IX. 14. Международные отношения в начале 1990-х.
14.1. Финал «холодной войны»
У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны. Поначалу цели внешней политики определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Был взят курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. В Декларации о прекращении состояния «холодной войны» говорилось: «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».
В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.
Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с новой Россией. В России это поняли далеко не Завершение «холодной войны» и распад СССР означали кардинальное изменение глобальной расстановки сил в мире. На протяжении 40 лет этот мир был биполярным, его организующим принципом было противостояние США и СССР. Советский Союз исчез — каким же будет новый мир?
Россия, провозгласившая себя правопреемницей СССР, не была готова предложить свой ответ на этот вопрос. Советская система определения и реализации внешней политики перестала существовать, а новая еще не была создана. США свой ответ провозгласили незамедлительно: новый мировой порядок будет однополярным.
Советская сфера влияния охватывала десятки государств, политических партий и движений, которым СССР оказывал политическую поддержку, экономическую и военную помощь. Основным критерием оказания содействия была их идеологическая близость к марксизму-ленинизму. Российское руководство пришло к власти на волне антикоммунистического движения и немедленно прекратило помощь друзьям и союзникам СССР.
Это открыло простор для борьбы за «советское наследство», в которой Россия практически не участвовала.
Прекращениесразу.
Прекращение советской помощи прежде всего ударило по Афганистану — в апреле 1992 г. правительство Наджибуллы было свергнуто, власть захватили моджахеды. Российской авиации пришлось срочно эвакуировать из охваченного грабежами и насилием Кабула российских граждан, включая персонал посольства.
Соглашение о создании СНГ предусматривало сохранение под единым командованием общего военно-стратегического пространства. Последний министр обороны СССР маршал авиации Е.И. Шапошников стал командующим Объединенными вооруженными силами СНГ (ОВС СНГ). Российское руководство предполагало, что Советская армия трансформируется в ОВС СНГ.
Россия — СНГ.
Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла задача исторической важности — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты. Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве (так называют страны Содружества Независимых Государств, СНГ).
Поначалу руководители бывших союзных республик стремились подчеркнуть свою независимость от России. Но продолжалось это недолго. Проблемы стран СНГ без традиционной российской помощи решить оказалось невозможно.
Соглашение о создании СНГ предусматривало сохранение под единым командованием общего военно-стратегического пространства. Последний министр обороны СССР маршал авиации Е.И. Шапошников стал командующим Объединенными вооруженными силами СНГ (ОВС СНГ). Российское руководство предполагало, что Советская армия трансформируется в ОВС СНГ.
С помощью российских войск были погашены очаги поенных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.
Только за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992 — 1994)
Страны Балтии.
Став независимыми государствами, Эстония, Латвия и Литва должны были решить множество сложных проблем. 90% их товарооборота было связано со странами СНГ. Спад производства имел катастрофический характер. Множество предприятий разорилось и прекратило существование. Рост цен на российские энергоносители (электричество, нефть, газ) вызвал в странах Балтии энергетический кризис. Угроза, что придется прекратить теплоснабжение жилых домов и предприятий, была столь велика, что глава эстонского правительства предложил ввести в стране чрезвычайное положение.
Ситуация изменилась с началом рыночных реформ. Либерализация цен, приватизация, формирование предпринимательства вывели экономику из состояния острого кризиса. Экономическое развитие постепенно стабилизировалось. К середине 90-х гг. частным сектором производилось в Эстонии и Литве более 65%, в Латвии — 60% национального совокупного продукта.
Как и в других странах СНГ, первый этап рыночных реформ имел высокую цену для общества. Снизился жизненный уровень населения. Обострилось имущественное неравенство, появилась безработица. Личные сбережения людей были утрачены.
В 1992 — 1993 гг. в странах Балтии состоялись выборы. В 1994 г. с их территории были полностью выведены российские войска. После этого страны Запада начали оказывать им полномасштабную политическую и военную поддержку. Весной 1993 г. Литва и Эстония, а в 1995 г. Латвия стали членами Совета Европы. С 1995 г. они были приняты в Европейское сообщество, а в 1998 г. объявили о намерении вступить в НАТО.
Отношения России со странами Балтии омрачал болезненный вопрос о положении русскоязычного населения. Лишь и Литве, где к началу 90-х гг. около 90% населения составляли литовцы, эта проблема не имела серьезного значения. Иная ситуация сложилась в Эстонии и особенно в Латвии (доля латышей в составе населения едва превышала 50%). Руководство этих стран стремилось поставить коренное население в особое положение. Парламенты Эстонии и Латвии приняли дискриминационные законы о гражданстве, нарушающие права национальных меньшинств.
Межгосударственные отношения в Прибалтике осложняли и другие проблемы, в частности территориальные претензии стран Балтии к России и друг к другу.
Украина.
24 августа 1991 г. Верховный Совет Украины принял Акт о государственной независимости. 1 декабря того же года на референдуме большинство граждан поддержало это решение. Власть и население полагали, что независимость поможет Украине справиться с проблемами, наладить жизнь людей. Однако общие для стран СНГ трудности не обошли стороной и Украину.
Украина в отличие от России не спешила приступать к экономическим реформам. Сначала она лишь ввела переходную (карбованец), а затем постоянную (гривна) национальную валюту. Началась приватизация в промышленности. Либерализация цен в России, резкое удорожание энергоносителей стали серьезным испытанием для украинской экономики. Обострилась проблема обеспечения украинской экономики нефтью и газом. Падение производства здесь, как и в других странах СНГ, было обвальным.
На основе соглашений с Россией и США Украина приняла статус безъядерной державы и вывела со своей территории ядерные арсеналы СССР.
Белоруссия.
Белоруссия провозгласила свою независимость 25 августа 1991 г. После распада СССР белорусская экономика пережила нелегкие времена.
В отличие от большинства стран СНГ в Белоруссии государство сохранило значительное влияние па экономику. Государству принадлежит большинство промышленных предприятий, по-прежнему регулируются розничные цены нпа продукты пи киши и промышленные товары первой необходимости.
После подписания Беловежских соглашений 1991 г. Минск стал официальным центром Содружества Независимых Государств.
В Белоруссии не было серьезных проблем для более чем миллионного русскоязычного населения, которое наряду с белорусами пользовалось всеми гражданскими правами.
Закавказье.
Азербайджан, Армения и Грузия обрели государственную независимость в конце 1991 г.
Наиболее динамично в 90-е гг. развивалась экономика Азербайджана. Огромные запасы нефти позволили снизить остроту общих для стран СНГ проблем перехода экономики на рыночные рельсы. Сотрудничество Азербайджана с международными нефтяными корпорациями способствовало привлечению в страну больших инвестиций.
После провозглашения независимости перед Арменией встали сложные экономические и политические проблемы. Трудности, вызванные высоким уровнем безработицы, стремительным ростом цен, нехваткой энергоносителей, усугублялись конфликтом вокруг Нагорного Карабаха
Драматична история постсоветской Грузии. Первый президент Грузии 3. Гамсахурдиа отказался от присоединения страны к СНГ. Не сумел он и обеспечить гражданское согласие. В стране, по сути, начиналась гражданская война, массовая эмиграция населения. О суверенитете Абхазии заявило ее руководство.
Тенденция к оздоровлению ситуации наметилась при Э. А. Шеварднадзе, ставшем главой грузинского государства в 1993 г. Грузия дала согласие на строительство на ее территории нефтепровода в Турцию, вступила в СНГ, попыталась снять напряженность в отношениях с Абхазией.
Страны Центральной Азии.
Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан позже других заявили о своем государственном суверенитете. На протяжении 90-х гг. их основным торговым и политическим партнером оставалась Россия. Но она перестала быть их единственным партнером. Все эти страны, кроме Туркменистана, стремились к тому, чтобы получать в прежних объемах и по старым ценам нефть и газ из России.
25 мая 1992 г. был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Казахстаном. Экспорт зерна в Россию представлял важную часть доходов Казахстана. Была введена плата за аренду космодрома Байконур.
Довольно высокой была миграция населения, в первую очередь русских. Только из Казахстана в 1993 г. в Россию выехало около 250 тыс. человек. В то же время из Монголии и Китая в северные районы Казахстана прибыло 105 тыс. казахов.
На север страны, в Астану, была вскоре перенесена и столица Казахстана.
В Узбекистане было построено крупнейшее в Азии предприятие по выпуску корейских автомобилей «ДЭУ». Государство сохраняет доминирующее положение в экономике: устанавливает официальный курс национальной валюты, розничные цены на товары и т. п.
В военно-политический Центральноазиатский союз наряду с Казахстаном вошли Узбекистан и Киргизия.
Вместе с Россией и Белоруссией Казахстан и Киргизия создали в 1995 г. Таможенный союз, дающий немалые преимущества его участникам.
Туркменистан, один из крупнейших экспортеров нефти и газа в регионе, в 90-е гг. занимал обособленную позицию, не вступая ни в какие союзы и региональные блоки.
Таджикистан, самая бедная из центральноазиатских республик, испытал непосредственную военную угрозу со стропы соседнего Афганистана, особенно в условиях захвата власти в этой стране движением Талибан. Россия и страны региона оказывали ему помощь в решении внутренних проблем.
Таким образом, в новейшей истории стран СНГ и Балтии немало общих проблем и особенностей. Однако, несмотря на это, их развитие шло по «расходящимся» линиям. Своеобразие и специфика, постепенно усиливавшиеся, порой приводили к отчуждению друг от друга.