Как готовиться к экзамену по отечественной истории
Не секрет, что многие студенты-первокурсники при подготовке к экзамену по отечественной истории впервые в жизни сталкиваются с проблемой: как усвоить такое огромное количество информации! Одни, поняв, что это невозможно, пишут шпаргалки, другие – прибегают к всевозможным техническим средствам, и – пытаются сдать. Однако, при устной сдаче экзамена, это практически невозможно. Во-первых, преподаватель запускает в аудиторию, где проходит экзамен, ограниченное количество студентов, за которыми нетрудно будет проследить. Во-вторых, даже если студенту удалось списать, преподаватель может задать «простые» вопросы по всему курсу отечественной истории, в результате чего очень легко выяснится реальный уровень подготовки.
На самом деле, экзамен по истории не будет казаться таким сложным, если студент усвоит следующие рекомендации, которые к тому же помогут развить память:
- Посещайте лекции и семинары. Можно сколько угодно прочитать литературы, но «завалить» при этом экзамен, потому что, преподаватель скорее всего спросит то, чего нет в учебниках. В идеале, чтобы получить «5», следует готовиться по конспектам, учебнику и дополнительной литературе.
- Дома при подготовке к экзамену выберите какой-нибудь билет, откройте соответствующий материал в учебнике и начните конспектировать. Старайтесь выделить только самое главное (об этом пункт 5). Неплохо будет повторить написанное вслух, что поможет вам развить зрительную и речевую память. Наилучшее время суток для подготовки – утро, однако, если вы готовились до позднего вечера, то на следующий день, как проснетесь, вы обязательно должны повторить то, что учили накануне, причем сделаете это легко. В противном случае вам придется снова учить. Таким образом, утром происходит закрепление пройденного накануне материала.
- Как запомнить даты и события. Когда студент приходит на экзамен и его спрашивают, например, когда была взята Казань, а он отвечает, что в 18 веке, то это свидетельствует, о том, что знания студента не приведены в систему. В этом случае я предлагаю даты и события систематизировать. Возьмем тему «Иван Грозный». Первое, что следует запомнить – годы жизни. (1530-1584). Затем необходимо выделить основные события во время его правления: Избранная Рада, реформы (военная, судебная), опричнина, внешняя политика (Ливонская война, взятие Казани, Астрахани, начало присоединения Сибири). Таким образом, студент должен знать, что взятие Казани было при Иване Грозном, который жил в 16 веке. Далее следует приступать к запоминанию дат основных событий: 1549, 1556, 1550, 1565-1572, 1558-1583, 1552, 1556, 1581 (соответственно). При этом не трудно заметить, что большинство событий приходится на 50-е годы. Но как запомнить дату Ливонской войны? Следует «разобрать по цифрам». Начало войны 1558: две пятерки и восьмерка. «5» это 16 век, «8» – цифра в конечной дате правления Ивана Грозного (1584). Осталось запомнить окончание войны: «8» ставим после «5» и из «4» (последняя цифра даты окончания правления) вычитаем «1», получаем 1583. На первый взгляд, кажется, что этот метод крайне сложен, но если вы будете прибегать к нему регулярно, то у вас выработается привычка автоматически его применять.
- Метод сочетания символов. Например, тема «Политика военного коммунизма». «Военный» - значит, утвержден на «восьмом» съезде в марте 1919, то есть «в» = «восьмой». Возьмем другой пример: «17 партийный съезд в 1934 г., утверждение второй пятилетки». В данном случае «17» - половина «34». Таким образом, если вас на экзамене спросят: в каком году был 17 партийный съезд, вы легко вычислите, что это 1934 год.
- Самая распространенная ошибка студента – это неумение выделять главное при подготовке к экзамену. Например, на вопрос «Реформы Петра I», студент рассказывает, какого роста был царь, его детство и прочие подробности. Однако, когда спрашивают дату Северной войны, студент затрудняется, и в итоге – оценка ниже той, которую он ожидал. То, на что следует обратить внимание при подготовке к экзамену: внутренняя политика (реформы), социально-экономическое развитие (общество, экономика) и внешняя политика (годы войны, основные направления: южное, северное, восточное, западное; планы сторон; основные сражения (в учебнике выделены жирным шрифтом); действующие лица; потери в войне; подписание мирного договора (итоги войны).
VII. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «История Отечества»
1. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.
2. Становление государственности у восточных славян. Первые киевские князья и их деятельность.
3. Причина и последствия раздробленности Руси в XII – XIII вв.
4. Борьба русского народа против шведских и немецких завоевателей. Александр Невский.
5. Борьба народов русского государства против монгольских завоевателей.
6. Особенности зависимого положения Руси от ордынского ига. Куликовская битва и ее историческое значение.
7. Россия в период правления Ивана Грозного. Опричнина.
8. Смута на Руси: истоки, причины и основные результаты. К. Минин и Д. Пожарский.
9. Реформы Петра I и их историческое значение.
10. Просвещенный абсолютизм Екатерины II и ее внутренняя политика.
11. Внешняя политика России в последней трети XVIII в.
12. Крестьянский вопрос при правлении Александра I и Николая I.
13. Отечественная война 1812 г. Создание новой политической системы в Европе.
14. Конституционные проекты самодержавия и декабристов.
15. Большая Кавказская война. Утверждение власти России на Кавказе.
16. Основные идейные течения в 1830 – 1850 гг.
17. Причины Крымской войны, ее ход и основные итоги.
18 Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения.
19. Реформы 1863 – 1874 гг. и их значение.
20. Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
21. Народники против самодержавия: основные этапы борьбы.
22. Присоединение Средней Азии к России.
23. Рабочее движение в России в последней трети XIX в.
24. Распространение марксизма в России.
25. Национальный вопрос во внутренней политике Николая II.
26. Дальний Восток во внешней политике России в конце XIX – начале XX в.
27. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, основные этапы и итоги.
28. Образование основных политических партий в России, их программы и деятельность.
29. Особенности монополистического капитализма в России.
30. Выборы и работа Государственной думы (1905-1917 гг.)
31. Февральская революция и ее результаты.
32. 1917 г.: движущие силы и партии от Февраля до Октября на политической арене России. Л.Г. Корнилов и В.И. Ленин.
33. Победа большевизма и выход России из войны.
34. Причины гражданской войны, ее ход и итоги.
35. Теория и практика «военного коммунизма».
36. НЭП: причины его введения и сворачивания.
37. Коллективизация в СССР и ее современные оценки.
38. Индустриализация СССР: ее особенности и значение.
39. Сталинский режим бюрократического центризма: основные черты и функции.
40. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны (1939 – 1941 гг.).
41. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны (1941 – 1942 гг.).
42. Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны.
43. Военные операции в 1944 – 1945 гг. Капитуляция гитлеровской Германии.
44. Война СССР с Японией. Итоги и уроки Отечественной и II мировой войны.
45. «Холодная война»: ее истоки, причины, ход и финал.
46. Смерть И.В. Сталина. Реформы Н.С. Хрущева, их противоречивость, итоги и последствия.
47. Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 60-80-е гг.
48. Диссидентство в России: основные этапы и итоги.
49. Причины перестройки в СССР.
50. Внешняя политика СССР в 70-е – 90-е гг.
51. Причины распада СССР.
52. Реформы Б.Н. Ельцина и их основные результаты.
IX. Контрольные задания и вопросы для самопроверки
- Введение. Теория и методология исторической науки
2. Что такое история?
3. В чем смысл изучения истории?
4. Какие существуют виды исторических источников?
5. Какова периодизация всемирной истории?
6. Какова периодизация отечественной истории?
7. Что изучают вспомогательные исторические дисциплины?
8. Что такое цивилизация?
9. Что такое историческое сознание?
10. Как влияет историческое сознание на политическую жизнь страны?
2. Древняя Русь в социально-политических изменениях в русских землях в IX-XV вв.
1. Какие существуют теории этногенеза восточных славян?
2. В чем заключается миграционная особенность восточных славян?
3. Как влияли географические условия на жизнь и быт восточных славян?
4. Какие занятия славян были основными, а какие – вспомогательными?
5. Где проживали кривичи? Радимичи? Древляне? Поляне?
6. Объясните происхождение слова "Русь".
7. Дайте характеристику пантеона богов восточных славян?
8. Какие существуют теории возникновения государства у восточных славян?
9. Как относились к норманнской теории М.В.Ломоносов? Н.М.Карамзин? С.М.Соловьев?
10. Кто был первый реальный правитель Руси?
11. По какому поводу на вече одного из племен прозвучали слова: "Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его?"
12. Объясните значение слов: летопись, вира, полюдье, вервь.
13. Выберите правильный ответ. Вотчина – это
а) Земельные угодья, жалованные за службу князю.
б) Условная форма землевладения.
в) Наследственное, семейное землевладение.
г) Вид феодальной ренты.
14. Какие цели преследовал Владимир, принимая христианство?
15. Почему Русь не могла отразить нашествие монголов?
16. Государственная раздробленность на Руси – это явление случайное или закономерное?
17. Объясните термин: дань, ярлык, баскаки, "выход".
18. В чем причина возвышения Москвы?
19. Какое событие дало мощный толчок к формированию национального самосознания на Руси в XIV в.?
20. Кто благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу?
- Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства
1. Когда и при каких обстоятельствах была ликвидирована зависимость от Золотой Орды?
2. Почему Иван III считал главным в своей внутренней политике присоединение Новгорода?
3. Кто из московских правителей первый назвался царем? Как можно охарактеризовать политический строй Московского государства в XV-XVI вв.?
4. Каковы причины введения Иваном IV опричнины?
5. Второе ополчение, созданное для борьбы с польскими интервентами возглавил:
а) князь М.В. Скопин-Шуйский;
б) князь Д.Т. Трубецкой;
в) князь Д.М. Пожарский;
г) боевой холоп И. Болотников.
6. Каковы основные последствия Смуты?
7. Кто противостоял нововведениям Никона? Каковы последствия церковной реформы Никона?
8. В чем причины частых социальных волнений и движений в XVII в.?
- Российская империя в XVIII-первой половине XIX в.
1. Каковы предпосылки преобразований Петра I?
2. Каковы причины Северной войны?
3. Что такое синод? Каким государственным органом Петр I заменил Боярскую думу?
4. Найдите правильный ответ:
а) Петербург был основан на землях, традиционно относящихся к Новгороду.
б) Петербург был заложен на шведских землях, именуемых Ингерманландией.
5. Назовите направления деятельности Петра I, которые отражают противоречивость его нововведений.
6. В чем причины частых дворцовых переворотов после смерти Петра I?
7. Какое отношение к России имел Антон Ульрих Брауншвейгский?
8. Кто был инициатором и основателем Московского университета?
9. Какова была мотивация действий крестьян в войне под руководством Е.И.Пугачева?
10. Какие территории отошли к России после трех разделов Польского королевства в 1772, 1793 и 1795 гг.?
11. В чем причина успехов внешней политики Екатерины II?
12. Почему против Павла I был организован заговор и он был убит?
13. Кто был автором проекта, имевшего целью создать в России конституционную монархию?
14. Что такое "Тарутинский марш-маневр"?
15. "Сфинкс, не разгаданный до гроба…". Это о ком так сказал поэт П.А.Вяземский?
16. Какую форму государственного устройства предлагал Н.Муравьев? А какую П.Пестель?
17. В чем состоит значение дискуссии между западниками и славянофилами?
18. Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне?
5. Российская империя во второй половине XIX-начале XX в.
1. Александр II:
а) обнародовал Жалованную грамоту дворянству;
б) отменил крепостное право;
в) подписал Тильзитский мир.
2. Установите соответствие между идейными вождями и путями их революционной деятельности:
А. Бакунин заговорщический
П.Л. Лавров бунтарский
С.Г. Нечаев пропагандистский
П.Н. Ткачев террористический
3. Кто организовал группу "Освобождение труда"?
4. В 1892 г. Россия подписала секретную военную конвенцию. С какой страной и с какой целью?
5. Какие внешнеполитические приоритеты России оказались в начале XX в. ошибочными?
6. Объясните термины: империализм, синдикат, картель, перлюстрация, фракция, нигилизм.
7. Назовите крупнейшее морское сражение между Россией и Японией в ходе русско-японской войны.
8. Кто был автором Манифеста 17 октября 1905 г.?
9. Российские социал-демократы раскололись на две части. Как они назывались? В чем причина их разногласий?
10. А.И.Гучков – лидер октябристов;
П.Н.Милюков – лидер…;
В.М.Пуришкевич – лидер…;
В.М.Чернов – лидер…;
В.И.Ленин – лидер…;
11. Дайте определение таким понятиям: консерватизм, либерализм, радикализм, национализм.
12. Самодержавие сложилось в конце XVII в. И просуществовало до …?
13. Объясните, почему меценаты (Морозов, Мамонтов, Щукин, Третьяков, Тенишев, Рябушинский и др.) бескорыстно заботились о развитии искусства, вкладывали деньги в городские больницы, дома для инвалидов и престарелых, школы для деревенских детей, строительство церквей.
14. Какая реформа позволила крестьянину выходить из общины и вести самостоятельно хозяйство, покупать землю?
15. В 1913 г. правящий в России дом Романовых торжественно отметил юбилей. Какой это был юбилей?
16. В чем причины Первой мировой войны?
17. Кто такой Г.Е. Распутин?
18. В феврале – марте 1917 г. в России установилось двоевластие. Назовите органы двоевластия. Кто их возглавлял?
19. Кто возглавлял мятеж против Временного правительства?
6. Советская Россия (1917-1922 гг.)
1. Кто возглавил СНК молодой Советской республики?
2. Кто возглавил ВЦИК Советской республики?
3. Как звали первого патриарха Русской православной церкви, восстановившей патриаршество в ноябре 1917 г.?
4. Назовите причины Гражданской войны в России. Охарактеризуйте основные этапы.
5. Назовите военачальников Красной Армии и организаторов Белого дела.
6. Почему Польша напала на Советскую Россию в 1920 г.?
7. Охарактеризуйте цели и задачи ВЧК.
8. Что такое "военный коммунизм"?
9. Почему Гражданская война на Дальнем Востоке закончилась только в 1922 г.?
7. СССР (1922-1991 гг.)
1. Объясните термины: "обновленцы", "нэпманы", "сменовеховцы".
2. Дайте характеристику основных направлений НЭПа.
3. Какую организацию в зарубежной печати называли штабом мировой революции?
4. Что произошло 1 декабря 1934 г.? И какие последствия это имело для судеб подавляющего большинства населения страны?
5. В каком году СССР вступил в Лигу Наций?
6. Дайте оценку социалистической индустриализации СССР.
7. После мюнхенского сговора (1938 г.) СССР:
а) сблизился с Францией;
б) взял курс на самореализацию;
в) сблизился с Германией.
8. 17 сентября 1939 г. СССР начал крупную войсковую операцию. Где она осуществлялась и с какой целью?
9. Какую операцию германское командование назвало "Тайфун"?
10. Какой город стал точкой начала перелома в Великой Отечественной войне?
11. Когда был открыт Второй фронт союзниками? Назовите имя верховного главнокомандующего войсками союзников в Западной Европе.
12. Когда окончилась Вторая мировая война?
13. СССР участвовал в создании международной организации, призванной не допустить новую войну. Назовите эту организацию.
14. Какой ценой досталась победа над фашистской Германией советскому народу?
15. Кого назначили на пост председателя Совета министров СССР после смерти И.В.Сталина?
16. Кто был первым космонавтом?
17. Как называлась повесть А.И.Солженицына о жизни советских заключенных?
18. Н.С.Хрущев и Ф.Кастро тесно взаимодействовали в период обострения международной обстановки. Дайте характеристику этому конфликту и оцените действия сторон-участников по выходу из критического положении.
19.Когда была принята Конституция "развитого социализма"?
20. Назовите представителей движения диссидентов (национального, правозащитного, религиозного).
21. Что такое военно-стратегический паритет между СССР и США?
22. Когда была в развитии международных отношений т.н. разрядка?
23. Каковы причины ввода советских войск в Афганистан?
24. Когда началась т.н. перестройка?
25. Каковы причины перестройки?
26. Почему не состоялось социально-экономическое ускорение?
27. Назовите основные этапы перестройки. Дайте характеристику.
28. Какие предлагались программы перехода к рынку в процессе перестройки?
29. Когда началось формирование многопартийной системы в нашей страны?
30. Что такое гласность?
31. Когда произошел вывод советских войск из Афганистана?
32. Почему обострились межнациональные отношения в СССР на этапе реформы политической системы?
33. Почему распался СССР?
8. Становление новой российской государственности (1992 г. – начало XXI в.)
1. Что такое либерализация цен?
2. Когда она началась в России?
3. Когда началась приватизация государственной собственности в России?
4. Почему реформы Е.Т.Гайдара – Б.Н.Ельцина обострили социальное положение в стране?
5. Какое название получил финансовый кризис 17 августа 1998 г. в России?
6. Назовите основные мероприятия конституционной реформы в России?
7. Каковы причины обострения ситуации в Чечне?
8. Как можно расценить Хасавюртовские соглашения?
9. Почему на президентских выборах 1996 г. победил Б.Н.Ельцин?
10. Когда началась вторая антитеррористическая кампания в Чечне и Дагестане?
11. Каковы основные направления политики Президента РФ В.В.Путина?
Дайте определения следующим понятиям и терминам
Автократия, автономия, анархисты, ассимиляция; бандеровцы, большевизм; геноцид, гетман; демаркация, диктатура пролетариата; империализм, индустриализация; капитализм, линия Керзона, коллаборционисты, коллективизация, комсомол, комбед, консерватизм; ленд-лиз, ленинизм; марксизм, масонство, мюридизм, меркантилизм; наркомат, национализм, нигилизм; оккупация, оппозиция; партия, патриотизм, промышленный переворот; революция, репрессия, реституция, РОВС; синдикат, фашизм, федерация; холодная война; централизация, цивилизация; черносотенцы.
Назовите даты жизни и оцените основные стороны деятельности следующих личностей:
Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II, Львов Г.Е., Керенский А.Ф., Ленин (Ульянов) В.И., Рыков А.И., Молотов В.М., Сталин (Джугашвили) И.В., Хрущев Н.С., Брежнев Л.И., Косыгин А.Н., Андропов Ю.В., Черненко К.У., Горбачев М.С., Рыжков Н.И., Ельцин Б.Н., Путин В.В., Черномырдин В.С., Янаев Г.И., Маленков Г.М., Сперанский М.М., Горчаков А.М., Витте С.Ю., Уваров С.С., Столыпин П.А., Троцкий Л.Д., Дзержинский Ф.Э., Чичерин Г.В., Литвинов М.М., Берия Л.П., Деникин А.И., Чапаев В.И., Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Бакунин М.А., Белинский В.Г., Герцен А.И., Королев С.П., Курчатов И.В., Милюков П.Н., Ткачев П.Н, Лавров П.Л., Плеханов Г.В., Пестель П.И., Победоносцев К.П., Сахаров А.Д., Солженицын А.И., Струве П.Б., Хомяков А.С., Чаадаев П.Я.
ТЕСТЫ
Вводный тест
1. Древнегреческий мыслитель Геродот определил историю как рассказ о событиях и деяниях людей в хронологической последовательности их развертывания. Это определение а) не утратило своего смысла и сегодня; б) уже устарело; в) не соответствует духу современной эпохи.
2. Монах-летописец Нестор фактически был первым отечественным историком-энциклопедистом. Укажите в ряду авторов, оставивших интересные исторические повествования, двух историков-профессионалов: а) Б.И. Куракин; б) М.В. Ломоносов; в) П.П. Шафиров; г) В.Н. Татищев; д) А. Никитин.
3. Быстрое развитие индоевропейских племен на рубеже III – II тысячелетия до н.э. было обусловлено: а) появлением оружия из металла и металлургической технологии; б) изменением климата на земле; в) господством матриархата; г) пришествием инопланетян.
4. Главными городами Древней Руси были: а) Москва; б) Киев; в) Юрьев; г) Новгород; д) Искоростень. Укажите два правильных варианта.
5. Первым реальным правителем Древней Руси был: а) Олег; б) Дир; в) Кий; г) Аскольд; д) Дир и Аскольд правили вместе.
6. Жена князя Игоря Ольга правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов. Она а) установила дружеские отношения с хазарами; б) определила точный размер дани; в) в 957 г. под именем Елена приняла христианство. Укажите два правильных ответа.
7. Крещение Руси произошло в: а) 988 г.; б) 1057 г.; в) 907 г.; г) 862 г.
8. Причины поражения Руси в борьбе с монголами: а) монголы напали на Русь в начале зимы, а зимой обычно не воюют; б) среди русских князей не было единства; в) уровень военного искусства монгольских воинов был выше, чем у русских воинов; г) монголы были полудиким народом и потому более напористым. Укажите два правильных ответа.
9. Князь Даниил Александрович известен как: а) основатель московской ветви династии Рюриковичей; б) завоеватель Литвы; в) организатор борьбы русского народа с Золотой Ордой; г) ученый-алхмик.
10. В состав Русского государства при Иване IV вошла территория: а) Новгородской земли; б) Среднего и Нижнего Поволжья; в) Ливонии; г) Западной Сибири; д) Дальнего Востока. Укажите два правильных варианта.
11. Вотчина – это а) земельное владение, находившееся в собственности владельца и передававшееся по наследству; б) землевладение за службу; в) условный район землевладения.
12. Причинами Смутного времени на Руси были: а) последствия разорения страны в период опричнины; б) распространение пьянства в народе; в) пресечение мужской ветви правящей династии; г) претензии Польши на русские земли и престол. Укажите неправильный вариант.
13. Причинами Северной войны, которую вела Россия во время правления Петра I были: а) стремление России получить выход в Балтийское море; б) присоединить к России Скандинавский полуостров; в) противодействие господству Швеции на Балтике. Укажите неправильный вариант.
14. Введение монархической власти в рамки законности, забота монарха в своих подданных, а также использование в практике правления идей французских просветителей было характерно для правления: а) Екатерины II; б) Елизаветы Петровны; в) Анны Иоанновны; г) Павла I.
15. Морское сражение в Черном море у мыса Калиакрия, завершившееся победой русского флота под руководством Ф.Ф. Ушакова над турецким флотом, произошло в: а) 1791 г.; б) 1789 г.; в) 1792 г.
16. Художник, написавший знаменитое полотно «Переход А.В. Суворова через Альпы», всем известен как: а) А.М. Васнецов; б) В.И. Суриков; в) И.Е. Репин; г) Н.Н. Ге.
17. В Бородинском сражении победили русские войска. Так считал М.И. Кутузов. Наполеон считал, что а) была «ничья»; б) победили французы; в) верх взял «европейский дух» цивилизованных народов над варварами.
18. По крестьянской реформе 1861 г. крестьяне освобождались и наделялись общегражданскими правами без выкупа, однако земельный надел необходимо было выкупать у помещика по цене, в основу которой был положен: а) среднерыночная стоимость земли; б) величина денежного оброка крестьянина; в) государственная цена (14 рублей за десятину).
19. «Хождение в народ» в 1873 – 1874 гг. – это уникальное явление в российской истории. Радикальная молодежь шла в деревню: а) в надежде поднять народ на «всеобщий бунт»; б) для того чтобы познать жизнь простого народа; в) чтобы оказать народу посильную помощь в деле образования и медицинского обслуживания; г) составить антологию устной истории русского народа; д) чтобы обратить внимание властей на бедственное положение крестьянства.
20. В 1891 – 1893 гг. был оформлен союз, призванный восстановить «равновесие в Европе». В этот союз вошли: а) Россия и Англия; б) Россия, Англия и Франция; в) Россия и Франция; г) Россия, Австро-Венгрия и Германия; д) Австро-Венгрия, Италия и Германия.
21. Причинами русской революции, начавшейся в феврале 1917 г., были: а) введение в августе 1914 г. «сухого закона»; б) кризис «верхов» и «низов»; в) поражения русской армии на фронте; г) продовольственный кризис зимой 1917 г. Укажите неправильный вариант.
22. Новая экономическая политика (НЭП) осуществлялась в тесной увязке с мероприятиями, которые характеризовались следующими понятиями: а) хозрасчет, аренда, наем рабочих; б) рыночные отношения; в) развитие многопартийности; г) концессии, тресты, концерны; д) социальное расслоение. Укажите неправильный вариант.
23. Вопреки призывам и надеждам гитлеровского командования «сделать Берлин немецким Сталинградом» Берлин был взят Красной армией штурмом за: а) 5 дней; б) 20 дней; в) 30 дней.
24. В 70-80-е гг. теневой экономикой в СССР называли: а) подпольную, скрытую от учета и контроля государства экономическую деятельность; б) продажу товаров на колхозном рынке; в) валютные махинации; г) двойную бухгалтерию на ряде промышленных предприятий; д) валютно-финансовую деятельность «воров в законе».
25. Главный порок проводимой в России с 1992 г. экономической политики заключается: а) в формировании группы олигархов авантюрного типа; б) в установке на раздел созданного, а не на создании нового; в) в сворачивании производственного и культурного освоении Крайнего Севера и Дальнего Востока; г) в полном пренебрежении к развитию отечественного культурно-туристического хозяйства как мощного источника доходов; д) в прекращении железнодорожного строительства.
Промежуточный тест
1. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития. Укажите, к какой социальной функции исторического знания относится данная характеристика:
а) мировоззренческой;
б) воспитательной;
в) практически-политической;
г) познавательной.
2. Предков славян греки называли:
а) скифами;
б) скифами-пахарями;
в) гуннами;
г) половцами;
д) хазарами.
3. Укажите год, под которым в «Повести временных лет» впервые упоминается о «Русской земле»: «начася прозывати Русская земля». Варианты:
а) 911;
б) 852;
в) 882;
г) 907.
4. Автор «Повести временных лет» Нестор был:
а) монахом;
б) митрополитом:
в) иконописцем;
г) писателем;
д) игуменом.
5. Князь Святослав победил:
а) печенегов:
б) касогов:
в) хазар;
г) варягов.
6. Христианство на Руси
а) закрепляло племенные и этнические различия между людьми;
б) утверждало равенство людей перед Богом;
в) провозглашало наступление эры земного равноправия;
г) открывало новый мир интеллектуальной свободы:
д) обрекало население на бедность, т. к. церковь осуждала богатство.
7. Принятие христианства на Руси способствовало развитию огородничества, потому что:
а) так повелевали киевские князья;
б) монахи привозили на Русь семена овощей из Византии;
в) Русь исчерпала возможности развития скотоводства и перешла к преимущественному земледелию:
г) улучшалась обработка почвы:
д) в год принятия христианства в Киев купцами была доставлена большая партия семян из Китая.
8. Монгольские завоеватели Руси
а) были неграмотными;
б) арабы обучили их написанию монгольских слов по-арабски;
в) пользовались уйгурской письменностью;
г) переняли китайское иероглифическое письмо.
9. Разгромив рыцарей Ливонского ордена на льду Чудского озера, Александр Невский выбрал политику подчинения Орде. Это означало:
а) потерю суверенитета Руси и введение 14 видов различных даней и повинностей;
б) «А» и борьбу за ярлык на великое княжение среды русских князей;
в) все указанное и насильственная исламизация населения Руси;
г) только выплату ордынского «выхода» - около 2 тонн серебра за ярлык на великое княжение;
д) выплату «выхода» и формальное исполнение владимирскими князьями возложенных на них обязанностей.
10. Во время Куликовской битвы решающий удар по ордынцам нанесли:
а) Александр Пересвет и Андрей Ослябя;
б) боровско-серпуховский князь Владимир Андреевич и московский воевода Дмитрий Боброк;
в) Дмитрий Иванович и Сергей Радонежский;
г) Юрий Галицкий и князь Витовт;
д) Олег и Дмитрий Ольгердовичи.
11. Укажите союзника ордынского хана Ахмата в 1480 г. во время стояния на Угре:
а) литовский князь (он же польский король) Казимир IV;
б) крымский хан Менгли-Гирей;
в) рязанский князь Олег;
г) Ливонский орден;
д) хан Ахмат действовал без союзников.
12. Главным содержанием опричнины стали:
a) борьба против иностранного влияния на государственный аппарат;
б) борьба с набегами татар из Крыма;
в) борьба с ересями;
г) террор против феодальной знати и церковных иерархом:
д) верно все вместе взятое.
13. Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, Б.М. Лыков, И. Н. Романов, Ф.И. Шереметьев – это
а) «птенцы гнезда петрова»;
б) «семибоярщина»;
в) Боярская дума времен Ивана IV;
г) командный состав русского войска в Ливонской войне.
14. На стороне польских интервентов в Смутное время участвовали запорожские казаки, немецкая пехота и другие наемники. В августе 1612 г. Д.М. Пожарскому, командовавшему вторым ополчением, свои услуги предложил английский наемник капитан Яков Шав (с ним 20 офицеров и 100 солдат-наемников). Д.М. Пожарский:
а) отказался от услуг наемников;
б) направил наемников на север страны;
в) с помощью наемников стал учить военному делу ополченцев;
15. Многочисленные массовые социальные выступления (Медный бунт, Соляной бунт, крестьянская война под руководством Степана Разина и т.д.) произошли в период правления:
а) Михаила Федоровича;
б) Алексея Михайловича;
в) Федора Алексеевича;
г) Петра I и Ивана V;
д) Ивана IV.
16. Шведским озером в начале XVII в. называли:
а) Балтийское море;
б) Финский залив;
в) Ладожское озеро;
г) Ильмень-озеро;
д) Онежское озеро.
17. Он организовал почтовую связь между Москвой, Ригой и Вильно; основал верфь на Западной Двине и Оке. Видный воевода и дипломат XVII в. носил фамилию:
а) А.Л. Ордин-Нащокин;
б) Н.И. Одоевский;
в) Б.И. Морозов;
г) Ф.М. Ртищев;
д) И.И. Ржевский.
18. В конце XVII в. на Дальнем Востоке были:
а) открыты Курилы;
б) открыт остров Сахалин;
в) присоединена Камчатка;
г) установлены дипломатические отношения с Японией;
д) заключен в Нерчинске первый русско-китайский договор о границах.
Укажите ошибочный вариант.
19. Первые выборы монарха на Руси состоялись:
а) в 862 г., когда Новгород призвали и избрали князем варяжского конунга Рюрика;
б) в 1598 г., когда царем был избран Б. Годунов;
в) в 1606 г., когда царем был избран родовитый боярин В. Шуйский;
г) в 1613 г., когда на русский престол был избран М. Романов;
д) в 1725 г., когда был создан Верховный Тайный Совет, который решал, кого избрать императором после смерти Петра I.
20. Решение о создании регулярного русского флота («морским судам быть») было принято по инициативе Петра I 20(30) октября 1696 г.:
а) Сенатом;
б) Боярской думой;
в) Военной коллегией;
г) Синодом.
21. В 1724 г. Петр I издал указ, запрещавший крестьянам уходить на заработки без письменного разрешения. Так было положено начало:
а) бюрократической системе России;
б) паспортной системе России;
в) системе государственного контроля за передвижением населения.
Укажите ошибочный вариант.
22. В морском сражении России и Швеции в 1714 г. у мыса Гангут командование русским флотом осуществляли:
а) лично Петр I;
б) адмирал Ф. М. Апраксин;
в) М. М. Голицын;
г) П. А. Румянцев;
д) флотом командовали Ф. М. Апраксин и Петр I.
23. Соотнесите даты и важнейшие внешнеполитические события последней трети XVIII в.:
а) вступление России в Семилетнюю войну;
б) разгром турецкого флота в Чесменской бухте;
в) Кючук-Кайнарджийский мирный договор;
г) взятие русскими войсками под руководством А.В. Суворова Измаила;
д) победа русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецким у мыса Калиакрия;
е) третий раздел Польши.
Даты
1) 1790 г.;
2) 1795 г;
3) 1757 г.;
4) 1791 г.;
5) 1770 г.;
6) 1774 г.
24. Внутреннюю политику Павла I характеризуют:
а) стремление к покровительству и защите всех сословий;
б) антидворянская направленность;
в) прокрестьянская ориентация;
г) антидеспотия;
д) самодурство и деспотизм.
25. "Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства" во времена Екатерины II фактически была юридическим основанием "золотого века дворянства". По этому документу дворяне
а) не подвергались телесным наказаниям;
б) освобождались от государственной службы;
в) освобождались от податей;
г) имели право владеть крепостными крестьянами;
д) освобождались от рекрутской повинности.
Укажите неправильный вариант.
Итоговый тест
1. Установите соответствие между методом исторического исследования и его определением: 1 – системный, 2 – идеографический, 3 – ретроспективный, 4 – хронологический, 5 – сравнительно-исторический, 6 – проблемно-хронологический.
а) изложение явлений во временном порядке;
б) установление общих тенденций, присущих сходным процессам, а также выявление особенностей развития;
в) раскрытие внутренних механизмов развития с выделением систем (социальных, экономических, политических и т.д.) функционирования;
г) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события;
д) описание исторических событий и явлений;
е) изучение и исследование истории по периодам или эпохам, а внутри их по проблемам.
2. Укажите основное отличие производящего хозяйства сегодня от производящего хозяйства эпохи неолита:
а) на смену неолитической революции (через много этапов) пришла революция космическая;
б) неизмеримо большая продуктивность, чем в древности;
в) на смену бронзе и железу пришли композитные материалы;
г) в неолите хозяйство велось в рамках небольшой родовой общины, ныне в рамках государств и всей планеты;
д) основного отличия быть не может, так как тип хозяйства остается неизменным.
3. Нестор-летописец связывает основание государства с именем:
а) князя Кия; б) конунга Рюрика; в) хана Кончака; г) князя Игоря;
д) Ярослава Мудрого.
4. Назовите наиболее распространенный вид письменных источников Древней Руси, дошедший до нас.
5. Первым городом на Руси в XII в. с выборным князем и епископом стал город:
а) Тверь;
б) Ярославль;
в) Новгород-Северский;
г) Суздаль;
д) Новгород.
6. Расположите в исторической последовательности события и соотнесите их с соответствующей датой и именем правителя:
а) битва на реке Калке; а) 1210 г.; а) Владимир Святой;
б) крещение Руси; б) 1380 г.; б) Александр Невский;
в) Куликовская битва; в) 1327 г.; в) Мстислав Романович;
г) Ледовое побоище. г) 1223 г.; г) Дмитрий Донской.
д) 1242 г.;
е) 988 г.
7. Как звали ордынского правителя, который разгромил и сжег Москву после Куликовской битвы?
8. Юрьев день – это…
9. Семь бояр («семибоярщина») в августе 1610 г. заключили с польским королем договор, по которому
а) пригласили на русский престол королевича Владислава;
б) осенью впустили польские войска в Москву;
в) взяли обязательство о введении в России унии (объединения) католической и православной церквей;
г) верно а, б и в;
д) верно а и б.
10. Укажите имя царя, при котором начался процесс становления абсолютизма.
11. По итогам Северной войны к России отошли следующие территории:
а) Эстляндия;
б) Лифляндия;
в) Курляндия;
г) Ингерманландия;
Укажите ошибочный вариант.
12. … - это высшее должностное лицо, которое Петр I образно называл "оком государевым".
13. Летом 1770 г. в Эгейском море произошло сражение между русским и турецким флотом. В результате сражения турецкий флот был уничтожен в Чесменской бухте. Русским флотом командовали:
а) адмирал Ф.Ф. Ушаков и В.Я. Чичагов;
б) адмирал Ф.Ф. Ушаков и контр-адмирал С.К. Грейг;
в) адмирал Г.А. Спиридов, контр-адмирал С.К. Грейг и граф А.Г. Орлов.
14. А.В. Суворов хотел, чтобы человек стал достоин почетного звания солдата, а солдат был достоин не менее высокого звания человека. Он говорил: «Мне солдат дороже...»
а) себя;
б) любой победы над противником;
в) всех сокровищ российской империи.
15. Какая ярмарка была крупнейшей в России:
а) Ирбитская;
б) Харьковская;
в) Нижегородская.
16. Александр I внес немалый вклад в борьбу России с наполеоновским нашествием. Он провел трудные переговоры и удержал от союза с Наполеоном:
а) датского короля;
б) шведского короля;
в) английского короля;
г) норвежского короля;
д) всех вышеназванных.
17. Англо-французская эскадра появилась в 1854 г. в Балтийском море. Она
а) блокировала Кронштадт;
б) блокировала Свеаборг;
в) атаковала остров Ханко;
г) верно все указанное;
д) верно лишь а) и б).
18. Укажите, какие идеи, принципиальные положения и требования были характерны во второй половине XIX в. для:
а) консерваторов;
б) либералов;
в) революционных народников;
г) марксистов;
Ответы
1. Необходимо укрепление самодержавия.
2. Долг интеллигенции – бороться за свободу народа.
3. Россия должна развиваться по общему с Западной Европой пути.
4. В России нет основы для социальных потрясений.
5. Крестьянство – главная сила социального переустройства России.
6. Пролетариат – главная движущая сила социального прогресса.
7. Россия придет к социализму после демократической революции.
8. Необходимо расширить права и функции земств.
Укажите четыре верных ответа и впишите их номера в клетки
а | б | в | г |
1. а – 3,4; 5. а – 1,4;
2. б – 3,8; 6. б – 2,4;
3. в – 5,7; 7. г – 2,4;
4. г – 6,7; 8. в – 2,5.
19. Военная конвенция 1892 г., подписанная начальниками генеральных штабов России и Франции, была направлена против:
а) Англии;
б) Турции;
в) Германии и Австро-Венгрии.
20. В 1917 г. русские войска провели две крупные военные операции (в Галиции и Белоруссии). Обе операции закончились:
а) победой русских войск;
б) провалом;
в) выходом России из войны.
21. В 1930-е гг. в СССР установился:
а) военный коммунизм;
б) режим культа личности;
в) режим бюрократического центризма;
г) фашистская диктатура под прикрытием декларируемой «диктатуры пролетариата.
22. Военно-экономическая помощь США в виде поставок СССР по ленд-лизу боевой техники, медикаментов и продовольствия:
а) не имела решающего значения;
б) оказала определенную помощь нашему народу в трудный период войны;
в) носила скорее всего символический характер;
г) верно а) и б);
д) верно а) и в).
23. Международный договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах был подписан СССР, США и Великобританией в:
а) 1950 г.;
б) 1975 г.;
в) 1963 г.;
г) 1962 г.
24. На каком форуме был взят курс на ускорение социально-экономического развития страны? Это произошло:
а) на XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.);
б) на январском пленуме ЦК КПСС (1987 г.);
в) на XXVII съезде КПСС (1986г.);
25. В декабре 2000 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ о тексте государственного гимна Российской Федерации. Назовите авторов слов и музыки гимна.
Приложение 1