Индия в годы первой мировой войны
Индия, являясь частью Британской империи, автоматически была втянута в войну, когда в нее вступила Англия. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига поддерживали военные усилия метрополии. Индийская национальная буржуазия полагала, что война позволит ей укрепить свои позиции и подорвать монополию английского капитала. Война, по ее мнению, могла способствовать достижению политических свобод. Активно поддержали колонизаторов князья и помещики. Все это значительно облегчило мобилизацию военных ресурсов. Индия стала для Англии одним из главных источников снабжения. Около 1,5 млн. индийцев участвовало в войне.
В годы войны были введены новые полицейские законы. Закон «Об обороне Индии» (1915) предоставлял колонизаторам неограниченные права. Однако, несмотря на зверские методы подавления освободительного движения, даже в период войны в обстановке жесточайших репрессий в стране вспыхивали вооруженные выступления. Одним из них было выступление под руководством мелкобуржуазной партии «Гхадр» («Восстание») в Пенджабе. «Гхадр» была основана в 1913 г. вАмерике и состояла из индийцев-эмигрантов, выходцев по преимуществу из Пенджаба. Члены этой организации считали войну удобным случаем для освобождения своей родины. Несколько тысяч человек вернулось в Индию. Руководители партии считали, что победы можно добиться только вооруженным путем, и связывали все свои планы с индийской армией. Властям удалось раскрыть подготовку к выступлению. 19 февраля 1915 г. руководители «Гхадр» попытались поднять вооруженное восстание. Правительственные войска расправились с разрозненными выступлениями. Затем последовали репрессии. Организаторы восстания были казнены.
Антиколониальным по своему существу было халифатистское движение, ставившее своей целью защиту турецкого халифа и объединение мусульман всего мира. Его руководство надеялось с помощью Афганистана и других мусульманских государств свергнуть власть англичан и провозгласить Индию независимой республикой. До конкретного выступления дело не дошло. В 1918 г. «заговор» был раскрыт и многие руководители его были арестованы.
Недовольство открыто проявлялось и в индийских воинских частях, расположенных вне Индии. В 1916 г. произошло восстание в Сингапуре. В период войны значительно увеличилось количество террористических актов против представителей колониальной администрации.
Выражением стремления Индии к политической независимости явились решения съездов Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги в Лакхнау (1916). Как Конгресс, так и Лига требовали больших свобод в области экономической жизни (предоставления таможенной автономии) и образования представительных учреждений. С 1916 г. усиливается движение хомруля (движения за местное самоуправление). Его руководители Б. Г. Тилак и Э. Безант добивались достижения Индией политических свобод в рамках Британской империи.
За годы войны произошли значительные изменения в экономике Индии. Выросла продукция хлопчатобумажной промышленности (на 30% по сравнению с предвоенным годом). Это увеличение шло в основном за счет интенсификации труда. Большие прибыли, полученные во время войны, позволили индийской буржуазии сделать в дальнейшем крупные вложения в промышленность. Изменения затронули и металлургические предприятия Тэта. В конце войны выпуск чугуна на заводах Тата возрос до 300 тыс. т в год. Увеличилась численность индийского пролетариата. В последний год войны количество фабрично-заводских рабочих превысило 2500 тыс. человек. В последние годы войны рабочие все чаще и чаще стали обращаться к забастовкам. Передовым отрядом рабочего класса являлся пролетариат Бомбея.
Начинает проявлять недовольство и индийская буржуазия. Окрепнув экономически, индийская буржуазия требует и политических прав. Она берет на вооружение идеи М. К. Ганди (1869—1948), крупного-политического деятеля, юриста, в 1914 г. вернувшегося в Индию из-Южно-Африканского Союза. Ганди происходил из состоятельной гуд-жератской семьи, получил юридическое образование в Англии. Основным методом его борьбы было ненасильственное сопротивление. Патриотическая деятельность Ганди выдвинула его в качестве руководителя освободительной борьбы в Индии.
Обеспокоенное ростом антианглийских настроений, правительство-метрополии выступило в августе 1917 г. с обещанием реформ. Но эти расплывчатые обещания не предотвратили подъем массовой освободительной борьбы.
Великая Октябрьская социалистическая революция в России вдохновила индийский народ в его борьбе за национальное освобождение.
Культура
Развитие капиталистических отношений и связанные с ним новые процессы в социально-политической жизни колониальной Индии наложили отпечаток на культурную жизнь страны — науку, литературу, искусство.
В последние десятилетия XIX — начале XX в. развивались гуманитарные науки — санскритология, археология, история. Индийская буржуазия использовала экономическую мысль как орудие борьбы за свои классовые и национальные интересы. Виднейшие экономисты: Дадабхай Наороджи, Ромеш Чандра Датт, Ранаде — положили начало индийской буржуазной школе политической экономии. В труде Д. Наороджи «Бедность Индии и небританские методы правления» был собран огромный материал, который убедительно свидетельствовал о тяжелых последствиях английского господства для экономики и населения страны.
Индийские историки, филологи, языковеды конца XIX — начала XX в. посвятили свои труды главным образом древней и средневековой истории и культуре. Ознакомление мира с величественной историей Индии, самобытным культурным наследием ее народов являлось формой борьбы индийских ученых против колонизаторов, принижавших значение вклада Индии в мировую культуру.
Формированию наций и национальных языков сопутствовало развитие современных литератур на национальных языках. Эти литературы стали одним из важнейших факторов роста национального самосознания и обогащения духовной жиз и народов Индии, мобилизовывавших их на борьбу за независимость. Вознкли новые жанры: социально-бытовой и исторический роман, драма, светская поэзия и др. Самой развитой из индийских художественных литератур была в то время бенгальская. Ее выдающимися представителями в конце XIX в. были Бонкимчондро Чоттопадхай (1838—1894) и Рабиндранат Тагор (1831—1941), писатель, поэт, философ, гуманист и патриот. Творчество Рабиндраната Тагора — важный вклад в бенгальскую литературу и культуру всей страны, в мировую литературу. Одним из зачинателей критического реализма в бенгальской литературе является Шоротчондро Чоттопадхай (1876—1938), автор множества романов, повестей, рассказов. Выдающимся писателем хинди был Бхаратенду Харишчандра (1850—1885), реформатор языка, борец за литературу, посвященную проблемам большого социального, патриотического звучания.
Основоположниками современной литературы урду являются Мау-лана Хусейн Азад (1832—1910) и Алтаф Хусейн Хали (1837—1914), поэт, писатель, критик, философ. Крупнейшим поэтом литературы урду и пенд-жаби был Мухаммад Икбал (1873—1938), воспевавший патриотизм, стремление к национальному возрождению, идею братства народов.
Видное место в художественной прозе и поэзии на маратхском языке занимало творчество Харинараяна Апте (1864—1919). Основоположниками современной литературы телугу являются Кандукури Виресалингам (1848— 1919) и Гурузада Аппарао (1861—1915). Великим поэтом тамильского народа был Рамалинга Свами (1823—1874).
В период пробуждения Индии в литературу хинди и урду под псевдонимом Премчанд вошел писатель Дханпатрай Шривастав (1880—1936), реалист и новатор, демократ и патриот, убежденный противник британского колониального режима и всяких форм национального угнетения. Первый сборник его рассказов «Любовь к родине» вышел в 1909 г. Сборник был конфискован и сожжен английскими властями за антиимпериалистическую направленность. Премчанд является основоположником критического реализма в жанре короткого рассказа.
В области изобразительного искусства важный этап составила деятельность | художественной школы в Калькутте. Во второй половине .XIX в. начало развиваться современное профессиональное искусство живописи. Выдающимся живописцем этого времени был художник реалист Рави Варма (1848—1906). Из его школы вышли деятели «Бенгальского ренессанса» — О. Тагор, Г. Тагор, Н. Босс, А. К. Халдар, С. Гутпа, С. Ч. Укил, Дж. Рай и др. Движение бенгальского возрождения, явившееся отзвуком национально-освободительной борьбы конца XIX — начала XX в., стало исходным моментом в развитии современного национального искусства Индии.
В начале XX в. в Индии было создано несколько музеев (Викториа мемориал в Калькутте, музей Альберта в Бомбее и др.). По замыслам английских властей они были призваны противостоять очагам национальной культуры народов Индии и убеждать индийцев в якобы цивилизаторской роли английских колонизаторов, вселять почтение к поработителям и их культуре.
Прогрессивные деятели науки, культуры и искусства поставили свою творческую деятельность на службу индийскому народу в его борьбе за независимость.
Историография
Основоположники марксизма пристально следили за ходом событий в Индии. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса анализируется весь комплекс экономических и политических проблем колониальной Индии. Только в «Капитале» К. Маркс более 50 раз привлекает пример Индии для доказательства своей экономической теории. В своих трудах В. И. Ленин рассматривает характерные особенности развития Индии в период наступления империализма и пробуждения Азии. Примечательна его статья «Горючий материал в мировой политике» (Поли. собр. соч., т. 17), где отмечается первый выход на арену политической борьбы пролетариата Бомбея.
Значение Индии как важнейшей колонии Англии определило внимание к ней со стороны правящих кругов метрополии. Именно этим объясняется огромное количество опубликованных документов по новой истории Индии: парламентских актов, «синих книг», отчетов, докладов, донесений и многих других материалов. Большой фактический материал содержат отчеты о парламентских прениях, а также статистические отчеты из серии «синих книг».
После провозглашения в 1947 г. независимости в Индии на английском языке выпущено несколько документальных сборников об освободительной борьбе против колонизаторов. Привлекает внимание публикация по истории освободительного движения в Бомбее, вышедшая в двух томах в 1957—1959 гг. Имеются серии публикаций документов и на индийских языках. Из справочно-библиографического материала выделяется «Библиография Индии» (изд. 2-е, 1965), охватывающая как советскую литературу, так и дореволюционную. Наиболее полные сведения о печатной продукции на английском и индийском языках дает начавшая выходить в Дели с 1962 г. «Национальная библиография индийской литературы, 1901—1953 гг.».
Индия издавна привлекала внимание передовых людей России. Начало научной разработки вопросов истории, литературы Индии относится к XVIIIв.
Огромный фактический материал об Индии, особенно ее экономике,. а также о русско-индийских связях содержится в обширном семитомном труде М. Д. Чулкова «Историческое описание российской коммерции», опубликованном в 1781—1788 гг. (наиболее концентрированное описание Индии содержит третья книга второго тома).
К истории Индии не раз обращались русские революционные демократы. Н. А. Добролюбов посвятил Великому народному восстанию 1857—1859 гг. статью «Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии» (подписано: К. Турчинов). Она проникнута большими симпатиями к индийскому народу и написана с привлечением большого фактического материала.
К более значительным работам конца XIX в. следует отнести книгу И. П. Минаева «Очерки Цейлона и Индии» в двух томах (1878). Выдающийся индолог и внимательный наблюдатель, Минаев в этих очерках и других своих трудах дал всестороннюю картину жизни Индии в 70— 80-х годах прошлого века.
Русские индологи конца XIX и начала XX в. уделяли особое внимание изучению языков, древней истории, культуры и религии Индии. В советский период определился крутой поворот к разработке новой истории. Одним из первых советских трудов по новой истории Индии была монография И. М. Рейснера «Очерки классовой борьбы в Индии» (1932). Она основана на большом документальном материале. Ценные монографии созданы А. М. Дьяковым, А. Левковским, В. И. Павловым и др. В них использованы многочисленные источники, в значительной мере индийские. Капитальным трудом является вышедшая в 1961 г. «Новая история Индии». Эта работа написана коллективом авторов под редакцией К. А. Антоновой, Н. М. Гольдберга и А. М. Осипова. В ней впервые в исторической науке на основе марксистской методологии анализируется весь период новой истории Индии.
Установление и развитие дружественных отношений между Советским Союзом и Республикой Индии стимулировало изучение истории русско-индийских отношений в новое время. Советские историки Е. Я. Лю-стерник, Н. М. Гольдберг и др. опубликовали значительные работы на эту тему, основанные на большом архивном материале.
Для прогрессивных индийских ученых конца XIX и начала XX в.. разработка новой истории своей родины была сильным оружием в национально-освободительной борьбе. Наиболее радикально настроенные ученые в своих трудах звали к сопротивлению британским колонизаторам. Выделяется работа В. Д. Саваркара «Индийская война за независимость», опубликованная в Лондоне в 1909 г. В ней автор призывал народные массы Индии следовать примеру Великого народного восстания 1857—-1959 гг.
Ценные материалы по новой истории страны содержали труды индийских экономистов, особенно Дадабхая Наороджи и Ромеш Чандра Датта. В их произведениях вскрыты пагубные для Индии последствия экономического ограбления ее Англией.
Некоторые индийские историки — выразители интересов помещичье-компрадорских кругов, вступая в полемику с англичанами по ряду отдельных вопросов исторического развития Индии, одновременно безоговорочно признавали положительную роль британского колониального-господства в Индии и в соответствии с этим освещали новую историю своей страны. Известным представителем этого направления был Саид Ахмад Хан — автор работы о причинах сипайского мятежа и других работ.
Большое значение для изучающих историю Индии имеют труды Джавахарлала Неру. Особенно ценна его книга «Открытие Индии», в которой выдающийся государственный деятель рассматривает почти все основные проблемы истории развития страны. В русском переводе книга вышла в 1955 г.
В независимой Республике Индии разработкой истории нового времени занимаются многие видные историки. Характерным для трудов прогрессивных историков Индии является внимание к вопросам экономического развития страны и народным движениям. Наиболее серьезные работы по народным движениям принадлежат перу С. Б. Чаудхури и Л. Натараджана. Индийские ученые уделяют значительное внимание созданию общих трудов по истории Индии с древнейших времен до наших дней. Таким трудом является «История Индии» Н. К. Синха и А. Я. Ба-нерджи (переведена на русский язык и издана в Москве в 1954 г.).
В самом начале британского завоевания зародилась английская «буржуазная историография Индии. Наиболее видным ее представителем был Роберт Орм (R. Orm), очевидец и участник захватов Ост-Индской компании в Бенгалии в 50—60-х годах XVIII в., личный друг Клайва.
В XIX в. английские историки написали множество общих исследований истории Индии. Лучшими из них являются работы Дж. Милля /J. Mill) и М. Эльфинстона (М. Elphinstone).
Новой истории Индии посвящено также большое число монографий. Наиболее фундаментальными из монографий, освещающих историю отдельных областей Индии, являются труды Грант Даффа (J. G. Duff) по Махараштре и Дж. Тода (J. Tod) по Раджастану. В них содержится огромный фактический материал, который при критическом использовании может быть весьма ценным при изучении новой истории Индии.
Даже лучшие исследования истории Индии в английской буржуазной историографии грешат тенденциозностью. Официальная английская историография сознательно фальсифицирует историю Индии в угоду британским колонизаторам.
После Октябрьской социалистической революции значительно вырос интерес к современности и у прогрессивных зарубежных исследователей. Одним из зачинателей марксистского освещения новой истории Индии был английский историк Р. П. Датт. Перу этого выдающегося историка принадлежит широко известная книга «Индия сегодня» (М., 1946). В ней содержится марксистская критика хозяйничания английских колонизаторов в Индии, дается анализ освободительной борьбы индийского народа. Работа написана на основе изучения огромного фактического материала.