Причины возникновения и пути преодоления. 1 страница

Подюридическими коллизиямипонимаютсяпротиворечия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Коллизии порождаются самыми разнообразными причинами: несовершенство законов, судебные ошибки, произвольное толкование Конституции и других актов, выход отдельных органов за пределы своих полномочий.

Среди разных причин возникновения коллизий, представленных учеными, наиболее приемлемой является классификация деления их на объективные и субъективные.

К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие.

К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые носят «рукотворный» характер, т. е. зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, экономические неурядицы, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация, криминальный беспредел и др.

Выделяют следующие виды юридических коллизий:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Идеальным способом устранения и преодоления коллизий в праве является их снятие – отмена одной или нескольких конфликтующих норм или изменение, уточнение вопросов, регулируемых коллизионными нормами. Это делается в процессе правотворчества, а в правоприменительной деятельности наиболее распространенным способом преодоления коллизий в праве являются коллизионные нормы и положения, выработанные правоприменительной практикой.

Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения. В зависимости от характера коллизии применяется тот или иной метод, используется та, или иная форма, избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода из правового тупика.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

- толкование;

- принятие нового акта;

- отмена старого;

- внесение изменений или уточнений в действующие акты;

-судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

- систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

- переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

- конституционное правосудие;

- оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

Разрешить юрид. коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отд. норм. Зачастую это делается в ответ на запросы гос. органов разных уровней, а также по обращениям обществ. организаций и отд. граждан. Осн. причиной запросов и обращ-й являются неясности в трактовке понятий и терминов, некот. норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта.

Подпробеламив праве поним-ся отсутствие необх. для рег-я общественных отношений правовых норм или их неполнота.

Признаки пробела в праве:

1. Существ-ние конкр., фактич. жизн. обстоят-ва, находящегося в сфере прав. регул-ния или должного в ней нах-ся исходя из принц-в опред. отрасли закон-ва или всей системы права в целом.

2. Отсут-е нормы права, кот-я призвана регул-ть данное обстоят-во, а так же её неполнота.

Виды пробелов:

1. По объёму рег-ния обществ. отн-ния:

а) пробел вследствие полного отсутствия прав. регул-ния обществ. отношения – возникает из-за того, что в обществе существует отн-ние, кот-е должно быть урегулировано правом, но прав. нормы, призванные рег-ть данное отн-ние, в зак-ве отсутствуют.

б) пробел вследствие неполн. урег-ния обществ. отн-ния – возникает из-за того, что составляющая часть обществ. отн-ния, подлежащего правовому рег-нию, правом не охватывается. К этой же группе относятся пробелы, обусловленные недостатками юрид. техники, т.е. возникшие вслед-е стилистических и лингвист. ошибок в формулировании нормы, отсутствия опр. понятий, использующихся в зак-ве, или отсутствия вспомогательных норм. Сущность данного вида пробелов заключается в том, что в зак-ве существуют правовые нормы, регулирующие все составляющие какого-л. обществ. отн-ния, но на практике обнаруживается, что некот. нормы невозможно применить, так как отсут-ют какие-л. вспомогат. или расшифровывающие понятия (наиболее многочисленная).

2. По времени возникновения:

а) первонач. пробелы – обусловлены тем, что законодатель на этапе проектирования нормат.о акта знал о наличии жизн. ситуаций, треб-х прав. рег-ния, но по каким-л. причинам не включил соотв. нормы в зак-во;

б) последующие пробелы – вызываются появлением нов. обществ. отн-ний, кот-е не могли быть предусмотрены законодателем при работе над норм. актом.

3. По вине нормотворческого органа:

а) простительные – когда компетентный на издание нормы орган не знал и не мог знать о существовании отн-ний, требующих (потребующих) прав. рег-ния;

б) непростительные – на момент издания нормы об этих отн-ниях гос. органу было известно.

4. По объёму источника права:

а) абсолютные - полное отсутствие норм права, рег-щих конкретное обществ. отн-ние не только в той отрасли права, кот-я по смыслу и содержанию должна его регулировать, но и аналогич. норм в смежных отраслях;

б) относит. - отсутствие централизованных норм в конкр. отрасли права, но наличие применимых к общественному отношению норм в смежных или других отраслях.

Аналогия закона– решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия закона применяется в том случае, если правоотношение не урегулировано правовыми нормами, отсутствует соглашение сторон, отсутствуют обычаи делового оборота. В этом случаи применяется правовая норма, регулирующая сходные однородные правоотношения. Так, к отношениям по договору услуг, когда он не упоминался в гражданском законодательстве, а по своему характеру и содержанию аналогичен договору подряда и является его разновидностью, применяются нормы, регулирующие отношения по договору подряда. Иногда на необходимость применения той или иной нормы по аналогии прямо указывается в законодательстве.

Аналогия права – решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве, а также при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможность использовать аналогию закона. При аналогии права дело решается не на основе нормы, регулирующей сходный случай, поскольку в законодательстве и таковой нормы нет, а на основе принципов права. Прежде всего такие принципы права, как справедливость, гуманизм.

С применением аналогии решаются только те юридические дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражного производства.

6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ: понятие, место и роль в правовой системе РФ.

Ч. 4 ст. 15 Конституции: общепризнанные принципы и нормы м/нар. права и м/нар. дог-ры РФ являются составн. частью ее прав. системы. Если м/нар. дог-ром РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила м/нар. договора.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 г. Москва «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»:

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами МП при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда РФ постановляет дать след. разъяснения:

1. Под общепризн. принципами МП следует понимать основополаг. императивные нормы МП, принимаемые и признаваемые м/нар. сообществом гос-в в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам МП, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой МП следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое м/нар. сообществом гос-в в целом в качестве юридически обязательного.

2. М/нар. дог-ры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами МП являются составной частью ее правовой системы.

Согласно п."а" ст. 2 ФЗ "О м/н. дог-рах РФ" под международным дог-ром РФ надлежит понимать м/н. соглашение, заключенное РФ с иностр. гос-вом (или гос-вами) либо с м/н. орг-цией в письм. форме и регулируемое МП независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкр. наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

М/н. дог-ры являются одним из важнейших средств развития м/н. сотрудн-ва, способствуют расширению м/н. связей с участием гос. и негос. организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц.

3. Согласно ч.3 ст. 5 ФЗ "О м/н. дог-рах РФ" положения официально опубликованных м/н. дог-ров РФ, не требующие издания внутригос. актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений м/н. дог-ров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

4. Правила действующего м/н. дог-ра РФ, согласие на обязательность кот-го было принято в форме ФЗ, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ.

Правила действующего м/н. договора РФ, согласие на обяз-ть кот-го было принято не в форме ФЗ, имеют приоритет в применении в отн. подзаконных нормативных актов, изданных органом гос. власти, заключившим данный договор (ч.4 ст. 15, ст. 90, 113 Конституции РФ).

5. В случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм МП, м/н. дог-ров РФ рекомендовать судам использовать акты и решения м/н. орг-ций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент МИД РФ, в Мин-во юстиции РФ (н-р, для уяснения вопросов, связ-х с прод-тью действия м/н. дог-ра, составом гос-в, участвующих в договоре, м/нар. практикой его применения).

7. Ответственность в конституционном праве: понятие, особенности, субъекты, основания и порядок привлечения, санкции.

КПО как вид юр ответственности - это применение к лицу (органу, гос-ву), виновному в нарушении предписаний КПН, мер гос принуждения, предусмотренных санкцией юр нормы, и выражающихся в претерпевании им неблагоприятных последствий в виде ограничений личного, организационного или имущественного хар-ра. Существование в конституционном законодательстве мер ответственности, к-рая не может быть отнесена к др известным ее видам (уголов, админ, дисципл, гражданско-правовой, материальной), позволяет говорить о наличии такого вида, как КПО.

Признаки КПО:

1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;

2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);

3) она наступает только при наличии вины.

Основанием КПО является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям КПН и влекущее специальную КПО. Можно выделить

нормативное основание - это норма КП, предусматривающая ответственность.

фактическое основание - это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт - применение к правонарушителю мер гос принуждения.

За нарушение КПН наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и админ. ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Т.о., особенностьюКПО за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав - в соответствии с трудовым; прав собственности - с гражданским и т. д. Поэтому КПО отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

КП содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений (н-р, приобретение гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в рос гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ гос измены или иного тяж преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию).

Виды КПО:

1) отв-ть за нарушение основ конституционного строя РФ;

2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;

3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;

4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;

5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;

6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Субъекты КПО:

1) гос-во в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов гос власти или их должностных лиц (ст. 53 Конст РФ); это относится также к субъектам РФ;

2) гос органы, органы МСУ и должн лица (Пре-зидент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Ген прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Меры КПО различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности:

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов гос власти или их должностных лиц (су-бъект этой меры ответственности – гос-во);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генпрокурора РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, др высших должн лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов МСУ, а также глав субъектов Федерации и глав МСУ, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты - гос органы, органы МСУ и должностные лица);

3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах гос власти и МСУ (субъекты - участники избирательного процесса);

4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты - общественные и религиозные объединения);

5) отмена решения о приеме в гражданство РФ (субъекты - граждане).

* За исключением гос-ва, конституционно-правовой статус к-рого не может измениться под воздействием конституционно – правовой ответственности.

КП предусматривает несколько способов привлечения к КПО: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

1) судебный порядок. В этом порядке гос-вом возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;

2) принятие решения (постановления) компетентным гос органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в рос гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов гос власти и МСУ. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения ГосДумой, а также предоставление заключений ВерСудом и КонстСудом РФ;

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

8. Конституционное право как наука: понятие, предмет, методология, источники и назначение.

Наука КП есть совокупность, система взгля­дов, принципов, идей, представлений, научных знаний о КП как отрасли права, о конст.-прав. институтах и отношениях, а также о практике примен-я норм КП и его истор. развитии в России.

Наука КП – самост. наука. У нее есть собств. предмет изучения и специфич. методы, благодаря чему она и выделяется в самост. науку.

Предмет изучения науки КП:

1) сущность, структура отрасли российского КП, его источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами КП;

3) практика реализации норм данной отрасли;

4) история самой науки КП, построение прогнозов ее развития.

Т.о. наука КП изучает:

ü все конституционно-правовые институты в их историческом раз­витии, в динамике, т.е. не только действующие КПН, но и те, к-рые имели место на предшествующих эта­пах развития гос-ва, а также то, насколько прошлый опыт может быть использован в настоящее время и в будущем; не только отдельные нормы, но их объединения, в том числе закономерности развития отрасли КП, ее характер­ные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

ü властеотношения – т.е. отношения, связанные с осуществлением го­с власти;

ü терриальные пределы осуществления гос власти, распределение власти между отдельными терриями, субъектами Федерации, отношения человека и гос-ва;

ü конституционно-правовой статус личности, политич партий и др общественных объединений, различных социальных общ­ностей;

ü вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и гос-ва.

Наука КП занимает особое место среди др юр наук: это единственная из правовых наук, к-рая изучает общество как целостную систему. В связи с этим многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке КП являются основополага­ющими для др отраслей правовых знаний. Например, разработан­ные ею теоретические положения, принципы, категории имеют опре­деляющее значение для админ, муницип и др отраслей права. В этом и заключается ведущая роль КП в национал системах права всех современных гос-в. Наука КП тесно связана с рядом др гу­манитарных наук, например с политологией. Они взаимодействуют при исследовании таких вопросов, как организация публичной влас­ти, осуществление народом своего суверенитета, участие граждан в управлении делами гос-ва и общества. Подобное сотрудничество способствует разработке оптимальных способов правового регулирования общественных отношений.

Структура системы науки КП:

а) общетеоретические вопросы науки и отрасли КП; Наука КП, относящаяся к числу от­раслевых, изучает элементы отрасли КП. Этим ее задачи не ограничиваются, ибо она наряду с познанием составных частей исследует то общее, что присуще отрасли КП в целом, т.е. хар-р и особенности ее предмета, специфику теории, особенности регулируемых конституционно-правовых отно­ше-ний.

б) учение о Конституции; В науке КП Кон­ституция выполняет двоякую функцию. С одной стороны - она носи­тель конституционно-правовых идей, с другой - форма выражения норм отрасли КП. Конституция является основным источником КП как отрасли. Поэтому целый раздел системы науки КП посвящен этому феномену. В этом разделе изучаются сущность, особенности и юр свойства Конституции, ее виды форма, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри РФ; формы и ме­ханизм реализации констит норм, охрана и защита Консти­туции.

в) основы констит строя (конституционные основы уст­ройства общества и гос-ва); Наука КП призвана сформулировать поня­тие основ констит строя, дать соотношение конст строя с гос и общественным строем, выяснить, какие принципы в своей совокупности могут составлять эти основы, объективно ли введены в Конституцию правовые нормы, составляю­щие этот институт. В этом разделе рассматриваются характеристики гос-ва, форм правления, формы осуществления власти народом, суверените­та народа и суверенитета РФ.

г) конституционный статус личности; Раздел посвящен анализу взаимоотношений гос-ва и личности, учению о правах, свободах и характеристике их отдельных видов. Это целый комплекс проблем, вытекающих из положения человека и гражданина в гос-ве и обществе, из конституционного закрепления прав, свобод, обязаннос­тей граждан, их гарантий, юр природы данных прав и сво­бод. Сюда же примыкают такие проблемы, как демократия и личность, права человека и общие принципы демократии, их соотношение.

д) терриальная организация гос (публичной) власти; В этом разделе изучаются вопросы, связанные с терриаль­ной организацией гос власти, распределением этой власти по вертикали в соответствии с теми или иными формами гос устройства. Проблемными для исследования являются об­щетеоретические "Вопросы государственного устройства, проблемы федерализма, унитаризма и автономии, особенности устройства РФ, виды и хар-р ее субъектов, суверенитет РФ, оптимизация федеративных связей, админи­стративно-территориальное деление субъектов Федерации.

е) конституционные основы системы гос органов, их организации и деятельности. В этом разделе объединяются иссле­дования по многочисленным вопросам организации и осуществления гос власти. Объектами таких исследований являются система и виды гос органов, конституционно-правовые статусы конкретных гос органов, принципы построения этой системы, статус и формы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конст основы органи­зации МСУ. Особенность этого раздела выража­ется в наличии таких подотраслей, как избирательное, парламентское, конституционно-судебное право.

Источники науки КП: нор­мативные и теоретические, результаты социологических исследова­ний и практики деятельности гос органов.

Нормативные источники. Сюда относятся Конст РФ, кон­ституции республик, уставы др субъектов Федерации, законы, иные НПА и акты исполнит органов (в том числе указы Президента), НПА бывшего СССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

Судебные источники. Это прежде всего постановления и опреде­ления Конст Суда РФ, в к-рых дается анализ проблем, вытекающих из конституционных принципов суверенитета РФ, народовластия, прав человека и гражданина, обеспе­че-ния единства, разделения и взаимодействия гос власти, защиты федеративного устройства, обеспечения реального осущест­вления МСУ. Источниками науки являются и решения иных судов, особенно по вопросам защиты конституционных прав граждан, нормоконтроля.

Теоретические источники - труды отечественных и зарубежных ученых, созданные ими концепции. Любая наука разви­вается на базе ранее сформулированных выводов. Они используются по двум основным направлениям: а) критический анализ выдвигав­шихся концепций; б) применение тех из них, которые по каким-то причинам остались не реализованными, но заслуживают внимания в новых условиях. Дело в том, что уче-ные различных эпох и стран объ­ективно применяют разные концептуальные подходы; их выводы могут не только не совпадать, но даже быть противоположными. Ос­мысление последних - важный фактор развития науки.

Результаты социологических исследований - имеют срав­нительно недолгую историю, но получить достоверную информацию и спрогнозировать будущее без их результатов вряд ли возможно. В КП соц исследования применя­ются в любых аспектах, причем их использование сбли-жает КП с социологией и политологией.

Практика деятельности гос органов. Взаимосвязь науки КП и практики двойственна: с одной стороны, практика ставит перед наукой конкретные задачи, с другой - наука способна формулировать выводы практического свойства. Отсюда опыт практической деятельности гос-ва, его органов - важней­ший источник науки КП.

Методология есть учение об основных способах познания объек­тивной реальности и методах исследования материального мира. Метод — совокупность, система приемов, правил, при этом применяе­мых. Наукой КП используются:

Методология науки КП включает общенаучные, спец. и частнонаучн. методы, кот-е примен-ся с учетом специфики предмета познания. Общенаучные методы- это анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системно-структ. и функциональн. методы; специальные методы- статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, связанные с использование данных других наук;частнонаучные методы — формально-догматический, методы толкования права, сравнительно-правовой. Все указанные методы находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга.

Исторический метод. Отрицание без тщательного изучения всего того, что имелось в прошлом, неизбежно приводит науку к лож­ным выводам, лишающим общество возможности нормального разви­тия. Поэтому наука КП рассматривает конститу­ционно-правовые (государственно-правовые) нормы в их историческом развитии, выявляет преемственность в конституционном регулирова­нии, изучает те тенденции своего развития, к-рые по каким-то при­чинам оказались проигнорированными.

Системно-структурный анализ. Практически каждый правовой институт имеет собственную структуру и является элементом более широкой структуры (н-р, конституционный статус гражданина состоит из совокупности зафиксированных конституцией его прав, свобод и обязанностей, и в то же время он - часть, элемент более широкого института - правового положения личности). В ходе сис­темно-структурного анализа устанавливаются структурные элементы какого-либо объекта, своеобразие каждого из них, связи между этими элементами, придающие исследуемому феномену целостность.

Сравнительный подход. При изучении проблем гос-ва и права важную роль играет сравнение действующих институтов или структур с предшествовавшими им, отечественного конституционно­го права и зарубежного. Сравнению подлежат и сами конституци­онно-правовые институты, и практика реализации входящих в них правовых норм, результаты их воздействия на общественные отно­шения. КП как отрасль является составной частью правовой системы РФ, а потому наука изучает положение, место, занимаемое КП в право­вой системе, его соотношение и взаимосвязь с др отраслями права.

Наши рекомендации