Индия в годы первой мировой войны

Индия, являясь частью Британской империи, автоматически была втянута в войну, когда в нее вступила Англия. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига поддерживали военные усилия метропо­лии. Индийская национальная буржуазия полагала, что война позволит ей укрепить свои позиции и подорвать монополию английского капитала. Война, по ее мнению, могла способствовать достижению политических свобод. Активно поддержали колонизаторов князья и помещики. Все это значительно облегчило мобилизацию военных ресурсов. Индия стала для Англии одним из главных источников снабжения. Около 1,5 млн. индийцев участвовало в войне.

В годы войны были введены новые полицейские законы. Закон «Об обороне Индии» (1915) предоставлял колонизаторам неограниченные права. Однако, несмотря на зверские методы подавления освободительного движения, даже в период войны в обстановке жесточайших репрес­сий в стране вспыхивали вооруженные выступления. Одним из них было выступление под руководством мелкобуржуазной партии «Гхадр» («Вос­стание») в Пенджабе. «Гхадр» была основана в 1913 г. вАмерике и со­стояла из индийцев-эмигрантов, выходцев по преимуществу из Пенджаба. Члены этой организации считали войну удобным случаем для освобожде­ния своей родины. Несколько тысяч человек вернулось в Индию. Руково­дители партии считали, что победы можно добиться только вооруженным путем, и связывали все свои планы с индийской армией. Властям удалось раскрыть подготовку к выступлению. 19 февраля 1915 г. руководители «Гхадр» попытались поднять вооруженное восстание. Правительствен­ные войска расправились с разрозненными выступлениями. Затем последовали репрессии. Организаторы восстания были казнены.

Антиколониальным по своему существу было халифатистское движе­ние, ставившее своей целью защиту турецкого халифа и объединение мусульман всего мира. Его руководство надеялось с помощью Афганистана и других мусульманских государств свергнуть власть англичан и про­возгласить Индию независимой республикой. До конкретного выступле­ния дело не дошло. В 1918 г. «заговор» был раскрыт и многие руководи­тели его были арестованы.

Недовольство открыто проявлялось и в индийских воинских частях, расположенных вне Индии. В 1916 г. произошло восстание в Сингапуре. В период войны значительно увеличилось количество террористических актов против представителей колониальной администрации.

Выражением стремления Индии к политической независимости яви­лись решения съездов Индийского национального конгресса и Мусуль­манской лиги в Лакхнау (1916). Как Конгресс, так и Лига требовали больших свобод в области экономической жизни (предоставления таможен­ной автономии) и образования представительных учреждений. С 1916 г. усиливается движение хомруля (движения за местное самоуправление). Его руководители Б. Г. Тилак и Э. Безант добивались достижения Индией политических свобод в рамках Британской империи.

За годы войны произошли значительные изменения в экономике Индии. Выросла продукция хлопчатобумажной промышленности (на 30% по сравнению с предвоенным годом). Это увеличение шло в основном за счет интенсификации труда. Большие прибыли, полученные во время войны, позволили индийской буржуазии сделать в дальнейшем крупные вложения в промышленность. Изменения затронули и металлургические предприятия Тэта. В конце войны выпуск чугуна на заводах Тата возрос до 300 тыс. т в год. Увеличилась численность индийского пролетариата. В последний год войны количество фабрично-заводских рабочих превы­сило 2500 тыс. человек. В последние годы войны рабочие все чаще и чаще стали обращаться к забастовкам. Передовым отрядом рабочего класса являлся пролетариат Бомбея.

Начинает проявлять недовольство и индийская буржуазия. Окрепнув экономически, индийская буржуазия требует и политических прав. Она берет на вооружение идеи М. К. Ганди (1869—1948), крупного-политического деятеля, юриста, в 1914 г. вернувшегося в Индию из-Южно-Африканского Союза. Ганди происходил из состоятельной гуд-жератской семьи, получил юридическое образование в Англии. Основным методом его борьбы было ненасильственное сопротивление. Патриотиче­ская деятельность Ганди выдвинула его в качестве руководителя освобо­дительной борьбы в Индии.

Обеспокоенное ростом антианглийских настроений, правительство-метрополии выступило в августе 1917 г. с обещанием реформ. Но эти расплывчатые обещания не предотвратили подъем массовой освободитель­ной борьбы.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России вдох­новила индийский народ в его борьбе за национальное освобождение.

Культура

Развитие капиталистических отношений и связанные с ним новые процессы в социально-политической жизни колониальной Индии нало­жили отпечаток на культурную жизнь страны — науку, литературу, искусство.

В последние десятилетия XIX — начале XX в. развивались гуманитарные науки — санскритология, археология, история. Индийская бур­жуазия использовала экономическую мысль как орудие борьбы за свои классовые и национальные интересы. Виднейшие экономисты: Дадабхай Наороджи, Ромеш Чандра Датт, Ранаде — положили начало индийской буржуазной школе политической экономии. В труде Д. Наороджи «Бед­ность Индии и небританские методы правления» был собран огромный материал, который убедительно свидетельствовал о тяжелых последствиях английского господства для экономики и населения страны.

Индийские историки, филологи, языковеды конца XIX — начала XX в. посвятили свои труды главным образом древней и средневековой истории и культуре. Ознакомление мира с величественной историей Индии, самобытным культурным наследием ее народов являлось формой борьбы индийских ученых против колонизаторов, принижавших значение вклада Индии в мировую культуру.

Формированию наций и национальных языков сопутствовало разви­тие современных литератур на национальных языках. Эти литературы стали одним из важнейших факторов роста национального самосознания и обогащения духовной жиз и народов Индии, мобилизовывавших их на борьбу за независимость. Вознкли новые жанры: социально-бытовой и исторический роман, драма, светская поэзия и др. Самой развитой из индийских художественных литератур была в то время бенгальская. Ее выдающимися представителями в конце XIX в. были Бонкимчондро Чоттопадхай (1838—1894) и Рабиндранат Тагор (1831—1941), писатель, поэт, философ, гуманист и патриот. Творчество Рабиндраната Тагора — важный вклад в бенгальскую литературу и культуру всей страны, в ми­ровую литературу. Одним из зачинателей критического реализма в бен­гальской литературе является Шоротчондро Чоттопадхай (1876—1938), автор множества романов, повестей, рассказов. Выдающимся писателем хинди был Бхаратенду Харишчандра (1850—1885), реформатор языка, борец за литературу, посвященную проблемам большого социального, патриотического звучания.

Основоположниками современной литературы урду являются Мау-лана Хусейн Азад (1832—1910) и Алтаф Хусейн Хали (1837—1914), поэт, писатель, критик, философ. Крупнейшим поэтом литературы урду и пенд-жаби был Мухаммад Икбал (1873—1938), воспевавший патриотизм, стрем­ление к национальному возрождению, идею братства народов.

Видное место в художественной прозе и поэзии на маратхском языке занимало творчество Харинараяна Апте (1864—1919). Основоположниками современной литературы телугу являются Кандукури Виресалингам (1848— 1919) и Гурузада Аппарао (1861—1915). Великим поэтом тамильского народа был Рамалинга Свами (1823—1874).

В период пробуждения Индии в литературу хинди и урду под псевдо­нимом Премчанд вошел писатель Дханпатрай Шривастав (1880—1936), реалист и новатор, демократ и патриот, убежденный противник британ­ского колониального режима и всяких форм национального угнетения. Первый сборник его рассказов «Любовь к родине» вышел в 1909 г. Сбор­ник был конфискован и сожжен английскими властями за антиимпериали­стическую направленность. Премчанд является основоположником крити­ческого реализма в жанре короткого рассказа.

В области изобразительного искусства важный этап составила дея­тельность | художественной школы в Калькутте. Во второй половине .XIX в. начало развиваться современное профессиональное искусство живописи. Выдающимся живописцем этого времени был художник реа­лист Рави Варма (1848—1906). Из его школы вышли деятели «Бенгаль­ского ренессанса» — О. Тагор, Г. Тагор, Н. Босс, А. К. Халдар, С. Гутпа, С. Ч. Укил, Дж. Рай и др. Движение бенгальского возрождения, явив­шееся отзвуком национально-освободительной борьбы конца XIX — начала XX в., стало исходным моментом в развитии современного на­ционального искусства Индии.

В начале XX в. в Индии было создано несколько музеев (Викториа мемориал в Калькутте, музей Альберта в Бомбее и др.). По замыслам английских властей они были призваны противостоять очагам националь­ной культуры народов Индии и убеждать индийцев в якобы цивилизатор­ской роли английских колонизаторов, вселять почтение к поработителям и их культуре.

Прогрессивные деятели науки, культуры и искусства поставили свою творческую деятельность на службу индийскому народу в его борьбе за независимость.

Историография

Основоположники марксизма пристально следили за ходом событий в Индии. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса анализируется весь комплекс экономических и политических проблем колониальной Индии. Только в «Капитале» К. Маркс более 50 раз привлекает пример Индии для до­казательства своей экономической теории. В своих трудах В. И. Ленин рассматривает характерные особенности развития Индии в период наступ­ления империализма и пробуждения Азии. Примечательна его статья «Горючий материал в мировой политике» (Поли. собр. соч., т. 17), где отмечается первый выход на арену политической борьбы пролетариата Бомбея.

Значение Индии как важнейшей колонии Англии определило внима­ние к ней со стороны правящих кругов метрополии. Именно этим объяс­няется огромное количество опубликованных документов по новой исто­рии Индии: парламентских актов, «синих книг», отчетов, докладов, доне­сений и многих других материалов. Большой фактический материал содержат отчеты о парламентских прениях, а также статистические отчеты из серии «синих книг».

После провозглашения в 1947 г. независимости в Индии на английском языке выпущено несколько документальных сборников об освободитель­ной борьбе против колонизаторов. Привлекает внимание публикация по истории освободительного движения в Бомбее, вышедшая в двух томах в 1957—1959 гг. Имеются серии публикаций документов и на ин­дийских языках. Из справочно-библиографического материала выделяется «Библиография Индии» (изд. 2-е, 1965), охватывающая как советскую литературу, так и дореволюционную. Наиболее полные сведения о пе­чатной продукции на английском и индийском языках дает начавшая выходить в Дели с 1962 г. «Национальная библиография индийской литературы, 1901—1953 гг.».

Индия издавна привлекала внимание передовых людей России. На­чало научной разработки вопросов истории, литературы Индии отно­сится к XVIIIв.

Огромный фактический материал об Индии, особенно ее экономике,. а также о русско-индийских связях содержится в обширном семитомном труде М. Д. Чулкова «Историческое описание российской коммерции», опубликованном в 1781—1788 гг. (наиболее концентрированное описание Индии содержит третья книга второго тома).

К истории Индии не раз обращались русские революционные демо­краты. Н. А. Добролюбов посвятил Великому народному восстанию 1857—1859 гг. статью «Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии» (подписано: К. Турчинов). Она проникнута большими симпа­тиями к индийскому народу и написана с привлечением большого факти­ческого материала.

К более значительным работам конца XIX в. следует отнести книгу И. П. Минаева «Очерки Цейлона и Индии» в двух томах (1878). Выда­ющийся индолог и внимательный наблюдатель, Минаев в этих очерках и других своих трудах дал всестороннюю картину жизни Индии в 70— 80-х годах прошлого века.

Русские индологи конца XIX и начала XX в. уделяли особое внима­ние изучению языков, древней истории, культуры и религии Индии. В советский период определился крутой поворот к разработке новой истории. Одним из первых советских трудов по новой истории Индии была монография И. М. Рейснера «Очерки классовой борьбы в Индии» (1932). Она основана на большом документальном материале. Ценные монографии созданы А. М. Дьяковым, А. Левковским, В. И. Павловым и др. В них использованы многочисленные источники, в значительной мере индийские. Капитальным трудом является вышедшая в 1961 г. «Новая история Индии». Эта работа написана коллективом авторов под ре­дакцией К. А. Антоновой, Н. М. Гольдберга и А. М. Осипова. В ней впервые в исторической науке на основе марксистской методологии ана­лизируется весь период новой истории Индии.

Установление и развитие дружественных отношений между Совет­ским Союзом и Республикой Индии стимулировало изучение истории русско-индийских отношений в новое время. Советские историки Е. Я. Лю-стерник, Н. М. Гольдберг и др. опубликовали значительные работы на эту тему, основанные на большом архивном материале.

Для прогрессивных индийских ученых конца XIX и начала XX в.. разработка новой истории своей родины была сильным оружием в нацио­нально-освободительной борьбе. Наиболее радикально настроенные ученые в своих трудах звали к сопротивлению британским колонизаторам. Вы­деляется работа В. Д. Саваркара «Индийская война за независимость», опубликованная в Лондоне в 1909 г. В ней автор призывал народные массы Индии следовать примеру Великого народного восстания 1857—-1959 гг.

Ценные материалы по новой истории страны содержали труды индий­ских экономистов, особенно Дадабхая Наороджи и Ромеш Чандра Датта. В их произведениях вскрыты пагубные для Индии последствия экономи­ческого ограбления ее Англией.

Некоторые индийские историки — выразители интересов помещичье-компрадорских кругов, вступая в полемику с англичанами по ряду от­дельных вопросов исторического развития Индии, одновременно безого­ворочно признавали положительную роль британского колониального-господства в Индии и в соответствии с этим освещали новую историю своей страны. Известным представителем этого направления был Саид Ахмад Хан — автор работы о причинах сипайского мятежа и других работ.

Большое значение для изучающих историю Индии имеют труды Джавахарлала Неру. Особенно ценна его книга «Открытие Индии», в ко­торой выдающийся государственный деятель рассматривает почти все основные проблемы истории развития страны. В русском переводе книга вышла в 1955 г.

В независимой Республике Индии разработкой истории нового вре­мени занимаются многие видные историки. Характерным для трудов прогрессивных историков Индии является внимание к вопросам экономи­ческого развития страны и народным движениям. Наиболее серьезные работы по народным движениям принадлежат перу С. Б. Чаудхури и Л. Натараджана. Индийские ученые уделяют значительное внимание созданию общих трудов по истории Индии с древнейших времен до наших дней. Таким трудом является «История Индии» Н. К. Синха и А. Я. Ба-нерджи (переведена на русский язык и издана в Москве в 1954 г.).

В самом начале британского завоевания зародилась английская «буржуазная историография Индии. Наиболее видным ее представителем был Роберт Орм (R. Orm), очевидец и участник захватов Ост-Индской компании в Бенгалии в 50—60-х годах XVIII в., личный друг Клайва.

В XIX в. английские историки написали множество общих исследо­ваний истории Индии. Лучшими из них являются работы Дж. Милля /J. Mill) и М. Эльфинстона (М. Elphinstone).

Новой истории Индии посвящено также большое число монографий. Наиболее фундаментальными из монографий, освещающих историю от­дельных областей Индии, являются труды Грант Даффа (J. G. Duff) по Махараштре и Дж. Тода (J. Tod) по Раджастану. В них содер­жится огромный фактический материал, который при критическом ис­пользовании может быть весьма ценным при изучении новой истории Индии.

Даже лучшие исследования истории Индии в английской буржуаз­ной историографии грешат тенденциозностью. Официальная английская историография сознательно фальсифицирует историю Индии в угоду британским колонизаторам.

После Октябрьской социалистической революции значительно вырос интерес к современности и у прогрессивных зарубежных исследователей. Одним из зачинателей марксистского освещения новой истории Индии был английский историк Р. П. Датт. Перу этого выдающегося историка принадлежит широко известная книга «Индия сегодня» (М., 1946). В ней содержится марксистская критика хозяйничания английских колониза­торов в Индии, дается анализ освободительной борьбы индийского народа. Работа написана на основе изучения огромного фактического материала.

Наши рекомендации