Деятельность по борьбе с преступностью, ее основные формы

Уголовный процесс

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии "Классический университетский учебник", посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

Издание серии "Классический университетский учебник" наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии "Классический университетский учебник". Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей Московского университета - выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.

В.А. Садовничий,

ректор Московского университета

академик РАН, профессор

Предисловие

Во всех высших учебных заведениях юридического профиля уголовный процесс относится к числу основных учебных дисциплин. Его предназначение - дать изучающим необходимые сведения о том, как должно осуществляться производство по уголовным делам. Другими словами, речь идет о познании одного из важных направлений деятельности таких правоохранительных органов, как суд, прокуратура, органы следствия и дознания, ее пределов и порядка, а равно о тех правах и обязанностях, которыми обладают не только должностные лица этих органов, но и граждане, иные лица, вовлекаемые в том или ином качестве в производство по уголовным делам.

Учебник написан коллективом авторов - профессорами и доцентами кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Его содержание в целом соответствует программе курса "Уголовный процесс", составленной с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - "Юриспруденция" и используемой в учебном процессе преподавателями и студентами этого факультета.

Как и во многих других учебниках, изданных в последние десятилетия, в данном учебнике "строительным материалом" служат имеющие отношение к предмету сведения о правовых предписаниях, практике их применения, а равно об устоявшихся и пользующихся широким признанием положениях, выработанных в доктринальных исследованиях отечественных ученых. Авторы, разумеется, стремились к тому, чтобы в поле зрения изучающих уголовный процесс оказались качественные и тщательно выверенные нормативные материалы, почерпнутые в первую очередь из Конституции РФ, международных документов и действующего УПК со всеми небывало многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в него всего лишь за два с половиной года (на 29 июня 2004 г.*(1)) после принятия и введения в действие. Они стремились также к тому, чтобы изучающие получили представление и о законодательстве, смежном и тесно связанном с УПК, а также о соответствующих судебных решениях и относящихся к предмету подзаконных актах, играющих важную роль в регламентации производства по уголовным делам.

Авторы по-прежнему предпочли пользоваться избранными в предыдущих пяти изданиях данного учебника (1996, 1997, 1998, 2000 и начало 2004 гг.) приемами, которые хотя и были в определенной мере отступлением от сложившихся до середины 90-х годов XX столетия традиций в написании учебников по уголовному процессу, но получили положительные отзывы многих читателей. Приемы эти выражаются в ряде положений:

- в подаче исторического материала. Такой материал приведен не только в главе второй учебника, где основные этапы развития российского уголовно-процессуального законодательства изложены в общих чертах. Он есть и во многих других главах и дает представление об эволюции конкретных процессуальных институтов не только в последние десятилетия, но и в дореволюционный период российской истории, преимущественно тот, который начался после судебной реформы 1864 г. В условиях осуществляемой в последние годы судебной реформы будущим юристам нужно знать "наше процессуальное прошлое" хотя бы для того, чтобы иметь представление, насколько новыми и жизнеспособными являются предлагаемые или вводимые корректировки уголовного судопроизводства;

- в изложении сведений об опыте решения конкретных уголовно-процессуальных проблем в зарубежных странах. До недавнего времени вузовские учебники либо не содержали подобного рода сведений, либо ограничивались тем, что в последних главах давали весьма общую информацию по поводу построения уголовного судопроизводства в других странах. Такой ориентации продолжает придерживаться и большинство изданных в наши дни учебников. Однако, как показывает преподавание дисциплины, такая подача материала малоэффективна. Изложение конкретных институтов российского уголовного процесса в сопоставлении с соответствующими институтами, сложившимися в других странах, - на фоне наиболее специфических вариантов их регламентации - имеет бесспорные преимущества. Оно вооружает изучающих предмет данными, которые, как и данные исторического характера, тоже требуются для осмысленного восприятия многого из того, что происходит в ходе современной реформы уголовного судопроизводства;

- в попытке изложить специфику производства в суде присяжных, по делам несовершеннолетних и при назначении наказания в особом порядке не в отдельных главах, а одновременно с характеристикой соответствующих стадий судопроизводства или процессуальных институтов. По замыслу авторов, параллельное изучение, скажем, судебного разбирательства в обычном суде и суде присяжных имеет свои преимущества. Оно стимулирует сравнительный подход к познанию данной стадии и дает более полное представление о ней;

- в разработке и включении в большинство глав схем, которые должны способствовать лучшему усвоению предмета;

- в оснащении каждой из глав специальными разделами, содержащими перечни нормативных источников по соответствующим вопросам. Такие перечни должны будут иметь необходимый методический эффект, а возможно, и практическое применение.

Ждем Ваши отзывы, замечания и предложения.

Нормативный материал в учебнике приведен по состоянию на 25 января 2005 г.

К. Гуценко

январь 2005 г.

Глава 1. Сущность и основные понятия
уголовного процесса

Деятельность по борьбе с преступностью, ее основные формы

Обеспечение законности и укрепление правопорядка охватывают, как известно, широкий спектр мероприятий. Это и социально-экономические преобразования, и меры политического и организационного характера, и воспитательно-профилактические усилия, в том числе поощрение соответствующих общественных и религиозных объединений, и, разумеется, применение государственного принуждения в отношении лиц, не желающих считаться с требованиями законов и иных правовых актов.

В системе мероприятий такого рода одно из центральных мест всегда занимала и продолжает занимать деятельность по борьбе с преступностью. И это естественно: преступления - общественно опасные посягательства на права и свободы личности, правомерные интересы общества и государства. Они причиняют значительно больший вред гражданам, государственным и негосударственным организациям, в целом нормальному развитию общественных отношений, чем иные правонарушения.

Такую деятельность принято условно подразделять на несколько взаимосвязанных основных форм. Достойное место среди них занимают оперативно-розыскные мероприятия, расследование (дознание и предварительное следствие), правосудие, реализация (исполнение) итоговых судебных решений по уголовным делам (приговоров). Близко к этим формам примыкают разведка и контрразведка, в ходе которых возможно выявление сведений о совершенных, совершаемых или намечаемых к совершению преступлениях.

Закон конкретно определяет государственные органы, несущие ответственность за реализацию каждой из форм деятельности по борьбе с преступностью, и пределы их компетенции:

правосудие осуществляют только суды;

предварительное следствие - следственный аппарат прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля*(2);

дознание - органы и должностные лица Министерства внутренних дел РФ, другие органы и должностные лица, названные в ст. 40 и 41 УПК*(3) и иных нормативных актах (см. § 3.4 и 3.5 гл. 4 учебника);

оперативно-розыскную деятельность - оперативные подразделения: органов внутренних дел; Федеральной службы безопасности РФ; Федеральной службы охраны РФ; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной таможенной службы; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний; органов внешней разведки Министерства обороны РФ*(4);

разведку и контрразведку - соответствующие подразделения федеральных служб безопасности и внешней разведки;

исполнение приговоров - преимущественно органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, а по некоторым вопросам - и другие органы, в том числе Федеральной службы судебных приставов. Принадлежит активная роль в этой сфере также судам, поскольку на них возложены полномочия по обращению приговоров к исполнению и разрешению вопросов, возникающих в ходе их исполнения.

Что касается прокуратуры, то она, осуществляя в тех или иных пределах прокурорский надзор за законностью действий и решений перечисленных органов (всех, кроме судов), тоже вносит свой вклад в борьбу с преступностью. Этому в немалой степени способствует и реализация ею своих полномочий по расследованию уголовных дел и организации уголовного преследования лиц, совершивших преступления.

Естественно, среди названных форм деятельности по борьбе с преступностью, а равно государственных органов и соответствующих должностных лиц*(5) следовало бы особо выделять правосудие и суды (судей).

Правосудие является одним из основных направлений (функций) правоохранительной деятельности и одновременно полномочий судебной власти. При его осуществлении судам принадлежит решающее и обязательное для всех слово. Суд, и только он, осуществляя правосудие, уполномочен признать конкретное лицо виновным в совершении преступления и принять решение о применении к нему одного из самых острых средств государственного принуждения - уголовного наказания, призванного восстанавливать справедливость, исправлять осужденных и предупреждать совершение новых преступлений. В течение многих веков символом правосудия служит Фемида, которая неизменно изображается не только с повязкой на глазах (беспристрастность) и уравновешенными весами в левой руке (справедливость), но и с карающим мечом в правой руке.

Наряду с отправлением правосудия, как это будет видно по сказанному в ряде последующих глав учебника (см., например, § 2 гл. 4), при производстве по уголовным делам на суды возложен контроль за соблюдением законов всеми органами, участвующими в таком производстве. Делают это они как при разбирательстве переданных на их рассмотрение конкретных уголовных дел, так и в процессе досудебного производства, когда решается вопрос о возбуждении уголовного дела и ведется предварительное его расследование. Они также призваны выполнять ответственные функции и после того, как правосудие свершится - когда приговор вступит в силу и нужно будет исполнять его.

Перечень органов и одно лишь наименование форм их участия в борьбе с преступностью сами по себе говорят многое о значимости и ответственности этих органов, а равно того, на что они уполномочены. Нетрудно представить себе, какие негативные последствия могут наступить, в первую очередь для граждан, в случае совершения незаконных, необоснованных и несправедливых действий названными органами и соответствующими должностными лицами, их ошибок, упущений, злоупотреблений. Поэтому закон тщательно регламентирует организацию и деятельность такого рода органов и должностных лиц.

Наши рекомендации