Глава 8. административное право
Глава VIII
Административное право. Его задачи и принципы.
Выполнение требований Конституции Российской Федерации по охране прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья и имущества, защите и поддержанию правопорядка в сфере исполнительной власти, возложено на отрасль конституционного права административное право.
Применительно к современному российскому административному праву выделяют два уровня, два компонента содержания:
Федеральное административное право. 2. Административное право субъектов Федерации.
Федеральное административное право выполняет роль фундамента правового регулирования, предопределяет принципиальные основы становления и развития административного права всех субъектов Российской Федерации, которые обязаны при юридическом оформлении механизма организации и осуществлении региональной исполнительной власти учитывать единые начала построения и деятельности государственных органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне.
Таким образом, можно конкретно сформулировать понятие административного права, как отрасли российского права, в целом.
Административное право как отрасль российского права осуществляет защиту и охрану прав и свобод юридических и физических лиц от правонарушений, и регулирует правоотношения, возникающие в сфере исполнительной власти.
Существует мнение, что предмет административного права объединяет и охватывает собой три группы социальных связей:
1. отношения, по реализации государственной и исполнительной власти;
2.внутриорганизационные государственные отношения;
3. отношения, возникающие в процессе общегосударственной публичной власти и контрольной деятельности.
Административное право определяет систему и закрепляет порядок главенствующей очерёдности нормативно-правовых актов, являющиеся её источниками, и в целом либо конкретно регулирующими административные правоотношения:
1. нормы международного права, касающиеся административных правонарушений;
2. Конституция Российской Федерации;
3. федеральные конституционные законы Российской Федерации;
4. нормативные акты Конституционного суда Российской Федерации;
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
6. федеральные законы Российской Федерации об административных правонарушениях;
7. законы субъектов Российской Федерации, и местного самоуправления Российской Федерации об административных правонарушениях;
8. подзаконные нормативные акты Российской Федерации об административных правонарушениях;
9. подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачи административного права всесторонне охватывают наши интересы и регулируют взаимоотношения в различных сферах общественной жизни. По целям они подразделяются на две группы: предупреждение и пресечение отдельных видов административных правонарушений.
|
В административном праве изложены и закреплены три принципа:
1. принцип равенства. Данный принцип устанавливает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Что никакие личные заслуги или личный статус не может повлиять на привлечение виновного лица к административной ответственности. Закрепляя данное положение, принцип гарантирует для физических лиц независимость от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и так далее. Для юридических лиц независимость от места нахождения, организационно-правовых форм, подчинённости и так далее.
2. принцип презумпции невиновности. Хочется сразу отметить тот факт, что в административном праве, в отличии от Уголовного права, этот принцип выделен и сформулирован как самостоятельный. Разработка и закрепление его является теоретической и практической необходимостью, поскольку этот принцип значительно закрепляет права человека и гражданина, привлекаемого к ответственности за административное правонарушение.
Впервые этот принцип был внесён в ныне действующий кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 1 июля 2002 года, и состоящий из следующих элементов:
1) лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения в отношении которых установлена его вина;
2) лицо, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном ныне действующим законодательством об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу Постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело;
3) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
4) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.