Зарубежные модели местного самоуправления и современные тенденции их развития
В настоящее время существуют различные типы и модели местного самоуправления. Англосаксонская – получившая свое распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах, где местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий, а на местах отсутствуют полномочные представители центральной власти, осуществляющие контроль над деятельностью органов местного самоуправления.
В Великобритании местные органы власти получили большие полномочия на рубеже XIX – XX вв., но в 1970-1980-е гг. центральная власть вновь ввела ряд ограничений местного самоуправления.
В США местные органы практически полностью самостоятельные в подведомственных им областях, многие полномочия и сферы деятельности переданы на уровень местного самоуправления и осуществляются без какого-либо вмешательства со стороны не только федеральных органов власти, но и руководящих структур штатов. Причем деятельность местных органов регулируется исключительно законодательством штатов: федеральная власть во взаимоотношения руководства штатов и местной власти практически не вмешивается еще с 1968г. В конституциях всех штатов имеются статьи, закрепляющие права и обязанности местного самоуправления, однако в разных штатах эти права и обязанности далеко не одинаковы. В этом отношении штаты можно подразделить на две группы.
Характерной чертой англосаксонской модели местного самоуправления является принцип, согласно которому органы местного самоуправления могут лишь то, что им прямо разрешено законом.
Континентальная (французская) модель, в настоящее время широко применяется в странах Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. Ее придерживается и большинство франкоязычных государств, а также целый ряд европейских стран. Она основана на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления, представляет собой классическую, иерархическую пирамиду, в которой нижестоящие звенья органов управления напрямую подчиняются вышестоящим. Однако необходимо отметить, что в самой Франции органам местного самоуправления разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов власти.
Во Франции, где конституция была принята после принятия писанной Конституции США и Польши, еще в 1791 году, а затем принимались несколько раз н6овые редакции (1946, 1958 гг. и т.д.) в статье 72, которая посвящена местным сообществам и называется «Территориальные коллективы Республики» сказано, что территориальные коллективы имеют право принимать решения в рамках компетенции, которая может быть им предоставлена на их уровне. При соблюдении условий, предусмотренных законом, эти коллективы свободно управляются выборными Советами и обладают регламентарной властью при осуществлении своей компетенции.
В Италии, которая в организации местного самоуправления также опирается на континентальную модель, в ст. 130 конституции страны записано, что руководство областей имеет право осуществлять контроль за законностью актов местных органов власти.
В Швеции наряду с низовым звеном местного самоуправления, представленным коммунами, существует средний уровень – лэны. В этих структурах органов местной власти центральное правительство имеет своих представителей, контролирующих их работу.
В Нидерландах местное самоуправление получило правовое закрепление в 1948 г., когда были пересмотрены многие статьи конституции и муниципалитеты получили статус независимых единиц. Но в конституции особо подчеркивалось, что правительство страны сохраняет контроль за органами местного самоуправления, а также, что местные органы играют двойную роль – управляют своими территориями и одновременно являются помощниками центрального правительства.
В целом ряде государств успешно функционирует так называемая смешанная модель самоуправления, включающая элементы англосаксонской и французской моделей. Это в определенной степени относится к Японии, Германии, Австрии. Например, в Конституции земли Бранденбург определено, что общины и союзы общин, имеющие право на самоуправление, вместе с тем находятся под правовым надзором земель. «Земля может законом обязать общины и союзы общин к выполнению задач земли, если одновременно регулируется вопрос покрытия издержек. Поручая задачи, земля может сохранить за собой право давать в соответствии с предписаниями закона указания».