Формы управленческой деятельности

Формы управленческой деятельности - наиболее важный элемент управленческого процесса. Посредством этих форм на практике опредмечивается управленческая компетенция госу­дарства, его органов и должностных лиц. Форма управленческой деятельности - это внешнее, постоянное, типизированное выраже­ние практической активности государственных органов по форми­рованию и реализации управленческих целей и функций.Это также способ внешнего выражения всей совокупности способов, при­емов и методов работы, применяемых субъектом управления для достижения поставленных целей. По формам можно судить о том, как и с помощью каких инструментов государство реали­зует свою управленческую компетенцию.

Можно говорить о нескольких формах государственно-управ­ленческой деятельности - правовых, организационно-правовых и организационных.

Правовые - это формы, посредством которых реализуются конституционные полномочия государства, фиксируются и реа­лизуются его управленческие решения. Правовые формы пред­ставляют собой:

□ законодательствование - установление в законодательном порядке принципов и правил, определяющих технологии уп­равленческой деятельности, поведение и деятельность физи­ческих и юридических лиц, организаций, учреждений и пред­приятий, общества и всех его подсистем. Реализуется законо­дательствование путем проведения общенациональных и региональных референдумов, принятия федеральных зако­нов и законов субъектов федерации, общеобязательных реше­ний представительных органов местного самоуправления;

□ организационно-распорядительная деятельность в правовых формах - управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, предпо­лагающая издание официальных управленческих решений в форме указов, постановлений, приказов, решений, дирек­тив, распоряжений, предписаний, инструкций и т.д.;

□ правосудие - судебное рассмотрение и разрешение в соответ­ствующих процессуальных формах споров и конфликтов, воз­никающих между гражданами, органами государства, соци­альными структурами, физическими и юридическими лицами в процессе реализации управленческих решений. Решения су­дов (постановления, определения, решения, приговоры после вступления их в юридическую силу) должны исполняться все­ми субъектами общественных отношений, независимо от их статуса, места нахождения, финансового положения и т.д.;

□ контроль, который осуществляется в форме инспектирова­ния, оперативных и плановых ревизий, комиссионного изуче­ния положения дел на местах и т.д. Контрольной деятельно­стью занимаются органы исполнительной власти, прокурор­ские структуры, судебные органы, аудиторы счетных палат, специальные инспекции. Контрольные органы, как правило, не принимают каких-то окончательных реше­ний. Они устанавливают факт нарушения принятого реше­ния, на основе чего составляются соответствующие акты и протоколы. Затем следует обращение к президенту страны либо парламенту, правительству, министру или иным выше­стоящим (по отношению к проверяемому объекту) органам. Нередко итоговые материалы контрольных проверок направ­ляются в органы прокуратуры и МВД.

Все перечисленные формы имеют вполне определенный юри­дический смысл, предусматривают юридически значимые действия и влекут соответствующие юридические последствия. Для того чтобы управленческие решения носили официальный характер, они должны приниматься в установленном порядке и оформлять­ся в виде соответствующих правовых актов. В них должны быть указаны все необходимые реквизиты (название и содержание до­кумента, название органа, принявшего документ, регистрацион­ный номер, место и дата принятия, подпись). Только такие доку­менты подлежат обязательному, своевременному и качественному исполнению. Кстати, экспертные заключения, прогнозные оцен­ки, статистические обобщения, социологические данные также должны быть соответствующим образом оформлены и зарегистри­рованы. А значит, разрабатываться и использоваться в режиме строгой законности и подконтрольности, исключая рискованные импровизации, ненужную самодеятельность.

Организационно-правовые формы. Все правовые формы госу­дарственно-управленческой деятельности являются юридически корректными в том и только в том случае, если они разработаны и реализуются в рамках утвержденных организационно-процес­суальных процедур. Такими формами являются:

- организационные действия - реорганизация, реструктури­зация и диверсификация, национализация и разгосударствление, приватизация и процедуры банкротства;

- организационные структуры - комитеты, комиссии, рабо­чие группы, советы.

Процессуальные процедуры закрепляются в кодексах, уста­вах, положениях, регламентах и инструкциях, которые предусма­тривают буквально все «мелочи». Даже такие, как порядок разра­ботки, обсуждения, согласования, визирования и утверждения документа, его регистрацию и обнародование, рассылку и дове­дение до сведения исполнителей. Выход за пределы этих процедур недопустим. Нарушение процессуальных норм равносильно неправомерности самого управленческого решения и влечет не­благоприятные (негативные) последствия для нарушителя.

Организационные (иной раз их называют неправовыми) формы управления связаны с осуществлением определенных коллектив­ных и индивидуальных оперативно-организационных и матери­ально-технических действий и операций. В отличие от правовых форм, в которых выражено одностороннее волеизъявление упол­номоченного на реализацию управленческой компетенции госу­дарственного органа, организационные формы такой официаль­ностью не обладают. Они практически не влекут юридических последствий. На какие юридические последствия можно рассчи­тывать, если договоренность достигнута на совещании или пла­нерке, в рамках «круглого стола», собеседования, оперативного инструктажа и не носит официального характера?

Тем не менее, значимость организационных форм в управлен­ческой деятельности трудно переоценить. Без них нет и быть не может никакого управления. Они позволяют учесть различные точки зрения и подходы, организовать обсуждение проблемы, достичь компромиссного соглашения.

В государственно-управленческой практике используется не­мало различных организационных форм:

- мероприятия научного и научно-практического характе­ра - саммиты, конференции, симпозиумы, семинары, «круглые столы», парламентские слушания;

- мероприятия оперативного характера - совещания, заседа­ния, заслушивание отчетов, «правительственные часы», консуль­тации, оперативки, инструктажи, пресс-конференции, брифинги;

- операции по материально-техническому и финансовому обеспечению управленческой деятельности;

- получение, регистрация и распространение управленчес­кой информации (учет и статистика, делопроизводство, бухгал­терский учет и др.);

- пропагандистские мероприятия, направленные на разъяс­нение принятых управленческих решений и формирование нуж­ного общественного мнения.

Главное, чтобы управленческая активность не сводилась к бю­рократическим мероприятиям «для отчета» и созданию «видимо­сти бурной деятельности». Ведь на подготовку и проведение фор­мальных мероприятий затрачиваются огромные силы и средства, а общественная отдача от них, в лучшем случае, - мизерная. Ре­зультат чаше всего один - использование государственных ре­сурсов в бюрократических, а нередко и в личных интересах.

Множественность организационных форм, количество про­водимых совещаний и заседаний - вовсе не признак демокра­тизма и высокого профессионализма управления. Скорее, наобо­рот. Это свидетельство серьезных пробелов в функционировании управленческой системы, слабости правового регулирования уп­равленческих отношений, непрофессионализма, неуверенности и безответственности тех, кто принимает и реализует решения.

Нередко также недооцениваются условия и факторы рацио­нальности организационных форм. Отсюда массовость совеща­ний в ущерб качественному составу их участников; заданность состава выступающих и самих выступлений, при которой наибо­лее компетентные, принципиальные и заинтересованные специ­алисты лишаются возможности принять участие в обсуждении проблемы; бюрократическое затушевывание реальных проблем и подмена их второстепенными; отсутствие действенного кон­троля исполнения намеченного. Расчет один - убедить обще­ственность в том, что проблемы находятся в поле зрения властей, создать впечатление, что их знают и пытаются решить, хотя на практике все остается по-прежнему.

Мировая наука, накопленный отечественный и зарубежный опыт предлагают немало интересного и полезного в плане повы­шения эффективности различных форм управленческой деятель­ности. При этом главным можно считать вывод о том, что организационные и правовые формы должны использоваться ком­плексно, с учетом их практической значимости. И еще: надо всегда помнить, что нет форм, годных на все случаи жизни. При их выборе необходим конкретный ситуационный подход.

Наши рекомендации