Порядок разработки, принятия и изменения Конституции РФ
Определим особенности порядка разработки, принятия и изменения Конституции РФ.
Одним из основных свойство конституции является её стабильность. По этой причине в большинстве стран применяется усложненный порядок её изменения.
Конституция 1993 года (в сравнении с прошлыми вариантами) использует новую терминологию: понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Они рассматриваются в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
В статье 134 отражен перечень субъектов, которые могут выступитьинициаторами процесса пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
В Конституции указаны три разных режима внесения новых положений в ее содержание: пересмотр, поправки и изменения.
Пересмотр предполагает принятие новой Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения указанных глав не могут быть изменены Федеральным Собранием. В них имеются положения, которые выражают концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивают ее стабильность.
Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее продвижение лишь при его поддержке тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только в этом случае в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание обладает учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. отклонить решения палат Федерального Собрания, которые поддержали инициативу об её пересмотре. При согласии с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатываетпроект новой Конституции, после чего принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. В случае проведения референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины участвовавших избирателей, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей.
Поправки в соответствии с действующей Конституцией допускаются только кглавам 3–8. Они принимаются в порядке принятия федерального конституционного закона, то есть требуют согласия не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Помимо этого, Конституция устанавливает в качестве необходимого обстоятельства для вступления поправок в силу их одобрение представительными органами власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Поправка вносить таким правовым актом как закон РФ о поправке к Конституции РФ.
ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» весьма подробно отражает процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, внесения поправки в её текст и т.д.
Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее, чем за один год со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Федеральный закон предполагает участиеВерховного Суда РФ в проверке законности и правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах РФ.
Согласно указанному закону под поправкой подразумевается любое изменение текста глав 3–8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция положений указанных глав.
После одобрения Федеральным Собранием закона о поправке Председатель Совета Федерации публикует для всеобщего сведения уведомление, которое включает текст закона и даты его одобрения обеими палатами.
Лишь после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ Председатель Совета Федерации передает закон Президентудля подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование её обновленного варианта.
Положения Конституции 1993 года об изменениях относятся только к нормам, которые устанавливают состав Российской Федерации. Статья 137, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ и изменения наименования субъекта.
Принятие и образование в ее составе РФ нового субъекта происходит в порядке, который прописан в федеральном конституционном законе. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и данного субъекта. Изменения наименования субъекта является исключительной прерогативой самого субъекта.
7. Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.
Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.
Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.