Развитие права во второй половине XVIII в
Основным законодательным актом было Соборное Уложение, действовало не отмененное петровское законодательство, новые нормативные акты, устные распоряжения императрицы.
В 1767-ом году была создана комиссия по разработке нового Уложения. Были сформированы, нехарактерные для русской государственности 17-го - 18-го века, комиссии, в которые были приглашены депутаты от всех сословий. Эти комиссии были по составу близки к Земским соборам.
Уложенные комиссии рассмотрели наказ императрицы, депутаты высказали свои идеи, начались жаркие дискуссии и споры. Образовалось несколько частных комиссий, работы как бы велись, но Уложение подготовлено так и не было. Смысл всей этой деятельности выразился не сколько в подготовке закона, а сколько в выявлении общественного мнения, но поскольку идеи Екатерины II были с сомнением восприняты основной массой депутатов и возникли бесплодные споры, в 1768-ом году указом императрицы деятельность комиссий была прекращена.
Уг.право. Особых нововведений нет, отменена смертная казнь, но вводится большое количество телесных наказаний, ссылка. Каторга и ссылка это не только вид наказания, но и способ заселения окраинных территорий. "Жалованная грамота дворянству" от 1785-го года освободила дворян от некоторых видов наказаний.
Гр.право. В этой области права наблюдается большое разнообразие источников, но в итоге, эта область меньше чем уголовная урегулирована именно законом. Для гражданского права характерна ярко выраженная сословность, направленная на защиту дворянских привилегий, но ряд законов, который защищал дворянскую собственность в 1782-ом году отменён. Право покупки к заводам деревень получили не только помещики, а все заводчики. Государство гарантировало право собственности на завод и продукцию, но предприятия по добыче золота и серебра на Урале, считались государственными и лишь переданными в частные разработки. Многие казённые заводы переданы частным лицам для эксплуатации. Договоры с недвижимостью заключались только в письменной форме и закреплялись купчими. В семейном праве повышен брачный возраст, для мужчин с 20-ти лет, для женщин с 17-ти, для вступления в брак требовалось согласие родителей, а для офицеров и бюрократии - начальства.
15. Общественный и государственный строй России на рубеже XIX – XX вв.
Россия была аграрной страной, где 2/3 населения проживало в сельской местности, с уникальной, многонациональной культурой и с ужасающей неграмотностью населения. В экономике России, в свою очередь были представлены не только различные экономические уклады, но и элементы различных формаций, начиная с родовой и до капиталистической.
Вся полнота власти принадлежала царю - российскому самодержцу. Главной социальной опорой царизма был дворянско-помещичий класс, высшие представители которого занимали ведущие посты в государственном управлении. Никакого общегосударственного, представительного высшего органа до 1905 года Россия не имела. Сверхцентрализм, сословность, громоздкость и недемократичность - главные черты ее системы управления. До полумиллиона чиновников всех рангов, множество учреждений и органов выполняли на местах царскую волю. В ее распоряжении находились армия, которая в мирное время насчитывала более 1 млн. человек, а также жандармско-полицейский аппарат.
Отличительной чертой России являлась и нерешенность национального вопроса. Любые национальные движения подавлялись беспощадно. Право на самоопределение наций не было реализовано. Исключение представляли лишь Финляндия, имевшая автономию, и Королевство Польское. Государственным языком был русский, православие считалось государственной религией, юридическое и фактическое неравенство было нормой.
Серия буржуазных реформ в России прошла только после 1861 года, когда ликвидировали крепостничество. Крепостные крестьяне получали личную свободу и формально не платили за это. Завершением реформы считалась выкупная операция. Так, судебная реформа, устранившая сословный суд, ввела независимость судей, институты адвокатуры и присяжных заседателей. Впервые появились законодательно разрешенные местные выборные представительные органы власти - земства, имевшие свой бюджет. Значительно была ослаблена цензура. Все это говорило о том, что самодержавная власть вступала, делая лишь первые шаги, на путь превращения в буржуазную монархию.
Изменения коснулись и экономики, и социально-классовой структуры общества. Накануне первой мировой войны Россия была уже вполне капиталистической страной.
Сила промышленного пролетариата заключалась в том, что он, экономически господствуя "над центром и нервом всей хозяйственной системы капитализма", был наиболее политически сознателен и организован. Сила его в России в конце XIX века была и в том, что он по историческим условиям был единственным классом, который мог возглавить революционное движение, повести за собой трудящихся, демократические элементы, и прежде всего крестьянство.
Промышленная буржуазия начала складываться еще до реформы как торговая буржуазия, но оформилась как класс во второй половине XIX века.
Основными источниками пополнения промышленной буржуазии были выходцы из мелкой промышленности, купцов и из дворян. Значительную долю крупной буржуазии составляли выходцы из других стран - немцы, французы, евреи и др. Буржуазия не выступала против помещиков, она добивалась лишь влияния на политическую жизнь страны в союзе с царизмом. Российский государственный капитализм был результатом политики не буржуазного, а самодержавно-помещичьего государства, что объективно не могло не вызвать противоречий, острых проблем в социально-экономической жизни страны.
Развитие общественного хозяйства после реформы 1861 года пошло чрезвычайно быстро, и за десятилетия Россия прошла путь, который другие передовые страны прошли за века.
16. Изменения в государственном строе в ходе революции 1905 – 1907 гг. Основные Государственные законы в редакции 1906 г.
Революция 1905 г. привела к конституционной монархии. Манифест 17 октября 1905 .положил начало конституционализму в России. Гос.Совет в апреле 1906 г. стал 2 парламентской палатой. Функции Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Гос.Совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались. В стране возникают политические партии: либералы, правый центр, крайние правые и левые. Земское движение стало базой для либералов. В 1904 г. « Союз освобождения» уже вполне легально формулирует свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение, демократические политические реформы. Одновременно было принято решение образовать «Союз союзов», который должен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий. В сентябре 1905 г. проходит съезд. Парламент должен был санкционировать любой зак. акт и бюджет. Правый центр был представлен Союзом 17 октября, базировался на принципах Манифеста 17 октября. Выступал за: сохранение единого и неделимого государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия- путь к спасению.
Правые партии, принцип: «Православие, самодержавие, народность». Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриотических союзов, например «Союз русского народа», объединивший ряд черносотенце. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы. Левые партии- образовывались на основе народнической и Марксистской идеологий. В 1898 образование Российской социал-демократической партии. В 1903 г.- распад на «большевиков» и «меньшевиков». Против самодержавия, законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства.
Органы власти и управления. 20 февраля 1906 г. вышел акт «Учреждение Государствегтой Думы», в котором определялась ее компетенция. Избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. В Думу входили министры, комиссии депутатов и Государственный Соеет. Наиболее острым был конфликт между 1 Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, заявила, что она не отступит от этого принципа. 8 июня Дума распущена.(72 дня). В феврале 1907 г. 2 Дума начала работу. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и землеустройство, самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая рефор-ма, введение подоходного налога. Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о гос. бюджете и наборе новобранцев. Дума была распущен(102 дня). Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе «Союзу 17 октября». В III Думе долго обсуждался указ 9 ноября 1906 г.
Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о Государаственном Совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Со-ветом представляться на утверждение императора.
17. Третьеиюньский государственный переворот: суть и значение.
Третьеиюньский государственный переворот 1907, политическая акция царизма, выразившаяся в роспуске 3 июня 1907 2-й Государственной думы и изменении, в нарушение Манифеста 17 октября 1905 и основных законов от 23 апреля 1906, избирательного закона от 11 декабря 1905. Вдохновителем переворота был «Совет объединённого дворянства». С ведома председателя Совета министров П. А. Столыпина охранное отделение сфабриковало обвинение Социал-демократической фракции в Государственной думе в подготовке антигосударственного переворота. Царское правительство потребовало предания суду 55 социал-демократических депутатов Думы и в ночь на 3 июня, не дожидаясь решения думской комиссии, созданной для расследования этого обвинения, арестовало их. 3 июня был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в положении о выборах. Количество выборщиков от крестьян уменьшилось с 44 до 22%, от рабочих —с 4 до 2%. Многие национальные окраины были вообще лишены представительства; Кавказу вместо 29 мест предоставлялось 10, Царству Польскому вместо 37 — 14. Новый избирательный закон предоставил большинство в Думе помещикам и крупной буржуазии, которые вместе имели 65% всех выборщиков. В. И. Ленин указывал, что Третьеиюньский государственный переворот 1907 положил начало так называемой третьеиюньской системе, обеспечившей «...всевластие крепостникам и привилегии буржуазии» . Главной особенностью этой системы явилось попеременное деление контрреволюционного помещичье-буржуазного блока в 3-й Государственной думе на два большинства — правооктябристское и октябристско-кадетское. Это позволяло царизму, проводившему политику бонапартизма, лавировать между помещиками и буржуазией, оставаясь хозяином положения. Третьеиюньский государственный переворот 1907 знаменовал поражение Революции 1905—07 в России, временную победу сил контрреволюции; начался период столыпинской реакции — массовых и жестоких репрессий против рабочего класса и крестьянства, черносотенного террора.
18. Первые Государственные Думы Российской империи: механизм формирования и функционирования.
Изменения гос. строя в результате революции 1905 г. выразились в создании общерос. представительного органа – Гос. Думы (ГД).
Правовым основанием создания ГД стали Манифест об учреждении ГД; Учреждение ГД и Положение о выборах в ГД, подписанные царем 6 августа 1905 г. По этим документам ГД по сути являлась законосовещательным органом, зависимым от самодержавия. В ее компетенцию входили предварительная разработка и обсуждение законопроектов, которые далее направлялись в Гос. Совет (ГС) и затем – на утверждение императора.
Выборы в ГД предполагалось проводить по 3 избирательным куриям на основе имуществен. цензов по принципам сословности и многоступенчатости.
Второй палатой Российского парламента стал реорганизованный Гос. Совет, половина которого назначалась царем, половина избиралась из имущих классов.
Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил создание законодательной ГД. Вводилась новая система выборов (многоступенчатая, по 4 куриям), по которой избирательные права получали и рабочие.
В результате выборов большинство в ГД (27 апреля-8 июля 1906 г.) составили кадеты и октябристы. Из представителей крестьянства сложилась сильная фракция трудовиков, которые предлагали радикальное решение аграрного вопроса (ликвидацию помещичьего землевладения с безвозмездной передачей земли крестьянам), из-за которого 9 июля 1906 г. ГД была распущена.
ГД (20 февраля - 3 июня 1907 г.) имела левое большинство, которое поддерживало решение аграрного вопроса, предложенного трудовиками. ГД была разогнана правительством в результате провокационного обвинения социал-демократов в подготовке гос. переворота.
ГД была созвана в результате единоличного и незаконного изменения императором избирательного закона. Большинство в ГД составили правые партии, послушные самодержавию. Данная ГД была настроена лояльно к императору и правительству, ее деятельность связана с именем П.А. Столыпина, который успешно проводил через ГД политику, направленную на сохранение выборной думы с одновременным обеспечением интересов правящей бюрократии.
19. Изменения в общественном строе в ходе революции 1905 – 1907 гг.
Общественный строй России определялся уже отмеченным переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками преимущественно в деревне, главным из которых являлось помещичье землевладение. Применение отсталых методов ведения хозяйства не позволяло помещикам получать высокие доходы. Они вынуждены были по-прежнему закладывать свои земли, фонд дворянских земель неуклонно сокращался.
Царское правительство принимало меры к сохранению крупного частного землевладения.
В результате развития капиталистических отношений в России продолжают значительно усиливаться экономические позиции буржуазии. Однако пережитки феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил, мешают предпринимательской деятельности буржуазии. Отсталость сельского хозяйства отрицательно отражалась на развитии внутреннего рынка.
Буржуазии все же удавалось приобрести значительную часть земель. Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс, предпочитала дождаться реформ.
Самодержавие, отстаивая в целом интересы помещиков, вместе с тем вынуждено было поддерживать и капиталистов, способствуя капиталистическому развитию страны. Сама царская семья выступала в качестве крупнейшего феодала и капиталиста.
Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906г. Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержания — кулачества.
Указ 9 ноября 1906 г, устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою личную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины.
Вместе с тем реформа способствовала процессу расслоения крестьянства, что привело в конечном счете к обострению классовой борьбы в деревне. Помещики были недовольны ростом влияния деревенской буржуазии — кулаков. Обострились отношения между кулачеством и остальной массой крестьянства, сопротивлявшегося реформе.
Важную часть реформы составила переселенческая политика.
Царизм длительное время препятствовал даже дворянству в создании своей политической партии. Особенно он опасался такого шага после восстания декабристов.
Некое подобие политической партии дворянства было создано в мае 1906 г., когда возникла общероссийская дворянско-помещичья организация под названием «Объединенное дворянство». На соответствующем съезде образовался исполнительный орган этой организации — Совет объединенного дворянства.
В годы первой русской революции возникла монархическая политическая партия — Союз русского народа, основой которой являлись боевые черносотенные организации, создававшиеся для расправы с революционерами. Царизм пытался создать видимость того, что I сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь правительственных мер, вел борьбу с революционным движением путем организации погромов и убийств.
В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Они требовали от царизма уступок в виде весьма умеренной конституции. Идеалом наиболее левых земцев было установление в России конституционной буржуазной монархии.
На съезде земских и городских деятелей, который состоялся после 17 октября 1905 г., произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов (Союз 17 октября), в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики. Октябристы стремились к тому, чтобы добиться у самодержавия некоторых уступок. Они ставили своей целью реализацию обещаний царя, изложенных им в манифесте от 17 октября 1905 г. Видными деятелями партии октябристов были такие крупнейшие богачи, как Родзянко и Гучков.
Несколько более левой была буржуазная конституционно-демократическая партия (кадеты). В нее входили представители преимущественно средней буржуазии. Она также была за то, чтобы добиваться уступок от царизма, не допуская широкого революционного движения народных масс. Наиболее видным деятелем этой партии был Милюков.
Основными движущими силами революционно-демократического лагеря были пролетариат н трудовое крестьянство. На рубеже XX в. возникает социал-демократическая рабочая партия — революционная партия нового типа, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем меньшевики выделились в самостоятельную политическую партию, которая являлась выразительницей интересов мелкой буржуазии и занимала непоследовательную позицию в рабочем движении.
В 1901 г. из остатков народнических организаций образуется политическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсеров). Эта партия отражала в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки. В этот период эсеры выступали против правительственного лагеря, ставили своей целью революционное свержение самодержавия и установление демократической республики.