Тема 17. Международное морское право
Литература:
1. Авраменко И.М. Международное морское право. М., 2001.
2. Василенко В.А., Высоцкий А.Ф., Рыбальчик Д.Э. Международное морское право. Киев, 1988.
3. Корзун В.А. Морские трансграничные ресурсы: экономика, экология, право. М., 1996.
4. Лазарев М.И. Теоретические проблемы современного международного морского права. М., 1983.
5. Мовчан А.П. Международное морское право (Основные положения). Учебное пособие. М., 1997.
6. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.
7. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды. М., 1988.
8. Сидорченко В.Ф. Правовое регулирование морских споров. М., 2002.
9. Яковлев И.И. Международный орган по морскому дну. М. , 1986.
Нормативные акты:
1. Конвенция ООН по морскому праву, от 10 декабря 1982 г. // СЗ РФ. 1 декабря 1997 г. № 48. Ст. 5493.
2. Конвенция о режиме судоходства на Дунае, от 18 августа 1948 г. // Ведомости ВС СССР. 1949. № 61.
3. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, от 29 декабря 1972 г. // СДД СССР. Вып. XXXII . М., 1978. С. 540 - 549.
4. Договор о Панамском канале, от 7 сентября 1977 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 505 - 521.
5. Международная конвенция по поиску и спасанию на море, от 27 апреля 1979 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 225 - 238.
6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. // МПП. Сб. документов. Т. 1. М., 1996. С. 82 - 89.
7. Конвенция о Международной морской организации, от 6 марта 1948 г. (с изм. и доп. от 10 октября 1984 г.) // МПП. Сб. документов. Т. 1. М., 1996. С. 262 - 279.
8. ФЗ РФ “О континентальном шельфе Российской Федерации”, от 30 ноября 1995 г. (ред. от 10.02.99) // РГ. 1995. 7 декабря.
9. ФЗ РФ “Об исключительной экономической зоне РФ”, от 17 декабря 1998 г. // РГ. 1998. 24 декабря.
Специальные термины:
Архипелажные воды, внутренние воды, государство флага, исключительная экономическая зона, искусственный остров, исторический залив, исходные линии, континентальный шельф, национальность судна, открытое море, пиратство, право мирного прохода, прилежащая зона, территориальное море.
Контрольные вопросы:
1. Опишите предмет регулирования международного морского права.
2. Из каких правовых институтов состоит международное морское право?
3. Каковы основные направления сотрудничества государств в области использования морского пространства?
4. В чем особенности международного морского права по сравнению с другими отраслями международного права?
5. С какими отраслями международного права тесно взаимодействует международное морское право?
6. Дайте характеристику источников международного морского права.
7. Опишите отраслевые принципы международного морского права.
8. Какие универсальные международные договоры заключены в сфере международного морского права? Дайте им краткую характеристику.
9. Применяется ли в международном морском праве обычай?
10. Какова роль ООН и ее органов в формировании и реализации норм международного морского права?
11. Какова роль международных неправительственных организаций в формировании и реализации норм международного морского права?
12. Какие международные организации действуют в области международного морского права?
13. Каков механизм урегулирования споров в сфере международного морского права?
14. В чем особенности ответственности за совершение правонарушений в области международного морского права?
15. В чем специфика морского пространства по сравнению с воздушным и космическим пространствами?
16. Каким образом определяется национальность судов в международном морском праве?
17. Имеют ли государства, не имеющие выхода к морю, право на свой флот? Как реализуется это право?
18. В чем заключаются особенности международно-правового статуса моряков?
19. В каких случаях применяется метод прямых исходных линий?
20. Дайте характеристику правовому режиму:
*13 внутренних морских вод;
*14 территориального моря;
*15 прилежащей зоны;
*16 исключительной экономической зоны;
*17 открытого моря;
*18 морского дна за пределами национальной юрисдикции.
21. Каким условиям должен отвечать проход иностранных судов через территориальные воды?
22. Каковы основные направления сотрудничества в области борьбы с преступлениями против безопасности мореплавания?
Задачи:
1. 22 октября 1946 г. два британских крейсера и два контрминоносца, идущие с юга, вошли в северный пролив острова Корфу (данный пролив является международным). Путь, которым они следовали, пролегал в албанских территориальных водах и считался безопасным. Его разминирование было произведено в 1944 г., а проверка безопасности в 1945 г. Контрминоносец “Сумарес”, находясь на уровне населенного пункта Саранды, столкнулся с миной и получил серьезные повреждения. Другой контрминоносец “Волаж”, поспешил ему на помощь и во время буксировки сам подорвался на мине и получил серьезные повреждения. 45 офицеров и матросов британского флота погибли и 42 получили ранения.
15 мая 1946 г. в этих водах албанская батарея обстреляла два английских крейсера. Тогда Правительство Великобритании выразило протест, указав, что мирный проход судов в проливе признан международным правом, на что албанское правительство ответило, что для прохода иностранных судов в проливе Корфу требуется специальное разрешение. 2 августа 1946 г. Правительство Великобритании заявило, что если огонь снова будет открыт по проходящему в проливе британскому судну, оно ответит тем же образом. 21 сентября 1946 г. Лондонское Адмиралтейство направило командующему британским средиземноморским флотом следующую телеграмму:
“Вопрос об установлении дипломатических отношений с Албанией рассматривается Правительством Ее Величества, которое желает знать, ведет ли албанское правительство себя надлежащим образом. Соблаговолите сообщить, проходили ли суда, находящиеся под Вашим командованием после августа сего года по северному проливу острова Корфу и в противном случае, собираются ли они следовать этим путем в ближайшее время.”
После взрывов от 22 октября, Правительство Великобритании направило в Тирану ноту, уведомляющую о своем намерении в короткий срок приступить к разминированию пролива. В ответе Албании указывалось, что разрешение будет дано только в том случае, если намеченная операция будет осуществлена за пределами территориальных вод Албании, и что всякие работы в этих водах будут рассмотрены как посягательство на территориальный суверенитет Албании.
Работы по разминированию проводились британским флотом 12 и 13 ноября 1946 г. в албанских территориальных водах и были ограничены зоной, где такие работы уже проводились ранее. В ходе операции по разминированию были обезврежены 22 мины, все немецкой марки “GY”.
Великобритания обратилась в Совет Безопасности ООН, который в резолюции от 9 апреля 1947 г. рекомендовал передать спор на рассмотрение в Международный Суд ООН. 25 марта 1948 г. Суд вынес первое решение, в котором он признавал себя компетентным рассматривать данный спор. В этот же день стороны заключили соглашение, в котором просили Суд дать ответ на следующие вопросы:
1. Несет ли Албания ответственность за взрывы и обязана ли она выплатить компенсацию?
2. Нарушила ли Великобритания нормы международного права действиями своих кораблей в албанских водах: во-первых, в момент, когда произошло столкновение судов с минами, во-вторых, 12 и 13 ноября 1946 г., когда она приступила к разминированию пролива?
Квалифицируйте основные факты. Попытайтесь ответить на поставленные вопросы.
4. В Японии предпринята программа по восстановлению острова Окиноторишима, который возвышается над водой на высоту всего 60 см. и постоянно подвергается выветриванию и эрозии. Японские власти хотят поставить на остров сделанную из бетона и железа “коронку”, которая увеличит высоту острова на 10 м., а в дальнейшем оборудовать на острове радиостанцию. Если остров скроется под водой, Япония потеряет 163 тыс. кв. миль морского пространства (исключительная экономическая зона и континентальный шельф).
Если операция будет выполнена, каковы будут ее последствия для Японии? Сохранит ли она права на прилежащие к острову водные пространства?
3. В 1988 г. два американских военных корабля - “Йорктаун” и “Карон” вошли в советские территориальные воды в районе Крымского полуострова, вблизи Севастополя. Два советских военных корабля находились в это время вблизи данного места. От командиров советских кораблей поступило требование покинуть советские воды. Американцы на это требование не ответили. После этого советские корабли предприняли бомбардировку американских судов, в результате которой последние получили значительные повреждения и спешно покинули российские территориальные воды.
Впоследствии американское правительство выразило протест советскому правительству. Власти США ссылались на право мирного прохода; с другой стороны они признавали, что акция была предпринята с целью проверить, - соблюдает ли СССР это право, и что практической необходимости в проходе американских судов через российские территориальные воды не было.
Должен ли СССР нести международную ответственность? Как Вы оцениваете действия США?
4. В январе 1961 г. капитан Гальвао, политический противник диктаторского режима Саласара в Португалии, вместе с сочувствующими захватил португальское судно “Санта-Мария”, находящееся в Антильском море. Португалия посчитала, что речь идет об акте морского пиратства и попросила помощи других государств в пресечении этой акции. В интересах пассажиров США следили с близкого расстояния за маневрами судна, в конце концов “Санта-Мария” бросила якорь в Бразилии, где Гальвао и его люди получили политическое убежище. Судно было возвращено Португалии.
Подпадают ли действия Гальвао под определение пиратства? Как Вы оцениваете поведение США и Бразилии?