Органы исполнительной власти РФ
Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно‑распорядительную деятельность, структурное подразделение государственно‑властного механизма (госаппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей; цели его работы – проведение в жизнь (исполнение) законов в процессе руководства хозяйственной, социально‑культурной, административно‑политической сферами жизни общества.
Административное право и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, прекращается в связи с их упразднением.
Признаки органов исполнительной власти:
– наделены оперативной самостоятельностью;
– имеют постоянные штаты;
– образуются вышестоящими органами;
– подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;
– осуществляют исполнительно‑распорядительную деятельность;
– их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права.
Виды органов исполнительной власти:
1) по территориальному масштабу деятельности: федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, госкомитеты, федеральные службы и т. д.); органы исполнительной власти субъектов;
2) по объему и характеру компетенции: общей компетенции – осуществляют управление большинством объектов (Правительство РФ); специальной компетенции – осуществляют разного рода функции (разрешительные, контрольные, надзорные) в различных сферах; отраслевой компетенции – руководство отдельными сферами или отраслями (федеральные и республиканские министерства); межотраслевой компетенции – координируют деятельность всех или большинства отраслей (госкомитеты, федеральные комиссии);
3) по организационно‑правовой форме: Правительство РФ; министерства, госкомитеты; федеральные комиссии, агентства, службы, надзоры, управления; инспекции; департаменты; администрации; мэрии;
4) по порядку разрешения подведомственных вопросов: единоначальные – органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит руководителю (министерства); коллегиальные – решения принимаются большинством членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение.
Правительство РФ решает вопросы коллегиально и принимает постановления; распоряжения же являются единоличными актами (на уровне председателя или заместителя Председателя Правительства РФ) – это индивидуальные акты разового пользования. Здесь важен перечень вопросов, рассматриваемых коллегиально и единолично.
Административно‑правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трех блоков:
1) целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах;
2) организационно‑структурного, включающего в себя правовые предписания, регламентирующие:
а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;
б) его структуру;
в) его линейную и функциональную подчиненность;
3) компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности; ее можно рассматривать с функциональной точки зрения (компетенция в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).