Мораль как регулятор социального поведения 7 страница
ГЛАВА 6
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Составными элементами общества как социальной системы являются социальные институты и организации, социальные общности и группы, вырабатывающие определенные социальные ценности и нормы, состоящие из отдельных людей, объединяемых социальными связями и отношениями и выполняющих определенные социальные роли. Все эти элементы связаны между собой и составляют структуру общества.
Социальная структура — это определенный способ связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. При этом структура общества может рассматриваться по-разному в зависимости от основания выделения структурных частей общества. Такими основаниями могут быть естественные факторы (пол, возраст, национальность, раса и др.), факторы имущественного расслоения, отношения к власти и религии и т.д.
Социальная структура может отличаться динамизмом, а может оставаться стабильной. Под стабильностью понимается способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие. Социальная стабильность есть важнейшее условие нормального существования любого общества. Стабильное общество — это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость. Это общество с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, которые сохраняют его стабильность и исключают политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию его устоев. Вместе с тем стабильными могут быть и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако, в конце концов, такие системы становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности.
Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Социальные изменения составляют необходимое условие и элемент социальной стабильности.
Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных. Оно состоит из групп, как организм — из клеток. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Это возможно потому, что один человек способен состоять в нескольких группах одновременно.
Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общества. Некоторые группы могут образовываться спонтанно, существовать короткое время и сразу распадаться. Их называют квазигруппами.
Другие группы более устойчивый долговременны. В соответствии с занимаемым местом в системе общественных отношений выделяются большие и малые социальные группы. Большая группа — это группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам относят номинальные группы — совокупность людей, выделяемую для исследования по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. Это группы условные и статистические, используемые для удобства анализа. Условными признаками могут быть цвет волос, глаз, тип характера и др. Большие группы могут быть реальными, т.е. могут действовать как единое целое. Их члены объединены общими целями, осознают их и стремятся реализовать совместными организованными действиями. Эти группы складываются на основе профессиональных, классовых, национальных и иных признаков.
Малая группа — это небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных личных контактов и члены которой объединены общей деятельностью. Существуют различные подходы к классификации малых групп. Выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа — это разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем над поведением ее членов (например, семья, друзья, студенческая группа и т.д.). Вторичная группа — это социальная группа, контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходят способность осуществлять определенные функции и достигать обЩую цель (например, трудовой коллектив).
В классификации малых групп также выделяют референтные группы и группы членства. Референтная группа — это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Группы членства — это те группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда человек, будучи членом одних групп, начинает ориентироваться на совершенно противоположные ценности других групп. Это может вызвать конфликт человека как с самим собой, так и с окружающими.
Социальная структура показывает деление общества «по горизонтали», т.е. на основе выделения разных, но относительно самостоятельных групп. Понятие «социальная стратификация» (от лат. stratum — слой) предполагает рассмотрение общества по вертикали—в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Такая иерархия позволяет обществу стимулировать одни виды деятельности, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.
Общество устроено так, что в нем обязательно есть лидеры и исполнители, уважаемые и презираемые. В зависимости от этого распределяются права и обязанности, поощрения и привилегии. Практика показывает, что без такой иерархии невозможно эффективное взаимодействие людей и достижение результатов дея - тельности.
С другой стороны, социальная стратификация означает неравенство и неравномерное распределение материальных благ. Тем не менее представляется вполне естественным, что человек, получивший хорошее образование, вправе занять более высокую должность, а начальник — получать зарплату больше подчиненного. Таким образом, можно говорить об основаниях стратификации. Выделяют четыре основания: доход, власть, образование и престиж. Эти факторы открывают доступ к социальным благам.
Доход — это количество денег, получаемых индивидом за определенный период времени. Власть определяется возможностью влиять на людей и диктовать им свою волю независимо от их желания. Чем больше людей находится в подчинении, тем больше объем власти. Образование связано с объемом знаний, получаемых в учебных заведениях, престижностью места учебы и полученной специальностью. Престиж — это уважение к занимаемому человеком месту (а не к самому человеку) в социальной иерархии.
Выделяют следующие исторические типы стратификации: кастовую, рабство, сословную, классовую.
Кастовая модель стратификации — наиболее древняя из всех. Она существовала в Индии на протяжении многих столетий, и пережитки ее сохранились по сей день. Кастой называют социальную группу, принадлежностью к которой человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из одной касты в другую. Но если человек будет вести праведную жизнь, то, по канонам индуизма, он может стать членом высшей касты в следующей жизни.
В социальной структуре выделяются следующие касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (крестьяне). Особую группу составляют парии (неприкасаемые), занимающие самую низшую ступень социальной иерархии и не входящие ни в одну касту.
Рабство — наиболее распространенная в древности модель социальной стратификации. Оно представляло собой личную зависимость раба от рабовладельца. Различают несколько видов рабства. При патриархальном рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он работал наряду со своим рабовладельцем, мог приобретать имущество и вступать в брак. Восточное рабство предполагало зависимость всего населения от государства (государственное рабство) и проявлялось в обязательном выполнении предписанных повинностей (участие в строительных, ирригационных и других работах).
В период античности существовало классическое рабство, связанное с полным бесправием раба, который считался «говорящим орудием». Рабовладелец мог наказывать раба по своему усмотрению, распоряжаться им как вещью и даже убить. Такая же форма рабства существовала в США до середины XIX в.
Сословная стратификация существовала в Европе в период Средневековья и сохранялась в некоторых странах и в Новое время. Сословие — это обособленная группа людей, имеющих строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству. Сословия делились на привилегированные и непривилегированные. Основными сословиями феодального общества были феодалы и крепостные крестьяне. Крестьяне находились в поземельной зависимости от феодалов, но в то же время имели права на личное имущество. Зависимость проявлялась в выполнении феодальных повинностей в пользу феодалов — в форме барщины и оброка.
В условиях каждой конкретной страны сословная структура имела свои особенности и более четкое деление. Например, в России к привилегированным сословиям относились дворяне, купцы, духовенство, а к непривилегированным — крестьяне различных категорий и мещане. С развитием капитализма реальные отношения ме-жду сословиями менялись, но формальная иерархия оставалась. Так, в нашей стране дворяне были лидирующим сословием, занимая государственные должности, вплоть до 1917 г. Любой свободный человек мог получить дворянское звание по выслуге в соответствии с «Табелем о рангах» Петра 1. Отличительным признаком высших сословий (дворян) были титулы — словесные обозначения служебного и наследственного положения их обладателей (граф, барон, князь).
кассовый подход к делению общества характерен для марксизма. Классы — это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда и способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В каждом историческом периоде существовали два класса — эксплуататоры и эксплуатируемые (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат).
Современная модель стратификации содержит термин «класс», но ему придается иное значение. В настоящее время выделяют высший, средний и низший классы, различающиеся уровнем доходов. Высший класс — это богатые. Средний класс — люди со средним уровнем доходов. Низший класс — бедные.
Стратификацию современного общества можно представить в виде треугольника (или пирамиды), вершину которого составляют богатые, центр — средний класс, а основание — низший класс. Доля высшего класса в любой ситуации остается примерно оди - наковой и составляет 5 % от общей численности населения. Дело в том, что общество, создавая материальные ценности, не может обеспечить большее число богатых. Доля же среднего и низшего классов может меняться в зависимости от экономической и политической ситуации. Чем больше бедных, тем меньше прослойка среднего класса, а значит «сокращается расстояние» между богатыми и бедными, грозя вызвать социальный конфликт. Наоборот, развитый и многочисленный средний класс служит залогом социальной и политической стабильности общества. Он «разводит» по разным полюсам богатых и бедных, не давая им столкнуться между собой.
В любом обществе критерием вертикального размещения социальных слоев выступает социальное неравенство, т.е. те условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж. Среди ученых нет единого мнения о сущности неравенства. Одни из них рассматривают неравенство как необходимое условие существования общества, дающее возможность поощрять лучших его представителей и наиболее ценные виды общественно-полезной деятельности. Другая точка зрения состоит в том, что неравенство есть следствие присвоения небольшой группой людей основных общественных ценностей. Сосредоточение богатства и власти в руках олигархов (олигархия — власть немногих) становится причиной недовольства остальной части населения и приводит, в конечном счете, к столкновению богатых и бедных.
Одна из теорий обосновывает неравенство делением общества на статусные группы, т.е. такие объединения людей, которые в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый социальный престиж.
Социальный статус — это соотносительное с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Социальное положение человека — это место, которое он занимает в обществе. Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку он реально включен во множество различных социальных групп. Таким образом, каждый человек обладает множеством статусов.
Среди всех статусов индивида определяющим выступает главный {основной) статус. Это может быть членство в какой-либо организации, гражданство, профессия и т.д. Однако не всегда тот статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.
Статус может определяться территорией (горожанин, сельский житель, бомж), полом (мужчина, женщина), возрастом (ребенок, взрослый, пожилой), национальностью, расой, состоянием здоровья (здоровый, инвалид), образованием, профессией, должностью, религиозной принадлежностью, политическими взглядами и др. В зависимости от того, является ли статус наследуемым или приобретенным, различают предписанный и достигаемый статусы. Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от его спо- собностей или усилий. Разновидностью такого статуса выступает социально-классовый статус, определяющий классовое положение человека. Достигаемый статус — это социальная позиция, которая закрепляется за индивидом посредством его индивидуального выбора. Разновидностью такого статуса может быть профессионально-должностной статус, связанный с профессиональной деятельностью человека и занимаемой им должностью. Таким образом, социальный статус определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.
Поведение личности, связанное с ее статусом, называется социальной ролью. Социальная роль — это образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса. Человек учится ролевому поведению через восприятие себя каким - либо значимым для него лицом. Люди часто видят себя глазами других и либо начинают подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжают отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций выделяются три стадии: имитация (повторение), проигрывание (переход от одной роли к другой), групповое членство (освоение определенной роли в рамках значимой для данного человека социальной группы).
Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения в соответствии с данным статусом (типичное поведение для представителей данного статуса). Ролевое исполнение — это фактическое поведение человека, имеющего определенный социальный статус. Ролевое ожидание и ролевое исполнение стремятся к совпадению, но этого никогда не происходит, так как люди отличаются не только положением в обществе, но и личными качествами (темпераментом, характером, силой воли и др.).
Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Каждый человек выполняет множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта, под которым понимается столкновение ролевых требований, предъявляемых к человеку, при одновременном выполнении им нескольких ролей.
Можно выделить некоторые виды подобных конфликтов в зависимости от причин их происхождения: во-первых, конфликт, вызванный различиями в понимании своей роли личностью и окружающими; во-вторых, конфликт между различными проявлениями поведения одной и той же роли; в-третьих, конфликт между личными качествами и тем, чего ожидают от человека окружающие; в-четвертых, конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей; в-пятых, конфликт между личными качествами индивида и ролевыми требованиями.
Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных неурядицах на работе и дома. Поэтому важно определить для себя, какая роль является более важной.
Один из важных механизмов социальной стратификации — социальная мобильность, т.е. изменение индивидом, семьей, социальной группой своего места в социальной структуре общества. Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная, а также в зависимости от числа субъектов — индивидуальная и групповая.
Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение детей на более высокую или более низкую ступеньку социальной лестницы по сравнению с родителями. Внутрипоколенная мобильность — это изменение социальной позиции конкретным человеком в течение его жизни. Примером этого может служить карьерный рост работника.
Вертикальная мобильность — это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Переход индивида из более высокой статусной группы в более низкую (из-за потери работы, инвалидности и др.) называется нисходящей мобильностью. Если же его статус меняется на более высокий (например, в связи с повышением по службе), то это — проявление восходящей мобильности.
Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Например, смена профессии, не влекущая за собой существенного изменения социального положения. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение индивида из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если перемена места жительства происходит одновременно с переменой статуса, то географическая мобильность становится миграцией. Пример миграции — переезд человека в другой регион при устройстве там на работу.
Индивидуальная мобильность — это перемещение в социальном пространстве отдельного человека. Групповая мобильность происходит в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия, группы. Индивидуальная мобильность может быть обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, но все они касаются только одного человека. Причинами же групповой мобильности выступают более значимые факторы, такие как революции, войны, смена политического режима и др.
Таким образом, социальная стратификация — это сложное явление. Положение отдельных людей, так же как и отдельных групп, не остается неизменным. При этом в наше время положение индивида не определяется сословными или кастовыми границами, а зависит от личных качеств и его стремления к достижению более высокого положения.
Вопросы и задания
1. Дайте определение социальной структуры общества. Какую роль в обществе играет социальная стабильность?
2. Что такое социальная группа? Какие виды групп выделяют в обще стве?
3. Чем различаются понятия «социальная структура» и «социальная стратификация» ?
4. Охарактеризуйте основания стратификации.
5. Какие исторические типы стратификации существуют?
6. Какова модель стратификации современного общества?
7. Что такое социальное неравенство? Какую роль в этом явлении играет социальный статус?
8. Какие виды статусов существуют? Какими факторами они опреде ляются?
9. Как социальная роль связана с социальным статусом? В чем про является социальная роль? Почему может возникнуть ролевой конф ликт?
10. Охарактеризуйте понятие «социальная мобильность». Приведите примеры ее проявления.
6.2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней {двигательной) и внутренней {психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.
Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведения выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).
Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, составляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, довольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.
Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста - бильности, становится движущей силой социального прогресса.
Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.
Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, собравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.
Публика — это большая группа людей, складывающаяся на основе их общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.
К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности.
Социальные движения — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам. В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.
Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных общественных систем. Движения реформ выступают за проведение преобразований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям.
Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных — часто.
Коллективное поведение — это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу.
Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.
Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется девиантным {отклоняющимся) поведением. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантно- го поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.
Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиант- ного поведения.
Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведение) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.
Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов.
Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции (поощрения и наказания).
Социальный контроль бывает формальным и неформальным. формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособление — это также прекращение контактов индивида с другими людь - ми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей.
Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.
Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки.