Основные направления внешней политики РФ в условиях новой геополитической ситуации. Новая концепция внешней политики России 2000 г
Основные направления внешней политики:
Отношения со странами СНГ – равноправные отношения в согласовании экономических, политических, военных и др. вопросов.
Европа, НАТО, Россия – Расширение НАТО на восток, создание совета Россия – НАТО для совместного решения вопросов.
Российско-Американские отношения – сокращение стратегических наступательных вооружений. Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом.
Отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки – договор о партнёрстве с Китаем.
Безопасность на европейском континенте, приближение НАТО к российским границам в результате принятия в его ряды Польши, Чехии и Венгрии, стала приоритетным направлением во внешней политике России. В 1996 г. наша страна вступила в Совет Европы — организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы.
Были нормализованы отношения с НАТО. В мае 1997 г. в Париже состоялось подписание документа, определяющего отношения между Россией и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация «Отношения Россия — НАТО: новое качество» (май 2002 г.), в соответствии с которой для проведения консультаций и выработки совместных решений и действий России и государств-членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе учреждался Совет Россия — НАТО.
В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонские клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (так называемую «восьмёрку») в 1998 г.
Российско-американские отношения всегда занимали важное место в международной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение числа ядерных боеголовок. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В.В. Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г. Во время визита президента США Дж. Буша-младшего в Москву в мае 2002 г, была достигнута договоренность о новом соглашении по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы. В приоритетном порядке был создан в 1995 г. таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путём создания союзного государства, становление которого идёт непросто. В 1997 г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были погашены очаги вооружённых конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе. В 1992 г. шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции.
В сентябре 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве.
Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латино-американскими государствами. Ведущее место здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупнейших государств в мире. В июле 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор о партнёрстве сроком на 20 лет, в котором заложены основы для широкого сотрудничества.
В августе 2003 г, во время визита В.В. Путина в Малайзию был заключён крупный контракт на поставку российских военных истребителей, что серьезно упрочило отношения двух стран. Активно развивается сотрудничество с Вьетнамом в области добычи нефти, с Ираном по сооружению атомной электростанции, что, правда, вызывает резкое недовольство США. В 1994 г. Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона, что создало благоприятные возможности для торговли с ними.
Непросто развивались отношения с Японией, для которой главным вопросом всех контактов с Россией была и остаётся проблема Курильских островов. Традиционным экономическим и политическим партнёром продолжает оставаться Индия, с которой в январе 1993 г. был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, а также заключено соглашение о передаче ей криогенных ракетных двигателей.
В 2000 г. в Москве Президентом была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место России в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответственность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направлениям, как на глобальном, так и региональном уровнях.
Таким образом, в своей международной политике Россия стремится к прочному миру, установлению партнёрских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной и недискриминационной основе.