В грозном небе Первой мировой
Маркировка российских самолетов в годы I мировой войны.
Противовоздушные войска Российской империи.
Скептическое отношение к авиации российских властей менялось крайне медленно. В 1910 году во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, среди них лишь один – российской постройки.
Только в 1913 году, после удачных действий авиаотряда С.Щетинина на Балканах, Генштаб стал разрабатывать проекты создания ВВС России. Предполагалось закупать машины во Франции и наладить деятельность собственных авиапредприятий.
Заказы на изготовление отечественных самолетов были переданы заводу Шетинина в Петербурге, Русско-Балтийскому в Риге и московскому «Дукс». Планировалось, что через пару лет российская армия будет располагать 918-ю аэропланами. К сожалению, это были лишь мечты!
К 1 августу 1914 года на вооружении царской армии числилось лишь 244-е самолета. Не лучше обстояло дело и с подготовкой летного состава. При ежегодной потребности в тысяче пилотов, все российские школы могли обучить не более пятисот.
Но самая большая неприятность состояла в том, что авиация вступила в войну, не имея четкого руководства и профессионального.
У высшего командования ВВС не было необходимых знаний и опыта. Глава Авиационной канцелярии барон К. фон Каульбарс, например, всю жизнь прослужил в кавалерии. Все это немедленно отразилось на боеготовности ВВС: основной процент потерь в первый период войны приходился на аварии.
Но вопреки всему, российские авиаторы воевали успешно, да и в отечественной авиационной промышленности наметилось заметное оживление. О различных типах отечественных самолетов той поры речь пойдет в следующей главе.
Самолеты сражающейся России. Часть II.
В грозном небе Первой мировой
Модификации самолета «Илья Муромец».
Многомоторные самолеты.
Главным типом самолетов для российской армии стал многомоторный бомбардировщик.
Основой для боевых машин этого класса послужил четырехмоторный «Илья Муромец», построенный Сикорским еще в мирное время. Зимой 1914 – 1915 гг. по инициативе генерал-майора М.Шидловского, на подведомственном ему Русско-Балтийском вагонном заводе, начался выпуск новой модификации этой машины, приспособленной для военных целей.
Погрузка бомб на борт «Ильи Муромца».
На борту воздушного корабля размещалось до 400 кг бомб. Т.е. его грузоподъемность была почти в 10 раз выше, чем грузоподъемность других самолетов этого периода войны.
Легкие бомбы складывали внутри корпуса, а тяжелые помещали под самолетом. Экипаж «Ильи Муромца» состоял из четырех человек. За годы Первой мировой войны было выпущено 80 бомбардировщиков «Илья Муромец». Они выполнили более 400 боевых вылетов и сбросили почти 65 тонн бомб. Не одна крупная боевая операция не обходилась без их участия.
Биография воздушного гиганта богата яркими событиями. В июле 1916 года четыре самолета противника атаковали «Муромца» капитана П.Лаврова.
Три из них были сбиты, четвертый – поврежден. У русского корабля вышел из строя один двигатель, но это не помешало ему вернуться на базу. Этот случай иллюстрирует одно из достоинств «тяжеловеса»: четыре двигателя позволяли ему продолжать полет, даже если один или два мотора оказывались поврежденными.
Анатра Анаде.
Конструкция самолета-разведчика.
Истребитель Игоря Сикорского «С-16».
Российские летчики на отдыхе.
Только один самолет этого класса был сбит немцами, причем враг в этом бою потерял три машины из четырех. Зато «Муромцы», не будучи истребителями, сбили 12-ть аэропланов противника.
В течение войны российские изобретатели предпринимали попытки создать альтернативу «Илье Муромцу». На одесском заводе Артура Анатры были изготовлены двух - и трехмоторные бомбардировщики «Анадва» и «Анатра ДЕ».
В тоже время в Петербурге над созданием гиганта трудился В.Слесарев. Но серийный выпуск этих машин не был налажен.