Мораль как регулятор социального поведения 7 страница


ГЛАВА 6

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

6.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Составными элементами общества как социальной системы являются социальные институты и организации, социальные общ­ности и группы, вырабатывающие определенные социальные цен­ности и нормы, состоящие из отдельных людей, объединяемых социальными связями и отношениями и выполняющих опреде­ленные социальные роли. Все эти элементы связаны между собой и составляют структуру общества.

Социальная структура — это определенный способ связи и взаи­модействия индивидов, занимающих определенные социальные пози­ции и выполняющих определенные социальные функции в соответ­ствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. При этом структура общества может рассматриваться по-разному в зависимости от основания выделения структурных частей общества. Такими основаниями могут быть естественные факторы (пол, возраст, национальность, раса и др.), факторы имущественного расслоения, отношения к власти и религии и т.д.

Социальная структура может отличаться динамизмом, а может оставаться стабильной. Под стабильностью понимается способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие. Социальная стабильность есть важней­шее условие нормального существования любого общества. Ста­бильное общество — это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость. Это общество с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, которые со­храняют его стабильность и исключают политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию его устоев. Вместе с тем стабиль­ными могут быть и авторитарные, и тоталитарные обществен­ные системы. Однако, в конце концов, такие системы становят­ся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей не­стабильности.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет осуществления назрев­ших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Социальные изменения составляют необходимое условие и эле­мент социальной стабильности.

Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных. Оно состоит из групп, как организм — из клеток. Численность групп на Земле превыша­ет численность индивидов. Это возможно потому, что один чело­век способен состоять в нескольких группах одновременно.

Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функ­цию в структуре общества. Некоторые группы могут образовы­ваться спонтанно, существовать короткое время и сразу распа­даться. Их называют квазигруппами.

Другие группы более устойчивый долговременны. В соответ­ствии с занимаемым местом в системе общественных отношений выделяются большие и малые социальные группы. Большая груп­па — это группа с большим числом членов, основанная на раз­личных типах социальных связей, не предполагающих обязатель­ных личных контактов. К большим группам относят номинальные группы — совокупность людей, выделяемую для исследования по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. Это группы условные и статистические, используемые для удобства анализа. Условными признаками могут быть цвет волос, глаз, тип характера и др. Большие группы могут быть реальными, т.е. могут действовать как единое целое. Их члены объединены общими це­лями, осознают их и стремятся реализовать совместными органи­зованными действиями. Эти группы складываются на основе про­фессиональных, классовых, национальных и иных признаков.

Малая группа — это небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных личных кон­тактов и члены которой объединены общей деятельностью. Суще­ствуют различные подходы к классификации малых групп. Выде­ляют первичные и вторичные группы. Первичная группа — это разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем над поведением ее членов (например, семья, друзья, студенческая группа и т.д.). Вторичная группа — это социальная группа, контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характерис­тики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходят способность осуществлять определенные функции и достигать об­Щую цель (например, трудовой коллектив).

В классификации малых групп также выделяют референтные группы и группы членства. Референтная группа — это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориенти­руется в своем поведении и самооценке. Группы членства — это те группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда человек, будучи членом одних групп, начинает ориентироваться на совершенно противоположные цен­ности других групп. Это может вызвать конфликт человека как с самим собой, так и с окружающими.

Социальная структура показывает деление общества «по гори­зонтали», т.е. на основе выделения разных, но относительно са­мостоятельных групп. Понятие «социальная стратификация» (от лат. stratum — слой) предполагает рассмотрение общества по вертика­ли—в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материаль­ного богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Та­кая иерархия позволяет обществу стимулировать одни виды дея­тельности, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

Общество устроено так, что в нем обязательно есть лидеры и исполнители, уважаемые и презираемые. В зависимости от этого распределяются права и обязанности, поощрения и привилегии. Практика показывает, что без такой иерархии невозможно эф­фективное взаимодействие людей и достижение результатов дея - тельности.

С другой стороны, социальная стратификация означает нера­венство и неравномерное распределение материальных благ. Тем не менее представляется вполне естественным, что человек, по­лучивший хорошее образование, вправе занять более высокую должность, а начальник — получать зарплату больше подчинен­ного. Таким образом, можно говорить об основаниях стратифика­ции. Выделяют четыре основания: доход, власть, образование и престиж. Эти факторы открывают доступ к социальным благам.

Доход — это количество денег, получаемых индивидом за оп­ределенный период времени. Власть определяется возможностью влиять на людей и диктовать им свою волю независимо от их желания. Чем больше людей находится в подчинении, тем боль­ше объем власти. Образование связано с объемом знаний, полу­чаемых в учебных заведениях, престижностью места учебы и полученной специальностью. Престиж — это уважение к зани­маемому человеком месту (а не к самому человеку) в социаль­ной иерархии.

Выделяют следующие исторические типы стратификации: кас­товую, рабство, сословную, классовую.

Кастовая модель стратификации — наиболее древняя из всех. Она существовала в Индии на протяжении многих столетий, и пережитки ее сохранились по сей день. Кастой называют соци­альную группу, принадлежностью к которой человек обязан ис­ключительно своим рождением. Он не может перейти из одной касты в другую. Но если человек будет вести праведную жизнь, то, по канонам индуизма, он может стать членом высшей касты в следующей жизни.

В социальной структуре выделяются следующие касты: брахма­ны (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (крестья­не). Особую группу составляют парии (неприкасаемые), занимаю­щие самую низшую ступень социальной иерархии и не входящие ни в одну касту.

Рабство — наиболее распространенная в древности модель со­циальной стратификации. Оно представляло собой личную зави­симость раба от рабовладельца. Различают несколько видов раб­ства. При патриархальном рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он работал наряду со своим рабо­владельцем, мог приобретать имущество и вступать в брак. Восточ­ное рабство предполагало зависимость всего населения от госу­дарства (государственное рабство) и проявлялось в обязательном выполнении предписанных повинностей (участие в строительных, ирригационных и других работах).

В период античности существовало классическое рабство, свя­занное с полным бесправием раба, который считался «говоря­щим орудием». Рабовладелец мог наказывать раба по своему ус­мотрению, распоряжаться им как вещью и даже убить. Такая же форма рабства существовала в США до середины XIX в.

Сословная стратификация существовала в Европе в период Средневековья и сохранялась в некоторых странах и в Новое вре­мя. Сословие — это обособленная группа людей, имеющих строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству. Со­словия делились на привилегированные и непривилегированные. Ос­новными сословиями феодального общества были феодалы и кре­постные крестьяне. Крестьяне находились в поземельной зависи­мости от феодалов, но в то же время имели права на личное имущество. Зависимость проявлялась в выполнении феодальных повинностей в пользу феодалов — в форме барщины и оброка.

В условиях каждой конкретной страны сословная структура имела свои особенности и более четкое деление. Например, в Рос­сии к привилегированным сословиям относились дворяне, куп­цы, духовенство, а к непривилегированным — крестьяне различ­ных категорий и мещане. С развитием капитализма реальные от­ношения ме-жду сословиями менялись, но формальная иерархия оставалась. Так, в нашей стране дворяне были лидирующим со­словием, занимая государственные должности, вплоть до 1917 г. Любой свободный человек мог получить дворянское звание по выслуге в соответствии с «Табелем о рангах» Петра 1. Отличитель­ным признаком высших сословий (дворян) были титулы — сло­весные обозначения служебного и наследственного положения их обладателей (граф, барон, князь).

кассовый подход к делению общества характерен для марксиз­ма. Классы — это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного про­изводства, отношению к средствам производства, роли в обще­ственной организации труда и способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В каждом историческом периоде существовали два класса — экс­плуататоры и эксплуатируемые (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат).

Современная модель стратификации содержит термин «класс», но ему придается иное значение. В настоящее время выделяют выс­ший, средний и низший классы, различающиеся уровнем дохо­дов. Высший класс — это богатые. Средний класс — люди со сред­ним уровнем доходов. Низший класс — бедные.

Стратификацию современного общества можно представить в виде треугольника (или пирамиды), вершину которого составля­ют богатые, центр — средний класс, а основание — низший класс. Доля высшего класса в любой ситуации остается примерно оди - наковой и составляет 5 % от общей численности населения. Дело в том, что общество, создавая материальные ценности, не может обеспечить большее число богатых. Доля же среднего и низшего классов может меняться в зависимости от экономической и поли­тической ситуации. Чем больше бедных, тем меньше прослойка среднего класса, а значит «сокращается расстояние» между бога­тыми и бедными, грозя вызвать социальный конфликт. Наоборот, развитый и многочисленный средний класс служит залогом со­циальной и политической стабильности общества. Он «разводит» по разным полюсам богатых и бедных, не давая им столкнуться между собой.

В любом обществе критерием вертикального размещения соци­альных слоев выступает социальное неравенство, т.е. те условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж. Среди ученых нет единого мне­ния о сущности неравенства. Одни из них рассматривают неравен­ство как необходимое условие существования общества, дающее возможность поощрять лучших его представителей и наиболее цен­ные виды общественно-полезной деятельности. Другая точка зре­ния состоит в том, что неравенство есть следствие присвоения небольшой группой людей основных общественных ценностей. Со­средоточение богатства и власти в руках олигархов (олигархия — власть немногих) становится причиной недовольства остальной части населения и приводит, в конечном счете, к столкновению богатых и бедных.

Одна из теорий обосновывает неравенство делением общества на статусные группы, т.е. такие объединения людей, которые в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодина­ковый социальный престиж.

Социальный статус — это соотносительное с другими положе­ние индивида или группы в социальной системе, обусловленное вы­полняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Социальное положение человека — это место, которое он занимает в обществе. Для того чтобы опреде­лить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. Каждый человек выполняет множество функ­ций в системе социальных связей, поскольку он реально включен во множество различных социальных групп. Таким образом, каж­дый человек обладает множеством статусов.

Среди всех статусов индивида определяющим выступает глав­ный {основной) статус. Это может быть членство в какой-либо организации, гражданство, профессия и т.д. Однако не всегда тот статус, который выделяет для себя человек в качестве основного, совпадает со статусом, который считается главным в обществе.

Статус может определяться территорией (горожанин, сельский житель, бомж), полом (мужчина, женщина), возрастом (ребенок, взрослый, пожилой), национальностью, расой, состоянием здо­ровья (здоровый, инвалид), образованием, профессией, должно­стью, религиозной принадлежностью, политическими взглядами и др. В зависимости от того, является ли статус наследуемым или приобретенным, различают предписанный и достигаемый стату­сы. Предписанный статус — это социальная позиция, которая за­ранее предписана индивиду обществом независимо от его спо- собностей или усилий. Разновидностью такого статуса выступает социально-классовый статус, определяющий классовое положе­ние человека. Достигаемый статус — это социальная позиция, которая закрепляется за индивидом посредством его индивиду­ального выбора. Разновидностью такого статуса может быть про­фессионально-должностной статус, связанный с профессиональ­ной деятельностью человека и занимаемой им должностью. Таким образом, социальный статус определяет место человека в системе общественных отношений, оценку его деятельности со стороны общества, а также личную самооценку.

Поведение личности, связанное с ее статусом, называется со­циальной ролью. Социальная роль — это образец поведения, закре­пившийся как целесообразный для людей определенного статуса. Че­ловек учится ролевому поведению через восприятие себя каким - либо значимым для него лицом. Люди часто видят себя глазами других и либо начинают подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжают отстаивать свою роль. В освоении ролевых функ­ций выделяются три стадии: имитация (повторение), проигрыва­ние (переход от одной роли к другой), групповое членство (освое­ние определенной роли в рамках значимой для данного человека социальной группы).

Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ро­левого исполнения. Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения в соответствии с данным статусом (типичное поведе­ние для представителей данного статуса). Ролевое исполнение — это фактическое поведение человека, имеющего определенный со­циальный статус. Ролевое ожидание и ролевое исполнение стре­мятся к совпадению, но этого никогда не происходит, так как люди отличаются не только положением в обществе, но и личны­ми качествами (темпераментом, характером, силой воли и др.).

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, назы­вается ролевым набором. Каждый человек выполняет множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого кон­фликта, под которым понимается столкновение ролевых требо­ваний, предъявляемых к человеку, при одновременном выполне­нии им нескольких ролей.

Можно выделить некоторые виды подобных конфликтов в за­висимости от причин их происхождения: во-первых, конфликт, вызванный различиями в понимании своей роли личностью и окружающими; во-вторых, конфликт между различными прояв­лениями поведения одной и той же роли; в-третьих, конфликт между личными качествами и тем, чего ожидают от человека ок­ружающие; в-четвертых, конфликт, вызванный противополож­ными требованиями к исполнению одной и той же роли со сторо­ны различных людей; в-пятых, конфликт между личными каче­ствами индивида и ролевыми требованиями.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, кото­рая проявляется в различных неурядицах на работе и дома. Поэтому важно определить для себя, какая роль является более важной.

Один из важных механизмов социальной стратификации — со­циальная мобильность, т.е. изменение индивидом, семьей, соци­альной группой своего места в социальной структуре общества. Существуют два основных вида социальной мобильности — меж­поколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — верти­кальная и горизонтальная, а также в зависимости от числа субъек­тов — индивидуальная и групповая.

Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение детей на более высокую или более низкую ступеньку социальной лестницы по сравнению с родителями. Внутрипоколенная мобиль­ность — это изменение социальной позиции конкретным челове­ком в течение его жизни. Примером этого может служить карьер­ный рост работника.

Вертикальная мобильность — это перемещение индивидов, со­циальных групп из одной страты (сословия, класса) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Переход индивида из более высокой статусной группы в более низкую (из-за потери работы, инвалидности и др.) называется нисходящей мобильностью. Если же его статус меняется на более высокий (например, в связи с повышением по службе), то это — проявление восходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность — это переход индивида или со­циальной группы от одной социальной позиции к другой, нахо­дящейся на том же уровне. Например, смена профессии, не вле­кущая за собой существенного изменения социального положе­ния. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение индивида из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если пе­ремена места жительства происходит одновременно с переменой статуса, то географическая мобильность становится миграцией. Пример миграции — переезд человека в другой регион при уст­ройстве там на работу.

Индивидуальная мобильность — это перемещение в социальном пространстве отдельного человека. Групповая мобильность проис­ходит в связи с повышением или понижением общественной зна­чимости целого класса, сословия, группы. Индивидуальная мо­бильность может быть обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, но все они касаются только одного человека. Причинами же групповой мобильности выступают бо­лее значимые факторы, такие как революции, войны, смена по­литического режима и др.

Таким образом, социальная стратификация — это сложное яв­ление. Положение отдельных людей, так же как и отдельных групп, не остается неизменным. При этом в наше время положение ин­дивида не определяется сословными или кастовыми границами, а зависит от личных качеств и его стремления к достижению более высокого положения.

Вопросы и задания

1. Дайте определение социальной структуры общества. Какую роль в обществе играет социальная стабильность?

2. Что такое социальная группа? Какие виды групп выделяют в обще стве?

3. Чем различаются понятия «социальная структура» и «социальная стратификация» ?

4. Охарактеризуйте основания стратификации.

5. Какие исторические типы стратификации существуют?

6. Какова модель стратификации современного общества?

7. Что такое социальное неравенство? Какую роль в этом явлении играет социальный статус?

8. Какие виды статусов существуют? Какими факторами они опреде ляются?

9. Как социальная роль связана с социальным статусом? В чем про является социальная роль? Почему может возникнуть ролевой конф ликт?

10. Охарактеризуйте понятие «социальная мобильность». Приведите примеры ее проявления.

6.2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружаю­щей средой, проявляющийся в их внешней {двигательной) и внутрен­ней {психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его обще­ния с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого ко­личества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведе­ния выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).

Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, состав­ляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, до­вольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста - бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, кото­рые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связа­ны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, со­бравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в ус­тановленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществ­ляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа по­громщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экста­тическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика — это большая группа людей, складывающаяся на ос­нове их общих интересов, без какой-либо организации, но обяза­тельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Им может быть событие, личность, научное открытие, пред­мет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся соци­альные движения, коллективное поведение и социальное поведе­ние личности.

Социальные движения — это массовые действия представите­лей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение груп­повых или общественных интересов, способствующие или препят­ствующие социальным переменам. В зависимости от целей и харак­тера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение пре­образований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противо­действуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недоволь­ством существующими порядками. В среде движения формирует­ся идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необ­ходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движе­ния возникают редко, в нестабильных — часто.

Коллективное поведение — это массовые, непредсказуемые реак­ции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается вли­янию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально нака­ленную атмосферу.

Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые по­ступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказы­вают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к об­ществу, предрасположенность и готовность к активной деятель­ности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантным {отклоняющимся) поведе­нием. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремле­нии ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантно- го поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не яв­ляется девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиант- ного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведе­ние) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в не­приятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Рет­ритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, це­лей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выра­жается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценно­стей, целей и средств и попытке заменить их на новые, устано­вить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную пред­расположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учи­тывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представ­ляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, пра­вила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и уста­новлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного ре­гулирования, включающего социальные нормы (правила) и санк­ции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изо­ляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособле­ние — это также прекращение контактов индивида с другими людь - ми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка деви­анта к возвращению в общество и выполнению необходимых со­циальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформально­го контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выра­жаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает не­довольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.

Наши рекомендации