Понятие и структура политических режимов
С проблемой политической власти прямо связан вопрос о сущности политических режимов. Наряду с понятием «политическая система» в политологии для характеристики существующей в той или иной стране политической власти используется понятие «политический режим». Если политическая система и форма правления раскрывают структурную сторону государства, то политический режим раскрывает его функциональную сторону.
Понятие политического режима раскрывает динамический характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможности общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
Политический режим включает в себя следующие параметры:
- степень политического участия народа и его включенность в процесс принятия государственных решений, отражающая меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления;
- характер функционального отношения институтов власти к фундаментальным правам и свободам человека;
- уровень возможного свободного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти;
- соответствие мероприятий административных органов государства правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны;
- наличие и статус государственной идеологии, отношение к оппозиционным идейным течениям, свобода деятельности средств массовой информации;
- методы государственного управления, доля убеждения, силового принуждения и открытого насилия при поддержании стабильности политической системы и воспроизводства институционального порядка в обществе.
Политический режим — это термин, который отражает степень взаимодействия конституции страны и политической реальности. Положения конституции не всегда могут соответствовать тому, что реально имеет место в политической жизни. Поэтому необходимо понятие, которое совмещало бы и первое и второе. Этим объясняется появление в политологии термина, более адекватно отражающего политические реалии. Иначе говоря, политический режим отражает совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень политической активности, состояние законности. Это определенный политический климат, существующий в данном обществе.
Политический режим в большей степени описывает процессы, динамику, чем статику общества. Он больше говорит о содержании, чем о форме, больше раскрывает средства, а не цели властвования.
При определении политического режима необходимо учитывать, какие политические группировки, элиты находятся у власти; каким методам господства и управления отдается предпочтение (прямым, насильственным, косвенным, демократическим, экономическим или внеэкономическим); какие партии выступают в качестве руководящей силы; допускается ли и в какой степени деятельность оппозиционных партий, профсоюзов и других политических организаций; каково положение личности в обществе.
Поскольку в мире существует огромное количество политических режимов, отличающихся друг от друга по определенным (значительным или незначительным) параметрам, в политологии дается их классификация в виде идеальных типов. В реальной жизни зачастую прореживается сочетание элементов идеальных типов. Тем не менее на основе анализа истории развития человеческой цивилизации политологи выделили четыре основных тина политических режимов: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. Первые два. естественно, относятся к недемократическим режимам. Эти названия несут не только объективную информацию, но и ценностную, субъективную нагрузку. Задача заключается в том, чтобы рассмотреть каждый из отмеченных типов политических режимов, выделить их особенности, характерные черты и определить тенденции их развития.
Тоталитарный режим
Тоталитарный (целостный) — понятие, возникшее в начале XX в. и применяемое для характеристики политических режимов, которые стремятся ради тех или иных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые этот термин стал употреблять в 1925 г. Бенито Муссолини, позднее Гитлер в положительном смысле как цель государственной политики. Большой вклад в осмысление тоталитаризма внесли работы Ф. Л. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.), Ханны Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951 г.), совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.), а также публицистические труды российских авторов А. Зиновьева, А. Солженицына, Л. Сахарова и др.
Признаки тоталитарного режима:
1. Для тоталитарных режимов характерны особого рода идеологии, т. е. совокупность идей, обосновывающих право этих режимов на существование. Сами эти идеологии тоталитарны, т. е. претендуют на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются полным воплощением истины и поэтому общеобязательны. Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно привержено данной идеологии. Тоталитарные идеологи отрицают прошлое и настоящее во имя «великого и светлого» будущего. Они постулируют необходимость и осуществимость тотального переустройства общества, отмену всех или большинства прежних ценностей
и замену их ценностями новыми. Они объявляют своей целью создание нового общества и нового человека, причем интересы и тем более свобода личности подчиняются интересам общества (государства). Данная система провозглашается «высшей формой демократии», причем демократия понимается не столько как осуществление воли народа, сколько как осуществление блага народа, даже если приходится идти против его воли. Сам народ может и не знать, в чем заключается его благо. Тоталитарная идеология считает себя абсолютной истиной и всякое иное мнение, всякое инакомыслие рассматривает как зло (умышленное или неумышленное), подлежащее подавлению и устранению. Идеология становится объектом веры, исключающей научную критику и рациональный анализ.
2. В политической сфере этому способствует монополизация власти. Власть оказывается в руках одной партии, а сама партия — под властью одного лидера («вождя», «фюрера», «дуче»). Происходит сращивание партии с государственным аппаратом, вследствие чего во главе государства и партии оказываются одни и те же лица, облеченные безграничной и бесконтрольной властью. То же происходит и на всех более низких ступенях государственной и партийной иерархии. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т. е. уничтожение (или резкое сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Это выражается, в частности, в запрете всех или большинства политических партий, общественных организаций, не подчиненных правящей партии. Умаляется роль права, закона, власть получает никаким законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия, государство становится внеправовым. Партийно-государственный аппарат устанавливает монопольный контроль и над экономической сферой, утверждая централизованное руководство как наиболее рациональное и эффективное. Основой политической власти становится государственно-монополистическая собственность на средства производства, т. е. государственный капитализм. С монополией на политическую и экономическую власть тесно связана и монополия на информацию: при тоталитарном режиме все средства информации и само содержание информации берутся под строгий контроль аппарата. Сохранение и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия. Поэтому характерно применение террора как средства внутренней политики. Столь же характерна и милитаризация общества, создание обстановки «военного лагеря» или «осажденной крепости».
3. Для тоталитарного режима также характерна принципиальная аморальность и полное презрение к человеку (морально то, что способствует укреплению системы, даже если за это пришлось бы уничтожить большое количество людей). Система игнорирует личные отношения и настаивает на приоритете коллективных отношений и ценностей.
Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль над личностью.
На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства — как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде. Одной из субъективных важнейших предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную. Эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых ид логических ценностях и коллективистских формах организации.
Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.
Эти и другие благоприятные для тоталитаризма факторы могут быть использованы лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся уже упомянутая этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа — предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и их выразителям — вождям, руководству в целом.
Принципы тоталитаризма в разных странах осуществлялись с разной глубиной. Практически все сферы общественной жизни — производство, семья, религия искусство, наука, культура — были более или менее подвержены тоталитарным искажениям. Причины краха тоталитарных режимов кроются в них самих, в их ограниченных возможностях саморазвития, в их плохой приспособляемости к быстро меняющемуся миру.
Для тоталитарного режима характерна ситуация, когда вся жизнедеятельность общества и каждого человека абсолютно регламентирована. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или несколькими людьми из правящей верхушки.
Классическим примером тоталитарного политического режима могут служить гитлеровская Германия и сталинский Советский Союз. Общими для них являлись многие отмеченные выше моменты, в том числе и эксплуатация идеи социализма, теоретически открывающей возможность построения справедливого общества, общества социальной гармонии и социальной защищенности.
Вместе с тем при тотальной регламентации политической и духовной сфер жизни общества партийно-государственная власть Гитлера в Германии не стала осуществлять подобную регламентацию в промышленности и сельском хозяйстве. Она не пошла на полное огосударствление собственности, как это было в СССР и в ряде других стран «казарменного социализма». Это могло привести, как показала практика нашей страны, к тотальному отчуждению граждан от собственности и превращению их в полностью подчиненных государству рабов, винтиков государственного механизма. Партийно-государственные структуры нацистской Германии не пошли на разрушение церкви, допускали широкую сферу самостоятельности в экономической области, хотя и жестко контролировали экономику.
Как в той, так и в другой стране тоталитарный режим стимулировал участие граждан в политической жизни. Однако участие их в политическом процессе направлялось в русло активного проявления преданности своему вождю и единственной партии (массовые манифестации, демонстрации, парады и т. п.). Здесь действует красноречивый принцип: «разрешено только то, что приказано властью».
И в том и в другом случае политическая власть на всех уровнях формировалась через закрытые каналы и к власти приходили партийные бонзы, номенклатура. Общественно-политические организации становились по сути дела придатками органов государственного управления. Говорить о наличии гражданского общества в таких условиях вряд ли возможно.
Некоторые зарубежные политологи считали, что тоталитарный режим не изменяется, его можно лишь уничтожить извне, как нацистскую Германию. Однако развитие Советского Союза уже в послесталинский период показало, что это мнение неверно. Тоталитарные режимы в результате постепенной эволюции могут изменяться. В частности, тоталитарный режим при Брежневе, конечно, отличается от тоталитарного режима при Сталине. Брежнев не обладал такой властью, как Сталин, не был таким диктатором, как Сталин. Поэтому некоторые политологи предлагают различать тоталитарные и посттоталитарные режимы. Посттоталитарные режимы — это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется.
В чистом виде тоталитарные режимы были только в нацистской Германии и СССР. Но тоталитароподобные режимы существовали и в Италии, Испании, КНР, ГДР, Камбодже, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, продолжают функционировать и в настоящее время в ряде стран «казарменного социализма». Естественно, что в каждой стране имелись и имеются некоторые особенности, позволяющие говорить об определенных различиях в функционировании тоталитарных и посттоталитарных режимов.
Авторитарный режим
Большим разнообразием отличаются авторитарные режимы. Во многих странах существуют авторитарные системы, многие прошли авторитарный этап, не исключено, что некоторые страны (например, Россия) также могут стать авторитарными. Что же собой представляет авторитарный режим, каковы его основные черты и чем он отличается от тоталитарного и демократического?
Авторитарный режим, или автократия. — это система политического самовластия, самодержавия, личной диктатуры или группового господства.
Такой режим часто устанавливается путем использования недемократических методов (военный, государственный переворот). Авторитарный тип политического режима предполагает исключительную концентрацию исполнительной, а зачастую и законодательной власти в руках главы государства при ограничении или сведении на нет роли парламента в контроле над государственной политикой.
Авторитарный режим использует, естественно, антидемократические методы властвования, которые не могут быть использованы в обществе, если оно действительно демократическое. Подобным методам присуще прежде всего сочетание прямого насилия политической власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Хотя здесь насильственные методы и применяются, но в меньшей степени, чем в тоталитарном обществе. Политическая власть стремится шире использовать социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает некоторый («управляемый») плюрализм в обществе.
Если при тоталитарном режиме верховный правитель (вождь, диктатор) выдвигает, как правило, какие-то великие, с его точки зрения, мессианские цели, которых необходимо достичь, ведя за собой массы (построение тысячелетнего рейха, светлого будущего и т. п.), то для авторитарных режимов такие амбициозные цели не характерны.
Кроме того, авторитарный режим стремится не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с политикой (экономическая, социальная, семейно-бытовая, культура). Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контроля, как это присуще тоталитаризму. Сфера же политики находится под контролем авторитарной власти, которая стремится не допускать здесь конкуренции политических оппонентов, сохраняя за правящей партией монополию на власть.
Можно выделить следующие характерные черты авторитарного политического режима:
- Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. Имеются определенные возможности для выражения и представления социальных интересов, признается право на автономное самовыражение различных групп общества.
- Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: «Все, что не разрешено, то запрещено».
- Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека, группы или одного органа государства. В случае концентрации власти в руках харизматического лидера могут проявляться вождистские тенденции, культ личности. Однако этот культ не достигает сакральных форм выражения и не требует постоянной демонстрации преданности этой личности со стороны населения.
- Отсутствует четкое разделение властей. Происходит значительная концентрация исполнительной (зачастую и законодательной) власти в руках главы государства при ограничении роли парламента в контроле над государственной политикой. Прямое влияние исполнительной власти на судебную.
- Допускается «политический плюрализм». Наряду с правящей партией могут действовать и оппозиционные партии. Однако государственная власть стремится всячески сузить возможности для действия оппозиции и не допустить ее участия в политической жизни общества.
- Формирование органов власти, а также ротация (перемещение) правящих элит осуществляются не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией, волевым введением их в руководящие структуры. Процесс передачи власти чаще всего осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно или келейно через сговор элит. При этом внешние формальности могут соблюдаться,
- В обществе доминирует государственная идеология, но допуска: ся и другие идейные течения, более или менее лояльные к правящей элите, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Разные общественные силы могут придерживаться несовпадаю мировоззренческих установок.
- Признается относительная автономия от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной сфер жизни общества. Не очень развиты, но относительно самостоятельно действуют институты и организации гражданского общества, в том числе профсоюзы, добровольные общества и другие организации по интересам. Нет строго организованного тотального контроля экономической и социальной инфраструктуры со стороны государства.
- Существует цензура (иногда скрытая) над издательской деятельностью и средствами массовой информации. Однако при сохранении лояльности к правящему режиму разрешено критиковать некоторые недостатки государственной политики и политических деятелей.
- Отношения государства и личности построены как на принуждении, так и на убеждении. Часто используются силовые методы воздействия, однако без применения вооруженного насилия, постоянного террора, массовых репрессий.
- Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функции охраны правопорядка. Однако они находятся на страже правят го режима и могут быть использованы вместе с армией в качестве карательных органов для подавления общественных сил, выступающих против властей.
По мнению многих политологов, авторитарный режим — самая распространенная форма политической власти и отличается большим разнообразием.
Авторитарные режимы функционируют во многих странах, описание каждого, конечно, невозможно. Однако некоторые политологи пытаются выделить обобщающие характеристики многообразных режимов, типологизировать их.
В частности, для африканского континента в рамках авторитарно типа политической власти выделяются четыре основных подтипа:
а) военный режим, военное правление; б) однопартийный политический режим;
в)однопартийный режим полуконкурентного типа; г) многопартийный режим.
Различие отмеченных подтипов проявляется в уровне существующих институциональных возможностей участия масс в политической жизни, в расстановке социально-политических сил на политической арене и методах осуществления властных отношений. К отмеченным разновидностям можно отнести и многие авторитарные политические режимы латиноамериканских и азиатских стран. Хотя существуют и режимы, не укладывающиеся в указанную схему.
В 1960-1970-е гг. в Африке, Латинской Америке, Азии особенно широко было распространено военное правление. Здесь особенно часто происходили военные перевороты, в результате которых к власти, зачастую сменяя друг друга, приходили авторитарные правители, устанавливая фактически диктатуру военных. В этот период армия превратилась в господствующую социально-политическую силу, порождая авторитарные режимы. Приход военных к власти сопровождался, как правило, ликвидацией парламентов и политических партий, запретом общественных организаций, применением жестких административных, часто насильственных методов осуществления власти и т. п. Сюда можно отнести террористическую диктатуру И. Амина в Уганде, правление А Пиночета в Чили и др.
К концу 70-х гг. волна авторитарных военных режимов схлынула, что объясняется следующими обстоятельствами: чтобы управлять таким сложным социально-экономическим организмом, как общество, необходим определенный интеллектуальный потенциал; возникает настоятельная потребность разработки конструктивной социально-экономической программы вывода страны из кризиса; и, конечно, необходима определенная идеологическая доктрина, которую бы поддержали массы. Поскольку отмеченные моменты отсутствовали или не реализовывались, военные режимы сходили с политической арены, уступая место гражданским однопартийным или многопартийным правительствам.
Авторитарные режимы, как показала историческая практика, оказываются достаточно устойчивыми формами осуществления политической власти. Зачастую им удается какое-то время довольно успешно сочетать экономическое процветание с политической стабильностью. Примером могут служить Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Чили и некоторые другие страны, осуществляющие процесс модернизации общества.
В этих странах многопартийный режим довольно быстро сходил с политической арены, поскольку армия выступала основной опорой авторитарного правителя, а оппозиция была слаба и раздроблена. В основном в этих странах господствовали однопартийные режимы в том числе и полуконкурентного типа. Здесь есть выборы, выдвижение разных кандидатов в парламент, но отбор их идет по закрытым каналам в правящей партии и результаты фактически заранее предрешены.
Демократический режим
Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим правления. Движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.
Демократия (греч. demos — народ, kratos — власть) — народовластие, форма правления государства, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, выборностью основных органов государственной власти, соблюдением прав и свобод человека.
Демократия в современной политической науке выступает как: синоним народовластия («управление народа народом для народа»); форма государства; форма и принцип организации политических партий и общественных движений; политический режим; политическое мировоззрение и политическая ценность.
Демократический режим — способ организации социального взаимодействия, характеризующийся, в противоположность авторитарности равенством сторон или доминированием управляемых над профессиональными постоянными управляющими. Демократия и авторитаризм (односторонняя властность, доминирование управляющих над управляемыми) — полярно противоположные политические режимы. В норме черты этих режимов должны образовывать гармоничное сочетание, в котором ситуационно преобладает один или другой момент. Абсолютная демократия без какой бы то ни было примеси авторитарности является такой же организационной аномалией, как и абсолютная авторитарность без всякой демократии. В первом случае это анархия, во втором — тоталитарный режим.
В праве и законодательстве соотносительная неразрывность демократии и авторитарности выражается в формуле: нет прав без обязанностей и нет обязанностей без соответствующих им прав. Анархия означает наличие прав без обязанностей, что на деле приводит к борьбе каждого против всех, к выделению одного лица или группы лиц, имеющих только права и оставляющих другим только обязанности. Таким образом, анархический режим ведет к авторитаризму, к его крайней форме тоталитаризму.
Демократические режимы сопровождают человечество от первобытного общества до настоящего времени, так как имеют корни в самой человеческой природе, в его прирожденных и приобретаемых в процессе социализации позитивных и негативных свойствах. Главное заключается в том, что они отвечают стремлению человека к самореализации, обеспечивают свободу творчества во всех сферах человеческой жизни. Но демократия открывает возможности и для реализации эгоистических стремлений человека, используется сильными и ловкими, способными увлекать массу, для оттеснения от власти скромных и компетентных. Демократия способствует приходу к власти людей альтруистического склада, которым в идеале только и можно доверить власть, но отнюдь не гарантирует от прихода к власти людей своекорыстных, с низкой нравственностью, но изощренным умом. Демократический режим в настоящее время признается лучшей организационной формой общества. Он обеспечивает социальное развитие, сглаживает и разрешает неизбежные в общественной жизни напряжения и расхождения, создает атмосферу взаимного доверия и терпимости. Лишь в немногих случаях (война, стихийные бедствия) демократия может отступить на второй план, уступая место авторитарным формам правления.
Основой подлинно демократического режима может быть только общественная собственность на средства производства (не государственная!), ибо она обеспечивает распределение производимых обществом материальных и духовных благ по потребностям каждого члена этого общества (не только основных производителей). Кто ничем не владеет (де-факто, а не де-юре), тот не допускается к власти. Поэтому подлинно демократическим режимом в истории общества был один, по наиболее продолжительный — первобытнообщинный строй. Длившийся никак не менее 95 тыс. лет из 100 тыс. лет истории человечества (данные современной палеоантропологии), первобытнообщинный строй был настоящим первобытным коммунизмом со всеми присущими этому строю чертами:
- общественная собственность на средства производства (леса, в которых охотились, пашни, которые обрабатывали, акватории, в которых ловили рыбу и т. п.);
- распределение по потребностям (правда, сведенным к «прожи* точному минимуму»);
- власть народа, представленная «советской властью» — советом старейшин, советом племен и т. п. коллегиальным, весьма демократично избираемым и сменяемым органам.
Экономически демократический режим первобытного строя был обеспечен чрезвычайно низким уровнем производительности труда, когда у другого и отнять нечего и эксплуатировать его нельзя, ибо производит только тот минимум, который и проедает вместе с семьей. Как только производительность труда увеличилась настолько, что отдельный производитель стал устойчиво производить примерно вдвое-втрое больше своего «прожиточного минимума», свершилась первая великая социальная революция — переход к классовому обществу и государству, этому аппарату насилия управляющего меньшинства над эксплуатируемым большинством.
Все разговоры о «демократизации общества» в условиях частной собственности на средства производства являются не чем иным, как прикрытием, «дымовой завесой», за которой меньшинство скрывает подлинные свои цели и намерения но прямому или косвенному усилению эксплуатации большинства. Современная Россия — яркое тому свидетельство.
Поэтому все, что ниже будет названо в соответствии с современной фразеологией «демократическим», следует читать «псевдодемократическим».
Либеральный режим
Ограниченно-демократический (либеральный) политический режим предоставляет людям свободу личности, совести, слова, печати, обеспечивает безопасность граждан. Управление обществом через законы, а не через людей исторически восходит к античному принципу равенства всех перед законом. Оно получило воплощение в политических режимах Англии XVII в., было распространено в Европе в эпоху Просвещения и особенно проявилось в американском конституционализме, который добавил правлению решающую опору в виде юридического контроля над исполнением законов. Сейчас либеральные режимы в наиболее чистом виде существуют в Японии, Израиле, Греции, в некоторых странах Латинской Америки.
В целом либерализм и демократия близки по смыслу, так же как тоталитаризм и авторитаризм. Но для либерального режима больше подходит категория «свобода» (искать работу и оставлять ее, покупать и продавать товары, включая труд, зарабатывать и тратить деньги, избирать и переизбирать правительство, образовывать различные ассоциации)- тогда как для демократического режима — категория «справедливость». Хотя демократия привлекает людей к управлению через «справедливые» всеобщие выборы, некоторые считают, что участие в выборах следует отделить от участия в управлении. Управлять обществом должна политическая элита, но завоевать право на это она может только в свободной и открытой конкуренции.
Можно выделить общие принципы либерального и демократического режимов:
- Видимое признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов через народные инициативы и референдумы.
- Участие граждан в формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля над органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия — установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается невозможной.
- В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через их представительство. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень полномочий, которые граждане передают своим избранникам, и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо. Таким образом, представительная демократия — это такая форма правления, когда граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений. То есть ответственность принятия решений мы передаем избранным нами гражданам, наделяя их при этом соответствующими полномочиями. Для того чтобы правительства могли принимать решения, должны существовать определенные правила, которыми они руководствуются. Иными словами, необходима Конституция — основной закон государства, который устанавливает государственное устройство, структуру власти, а также правила принятия решений. В качестве представительной власти выступает общенациональный парламент, а также другие законодательные органы, как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, осуществляемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главными признаками всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.
- Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип: «Все, что не запрещено — разрешено».
- Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в избирательном процессе, если для этого нет ограничений, установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.
- Свободное волеизъявление народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически, через строго установленные периоды, переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.
- Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство. Правовое государство в интересах защиты прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан.
- Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, выполняет присущие ей функции, которые институционально рассредоточены. Судебная власть имеет полномочия отменить решения как законодательной, так и исполнительной власти. Основная цель разделения властей заключалась в том, чтобы не допустить сосредоточения политической власти в одних руках или в одном политическом институте, избежать возможной узурпации власти. Это важнейший демократический принцип, который в основном подтвержден историческим опытом развития многих государств мира.
- Сформировались и свободно, без вмешательства государства, действуют институты и организации гражданского общества, развито гражданское самоуправление. Большой сегмент социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.
- Политическое и идеологическое системно организованное многообразие (но не «плюрализм», ибо плюрализм постулирует равенство многообразного, что противоречит субординации и координации элементов во всякой системе не только общественной, но и в неживой природе!), многопартийность. Представитель и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают статус правящей партии и право формировать органы власти. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, что и находящаяся у власти правящая партия.
- Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая критику правительства, правящего режима, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.
- Полиция, спецслужбы и армия — важные части государственного аппарата — выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.
- Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений предлагают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.
Итак, демократический режим — это способ функционирования власти, основанный па признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в государственных и общественных делах, на наделении граждан самым широким кругом политических прав и свобод. То есть то, что в объективной реальности в рамках государственного строя никогда еще не осуществлялось. Обычно выделяют два
подтипа демократического режима — парламентский и президентский.