усмотрению, поскольку специализации нет. В дополнение к неспециализированным комитетам теперь в палате общин созданы специализированные комитеты — по обороне, внутрен­ним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Эти комитеты также предварительно обсуждают законо­проекты, занимаются парламентскими расследованиями, но их основная деятельность связана с контролем за управлением, за работой минис­терств. В парламенте создаются партийные фракции (теперь четыре фрак­ции имеются даже в палате лордов). Их возглавляет лидер. «Главный кнут» и «кнуты» обеспечивают явку членов фракции на голосование в палате. В отличие от США в нижней палате парламента Великобрита­нии существует строгая партийная дисциплина (возможны санкции), но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых орга­низаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Поэтому бывает, что депутаты, особенно «заднескамеечники», голосуют вместе с другой фракцией. Организацией работы парламента, удосто­верением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат. В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномо­ченного (омбудсмана) по делам администрации. Он назначается пра­вительством до достижения 65-летнего возраста и проводит расследо­вания правонарушающей деятельности органов исполнительной власти. Жалобы граждан на действия министерств и ведомств передаются упол­номоченному через депутата данного избирательного округа. Уполно­моченный расследует их только в том случае, если по характеру дела нельзя обратиться в общий или административный суд. Уполномочен­ный при назначении им расследования вправе требовать представления документов, вызывать свидетелей, экспертов, но никаких обязывающих решений принимать не может. Он лишь составляет доклад, который передает депутату по данному округу (последний может поставить во­прос в палате), или представляет его в специальную парламентскую комиссию по делам уполномоченного парламента и та принимает свои меры (в частности, возможно обсуждение вопроса на пленарном заседании). Кворум для заседания нижней палаты (но не для принята закона) — 40 депутатов.

Наши рекомендации