Доктрина правового государства в истории мировой политико-правовой мысли

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Теория правового государства

Выполнил:

Студент ______________А.Е. Баутина

Факультет «Юридический»

Направление Юриспруденция

Группа 1-Ю (б)

Руководитель: доцент, к.ю.н. Борисов А.С.

Оценка:_____________________

_______________ А.С.Борисов

Орел 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..…… 3

1. ДОКТРИНА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ………………………………

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………….

3. ПРИНЦИПЫ (ПРИЗНАКИ) ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА …..

4. ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ……

Заключение ………………………………………………………….…... 44

Библиографический список использованной литературы …………….46

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Теория правового государства». Развитие концепций «правового государства» всегда волновало передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы и историки, независимо от своих взглядов и научных убеждений, во все времена не обходили своим вниманием философских и юридических проблем развития и существования правового государства, как практического института.

В настоящее время в соответствии со ст.1 Конституции РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканкой формой правления. Это положение имеет важнейшее значение, поскольку устанавливает правовую доктрину Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции.

Для любого гражданина, а тем более для юриста, основной закон страны, в которой он проживает, должен быть фундаментом принципов правового поведения. Конституция является отправной точкой при изучении и применении правового регулирования общества. Таким образом, первоочередной задачей правоведа, является установление и анализ теоретических и практических правоотношений, возникающих в связи с применением указанного нормативно-правового акта, в том числе в части касающейся использования определения России как правового государства.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные и политические организации. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического плюрализма и многопартийности.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни общества, является уровень политической и правовой культуры. Правовой нигилизм - один из основных факторов, ограничивающий развитие правовых институтов, необходимых для создания гражданского общества и правового государства.

В настоящее время имеются все предпосылки для развития идеи правового государства, чем и обусловлена актуальность данной работы по исследованию истории зарождения и развития концепции правового государства.

Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство" прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX века (в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение по всему миру.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. В содержательном смысле ряд идей, предшествующих правовой государственности, появились уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму (конец XVII - начало XVIII века).

Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом и гражданином.

При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности (разработанные в трудах Д.Локка, Ш.Л.Монтескье, Д.Адамса, Д.Мэдисона, Т.Джефферсона, И.Канта, Г.В.Гегеля и др.) опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Правовое государство рассматривалось в трудах современных юристов (М.Марченко, В.Червонюка, А.Малиновского, В.Храпонюка, Б.Лазарева, Дж.Ролза, В.Зорькина, Д.Валадеса, С.Данилова, Б.Емельянова, Е.Козлова, А.Мелехина, Л.Мизеса, Л.Морозова, А.Соколова, В.Четвернина, Ю.Шелестова и т.д.).

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере правового государства.

Предмет исследования –теория правового государства.

Цель курсовой работы – рассмотреть теорию правового государства.

Задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть доктрину правового государства в истории мировой политико-правовой мысли;

2) Изучить возникновение и сущность концепции правового государства;

3) Изучить признаки (принципы) правового государства;

4) Рассмотреть проблемы построения правового государства в России.

В ходе исследования применялись комплексный и системный подходы к изучаемым явлениям и процессам. Применялись различные научные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический, анализ, синтез.

ДОКТРИНА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

Доктрина правового государства – одна из исторических форм интерпретации роли и места государства в мире и в обществе, его природы, ценностных и целевых ориентиров.

Доктрина правового государства связана с фундаментальными проблемами понимания государства и права, с особенностями интерпретации природы этих важных социальных явлений. Доктрина и ее теоретические основы имеют важное идеологическое и научное значение для политической и правовой теории и практики, предопределяя в свою очередь решение целого ряда других вопросов теории права и государства.

В становлении и эволюции идей правового государства можно выделить два глобальных этапа:

1) формирование идей и их комплексов, являющихся как бы строительным материалом доктрины правового государства (начиная с эпохи Древнего мира, включая эпоху Средневековья и начало нового времени);

2) формирование и эволюция собственно доктрины правового государства в новое и новейшее время (прежде всего – XIX и XX вв.).

Для познания сложного логического состава идей данной доктрины, относительно устойчивого и переменного в ней, представляется полезным обратиться к вопросам о ее смысловых контурах, границах, элементах, о ее предыстории и эволюции. «Уже в древности, - справедливо пишет В.С. Нерсесянц, – начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти».[1]

В Древнем мире были выдвинуты глубокие идеи о природе права и государства, их соотношении. Уже в это время прослеживаются такие предпосылки формирования будущих идей, вошедших в различные варианты теории правового государства, как идеи о договорном происхождении государства (Мо-цзы, софисты Древней Греции); о естественном праве (софисты Древней Греции, Цицерон и римские юристы); идеи о связанности, предопределенности Небом деятельности правителя,; идеи о космическом государстве Богов с разделением власти на законодательную и исполнительную (Месопотамия); идеи о высших космических законах, предопределяющих все сущее (закон «рта» в Древней Индии, закон «дао» в Древнем Китае); различные варианты идеи о строгом соблюдении законов (школа фа-цзя, Сократ); идеи о правах человека и критика государства за их несоблюдение и т. д.

Разумеется, полноценная теоретическая концепция правового государства в известных в настоящее время античных источниках не содержится. Однако идеи, развиваемые древнейшими мыслителями, явились важными элементами будущей доктрины правового государства и сыграли свою роль в многовековом движении теоретического правосознания к постижению глубинных связей права и государства.

Теория правового государства как внутренне согласованная разветвленная система идей оформляется в новое время, в эпоху осмысления общественным сознанием основных принципов и контуров новых политико-правовых форм общества, приходящего на смену феодальному с его произволом, абсолютизмом, бесправием и незащищенностью личности. Формирующаяся доктрина была результатом осмысления не только внутренней, но и внешней деятельности государства. Заметный вклад в накопление непосредственных предпосылок данной теории и наработок отдельных ее элементов внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, И. Кант и другие мыслители.

Важными предпосылками формирования доктрины правового государства были концепции договорного происхождения государства, разделения властей и неотчуждаемых прав и свобод человека. Идеи о договорном происхождении государства обсуждались еще в древнем мире. Но особенно активно их обсуждение в нескольких вариантах началось в новое время в преддверии формирования капиталистического общества, являющегося формально договорным.

В то же время, имея ввиду многоплановость правопонимания в истории мысли и неоднозначность осмысления природы и эволюции государственности, можно признать, что доктрина правового государства имеет весьма сложный и многовариантный идейный и концептуальный состав и в зависимости от правопонимания и понимания государства может существовать ряд концепций правового государства. Учитывая очевидную взаимосвязь трактовок правового государства с правопониманием, можно констатировать, что основные линии исторической эволюции правопонимания, закладывали основы соответствующего понимания правового государства.

Современная доктрина правового государства в своем составе имеет концепции и идеи разного уровня – от философско-правового и общетеоретического до вопросов отраслевого законодательства и прикладного характера. Общие смысловые контуры исторически развивающейся доктрины правового государства включают, по крайней мере:

1) смысловой состав понятия права с учетом особенностей правопонимания правовых школ и обусловленные ими интерпретации правового государства; понятие и признаки правового государства;

2) соотношение права и государства со смежными явлениями (социальными нормами, властью, политикой); факторы, определяющие природу, назначение права и государства и их соотношение;

3) соотношение права, его форм и уровней с государством и его формами и структурно-функциональными элементами и органами;

4) интерпретацию соотношения права и закона, правового государства и государства законности;

5) определение пределов правового воздействия на государство и ветви власти; смысловые аспекты суверенитета правового государства как субъекта международной политико-правовой системы государств;

6) необходимые для правового государства устройство, методы его деятельности и функции, политико-правовые институты;

7) систему прав и свобод человека и гражданина как существенный момент содержания права и предмет защиты правового государства; определение соотношения народа, нации, человека и гражданина;

8) вопросы о становлении правового государства на практике, о путях формирования правового государства, этапах и возможных направлениях и ступенях его эволюции;

9) уровни правового государства; национальное правовое государство и его интеграция в мировую систему правовых государств; и т.д.[2]

В целом, в результате краткого и, отчасти, фрагментарного исторического обзора идей, синтез которых составил доктрину правового государства, можно сделать следующие выводы об эволюции и содержании этих идей:

1) Доктрина правового государства – многозначное по смыслу явление. Кроме либеральных (республиканских и монархических) концепций правового государства, в ХХ в. имела место фашистская концепция «национал-социалистского правового государства» 1930-х гг. Она служила романтическим прикрытием преступного режима. Также имели место незавершенная социалистическая теория правового государства, а также идеи о правовых теократических государствах, ориентированные на различные религиозные правовые системы и преследующие разные политические и идеологические цели. Поскольку в истории данная доктрина используется и оказывается объектом и средством борьбы разных политических сил в различных целях, необходимо более дифференцировано подходить к разновидностям данной доктрины, учитывать ее реальный смысл и контекст.

2) Доктрина правового государства в истории мысли последних двух веков является одним из основных, но не единственным вариантом моделирования в общественном сознании совершенной и справедливой организации власти. Основной альтернативой доктрине светского правового государства является концепция теократического властвования.

3) История свидетельствует о том, что доктрина правового государства имеет переменное и исторически развивающееся содержание как по составу входящих в не¨ элементов, так и по их смыслу. В то же время прослеживается тенденция сохранения идейно-теоретического «ядра» и системы основных компонентов доктрины. В этом смысле доктрина правового государства является естественным продуктом развития политического и правового сознания человечества.

4) Смысл доктрины прежде всего зависит от понимания права, государства и их взаимосвязи, а также от состава, сочетания и смысловых характеристик идей и концепций, в совокупности составляющих данную доктрину и их корреляции с фундаментальными мировоззренческими идеями о государстве и праве и ценностями политико-правовой теории в целом. Наиболее перспективной представляется концепция правового государства на основе синтетического или интегративного правопонимания.

5) Доктрина правового государства в качестве доминирующей тенденции осмысления современного государства и прогнозирования его развития, включает в себя либеральную и гуманистическую интерпретацию ряда вопросов теории права и государства.

Наши рекомендации