Принуждение, пресечение, административно‑предупредительные меры
Методы управления можно подразделить на:
1) убеждение – использование различных разъяснительных, воспитательных и организационных мер, направленное на то, чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя;
2) принуждение – отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.
По вопросам принуждения административное право закрепляет:
– административные санкции;
– дисциплинарные санкции;
– общественно‑правовые санкции (властные правомочия инспекторов).
Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права как часть принуждения, его разновидностью выступает административная ответственность.
Административное принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем имеет ряд особенностей:
1) меры административного принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административными принудительными средствами;
2) административно‑правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного подчинения между сторонами;
3) существует множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию;
4) административное принуждение регулируется нормами административного права.
Административно‑правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти установленных нормами АП принудительных мер в связи с неправовыми действиями.
Роль административного принуждения: 1. Именно субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил (контроль ОВД, госинспекций); в итоге может быть применено административное принуждение.
2. Административное принуждение включает в себя большое число средств пресечения. Меры пресечения прекращают антиобщественные действия и предотвращают наступление вредных последствий.
3. Административные принудительные средства применяются до совершения преступления, оказывая воспитательное воздействие.
В науке административного права авторы классифицируют административное принуждение по видам, в частности, таким:
– меры пресечения;
– восстановительные меры;
– меры взыскания;
– меры предупреждения;
– меры наказания.
Одним из видов административного принуждения, который выделяют абсолютно все авторы, является административное пресечение. В административном праве существует широкий круг пресекательных мер. Единого акта нет, пресекательная деятельность регулируется многими законами.
По цели воздействия меры пресечения делятся на: 1. Общие – превентивное задержание; принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; запрещение эксплуатации; приостановление работ; изъятие незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов.
2. Специальные (применяются только к гражданам) – использование средств физического воздействия; использование технических средств (дубинок, наручников); применение огнестрельного оружия.
3. Процессуальные – применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях. К ним относятся доставление, задержание, привод и т. д. Применяются для ведения процесса.
Общий подход универсален для юридической ответственности вообще, то есть меры пресечения применяются на основе факта правонарушения, без издания каких‑либо письменных актов.
Надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них воздействия и предупреждения совершения новых преступлений. Устанавливается за: рецидивистами; осужденными за особо тяжкие преступления; судимых два и более раз за умышленные преступления; условно освобожденными или условно досрочно.
Режим надзора: на поднадзорных налагаются обязанности: являться по вызову в ОВД и давать объяснения по вопросам; уведомлять ОВД о перемене места жительства, смене деятельности, выездах. Возможны персональные ограничения: запрещение выхода из дома в определенное время; запрещение посещения определенных пунктов; запрещение поездок по личным нуждам; обязательность явки в ОВД.
Административно‑предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение возможных правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и т. д. Меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, то есть в результате односторонней властной деятельности. Административно‑предупредительные меры не связаны с совершением правонарушения, они предотвращают его совершение и поэтому предшествуют применению иных мер принуждения. Основанием для их применения служит не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с действиями человека; эти меры носят профилактический характер. Они многообразны и используются различными субъектами, имеющими компетенцию контрольно‑надзорного характера. Группы административно‑предупредительных мер:
применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных опасных последствий:
– введение карантина,
– закрытие участков государственной границы;
– прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии;
– контрольно‑надзорные проверки;
направленные на предупреждение административных проступков и преступлений:
– досмотр вещей и личный досмотр;
– проверка документов;
– административное задержание;
лечебно‑предупредительные меры:
– освидетельствование медицинского состояния лиц;
– освидетельствование санитарного состояния предприятий общепита.