Основные законы и принципы организационных систем
Общие понятия о законах организации. Зависимость, закон, закономерность. Основные требования к законам организации. Закон – необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Зависимость – это характер связи между входными и выходными элементами входа и выхода, поддающийся осмыслению.
Фундаментальные законы создания, функционирования и развития организации (законы высшего уровня). Закон синергии организации. Для любой системы существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал будет в два или более раз больше или меньше суммы потенциалов входящих в нее ресурсов. На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется достаточно редко. Чаще можно наблюдать ситуации, когда хорошо подобранные ресурсы повышают общий потенциал системы на 50-60%, или плохо подобранные ресурсы снижают общий потенциал системы в том же объеме. Потенциал организации, потенциал ее ресурсов. Влияние потенциала составляющих ресурсов на общий потенциал организации. Возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Признаки достижения синергии в организации. Механизм образования эффекта синергии.
Закон самосохранения организации. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится, сохранить себя как целое. Самосохранение как причина сопротивления внешней среде. Инструменты сохранения организации. Методы количественной оценки уровня самосохранения организаций. Каждая система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал. Особое значение закон самосохранения имеет для социальных систем. Данный закон может быть представлен в виде соотношения: S(R1i + R2i) > S(V1i + V2i), где R1i – внутренний потенциал (ресурс); R2i – внешний потенциал организации в i-ой области (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию (возможности организации). V1i – внутренний потенциал организации; V2i – потенциал внешней среды в i-ой области, стремящийся ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред (угрозы для организации). Левая часть формулы носит название «потенциал созидания» (С), а правая – «потенциал разрушения» (Р). Таким образом, сумма созидательных ресурсов организации всегда стремится быть больше суммы разрушительных ресурсов. Формулу можно представить в виде: С>Р. Если это соотношение длительное время не может быть выполнено, то организация прекращает свое существование либо добровольно, либо принудительно. Формирование созидательных ресурсов организации.
Закон развития организации, его сущность. Онтогенез (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Это закон индивидуального развития системы. Неравномерность развития, факторы ускорения и торможения. Онтогенез предприятия. Развитие как движение от простого к сложному. Развитие и рост как изменение соотношения между внутренним и внешним в пользу первого. Развитие как рост организованности. Сложность систем и соотношения фаз жизненного цикла. Смена фаз жизненного цикла системы. Жизненные циклы социальной и, в том числе, хозяйственной организации. Фазы онтогенеза: юность, зрелость, старость. Онтогенез предприятия. Фаза до рождения: исследования и разработки, проектирование и конструирование, строительство, монтаж и наладка. Рождение предприятия: пуск и приемка в эксплуатацию и/или учреждение и регистрация. Учет закона развития в расчетах экономической эффективности.
Законы организации второго уровня. Закон информированности-упорядоченности. В организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения, степень организованности лимитирована степенью информированности. Роль информации в управленческой деятельности. Общие сведения об управленческой информации. Характеристика управленческой информации. Достоверность, ценность и насыщенность информации. Особенности действия закона информированности-упорядоченности. Условия, влияющие на уровень открытости управленческой информации. Информация как мера неоднородности и многообразия. От информированности к компетенции. Общественная упорядоченность и сохранность генетической памяти народа (традиции, музеи, архивы, библиотеки). Информирование о прошлом как профилактика брака в организаторской работе. Информирование о будущем (вероятном) как снижение неопределенности в постановке организаторских задач. Информированность - предпосылка упорядоченности в промышленности, строительстве, транспорте, торговле, страховом и банковском деле. Информационные барьеры консерватизма, "секретности", нетерпимости к инакомыслию как "усечение" области поиска рациональных решений.
Закон единства анализа и синтеза. Принципы реализации закона единства анализа и синтеза. Особенности анализа и синтеза в социальных организациях. Следствия закона единства анализа и синтеза. Дополнения внутри организационных процессов и функций противоположно направленными: разделения - объединением, специализации -универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот. Закон единства анализа и синтеза: разделение, специализация, обособление, дифференциация, с одной стороны, и объединение, концентрация, диверсификация, укрупнение, интеграция – с другой. Механизм действия и использования закона единства анализа и синтеза.
Закон композиции и пропорциональности. Функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели и требует сохранения пропорциональности между организацией и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. Необходимые соотношения между элементами системы, обеспечивающие ее целостность. Понятие гармонии организации. Пропорциональность как нормативное соотношение и мера порядка. Объективные основы пропорциональности. Пропорциональность и стабильность. Пропорции статики организации: соотносительность состава структурных единиц, числа единиц и количества закрепленных за ними функций и т.п. Пропорции динамики организации: соразмерность временных интервалов (фаз, этапов, периодов) процессов, ритмичность, синхронность. Особенности использования закона композиции и пропорциональности.
Взаимосвязь законов организации. Специфические законы социальной организации: «деятельного субъекта», «смены команды», сочетания формальных и неформальных элементов организации, соотношения организованности части и целого, «компенсации» (неупорядоченности системы порядком в подсистеме), замещения в организаторских методах, «политического маятника», «центростремительных и центробежных тенденций» и другие. Значение специфических законов социальной организации для построения и функционирования социальных систем.
Принципы организации. Принципы статической и динамической организации. Принципы формирования процесса организации. Принципы рациональности. Принципы структуризации как обобщенные правила построения региональных структур. Принципы процессуализации как обобщенные правила разработки рациональных процессов. Процесс как реализация поведения системы.
3.5. Организационные структуры: понятие, принципы построения
Сущность структурного подхода к организации. Структура организации. Иерархия в организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Состав внутренней среды. Роли в организации. Баланс организации с внешней средой. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.
Строение организации. Понятие и принципы построения организационных структур. Основные характеристики организационной структуры (сложность – степень разделения деятельности на различные функции, формализация – степень использования заранее установленных правил и процедур, централизация и децентрализация – уровни, на которых принимаются управленческие решения). Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц.