Европа и Россия: формирование централизованных государств
Л. В. Названова
кафедра истории России
для студентов I курса
Методические указания
к семинарским занятиям по курсу «История»
По новым ФГОС ВПО, утвержденным Минобрнауки в 2009-2010 гг., с 2011/2012 учебного года в высших учебных заведениях России практически по всем профилям подготовки бакалавров введен новый учебный курс «История». По сути своей он носит несколько эклектический характер, так как выделенные часы не позволяют в полной мере рассмотреть все основные проблемы мировой и Российской истории. В этой связи целеобразно для изучения на семинарских и практических занятиях определение глобальных тем. С одной стороны, необходимо понимание истоков возникновения, этапов становления обществ, государств, а, с другой,- изучение и анализ тех вопросов, которые отражают общее и особенное в развитии мирового сообщества и Российского государства.
Семинар №1
Тема. Древний мир.
Возникновение и становление цивилизаций
1. Истоки и основные типы цивилизаций в древности. Специфика древних цивилизаций. Древний Восток.
2.Античный мир: Древняя Греция и Древний Рим (государственный строй, общество, культура).
Л и т е р а т у р а:
· Виппер Р. Ю.Васильев А. А. История древнего мира. История средних веков. М., 1993. Разд. История Древнего мира.
· История России в мировой цивилизации. Курс лекций под редакцией А.А. Радугина. М., 1997. Тема 2.
· Поляк Г. Б., Маркова А. Н. Всемирная история. М., 2009. Глава 2, 3.
· Россия и мир. Учебная книга по истории. Под ред. А. А. Данилова. М.,1995. Тема 1,2.
· Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2009.
Семинар №2
Тема. Цивилизация Древней Руси (4 час.)
1. Становление европейской цивилизации. Европейское средневековье и его периодизация.
2. Место России в мировой цивилизации. Факторы самобытности русской истории.
3. Проблемы возникновения Древнерусского государства:
а) ранняя история славян;
б) этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности;
в) призвание варягов, «норманнская» теория.
4. Этапы становления Киевской Руси. Проблемы внешней и внутренней политики (Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый).
5. Феодальная раздробленность и её последствия.
По первому вопросунеобходимо дать общую характеристику и особенности становления и развития средневековых европейских государств.
Изучение вопроса «О месте России в мировой историческом процессе. Восток – Россия - Запад» необходимо начать с курса лекций Семенниковой Л. И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций»[1] и учебного пособия по истории России под ред. А. А. Радугина[2].
Это позволит понять, что Россия располагалась в Европе и Азии (Евразия) и в процессе своего становления и развития постоянно «дрейфовала», испытывая на себе в разные исторические периоды влияние то Запада, то Востока. В то же время Россия – самостоятельная цивилизация, имеющая свои особенности и факторы самобытности, что позволяет ей быть непохожей ни на Запад, ни на Восток (географическая расположенность, малая заселённость территории и т. д.). Покажите их. Для этого необходимо прочитать лекции III и IV из «Курса Русской истории» В. О. Ключевского (см. Курс русской истории в 9 тт.)[3], а также ознакомиться с материалами учебного пособия Л. И. Семенниковой [4].
Для выяснения сути споров о восточных славянах, их прародине следует определить существующие гипотезы по данному вопросу, причины их появления, аргументы «за» и «против». В этом плане студентам поможет курс лекций Данилевского И. Н.,[5] где даётся анализ всех имеющихся точек зрения (как традиционных, так и новых).
Проблема образования древнерусского государстваи сегодня является дискуссионной. В центре внимания существующих споров – самостоятельное развитие государственности на Руси или привнесено извне. Наряду с этим, уже ставшим традиционным спорным вопросом, в последние годы возник другой: кто такие варяги? Для его правильного понимания необходимо иметь ввиду, что в экономической и социальной жизни восточных славян имелись объективные условия для возникновения государственности: развивались феодальные отношения, сельское хозяйство, ремесло, города, торговые связи, устанавливалось единство материальной и духовной культуры.
Отдельные племенные княжения и военно-политические союзы были зародышевой формой государственности у славян. В этом плане важное место занимает «военная демократия», возникшая в VIII–первой половине IX в., как переходный период на пути к государству. При изучении этого вопроса студентам следует разобраться в сути «норманнской» теории, времени появления и её «жизненности». Почему и в дореволюционной историографии и в современной есть её защитники и противники (см. Карамзин Н. М., Ключевский В. О., Соловьёв С. М. И др.)
Немаловажное значение для понимания проблемы имеет вопрос о происхождении и значении слова «Русь». За долгие годы изучения этимологии этого слова появилось множество точек зрения: предлагались славянские, древнерусские, шведские, иранские и другие происхождения названия «Русь». В этом споре участвуют как историки, так и лингвисты.[6]
Содержание следующей проблемы плана охватывает политическое развитие древнерусского государства с конца IX в. до конца X в. Именно в этот период на Руси происходило становление государственности, формирование феодальных отношений. Студентам необходимо обратить внимание на функции высших органов власти, на их состав и статус, на феодальное право, суд, а затем сформулировать вывод о характерных чертах политического развития древнерусского государства, т. е. об особенностях раннефеодальной монархии. Подробно рассмотрев деятельность первых русских князей: Олега, Игоря, Ольги (вопрос для размышления: почему внутреннюю политику князя Святослава мы здесь не рассматриваем?), выделите основные направления их государственной деятельности.
При самостоятельном анализе данного вопроса обратите внимание на ход борьбы русских князей с кочевниками (хазарами, печенегами); сравните договоры Руси с Византией 907 г., 911 г., 944 г. и сделайте вывод о том, на основании каких данных мы можем говорить о росте международного авторитета Руси в первой половине X в. Завершает вопрос о внешней политике первых русских князей рассмотрение деятельности князя Святослава – талантливого полководца, русского Александра Македонского. Может быть именно ему обязаны взлётом международного престижа Владимир I и Ярослав Мудрый? Для ответа используйте мнения историков, сравните их точки зрения.
При подготовке материала о крещении Русинужно обратить внимание на настоятельную необходимость принятия монотеистической религии Русью в к. X в. Постарайтесь сформулировать причины принятия христианства Русью. Для этого необходимо рассмотреть экономическую, политическую ситуацию в Киевской Руси в сер. IX – к. X века, культурное развитие древнерусского государства и его взаимоотношения с другими странами. Перед Русью стоял выбор: какую из мировых религий принять – ислам, иудаизм или христианство? Подумайте, какими факторами обусловлен выбор христианства, а тем более не католического, а православного образца. Для решения этой проблемы обратитесь к тексту «Повести временных лет», трудам современных историков; сравните взаимоотношения между государством и церковью в Западной Европе и Византии.
Знание фактического материала, а именно: процесса и обстоятельств принятия христианства на Руси, методов введения новой религии и реакции населения страны на этот процесс – поможет осмыслить причины появления такого духовного феномена как «двоеверие». Внимание следует обратить и на другие последствия принятия христианства в политической, культурной, внешнеполитической сферах. Определите, как христианская культура, принесённая на Русь из Византии, адаптировалась к культуре языческой; какие особенности, свидетельствующие о синтезе языческой и христианской культур можно выделить в литературных произведениях, памятниках архитектуры и искусства X – XII вв
Вопросо деятельности Ярослава Мудрого и его преемников тесно связан с вопросами экономического (становление вотчины, расцвет городов и ремесла), социального (появление различных категорий свободного и зависимого населения) и политического (укрепление власти князя и христианской церкви) развития Киевской Руси в XI–н. XII вв. Чтение текста «Русской правды» и его анализ помогут ответить на этот вопрос.
Сделайте общий вывод об уровне развития Киевской Руси в к. X – н. XII вв., который подведёт итоги семинарского занятия.
Тема феодальной раздробленности на Руси по содержанию довольно сложна, т. к. требует понимания не только процессов, определивших сущность этого периода, но и рассмотрения всей предшествующей истории Руси как совокупности предпосылок децентрализации.
Изучите экономические, социальные и политические процессы, имевшие место в русских землях в XI – XII вв. Наряду с выявлением предпосылок распада Руси определите, какие из них можно считать главными, оказавшими непосредственное влияние на становление раздробленности, а какие – их следствиями. Последствия феодальной раздробленности – вопрос, по-прежнему открытый и спорный в исторической науке. Для того, чтобы самим ответить на него, необходимо проанализировать развитие отдельных русских земель в этот период: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской феодальной республики. Было ли это развитие прогрессивным, по сравнению с предшествующим периодом? Каждая из этих земель развивалась самостоятельно, и в результате обособленного развития приобрела особые черты в хозяйственном укладе, форме политического устройства, культуре. Постарайтесь выяснить, чем определялись особенности развития этих княжеств, какой отпечаток на него наложила деятельность князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Романа Мстиславовича и Даниила Романовича Галицких, Александра Невского.
Обратите внимание на попытки западных стран подчинить себе русские княжества. Выделите причины и цели экспансии Запада на Русь в нач. XIII века.
Сделайте общий вывод об основных тенденцияхразвития русских земель в домонгольский период феодальной раздробленности на Руси. трагедией для десятков тысяч человек. Приступая к изучению этой темы, студентам предлагается выяснить причины, побудившие монголов начать свои завоевательные походы в начале XIII века. Для этого нужно обратить внимание на уровень развития монгольского общества в это время, на происходившие в нём изменения. Определённое влияние на ход этих изменений оказала личность Чингисхана, человека, объединившего монголов и создавшего единое монгольское государство, а затем и монгольскую державу.
Нападение отряда армии Чингисхана на половцев и битва на реке Калка в 1223 г. стали первыми предупреждениями русским о приближающейся трагедии. Тем не менее, ошибки, сделанные русскими князьями в битве на реке Калке, были повторены во время нашествия хана Батыя на Русь. Определите эти ошибки, причины, в результате которых русские земли были относительно быстро завоёваны монголо-татарами.
Период ордынского владычества на Руси получил название «монголо-татарское иго». Изучите фактический материал о политике монголо-татар, проводимой ими в русских землях, и определите особенности отношений между завоевателями и побеждёнными, наложившие отпечаток на содержание понятия «иго».
Проблема влияния ига на историческое развитие Руси рассматривалась ещё дореволюционными и советскими историками. Современные исследователи продолжили дискуссии по этому вопросу. Неоднозначность существующих мнений определяется различной степенью влияния ига на экономику, государственность, культуру и развитие русского этноса. Было ли это влияние только отрицательным? Определите различия между точками зрения авторов, ознакомившись с трудами 2-х–3-х историков. Сформулируйте собственное мнение по данной проблематике и аргументируйте его.
Раскройте содержание понятий и ответьте на вопросы:
мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, язычество, полюдье, фольклор, государство, функции государства, праславяне, этнос, аккультурация, ассимиляция, старшие и младшие дружинники, вече, дань, великое переселение народов, союз племен, язычество, военная демократия, государство, Киевская Русь, вотчина, двоеверие, закуп, митрополит, культура, монотеистическая религия, православие, рядович, «Русская правда», смерд, синкретизм, холоп, феодал,
феодальная раздробленность, удельный период, посадник, хан, ордынское иго, рыцарский орден, феодальные междоусобные войны, баскак, ярлык, Золотая орда, кормления, вотчина, республика, феодальная раздробленность, монархия, вече, бояре, улус.
Подобратьи систематизировать материал о предпосылках становления государственности у восточных славян.
Определить на карте расселение (по разным гипотезам) восточно-славянских племен и др. народов Восточной Европы, пути Великого переселения народов».
Подобрать и проанализировать материал, раскрывающий специфику социально-политического строя и экономического развития отдельных русских земель.
На основе«Повести временных лет», «Поучения» Владимира Мономаха и «Слова о полку Игореве» показать сущность и последствия княжеских междоусобиц.
Покажите, какой порядок управления русскими землями установился после Батыева нашествия, как он изменялся в период татаро-монгольского ига и повлиял на развитие российской государственности.
Определитьна карте направления походов Чингизхана, Батыя, немецких и шведских рыцарей.
Л и т е р а т у р а
· Асов А. Славянские руны и «Боянов гимн». М., 2000.
· Гумилев Л. Князь Святослав Игоревич //Наш современник. 1991. № 7, 8.
· Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков
(IX-XII вв.). М., Аспект Пресс, 1999.
· Дорогами тысячелетий. М., 1989.
· Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под. ред. Е. А. Мельниковой М., 1999.
· Ионов И.Н. Российская цивилизация IX- начало XX в. М., 1995. Гл. I,
· История Россия. В 3-х тт. М., 1996. Т. 1.
· Карамзин Н. М. История государства Российского Т. 1. Гл. IX , Х, Т. II. Гл. III, VII.
· Кожинов В. Об эпохе святой Ольги. Тихомиров М. Ольга. //Наш
современник. 1991 .№ 6.
· Лесной С. Откуда ты Русь? Ростов/Д., 1995.
· Мифы древних славян. Саратов, 1993.
· Мифы народов мира. М., 1994. Т., 1,2.
· Поляк Г. Б., Маркова А.Н.Всемирная история. М., 2009. Гл. 4.
· Рапов О. Кто создал русскую // Родина. 1994. № 9. С. 26-33.
· Россия и мир. Учебная книга по истории. Под ред. А. А. Данилова. М.,1995. Введение, тема 1,9,10.
· Русанова И. П., Тимощук Б. А. Во времена Збрутского идола // Вопросы истории. 1990. № 8.
· Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1995.
· Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1991.
· Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2009.
· Семинарские занятия по истории мировой духовной. Часть 1. Ростов/Д., 1994.
· Скрынников Р. Г. Войны Древней Руси // Вопросы истории. 1995 № 8.
· Соловьев С.М. Об истории Древней России. М., 1992. Гл. 5,6,7,8.
· Хрестоматия по истории России. М., 1994. Т.1
Семинар №3
Европа и Россия: формирование централизованных государств.
Московское царство
1. Образование централизованных монархий в Европе: сущность и особенности процесса централизации.
2. Этапы становления русского единого государства. Москва – собиратель русских земель. Иван Калита и его сыновья.
3. Роль Московского государства в борьбе за национальную независимоть. Куликовская битва.
4. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Иван III.
Постановка первого вопросатребует изучения материала и по всемирной истории. Необходимо выявить особенности формирования централизованных монархий в Европе и России, помня о том, что процессы централизации шли параллельно.
Ознакомление студентов с содержанием второго вопросаследует начать с причин выдвижения Москвы, победы её в борьбе за лидерство с другими русскими городами и, в частности, с Тверью. Для этого необходимо сопоставить как факторы местоположения, экономического развития этих земель, так и политическую деятельность князей в борьбе за ярлык, а также методы, которыми они добивались поставленных целей. Выделите этапы формирования русского централизованного государства. Среди московских князей наиболее интересен Иван Калита, чьим политическим кредо стал принцип «цель оправдывает средства». Определите, каково значение деятельности этого князя для судеб московского княжества и для истории России в целом.
Крутой поворот в политике московских князей по отношению к Орде произошёл в княжение внука И. Калиты – Д. Донского. Анализ содержания этой политики – тема третьего вопроса семинара. Борьба с Золотой Ордой, кульминацией которой стала Куликовская битва, а также успешное противостояние попыткам литовского князя Ольгерда овладеть русскими землями делают Москву центром борьбы за национальное освобождение. Этому способствует и активная позиция русской церкви, которая в лице Сергия Радонежского вдохновила русский народ в отстаивании им права на национальную независимость.
В деятельности всех московских князей, начиная с середины XIV века, прослеживались централизаторские тенденции. Этот процесс завершился объединением русских земель в единое централизованное государство в начале XVI века. Рассмотрение предпосылок объединенияи его завершения при Иване III составляет содержание следующего пункта семинарского занятия. Студентам предлагается, самостоятельно изучить экономические, социальные, политические процессы, происходящие в русских в XIV-XV вв.
Завершение объединительного процессапроизошло при Иване III, первом «государе всея Руси», личность которого во многом которого определяет специфику государства. Проанализируйте деятельность Ивана III и его преемника Василия III и выделите основные направления их внутренней и внешней политики. Дайте оценку новому своду законов: Судебнику 1497 г.
Сделайте вывод о создании единого российского государства, который подведёт итоги семинарского занятия.
Раскройте содержание понятий и ответьте на вопросы:
социальная стратификация, «стояние на реке Угре», феодальная война, церковная смута, централизация, ярлык.
Л и т е р а т у р а:
· Бурлаков Н. Куликовская битва на Воже? //Родина. 1999, № 9.
· Бурлаков Н. Куликовская битва на Воже? //Родина. 1999, № 9.
· Великие государственные деятели России. М., 1998.
· Великие государственные деятели России. М., 1998.
· Виппер Р. Ю., Васильев А. А. История древнего мира. История средних веков. М., 1993. Раздел «История средних веков»: I, II, V.
· Горский А. А. Москва, Тверь и Орда в 1300-1339 гг. //Вопросы истории, 1995, №4.
· Горский А. А. Москва, Тверь и Орда в 1300-1339 гг. //Вопросы истории, 1995, №4.
· Горский А. А. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды //Вопросы истории. 1995, № 5.
· Горский А. А. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды //Вопросы истории. 1995, № 5.
· Иловайский Д. И. Очерки отечественной истории М., 1995. Куликовская битва.
· Иловайский Д. И. Очерки отечественной истории М., 1995. Куликовская битва.
· Ионов И. Российская цивилизация М., 1995. Гл. 3. §3, 4; Глава 4, §1, 2.
· История России в мировой цивилизации. Курс лекций под редакцией А.А. Радугина. М., 1997. Тема 5,6.
· Карамзин Н. М. Соч. в 12 тт. М., 1989. Т. 4. Гл. 9; Т. 5, Гл. 4; Т. 6, Гл. 1.
· Ключевский В. О. Соч. в 9 тт. М., 1988. Т. 2, лекц. 21, 25.
· Кобрин В. Б. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси (к постановке проблемы). //История СССР. 1991, №4.
· Костомаров Н. М. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1990.
· Кучкин В. А. Дмитрий Донской //Вопросы истории, 1995, №5-6.
· Платонов С. Ф. полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск, 1996. с. 155-198.
Поляк Г. Б., Маркова А.Н.Всемирная история. М., 2009. Глава 5.
· Попов А. Куликовская битва на месте //Родина. 1999, №9.
· Попов А. Куликовская битва на месте //Родина. 1999, №9.
· Россия и мир. Учебная книга по истории. Под ред. А. А. Данилова. М.,1995. Тема 5,8.
· Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2009.
· Соловьёв С. М. Об истории древней Руси. Кн. 2, Т. 3, из гл. 5, 7; Т .4 из гл. 3; Кн. 3 Т. 5 (1); из гл. 1. и 5.(II) из гл. 3.
· Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. М., 1996. с. 259-263; 267-269. (идея власти; государство и общество).
· Юрганов А. Л. У истоков деспотизма //История Отечества: люди, идеи решения. Часть I, М., 1991.
Семинар №4 (4 часа)