Межличностный стиль переговоров
Грамотность ведения переговоров во многом зависит от способности создать положительный психологических настрой, учитывающий поставленные цели и эмоциональный баланс, с которым стороны включились в переговоры. Возможна ситуация, при которой каждая или одна из сторон выдвигает требованиях целью добиться уступок от противоположной стороны, не желая искать компромиссного решения. Очень часто стороны плохо представляют, каких именно целей они желают достичь. Недостаток знаний по предмету переговоров приводит к невозможности достижения рационального решения. Наиболее сложной является стратегия переговоров на макроуровне, особенно при большом количестве участвующих сторон.
Гораздо проще протекают переговоры, когда в них участвуют две или три стороны с четко определенными целями и желанием идти на некоторые уступки. Переговоры будут более успешны, если в процессе их ведения повысится степень доверия оппонентов друг к другу. Доверительные отношения участников конфликта — залог успеха в достижении поставленных целей и сведении противоборства к нулю.
К переговорам надо подходить с позиции коллегиальности (партнерства), избегая позиции превосходства и зависимости, которые могут быть достигнуты психологическим давлением.
Подобные позиции бесперспективны, т.к. способны вызвать в человеке неадекватные реакции, основанные на таких качествах человека, как эгоцентризм, самоуважение, соперничество и т.п. И естественно, вместо потребности найти компромиссное решение, возникает желание «уничтожить» соперника. И далее, если вы достигли положительного результата, то это нельзя назвать победой, т.к. вы приобрели себе врага и, скорее всего, это всего лишь временная передышка и конфликт возобновится через некоторое время. Примирение возможно, если в процессе переговоров достигнуто ощущение безопасности, конфиденциальности и взаимовыгодности результатов переговоров. Искренняя демонстрация заинтересованности и уважения к партнеру позволяет сохранить ощущение свободы выбора при принятии решения. Важно избегать стереотипов в оценке собеседника, не использовать обобщений, а наоборот, стараться положительно оценивать индивидуальные качества и поступки оппонента. Нельзя «давать волю» чувствам, поддаваясь эмоциям, вы ослабляете свои позиции и затягиваете переговорный процесс. Не нужно уходить от темы переговоров и переключаться на обсуждение недостатков собеседника, т.к. это только усложнит достижение цели и может привести к обострению конфронтации. Перед началом переговоров необходимо достигнуть состояния внутреннего спокойствия, попытаться осознать потребности участников, их мотивы, понять личностные особенности оппонента. Понимание, что результат, мотивы и предмет переговоров очень важны для всех его участников, способность взглянуть на ситуацию глазами собеседника — важная составляющая удачного исхода переговорного процесса.
Существует несколько конкретных приемов, способных создать благоприятную атмосферу во время ведения переговоров. В учебнике «Конфликтология» под редакцией А.С. Кармина приводятся следующие факторы, способствующие налаживанию контакта:
1) приветствие, улыбка, рукопожатие или наклон головы;
2) обращение по имени и отчеству;
3) сокращение физической и психической дистанции: вставание
при приветствии, выход из-за стола, провожание до места;
4) наклон в сторону собеседника, оптимальное для него расстояние,
расположение под углом, отсутствие преграды между партнерами;
5) нейтральные или положительные первые фразы, открытость •
позы и жестов, расстегнутый пиджак, равенство позиций;
6) подстройка к партнеру (достижением сходства позы, стиля речи,
ритма дыхания), доброжелательный тон голоса, сосредоточенность на партнере, отсутствие внешних помех;
7) готовность к приходу собеседника, положительная обратная
связь, выражение понимания, сопереживания;
8) готовность честно признать промах;
9) умеренная мимика и жестикуляция, уверенность, неторопливость.
57. Особые случаи переговоров, многосторонние переговоры
Главной отличительной чертой многосторонних переговоров является то, что их участниками выступают не два субъекта (не две группы переговорщиков), а несколько. Наиболее простой путь к многосторонним переговорам тот, когда два субъекта, не договорившихся между собой, обращаются к третьему для беспристрастного рассмотрения спора. Другой путь возможен в том случае, когда спорное положение затрагивает интересы разных субъектов. Виды многосторонних переговоров бывают следующие:
1)«Третейский суд». Этот суд подразумевает обращение недоговорившихся двоих к третьему. Во-первых, наличие постоянно действующего апелляционного органа (например, Международного суда, Организации Объединенных Наций и т.д.). Во-вторых, организуемые специально для подобного случая международные комиссии и экспертные группы. Незаинтересованная сторона может непредвзято оценить тяжущихся. Желаемым соглашениям предшествуют предварительные договоренности и соглашения. Недостатки многосторонних переговоров типа «Третейский суд» в том, что они требуют определенной платы. Это наиболее сложная процедура, регламент, формы согласования и наблюдения за выполнение статей договора, издержки во времени и многое др.;
2) «Дележ добычи»представляет собой договор сообщников, делящих добычу после окончания «охоты». Международная практика знает много подобных договоренностей: это разделение сфер влияния, дележ колоний и т.д. В разрез разговорам о справедливости и общественных идеалах здесь в центре внимания выступает такая проблема, как разделить «пасхальный пирог». Как правило, это происходит по принципу «львиной доли»: «Первая добыча моя, потому что я лев!» Определяющим мотивом в переговорах этого типа является принцип пая, зависящий от величины взноса (иногда от силы, авторитета, влияния и т.п.);
4) «Сеанс одновременной игры».Здесь предмет, ставки, претензии и притязания взаимосвязаны. Проигрыш одного необязательно проигрыш другого. Превосходство над явным оппонентом может привести к тому, что в итоге наибольший «куш» получит неявный оппонент. Цель переговоров данного типа — баланс сил. Отсюда и наиболее сложная тактика: никогда не идет игра на победу, поскольку победа над кем-то может внезапно
обернуться проигрышем перед другим. Многосторонние пере
говоры — постоянные маневры, постоянное движение партнеров относительно друг друга, они похожи на детскую игру, когда участники движутся вокруг ведущего и замирают по его команде. Здесь нет дирижера, и никто не командует, кроме своего личного и общего интереса. Максимальное их совпадение моментально. Именно его ожидают участники переговоров. В момент, когда прозвучит неслышимый сигнал, все участники замрут в том положении, к которому стремились. Из этого следует, что цель маневров в многосторонних переговорах—стремление занять наиболее выгодную позицию относительно других участников переговоров.
Многосторонние переговоры — это общая дискуссия, невозможная без общего протокола заседаний, секретариата, ведения соответствующей документации, выбора председателя и наделения его определенными полномочиями (открывает конференцию, оговаривая в своем выступлении цели и задачи обсуждения, и следит за регламентом, объявляет выступающих, оглашает решения, провозглашает конференцию закрытой). Зачастую определяет приемлемость или неприемлемость того или иного решения, голосования.
Многосторонние переговоры — наисложнейшая форма взаимодействия, представляющая собой надежный инструмент разрешения сложных конфликтных ситуаций.