В грозном небе Первой мировой

В грозном небе Первой мировой - student2.ru
Маркировка российских самолетов в годы I мировой войны.

В грозном небе Первой мировой - student2.ru

В грозном небе Первой мировой - student2.ru
Противовоздушные войска Российской империи.

Скептическое отношение к авиации российских властей менялось крайне медленно. В 1910 году во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, среди них лишь один – российской постройки.

Только в 1913 году, после удачных действий авиаотряда С.Щетинина на Балканах, Генштаб стал разрабатывать проекты создания ВВС России. Предполагалось закупать машины во Франции и наладить деятельность собственных авиапредприятий.

Заказы на изготовление отечественных самолетов были переданы заводу Шетинина в Петербурге, Русско-Балтийскому в Риге и московскому «Дукс». Планировалось, что через пару лет российская армия будет располагать 918-ю аэропланами. К сожалению, это были лишь мечты!

К 1 августу 1914 года на вооружении царской армии числилось лишь 244-е самолета. Не лучше обстояло дело и с подготовкой летного состава. При ежегодной потребности в тысяче пилотов, все российские школы могли обучить не более пятисот.

Но самая большая неприятность состояла в том, что авиация вступила в войну, не имея четкого руководства и профессионального.

У высшего командования ВВС не было необходимых знаний и опыта. Глава Авиационной канцелярии барон К. фон Каульбарс, например, всю жизнь прослужил в кавалерии. Все это немедленно отразилось на боеготовности ВВС: основной процент потерь в первый период войны приходился на аварии.

Но вопреки всему, российские авиаторы воевали успешно, да и в отечественной авиационной промышленности наметилось заметное оживление. О различных типах отечественных самолетов той поры речь пойдет в следующей главе.

Самолеты сражающейся России. Часть II.

В грозном небе Первой мировой

В грозном небе Первой мировой - student2.ru
Модификации самолета «Илья Муромец».

Многомоторные самолеты.

Главным типом самолетов для российской армии стал многомоторный бомбардировщик.

Основой для боевых машин этого класса послужил четырехмоторный «Илья Муромец», построенный Сикорским еще в мирное время. Зимой 1914 – 1915 гг. по инициативе генерал-майора М.Шидловского, на подведомственном ему Русско-Балтийском вагонном заводе, начался выпуск новой модификации этой машины, приспособленной для военных целей.

В грозном небе Первой мировой - student2.ru
Погрузка бомб на борт «Ильи Муромца».

В грозном небе Первой мировой - student2.ru

На борту воздушного корабля размещалось до 400 кг бомб. Т.е. его грузоподъемность была почти в 10 раз выше, чем грузоподъемность других самолетов этого периода войны.

Легкие бомбы складывали внутри корпуса, а тяжелые помещали под самолетом. Экипаж «Ильи Муромца» состоял из четырех человек. За годы Первой мировой войны было выпущено 80 бомбардировщиков «Илья Муромец». Они выполнили более 400 боевых вылетов и сбросили почти 65 тонн бомб. Не одна крупная боевая операция не обходилась без их участия.

Биография воздушного гиганта богата яркими событиями. В июле 1916 года четыре самолета противника атаковали «Муромца» капитана П.Лаврова.

Три из них были сбиты, четвертый – поврежден. У русского корабля вышел из строя один двигатель, но это не помешало ему вернуться на базу. Этот случай иллюстрирует одно из достоинств «тяжеловеса»: четыре двигателя позволяли ему продолжать полет, даже если один или два мотора оказывались поврежденными.

В грозном небе Первой мировой - student2.ru
Анатра Анаде.

В грозном небе Первой мировой - student2.ru
Конструкция самолета-разведчика.

В грозном небе Первой мировой - student2.ru
Истребитель Игоря Сикорского «С-16».

В грозном небе Первой мировой - student2.ru
Российские летчики на отдыхе.

Только один самолет этого класса был сбит немцами, причем враг в этом бою потерял три машины из четырех. Зато «Муромцы», не будучи истребителями, сбили 12-ть аэропланов противника.

В течение войны российские изобретатели предпринимали попытки создать альтернативу «Илье Муромцу». На одесском заводе Артура Анатры были изготовлены двух - и трехмоторные бомбардировщики «Анадва» и «Анатра ДЕ».

В тоже время в Петербурге над созданием гиганта трудился В.Слесарев. Но серийный выпуск этих машин не был налажен.

Наши рекомендации