Понятие и система органов дознания
Органами дознания являются учреждения, гос-ные органы и должностные лица, уполномоченные УПЗ на осущ-ение предвар.расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предвар.следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предвар.расследования для них является вспомогательной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголов.дел, возникающих в своем большинстве в сфере их админ-ной деят-сти. Органами дознания являются не только должностные лица - начальники исправительных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы гос-ного пожарного надзора и т. д. Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, их полномочия установлены УПК и различными спец.законами: "О милиции", "О фед-ных органах налоговой полиции", Тамож.кодексом и др. Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомственными нормативными актами.
Задачами органов дознания, как и органов предвар.следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголов.ответственности и осужден.
В настоящее время к органам дознания относятся:
- милиция;
- командиры воинских частей, соединений и начальники воен.учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими ВС РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении части, учреждения;
- органы ФСБ по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;
- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
- органы гос-ного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;
- органы Фед-ной погран.службы РФ - по делам о нарушениях режима Гос-ной границы РФ, погран.режима и режима в пунктах пропуска через Гос-ную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
- капитаны мор.судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
- фед-ные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;
- тамож.органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.
Органы дознания осущ-яют дознание в двух формах: дознание по делам, по которым предвар.следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предвар.следствия обязательно. При производстве дознания по делам, по которым производство предвар.следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголов.дело и производит расследование посредством тех же процесс-ных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголов.дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осущ-ять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Органы дознания осущ-яют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголов.дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предвар.следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголов.дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности. В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осущ-ить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголов.дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголов.дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголов.дело возбуждается сразу и расследование осущ-ется в общем порядке. Органы дознания осущ-яют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д. В органы дознания выделяются две процесс-ные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осущ-яет свои действия в соответствии с УПК, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов.дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юр-кую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность. Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом "О милиции" она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В криминал.милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предвар.следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминал.милиции осущ-яют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предвар.следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголов.дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминал.милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминал.милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения. К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предвар.следствия. Поэтому в связи со значительным объемом УПД в районных (городских) ОВД, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осущ-яет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности. В вышестоящих ОВД существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осущ-яют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и др. сотрудников, которые впоследствии и осущ-яют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деят-сть, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголов.делу. В таком же порядке организуется дознание и в др. органах дознания, предусмотренных законом. Надзор за точным и неуклонным исполнением УПЗдательства органами дознания осущ-яет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголов.дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предвар.следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголов.дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголов.дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания. Суд.контроль осущ-ется при рассмотрении уголов.дел, предвар.расследование или подготовка в протокольной форме по которым осущ-ись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу. Ведомственный контроль осущ-ется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.