Из «Указа о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами» от 28 декабря 1881 года
«...Император Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и установляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам, имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность... Дальнейшее оставление сих последних в обязательных отношениях к помещикам, препятствуя прочному устройству как крестьянской, так и помещичьей поземельной собственности, было бы сопряжено важными неудобствами...
Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным дол гом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных всякого зва»пия... повелеваем:
I. Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян... перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года...
3. До перевода временнообязанных крестьян на выкуп... крестьяне сии должны состоять к помещикам в тех же отношениях, в коих находятся к ним ныне...» (Хрестоматия по истории СССР/сост. С.С. Дмитриев. Т. 3)
Реформа образования
Из Циркуляра о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий министра народного просвещения И.Д. Делянова от 18 июня 1887 года
(Документ, вошедший в историю под наименованием «циркуляра о кухаркиных детях»).
«Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназии, янахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство вправильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого дли учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей куме ров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, ной се не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих роди гелей, кнедовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежною, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений...
Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей, то таких следует увольнять из гимназии или прогимназии... а имея в виду, что в прогимназиях и гимназиях, как учебных заведениях, открывающих доступ в университеты и к нынешим поприщам государственного и общественного служения, должны обучаться лишь такие лица, которые при надлежащей успешности своего учении отличаются благонравием и могут стать вполне благовоспитанными молодыми людьми...» (Хрестоматия по истории СССР/сост. С.С. Дмитриев. Т. 3)
Из воспоминаний СЮ. Витте
«Нужно сказать, что когда император Александр III вступил на престол, он довольно скептически относился к студентам, так как он вступил на престол,забрызганный кровью своего отца, смерть которого произошла вследствие царившей тогда смуты; и, несомненно, во всех этих выступлениях, как всегда, принимала участие, что весьма естественно, университетская молодежь. Вследствие этого, конечно, император Александр III не мог питать особого расположении студентам.
И вот именно мои донесения (С.Ю. Витте весной 1892 года побывал в Поволжье во время холерной эпидемии, тогда студенты-медики, заменяя струсимших докторов, самоотверженно ухаживали за больными. — Авт.) пробудили нем чувство благородного, хорошего и человека, и монарха.
Когда я вернулся в Петербург, то имел счастье слышать от императора Александра III следующее.
Император сказал мне, что был счастлив получить от меня донесение о таком благородно самоотверженном служении русских студентов, что... у него к ним повернулось сердце; что прежде он к ним относился скептически, а теперь действительно он видит, что эта молодежь едва ли не самая честная и благородная часть русской интеллигенции.
И замечательно, что с тех пор император все время так и относился к студенчеству, постоянно выказывал студентам свою симпатию и благорасположение.
И студенчество это поняло и оценило...
Одним словом, император Александр III был благороднейший, честнейший и человек и монарх; и русская молодежь, которая при всех своих недостатках, при всей своей неуравновешенности, а иногда и дикости, тем не менее, очень сердечна, оценила это, так как она понимает и чувствует, кто ее любит и кто ее ненавидит или вообще относится к ней недоброжелательно». (Витте СЮ. Воспоминания)