Вопрос. Принципы организации и деятельности механизма государства
Принципы организации и деятельности государственных органов — это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к их формированию и функционированию. Уделим внимание краткой характеристике таких принципов.
Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Соответственно на указанные три вида делятся органы государственной власти, которые:
- действуют самостоятельно в рамках своей компетенции;
- имеют сходные цели — реализация функций государства;
- взаимосвязаны, образуют единую систему государственных органов;
- дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ. Исходя из него, государственные органы:
- призваны максимально обеспечивать законные интересы человека;
- обязаны уважать, соблюдать и защищать его права и свободы;
- не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.
Принцип демократизма. Этот принцип нашел воплощение в ст. 3 Конституции РФ, в которой сказано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». К тому же в юридической литературе признаются важным проявлением реализации принципа демократизма в стране существующие в ней общественные институты (партии, общественные движения, общественные организации и др.).
Принцип сочетания централизма и федерализма. Данный принцип означает:
- все государственные органы образуют единую систему государственных органов, во главе которых находятся высшие органы государственной власти;
- между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации) разграничены полномочия (предмет ведения);
- выделены вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы ведения субъектов Российской Федерации;
- субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
- субъекты Российской Федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта Российской Федерации, участие в формировании судейского корпуса и др.)
Принцип сочетания выборности и назначаемости. В Российской Федерации государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Так, согласно Конституции РФ и Федеральному закону от 31.12.1999 № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Президент РФ избирается всеобщим голосованием. Он назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.
Принцип использования коллегиальности и единоначалия. Этот принцип подтверждается существующей политико-правовой реальностью. Органы государственной власти в Российской Федерации могут быть:
- единоличными (Президент РФ, глава субъекта Российской || Федерации и др.) — осуществляют свою работу на основе единоначалия;
- коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и ш др.) — совместно (коллегиально) принимают решения.
Равный доступ к государственной службе. Смысл этого принципа в следующем: все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой, имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения, принадлежности к той или иной партии, отношения к религии и др.
Принцип профессионализма. Данный принцип подразумевает:
- наличие специальной подготовки у работников государственных органов;
- учет данной подготовки при приеме на работу и продвижении
f по службе;
- контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).
Принцип законности. Этот принцип обязывает государственные органы, государственных служащих соблюдать и надлежаще использовать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности. Правовые акты, принятые компетентными государственными органами, не могут противоречить актам вышестоящих органов.
Принцип легальности образования и деятельности органов государства. Смысл этого принципа в следующем: государственные структуры могут учреждаться лишь в порядке, определенном Конституцией РФ и действующим законодательством. Легальность органов государства устанавливается различными способами (выборность, назначаемость соответственно действующему законодательству).
Принцип территориальности. Существенно то, что названный принцип положен в основу организации системы государственных органов. Государство делится на территориальные единицы. Соответственно, сама система государственных органов строится с учетом этих единиц. Каждый орган действует в определенном пространстве различных уровней — федерального, республиканского, краевого, областного и т. д.
Можно сказать, что последовательная ориентация должностных лиц, государственных служащих на названные принципы позволяет достичь большей результативности государственного управления в Российской Федерации.
25.Форма государства: понятие, элементы (общая характеристика)
Философская категория «форма» имеет следующий основной смысл: выражение чего-либо вовне, т. е. внешнее оформление.
В отечественной юридической литературе определился взгляд на форму государства как на сложное по структуре системное явление, состоящее из нескольких взаимосвязанных элементов. К таким элементам относятся: форма государственного правления, форма государственно-территориального устройства и форма государственно-политического режима. При этом отмечается: категории «форма государственного правления» и «форма государственно- территориального устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства. Государственно-политический режим характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе.
форма государства — это организация государственной масти, взятая в единстве трех ее основных элементов (или сторон) — формы государственного правления, формы государственно-территориального устройства и формы государственно-политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, характеризующий особенности организации и функционирования высших органов государственной власти. Форма правления дает ответ на вопросы, кто и каким образом правит в государстве осуществляется ли власть одним лицом или же принадлежит коллективному выборному органу. По форме правления все государства делятся на монархии и республики.
Форма государственно-территориального устройства — элемент формы государства, характеризующий особенности территориальной организации власти и управления, раскрывающий взаимоотношения между центральными и региональными органами государственной власти.
Форма государственно-политического режима — элемент формы государства, отражающий совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.